Здавалка
Главная | Обратная связь

Регистрационный бланк ответов на опросник Дж. Холланда



Блок Тестов профессиональной ориентации

Часть 1.

Согласно типологии американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших результатов.

Цель занятия: Определение типа личности по методике Дж. Холланда.

Оснащение: Опросник Дж. Холланда и лист для ответов.

Порядок работы:

1. Инструктаж

2. Протокол занятия

3. Обработка результатов.

4. Характеристика типов личности по Дж. Холланду. Характеристика профессий в соответствии с типом личности.

5. Обсуждение результатов проведенного обследования студентов.

Инструктаж:

Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ сначала в опроснике Дж. Холланда (таблица 1), а затем в регистрационном бланке ответов (таблица 2).

Таблица 1.

Опросник Дж. Холланда

Сделайте один выбор из двух (а или б)
1а Инженер-технолог 1б Конструктор
2а Завуч по внеклассной работе 2б Председатель профсоюзного комитета
3а Дизайнер 3б Чертежник
4а Ученый-химик 4б Бухгалтер
5а Политический деятель 5б Писатель
6а Повар 6б Наборщик
7а Адвокат 7б Редактор научного журнала
8а Воспитатель 8б Художник по керамике
9а Вязальщик 9б Санитарный врач
10а Нотариус 10б Снабженец
11а Переводчик художественной литературы 11б Лингвист
12а Педиатр 12б Статистик
13а Заведующий магазином 13б Фотограф
14а Философ 14б Психиатр
15а Оператор ЭВМ 15б Карикатурист
16а Садовник 16б Метеоролог
17а Учитель 17б Командир отряда
18а Художник по металлу 18б Маляр
19а Гидролог 19б Ревизор
20а Заведующий хозяйством 20б Дирижер
21а Инженер-электронщик 21б Секретарь-машинистка
22а Главный зоотехник 22б Зоолог
23а Спортивный врач 23б Фельетонист
24а Водитель троллейбуса 24б Медсестра
25а Копировщик 25б Директор
26а Архитектор 26б Математик
27а Работник детской комнаты милиции 27б Счетовод
28а Председатель колхоза 28б Агроном-счетовод
29а Биолог 29б Офтальмолог
30а Архивариус 30б Скульптор
31а Стенографист 31б Логопед
32а Экономист 32б Заведующий магазином
33а Научный работник музея 33б Консультант
34а Корректор 34б Критик
35а Радиооператор 35б Специалист по ядерной физике
36а Врач 36б Дипломат
37а Актер 37б Телеоператор
38а Археолог 38б Эксперт
39а Закройщик-модельер 39б Декоратор
40а Часовой мастер 40б Монтажник
41а Режиссер 41б Ученый
42а Психолог 42б Поэт

 

Протокол занятия

Таблица 2.

Регистрационный бланк ответов на опросник Дж. Холланда

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

 
 
     
     
  10а 10б 11а
  11б 12а 12б 13а  
13б 14а 14б 15а   15б
16а 16б 17а   17б 18а
18б 19а   19б 20а 20б
21а     21б 22а  
  22б 23а     23б
24а   24б 25а 25б 26а
  26б 27а 27б 28а  
28б 29а 29б 30а   30б
31а   31б 32а 32б  
  33а 33б 34а   34б
35а 35б 36а   36б 37а
37б 38а   38б 39а 39б
40а     40б 41а  
  41б 42а     42б

 

Обработка результатов

Подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Поленные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда:

1-й столбец – реалистичный тип;

2-й столбец – интеллектуальный тип;

3-й столбец – социальный тип;

4-й столбец – конвенциальный тип;

5-й столбец – предприимчивый тип;

6-й столбец – артистический тип.

Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.

 

Характеристика типов личности по Дж. Холланду. Характеристика профессий в соответствии с типом личности

1. Реалистичный тип

«Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.

 

2. Интеллектуальный тип

Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.

3. Социальный тип

Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.

4. Конвенциальный тип

Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении им общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.

5. Предприимчивый тип

Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях как, дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор.

6. Артистический тип

В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

 

 

Часть 2.

«Формула профессий» рассматривается как основа построения «Схемы анализа профессий». Классификация типов профессий Е.А. Климова, работа с таблицей «Схема анализа профессии» и с методикой, предназначенной для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией профессий Е.А. Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых.

 

Цель: Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности с помощью методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО).

Оснащение: анкета оптанта, текст опросника ДДО и регистрационный бланк ответов[1].

Порядок работы:

1. Инструктаж

2. Протокол занятия

3. Обработка результатов.

4. Характеристика типов профессий по Е.А. Климову.

5. Обсуждение результатов проведенного обследования студентов.

Опыт 1

Инструктаж

Для того, чтобы обсудить с Вами возможные варианты выбора профессии, прошу Вас ответить на ряд вопросов.

Анкета оптанта

Фамилия, имя, отчество _____________________________________________

Школа ____________________________________________________________

Класс _____________________________________________________________

Дата ______________________________________________________________

 

1. Назовите Ваши любимые учебные предметы.

2. Назовите Ваши нелюбимые учебные предметы.

3. Назовите профессии, которые Вам нравятся.

4. Назовите профессии, которые Вам не нравятся.

5. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали?

7. В какой работе класса или школы принимаете участие?

8. Сколько времени обычно у Вас уходит на приготовление уроков?

9. Какие области деятельности или знаний из приведенных ниже Вас больше всего интересует?

a) Естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство);

b) точные науки (математика, физика);

c) общественно-научная (история, философия, экономика, право);

d) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология);

e) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное);

f) или же определенные интересы отсутствуют?

10. Какую профессию Вы решили избрать?

11. Наметили ли Вы пути ее получения?

12. Есть ли у Вас родственники или друзья, которые работают по избранной Вами профессии?

13. Есть ли у Вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и Вы?

14. Что привлекает Вас в избранной профессии?

a) Условия труда;

b) Сам процесс трудовой деятельности;

c) Высокая материальная обеспеченность;

d) Подвижная работа и возможность получения новых впечатлений;

e) Спокойная работа;

f) Высокая степень ответственности;

g) Самостоятельное принятие решений;

h) Возникновение сложных или даже опасных ситуаций;

i) Контакты с людьми;

j) Возможность творческой деятельности;

k) Частые командировки;

l) Возможность создавать что-либо своими руками;

m) Работа на свежем воздухе;

n) Романтичность;

o) Полезность результатов;

p) Независимость;

q) Перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице);

r) Близость к месту жительства;

s) Ваш вариант_____________________________________________

 

Обсуждение результатов

Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы:

· О наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан может быть тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора);

· Об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).

 

Опыт 2

Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

 

Инструктаж

Предположим, что после соответствующего обучения, Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ сначала в опроснике ДДО (таблица 3), а затем в регистрационном бланке ответов (таблица 4).

Таблица 3

Опросник ДДО

Сделайте один выбор из двух (а или б)
1а Ухаживать за животными   1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
2а Помогать больным людям 2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б Следить за состоянием, развитием растений
4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу) 4б Доводить товары до потребителя, (рекламировать, продавать)
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б Обсуждать художественные книги
6а Выращивать молодняк – животных какой-либо породы 6б Тренировать сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
7а Копировать рисунки, изображения, настраивать музыкальные инструменты 7б Управлять каким-либо грузовым, подъемным средством (подъемным краном, трактором, тепловозом и др.)
8а Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурс и т.д.) 8б Художественно оформлять выстаки, витрины, участвовать в подготовке пьес, концертов
9а Ремонтировать изделия, вещи (одежду, технику), жилище 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных 10б Выполнять вычисления, расчеты
11а Выводить новые сорта растений 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы и аппараты 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а Составлять точные описания (отчеты) о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 15б Художественно описывать, изображать события, наблюдаемые или представляемые
16а Делать лабораторные анализы в больнице 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей в театры, музей, на экскурсии, в туристические походы и т.п. 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

 

Таблица 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.