Регистрационный бланк ответов на опросник Дж. ХолландаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Блок Тестов профессиональной ориентации Часть 1. Согласно типологии американского психолога Дж. Холланда, различают шесть психологических типов людей: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших результатов. Цель занятия: Определение типа личности по методике Дж. Холланда. Оснащение: Опросник Дж. Холланда и лист для ответов. Порядок работы: 1. Инструктаж 2. Протокол занятия 3. Обработка результатов. 4. Характеристика типов личности по Дж. Холланду. Характеристика профессий в соответствии с типом личности. 5. Обсуждение результатов проведенного обследования студентов. Инструктаж: Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ сначала в опроснике Дж. Холланда (таблица 1), а затем в регистрационном бланке ответов (таблица 2). Таблица 1. Опросник Дж. Холланда
Протокол занятия Таблица 2. Регистрационный бланк ответов на опросник Дж. Холланда Фамилия, имя, отчество _____________________________________________
Обработка результатов Подсчитывается количество отмеченных ответов в регистрационном бланке по каждому столбцу в отдельности. Поленные числовые значения характеризуют выраженность определенного типа личности по классификации Дж. Холланда: 1-й столбец – реалистичный тип; 2-й столбец – интеллектуальный тип; 3-й столбец – социальный тип; 4-й столбец – конвенциальный тип; 5-й столбец – предприимчивый тип; 6-й столбец – артистический тип. Анализ полученных данных производится путем выделения столбца, содержащего наибольшее количество отмеченных ответов и соответствующих определенному типу личности по Дж. Холланду.
Характеристика типов личности по Дж. Холланду. Характеристика профессий в соответствии с типом личности 1. Реалистичный тип «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение), ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение чертежей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ориентируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, но в деятельности на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии. 3. Социальный тип Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика. 4. Конвенциальный тип Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении им общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий. 5. Предприимчивый тип Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Не нравятся занятия, требующие усидчивости, большого труда, моторных навыков, концентрации внимания. Эти особенности наиболее плодотворно реализуются в таких профессиях как, дипломат, репортер, менеджер, директор, брокер, кооператор. 6. Артистический тип В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию. Присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления. Обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.
Часть 2. «Формула профессий» рассматривается как основа построения «Схемы анализа профессий». Классификация типов профессий Е.А. Климова, работа с таблицей «Схема анализа профессии» и с методикой, предназначенной для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией профессий Е.А. Климова. Используется при профориентации подростков и взрослых.
Цель: Определение сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности с помощью методики «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). Оснащение: анкета оптанта, текст опросника ДДО и регистрационный бланк ответов[1]. Порядок работы: 1. Инструктаж 2. Протокол занятия 3. Обработка результатов. 4. Характеристика типов профессий по Е.А. Климову. 5. Обсуждение результатов проведенного обследования студентов. Опыт 1 Инструктаж Для того, чтобы обсудить с Вами возможные варианты выбора профессии, прошу Вас ответить на ряд вопросов. Анкета оптанта Фамилия, имя, отчество _____________________________________________ Школа ____________________________________________________________ Класс _____________________________________________________________ Дата ______________________________________________________________
1. Назовите Ваши любимые учебные предметы. 2. Назовите Ваши нелюбимые учебные предметы. 3. Назовите профессии, которые Вам нравятся. 4. Назовите профессии, которые Вам не нравятся. 5. Чем Вы любите заниматься в свободное время? 6. Какие кружки, секции, факультативы посещаете или посещали? 7. В какой работе класса или школы принимаете участие? 8. Сколько времени обычно у Вас уходит на приготовление уроков? 9. Какие области деятельности или знаний из приведенных ниже Вас больше всего интересует? a) Естественнонаучная (химия, биология, медицина, геология, сельское хозяйство); b) точные науки (математика, физика); c) общественно-научная (история, философия, экономика, право); d) гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология); e) искусство (музыкальное, театральное, изобразительное); f) или же определенные интересы отсутствуют? 10. Какую профессию Вы решили избрать? 11. Наметили ли Вы пути ее получения? 12. Есть ли у Вас родственники или друзья, которые работают по избранной Вами профессии? 13. Есть ли у Вас друзья, которые намерены избрать ту же профессию, что и Вы? 14. Что привлекает Вас в избранной профессии? a) Условия труда; b) Сам процесс трудовой деятельности; c) Высокая материальная обеспеченность; d) Подвижная работа и возможность получения новых впечатлений; e) Спокойная работа; f) Высокая степень ответственности; g) Самостоятельное принятие решений; h) Возникновение сложных или даже опасных ситуаций; i) Контакты с людьми; j) Возможность творческой деятельности; k) Частые командировки; l) Возможность создавать что-либо своими руками; m) Работа на свежем воздухе; n) Романтичность; o) Полезность результатов; p) Независимость; q) Перспективность (профессиональный рост, продвижение по служебной лестнице); r) Близость к месту жительства; s) Ваш вариант_____________________________________________
Обсуждение результатов Анализируя результаты анкеты, профконсультант должен сформулировать следующие выводы: · О наличии профессионального плана и степени его сформированности (сформированным профплан может быть тогда, когда выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора); · Об осознанности выбора профессии (осознанным выбор можно считать в том случае, если он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, когда указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии).
Опыт 2 Для оценки профессиональной направленности на основе анализа предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности используется Дифференциально-диагностический опросник (ДДО). В основу этой методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на пять групп по предмету труда: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».
Инструктаж Предположим, что после соответствующего обучения, Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли? Обведите кружком выбранный Вами ответ сначала в опроснике ДДО (таблица 3), а затем в регистрационном бланке ответов (таблица 4). Таблица 3 Опросник ДДО
Таблица 4 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|