Здавалка
Главная | Обратная связь

Классич школа менедж-та.



классич школа упр-ния до 20-х г. Делится на 2 этапа:

1) науч орг-ция труда,

2) административный подход (соц. орг-ция труда)

Первые иссл-ния в области менедж-та были сделаны класс школой. Первых менеджеров больше всего волновал вопрос эфф-ти пр-ва – технич подход в менедж-те. Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве.

Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Подход авторов резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу. Менеджмент-искусство. Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

Первый серьезный шаг к изучению мен-та как науки был сделан Фредериком Уинслоу Тейлором (1856-1915). Он возглавил движение науч упр-ния. Его осн работа: «Упр-ние фабрикой» 1903г., «Принципы науч мен-та» 1911г., посвящена разработке методов науч орг-ии труда, основанного на изучении движения раб с помощью хронометра, стандартизации приемов и орудий труда. Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда. Гл заслуга Ф. Тейлора в том, что он как осн-ль школы науч упр-ния разработал методологич основы нормирования труда, внедрил в практику науч подходы подбора, расстановки и стим-ния труда раб-х.

Система Тейлора базировалась на 5 принципах:

Научный отбор работника (тестирование) Научное изучение и обучение работника

Принцип разделения труда Адекватное вознаграждение

Равная ответственность работника и руководителя.

Он определил гл причину низкой произв-ти труда - отсутствие совершенной системы стимулирования труда. Предложил: прогрессивная система оплаты труда, использование психологического фактора, решение соц проблем, улучшение условий труда, разумные уступки со стороны администрации

Становление науч упр-ния связано с именами супругов Фрэнка и Лилиан Гилбретт. Они в области труд движений впервые применили кинокамеру для автометража операций, разработали науч принципы орг-ции раб места, Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется «управление кадрами». Она исследовала такие вопросы , как подбор, расстоновка и подготовка.

Генри Лоуренс Ганнт создал систему оперативного управления и календарного планирования

Ганнт (1861—1919гг.) интересовался уже не отдельными операциями, а производственными процессами в целом. Согласно Ганнту «основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их «выполнение». Он разработал целую систему плановых графиков (графики Ганнта), позволяющих благод aря его высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. К числу организационных изображений Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повысила их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы ( при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке).

Генри Форд в системе Тейлора центр место занимал руч труд; Форд заменил ручной труд машинами, т.е.сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора.

Основные принципы фордизма: труд д.б высокооплачиваемым рабочее время не д. превышать 48 ч/неделю на п/п следует обесп-ть наилуч состояние оборудования необходима автоматизация производства запрещение детского труда управленцы д.б не только высококвалифицированные, но и всесторонне развитыми людьми

Форд первым реализовал поточное производство, появился первый конвеер. в его системе повышается значение внутрипроизводственного оперативного планирования, возростает роль контроля за качеством продукции. модель форда была реализована на практике, что явилось мощным фактором для формирования ср класса.

Развитие адм школы Рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль(Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления. Анри Файоль (1841-1925) разделил весь процесс упр-ния на 5 осн функций, кот до сих пор исп-ют орг-ции:1. план-ние2. орг-ция3. подбор и расстановка кадров4.рук-во5.контроль

Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:

Разделение труда — специализация работ для эффективного использования рабочей силы.

Полномочия и ответствть-кажд р-чему д б делегир полномочия, достаточн для нестения отв-ти за раб

Дисциплина — раб д подчся усл соглашения, менедж д применять справедливые санкции к наруш.

Единоначалие — рабоч получ распоряжение и отчится только перед одним непосредств начальником.

Единство действий-действия, имеющ одинаков цель, д объединяться в гр и осущся по единому плану.

Подчиненность интересов — интересы оргции имеют преимва перед интересами отдельных сотр.

Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.

Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.

Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).

Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.

Справедливость — установл правила д осуществл-ся справедливо на всех уровнях скалярной цепи.

Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.

Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.

Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий

Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией, в частности, определение лучшего способа разделения организации на подразделения или рабочие группы. Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Гарринктон Эмерсон (1853-1931). Верил в абс правила упр-ния, сформировал 12 правил (принципов) произв-ти труда:

точно поставленные цели и задачи рисутствие здравого смысла в точной оценке возм/й орг-ции

конкретные нормы и расписания онсультации компетентных спец-тов орошие условия труда

дисциплина испетчирование-аспект планир, кот содержит календарное планирование как составной элемент.нормирование операций праведливое отн-ние к персоналу исьменные стандартные инструкции

оператив и точный учет ознагр-ние за произв-ть

исследовал принципы трудовой деятельности независимо от типа производства.

МАКС ВЕБЕР – нем. социолог (1864-1920). Написал мн-во работ по социологии, снискавших ему славу великого ученого. Как эк-та часто рассм-ют в рамках администр школы, что явл-ся спорным моментом, поскольку творчество Вебера не ограничивается концепцией рац бюрократ орг-ции. В своей работе «Теория соц и эк орг-ции» он утв-ет, что только власть м/ внести порядок в отн-ния м/у людьми.

Выделяет 3 типа власти:

харизматическое госп-во (основано на вере др людей в лич кач-ва рук-ля), традиционное госп-во (основано на вере в незыблемость сущ-их традиций) и рациональный тип (построен на правовой основе и законодат базе). Первые два типа по Веберу неэффективны, иррациональны. Третий тип власти Вебер назвал Легальное господство, наиб адекватно соотв-вие соврем. европ. культуре. Бюрократическое правление означает господство на основе знания — в этом заключается его специфически рациональная основа. Свое могущественное положение у власти на основе профессионального знания бюрократия лишь усиливает за счет должностного (служебного) знания: знания фактов, приобретенного при продвижении по службе или "из документов".

Концепция рац бюрократ орг-ции. М/ выделить след признаки этой орг-ции:

1. разделение труда в орг-ции строится на основе функциональ спец-ции

2. раб-ки д/ вып-ть т/о те обяз-ти, кот предусмотрены их д/стью

3. власть д/ иметь иерархический хар-р

4. все члены орг-ции осущ-ют свою деят-ть на основе официально утвержд правил

5. власть принадлежит не конкр лицу, а раб месту

6. на д/сть чел-к назначен т/о распоряжением рук-ля

7. з/п и все др формы мотивации к труду распред-ся по иерархии.

Т.о. Вебер заложил методологич основы отрасли управленч науки, кот в последствии получила название теории оргции. В отличииот Тейлора, который стремился чтоб рабоч р-л как машина, В стремился чтобы вся оргция раб как машина. Необх-ть разделения труда и его формальн закрепления есп-ся и в наст время.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.