Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 2. Школа человеческих отн-й. Предпосылки. Хотторнские эксперименты.



Она возникла на Западе в 30-50-е года 20 века. Предпосылки возн-ия и разв-я связаны с изм-ми хар-ра труда и самого раб-ка. В 20 век раб-к считался придатком машины. По мере внедрения НТП раб-к стал превращаться в квалифицированного раб-ка. Требовался грамотный раб-к. Для того, чтобы получить максимальную отдачу, необходимо само желание раб-ка. Нужно в нем видеть партнера, быть самим для него наставником. Основным фактором повышения произв-ти является изменение отношения к работе.

На смену административным и экономическим методам упр-ния приходят социальные методы.

Итак, объективной причиной возн-ния неоклас. школы яв-ся недостаточное внимание, уделяемое класс. школой человеку как объекту упр. Представители этой школы подвергли критике концепцию «экономического человека», утверждающую, что един. и главным стимулом к труду яв-ся матер. заинтересованность. Ученые представляющие школу чел. отн-й считали псих. и соц. аспекты главными мотивациями, а человека осн-ым объектом упр-ния.

Родоначальниками этой школы были психологи и социологи.

Г. Мюнстберг (1869-1916) – немец, психолог по образованию.

Осн. заслуги:1Он создал первую в мире школу промышленных психологов, к-ая готовила спец-тов по заявкам п/п.2Его осн-ая научная работа – книга «Психология и пром-ая эф-ть»: как отыскать людей, чьи интеллектуальные качества делают их наиболее подходящими для выполнения работ (научный подбор кадров); при каких психологи­ческих условиях можно получить лучшие результаты от каждого сотрудника; как воздействовать на работников, с точки зрения эф­фективности бизнеса.. 3Он был одним из осн-лей психотехники. Психотехника – это сис-ма тестов врожденные спос-ти чел-ка, псих. совместимость, возможность заниматься тем или иным видом деят-ти.

Он занимался исследованием, связанным с проблемой утомляемости, травматизма на производстве, оптимизации усл. труда, настаивал на гуманизации труда и производств процессов.

Рассматривая школу чел-х отн-й нельзя не остановиться на исслед-ях М.П.Фоллетт (1868-1933). Она изучала соц-ые отношения в небольших коллективах, значение неформальных отн-й. В 1920 году вышла ее книга «Новое государство», кот-ая принесла автору известность в мире упр-ния и бизнеса. Исследуя природу человеческих отн-й и мотивацию труда, автор выдвинула идею гармонии труда и капитала, подвергнув критике концепцию экономического человека.В рамках своей теории автор утверждает, что не только материальные стимулы яв-ся мотивацией труда, но и духовные, и творческие. Более того автор считает, что духовные и творческие яв-ся первостепенными.Этой теории стали придерживаться известные управленцы и бизнесмены. До этого момента они придерживались взглядов Тейлора.Ее заслуга состоит еще и в том, что в ее работах органически сочетаются и идеи школы научного упр-ния, и школы чел. отн-й.

На основе своих иссл-ний она предложила теорию разрешения трудовых конфликтов тремя способами:1компромисс2доминирование3интеграция – выработка третьего варианта на основе рациональных аспектов, пред-х каждой из сторон.

Элтон Мэйо (1880-1949) – рук-ль отдела промышленных изысканий Гарвардского Унив-та. Его эксперименты проводились на п/п Western electric в течение 10 лет известные как Хотторнские эксперименты, практически не имевших аналогов.

Элтон Мэйо изучал влияние различных факторов, таких как утомляемость, усл. труда, состав коллектива, стиль руководства и т.д. на произв-ть труда.

Результаты исследования позволили автору создать так называемую «социальную философию мен-та», в рамках кот-ой исследователь утверждал, что трудовой коллектив – это неформально сущесв-ая группа рабочих, объединяемая определенными соц-ми отн-ми личности, на производственный труд кот-ых большое влияние оказывает чел. фактор. Т.о. он положил начало исследованию роли чел. фактора.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.