Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на современном этапе. Хар-ки менеджера как субъекта упр-ния.



Мен-т – это и наука, и искусство. Мен-ту можно дать много разных опр-ний:

это способ общения с людьми

это стимулирование работы людей

это обладание административными навыками

это умение добиваться орг.целей

Мен-т-это образ мышления, действий, жизни, направленный на оптимальное развитие сложной, многоуровневой, социальной, экономической системы, включающей в себя как объектные, так и субъектные эл-ты.

Сиситема – это набор элемнтов, связанных друг с другом. Мы рассматриваем управление в рамках соц-эк-кой системы – организации.

Аспекты системы:

I.экономический аспект ( в соот-ии с эконом-ми законами)

II.соц-ый аспект (человек стоит в центре общества)

Ф-ция упр-ния - это есть связи м/у эл-тами системы.

Вторая половина 20 века – в экономически развитых странах произошла промышленная революция (переход к машинному производству, формирование крупных предприятий, переход к сложным многоуровневым системам), что привело к новому качеству упр-ния, упр-ние стало играть ведущую роль.

Осн. субъект управленческой деят-ти – менеджер.

Требования, предъявляемые современному менеджеру (критерии управленческого мастерства):

1) Наличие концептуального мышления. Предполагает стратегическое мышление, умение определять цели, строить прогнозы, видеть будущее. Наличие системного, комплексного мышления( оценка взаимосвязи от общего к частному)

2) Наличие аналитического мышления. Умение анализировать, знание разнообразных форм и методов анализа.

3) Наличие административных навыков, т.е. умение объяснять свои решения опосредованно.

4) Умение принимать управленческие решения. Особенности: 1. Ответственность решения социальная (независимо от характера и масштаба решения последствия коснуться каждого из членов огр-и). Принцип: чем больше власти, тем больше ответственности. 2. Целенаправленность решения, цель огр-и должна совпадать с целями отдельных людей (позитивная интегрирующая цель). 3. Управленческое решение должно быть системным.

5) Коммуникабельность (манера поведения, обращения, такт, умение доказывать, убеждать в своей правоте)

6) Знание психологии, т.е. быть глубоким психологом и тонким аналитиком.

7) Знание технологии, т.е. специфика поведения людей, что они делают, трудовая деят-ть рабочих.

8) Наличие инновационных идей. Быть конкурентоспособным + проводить постоянные нововведения, самоменеджмент.

Чем хар-ся современный этап теории и практики упр-ния?

Современный мен-т – это:

1. стратегический мен-т (современная интерпретация планирования),

2. социальный мен-т,

3. инновационный мен-т,

4. антикризисный мен-т,

5. риск мен-т (каждая инновация несет некоторую степень риска).

Эти понятия являются характерными для современного этапа теории и практики упр-ния.

Рассмотрим стратегический мен-т. Модель стратегического мен-та включает:

1) формирование миссии и философии компании

2) цели огр-и

3) разработка стратегий на основе анализа внешней и внутренней среды

4) формируем портфель стратегий

5) реализация стратегии (происходят изменения в орг. структуре), проводим оценку стратегии

6) корректировка (может меняться разработка стратегии, цели компании, а также может пересматриваться миссия и философия компании).

Уровни упр-ния. В зависимости от дифференциации существует несколько уровней менеджеров. Всегда выделяют 3 основных уровня упр-ния:

1. высший (корпоративный), топ-менеджер

2. средний (бизнес-уровень)

3. низший (функциональный).

Высший уровень – управленцы, они принимают страт. решения, учитывая все аспекты деят-ти огр-и, также имеют доступ к информации, касающейся всех сторон деят-ти огр-и. Топ-менеджер выполняет специфическую функцию и осн. ф-ции упр-ния.

Менеджеры среднего уровня имеют доступ к информации только одной стороны огр-и.

У менеджеров низшего уровня осн. специфика работы заключается в непосредственном руководстве персоналом, а другое упр-ние персоналом опосредованно (через функциональных менеджеров).

Все менеджеры выполняют одновременно все ф-ции упр-ния, но приоритеты выполнения их совершенно разные:

ü планирование

ü огр-я

ü руководство

ü контроль.

Вопрос 5. Орг. культура, виды, формирование.

Орг. культура - это система ценностей, обычаев, тра­диций, стереотипов, установок, норм и правил поведения в той или иной огр-и.

Термин "орг. культура" появился в конце 70-х годов, а на ру­беже 80-90-х этот феномен оказался в центре внимания предпринимателей.

Культура определяет климат, стиль, взаимоотношения в данной огр-и. В понятие культуры входят: постоянно повторяющиеся хар-ки поведения людей, ценности огр-и, такие как новаторство, инициативность, роль женщин в управлении, критерии выбора на руководя­щие должности, правила делового и внеслужебного общения, стиль руковод­ства, характер контактов, нормы производственных групп, манера персона­ла одеваться, установленные стандарты качества продукции, политика огр-и по отношению к раб-кам или заказчикам.

Факторы: цели огр-и, господствующие в обществе идеи и ценности, внут­ренние стандарты и правила, система коммуникаций, другие факторы внеш­ней и внутренней среды огр-и.

Д. Олдхем выделяет шесть таких факторов:

— история развития и собственность огр-и;

— размер;

— технология;

— цели и задачи;

— окружение;

— люди.

Препятствием для изменения орг. культуры является человеческое сознание, культурные стереотипы его поведения, поскольку орг. культура базируется на основе общенациональ­ной культуры, которая складывается веками и практически не поддается изменениям.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.