Вопрос 4. Предмет и роль мен-та. Теория и практика мен-та на современном этапе. Хар-ки менеджера как субъекта упр-ния.
Мен-т – это и наука, и искусство. Мен-ту можно дать много разных опр-ний: это способ общения с людьми это стимулирование работы людей это обладание административными навыками это умение добиваться орг.целей Мен-т-это образ мышления, действий, жизни, направленный на оптимальное развитие сложной, многоуровневой, социальной, экономической системы, включающей в себя как объектные, так и субъектные эл-ты. Сиситема – это набор элемнтов, связанных друг с другом. Мы рассматриваем управление в рамках соц-эк-кой системы – организации. Аспекты системы: I.экономический аспект ( в соот-ии с эконом-ми законами) II.соц-ый аспект (человек стоит в центре общества) Ф-ция упр-ния - это есть связи м/у эл-тами системы. Вторая половина 20 века – в экономически развитых странах произошла промышленная революция (переход к машинному производству, формирование крупных предприятий, переход к сложным многоуровневым системам), что привело к новому качеству упр-ния, упр-ние стало играть ведущую роль. Осн. субъект управленческой деят-ти – менеджер. Требования, предъявляемые современному менеджеру (критерии управленческого мастерства): 1) Наличие концептуального мышления. Предполагает стратегическое мышление, умение определять цели, строить прогнозы, видеть будущее. Наличие системного, комплексного мышления( оценка взаимосвязи от общего к частному) 2) Наличие аналитического мышления. Умение анализировать, знание разнообразных форм и методов анализа. 3) Наличие административных навыков, т.е. умение объяснять свои решения опосредованно. 4) Умение принимать управленческие решения. Особенности: 1. Ответственность решения социальная (независимо от характера и масштаба решения последствия коснуться каждого из членов огр-и). Принцип: чем больше власти, тем больше ответственности. 2. Целенаправленность решения, цель огр-и должна совпадать с целями отдельных людей (позитивная интегрирующая цель). 3. Управленческое решение должно быть системным. 5) Коммуникабельность (манера поведения, обращения, такт, умение доказывать, убеждать в своей правоте) 6) Знание психологии, т.е. быть глубоким психологом и тонким аналитиком. 7) Знание технологии, т.е. специфика поведения людей, что они делают, трудовая деят-ть рабочих. 8) Наличие инновационных идей. Быть конкурентоспособным + проводить постоянные нововведения, самоменеджмент. Чем хар-ся современный этап теории и практики упр-ния? Современный мен-т – это: 1. стратегический мен-т (современная интерпретация планирования), 2. социальный мен-т, 3. инновационный мен-т, 4. антикризисный мен-т, 5. риск мен-т (каждая инновация несет некоторую степень риска). Эти понятия являются характерными для современного этапа теории и практики упр-ния. Рассмотрим стратегический мен-т. Модель стратегического мен-та включает: 1) формирование миссии и философии компании 2) цели огр-и 3) разработка стратегий на основе анализа внешней и внутренней среды 4) формируем портфель стратегий 5) реализация стратегии (происходят изменения в орг. структуре), проводим оценку стратегии 6) корректировка (может меняться разработка стратегии, цели компании, а также может пересматриваться миссия и философия компании). Уровни упр-ния. В зависимости от дифференциации существует несколько уровней менеджеров. Всегда выделяют 3 основных уровня упр-ния: 1. высший (корпоративный), топ-менеджер 2. средний (бизнес-уровень) 3. низший (функциональный). Высший уровень – управленцы, они принимают страт. решения, учитывая все аспекты деят-ти огр-и, также имеют доступ к информации, касающейся всех сторон деят-ти огр-и. Топ-менеджер выполняет специфическую функцию и осн. ф-ции упр-ния. Менеджеры среднего уровня имеют доступ к информации только одной стороны огр-и. У менеджеров низшего уровня осн. специфика работы заключается в непосредственном руководстве персоналом, а другое упр-ние персоналом опосредованно (через функциональных менеджеров). Все менеджеры выполняют одновременно все ф-ции упр-ния, но приоритеты выполнения их совершенно разные: ü планирование ü огр-я ü руководство ü контроль. Вопрос 5. Орг. культура, виды, формирование. Орг. культура - это система ценностей, обычаев, традиций, стереотипов, установок, норм и правил поведения в той или иной огр-и. Термин "орг. культура" появился в конце 70-х годов, а на рубеже 80-90-х этот феномен оказался в центре внимания предпринимателей. Культура определяет климат, стиль, взаимоотношения в данной огр-и. В понятие культуры входят: постоянно повторяющиеся хар-ки поведения людей, ценности огр-и, такие как новаторство, инициативность, роль женщин в управлении, критерии выбора на руководящие должности, правила делового и внеслужебного общения, стиль руководства, характер контактов, нормы производственных групп, манера персонала одеваться, установленные стандарты качества продукции, политика огр-и по отношению к раб-кам или заказчикам. Факторы: цели огр-и, господствующие в обществе идеи и ценности, внутренние стандарты и правила, система коммуникаций, другие факторы внешней и внутренней среды огр-и. Д. Олдхем выделяет шесть таких факторов: — история развития и собственность огр-и; — размер; — технология; — цели и задачи; — окружение; — люди. Препятствием для изменения орг. культуры является человеческое сознание, культурные стереотипы его поведения, поскольку орг. культура базируется на основе общенациональной культуры, которая складывается веками и практически не поддается изменениям. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|