Типология американского социолога Хенди.
1. Культура Власти. В данной орг-ции сущ-ет центр. источник власти. Обычно это лидер с выдающимися личностными хар-ками. Он контролирует все, что происходит в огр-и, и имеет право последнего голоса. Удерживать власть в одних руках позволяет то, что рук-ль единолично распоряжается всеми ресурсами. Это же позволяет огр-и быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, быстро принимать и выполнять решения. Размер власти зависит от степени приближенности к лидеру. 2. Культура Роли. Эта культура больше известна под названием "бюрократия". Она хар-ся строгой специализацией подразделений, которые координируются высшим управленческим звеном. Деят-ть в огр-и построена по формальным правилам, стандартам и инструкциям. Власть определяется положением в структуре, именно здесь понятие "роль" получает свое истинное значение. Высшую оценку получают не за творческий подход к решению задач и инициативу, а четкое следование предписаниям. Эта оргкультура способна дать отдельному служащему чувство защищенности и возможность стать компетентным специалистом, но разрушительна для честолюбивых, ориентированных на власть и стремящихся к самостоятельности людей, для тех, кто больше ориентирован на результат, а не на процесс. 3. Культура Задачи. Данная культура ориентирована на конкретный проект или работу. Наибольшая эф-ть достигается путем соединения ресурсов и профессиональных сотрудников, а также за счет отождествления собственных целей с целями огр-и, которые здесь стоят выше индивидуальных. Влияние основано на силе специалиста, эксперта, а не на силе занимаемого положения или силе личности. Достоинство этой культуры в том, что она позволяет легко адаптироваться в резко изменяющихся усл.х нестабильного рынка, дает возможность быстро реагировать на изменения. Контроль сводится к распределению проектов, сотрудников и ресурсов, и именно это является слабым местом таких огр-й, так как возможен конфликт из-за неравномерности распределения ресурсов. Как правило, культура Задачи является переходной и рано или поздно перерастает в культуру Власти или культуру Роли. 4. Культура Личности. Центральное место в огр-и занимает личность, основное значение придается творчеству. Сотрудники не являются подчиненными в полном смысле этого слова. Огр-я объединяет людей для того, чтобы они могли добиваться собственных целей. Структура играет обеспечивающую и координирующую роль. Контроль в такой огр-и практически невозможен, признается только согласие. Такие огр-и в чистом виде встречаются редко. Примерами огр-й с подобным типом культуры являются адвокатские конторы, университетские кафедры, консалтинговые фирмы. Культуры различаются по тому, как их носители решают три основных типа проблем: 1) взаимоотношения с людьми; 2) отн-е ко времени и 3) отн-е к окружающей среде. 5 основных культурных различий: 1. Универсализм или партикуляризм — акцент на правилах и постоянстве или на взаимоотношениях и гибкости. 2. Индивидуализм или коллективизм — акцент на индивидуальной свободе и ответственности или на групповых интересах и согласии. 3. Нейтральность или аффективность — акцент на объективности и беспристрастности или на эмоциях и выражении чувств. 4. Специфичность или диффулпость — акцент на сфокусированной и узкой включенности или на вовлеченности всего человека. 5. Достижения или предписания — акцент на заработанном благодаря своей деят-ти, статусе или на предписанном статусе. Что касается проблем, связанных с отн-ем времени, то Тромпенаарс различает культуры с последовательной или синхронной ориентацией. При последовательной культуре время рассм-ся как серия проходящих событий; при синхронной — оно состоит их прошлого, настоящего и будущего, тесно связанных друг с другом. Говоря о проблемах отношения к окружающей среде, автор утверждает, что различные культуры могут считать себя независимыми или зависимыми по отношению к природе. Представители культур первого типа отделяют себя от природы и уверены, что они могут контролировать ее; второго — рассматривают себя как часть природы и верят, что должны следовать ей. Типа корпоративной управленческой культуры (Трампенаарс): 1. «Семья» — жестко иерархический и ориентирующийся на исполнение указаний свыше. Система в целом базируется на патерналистской установке: инициатива и усилия подчиненных должны соответствовать установкам лидера, но ф-ции сотрудников нельзя назвать четко формализованными. Язык «Семьи» — это во многом язык этических оценок одобрения или неодобрения со стороны «отца». 2. «Эйфелева башня» имеет ярко выраженную ролевую ориентацию с предельно детализированным прописыванием функциональных обязанностей для каждого сотрудника. При этом ведется тщательный контроль за тем, чтобы не происходило спонтанного перераспределения функций и зон ответственности. Не допускается никаких не согласованных в установленном порядке инициатив и прочих отклонений от заданного лидером курса. Язык «Эйфелевой башни» — это язык структуры и функциональных обязанностей. 3. «Управляемая ракета» ориентируется на «командное» решение конкретной задачи или достижение конкретного результата к определенному сроку. Этот тип культуры после определения задачи подразумевает совместную проработку ее постановки и после этого максимальную степень делегирования упр. функций вниз. Но сам по себе коллектив склонен собираться вокруг конкретного проекта и на время его реализации. Язык «Управляемой ракеты» — это язык стратегии и ориентации на цель. 4. «Инкубатор» в наибольшей степени направлена на развитие самореализации творческой личности в усл.х неиерархических связей и минимальной степени формализации отн-й. Язык «Инкубатора» — это язык творческих ассоциаций. Также можно привести классификацию орг. культур с точки зрения упр-ния персоналом: ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|