Здавалка
Главная | Обратная связь

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ.



Орг. структура упр-ния (ОСУ) представляет собой совокупность взаимосвязанных эл-тов и звеньев упр-ния.ОСУ выражает отн-е власти и подчинения, которые юридически закрепляются в нормативных документах (устав, положение о подразделениях, должностные инструкции и т. п.).

Эл-ты ~ это службы, группы и раб-ки, выполняющие те или иные ф-ции упр-ния в соответствии с принятыми принципами специализации. Звенья управления включают несколько эл-тов.

Под уровнем упр-ния понимают совокупность звеньев упр-ния, занимающих определенную иерархическую ступень в ОСУ. Выделяют:

· институциональный (решение корпоративных стратегических задач): директор, совет директоров;

· упр. (решение стратегических и тактических функциональных задач): рук-ли функциональных подразделений;

· технический упр. уровень (решение оперативных и тактических задач): начальники отделов и цехов, мастера и др.

Отношения между эл-тами поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на:

· горизонтальные и вертикальные;

· линейные и функциональные;

· формальные и неформальные;

· прямые и косвенные.

Построение орг. структуры предполагает:

· группировку (департамезации) всех видов работ по ф-циям, видам продукции, геогр. признакам, по потр-лям, этапам пр-ва и т. п.;

· формирование соответствующих звеньев (отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей);

· распределение полномочий и ответственности между звеньями;

· формирование каналов коммуникаций и механизмов координации.

Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы огр-и и направлять усилия подчиненных на выполнение определенных задач. Задачи вместе с полномочиями могут быть делегированы (переданы) лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Ответственность - это обязанность выполнять задачи и отвечать за их решение.

Власть - это право влиять на поведение других людей и заставлять их действовать в определенном направлении.

Исторически сложились следующие виды основных орг. структур.

1. Линейная орг. структура относится к простейшему виду бюрократических структур, в ней воплощены принципы централизма и единоначалия. Каждый подчиненный имеет только одного рук-ля, а каждый рук-ль - нескольких подчиненных в соответствии с нормами управляемости. Линейная структура формируется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции.

+оперативность принятия и реализации упр. решений;

· относительная простота реализации функций упр-ния;

· четко выраженная ответственность.

- разобщенность горизонтальных связей в производственных системах;

· множество контактов с подчиненными, информационная перегрузка;

· при большом числе уровней упр-ния удлиняется процесс принятия и реализации упр. решений;

· увеличение количества уровней упр-ния при росте огр-и;

· жесткость структуры.

2. Линейно-функциональная.

Упр-ние осуществляется линейными (ЛР) и функциональными (ФР) рук-лями.

Линейно-функциональные схемы орг. структур исторически возникли в рамках фабрично-заводского производства и явились соответствующей "орг. реакцией" на усложнение производства и внешней среды. Усложнение производства привело к необходимости углубления специализации упр. функций. Появились рук-ли, которые специализировались либо на общих ф-циях упр-ния (планирование, контроль), либо на ф-циях, отражающих специфику горизонтального разделения труда (главный технолог, главный конструктор и т. п.). В отличие от линейных рук-лей, которые сосредоточили всю власть в своих руках и несут ответственность за деят-ть всего управляемого ими объекта (подразделения), функциональные рук-ли координируют, контролируют и отвечают за результаты выполнения только одной определенной ф-ции, но в рамках п/п или стратегического бизнес-подразделения.

Линейные подразделения, как правило, осуществляют основную производственную деят-ть, функциональные подразделения создаются на ресурсной основе (кадры, финансы, сырье и материалы и т. п.) и тем самым обеспечивают деят-ть основных подразделений.

+ высокая компетентность функциональных рук-лей;

· уменьшение дублирования усилий и потребления материальных ресурсов в функциональных областях;

· улучшение координации в функциональных областях;

· высокая эф-ть при небольшом разнообразии продукции и рынков;

· максимальная адаптация к диверсификации производства;

· формализация и стандартизация процессов;

· высокий уровень использования мощностей.

- чрезмерная заинтересованность в результатах деят-ти "своих" подразделений. Ответственность за общие результаты только на высшем уровне;

· проблемы межфункциональной координации;

· чрезмерная централизация;

· увеличение времени принятия решений из-за необходимости согласований;

· реакция на изменения рынка чрезвычайно замедлена;

· ограничены масштабы предпринимательства и инноваций.

3 Дивизиональная огр-я вырастает из департамезации (группировки схожих работ) по конечному результату: продукт, потр-ль или рынок. Подразделения-дивизионы (стратегические бизнес-подразделения СБП) имеют значительную производственно-хозяйственную самостоятельность при отсутствии статуса юридических лиц.

+ усиление межфункциональной координации по каждому продукту, рынку и внутри регионов;

· рост возможностей получения выгод от экономии на размерах при продуктовой специализации, а также за счет более быстрой реакции на местные запросы и изменение спроса потр-лей;

· глубокое знание специфики продуктов, рынков, регионов;

· возможность создания кадрового резерва для стратегического уровня огр-и.

- введение дополнительных уровней упр-ния между высшим мен-том и бизнес-единицами;

· Дублирование ресурсов и функций в аппаратах упр-ния и, как следствие, рост упр. затрат;

· сложность разделения задач между уровнями упр-ния по всей вертикали и в распределении ответственности за результаты;

· усложнение централизованной координации между СБП, каждый из которых имеет свою стратегию развития.

4. Линейно-штабная (функ-дивизион)представляет собой линейно-функциональную структуру упр-ния, дополненную штабным органом. Штабное подразделение может носить как временный, так и постоянный характер и выполнять консультационную роль при постановке и реализации конкретной проблемы, задачи.

· + эффективное использование производственного и управленческого потенциала для решения экстремальных задач;

· оперативность решений.

- нарушение принципа единоначалия;

  • сложность согласования производственных заданий и программ штаба;
  • возникновение в коллективе социально-психологических проблем;
  • преобладание организационно-распорядительных методов упр-ния над экономическими.

5. Матричная структура построена по принципу одновременного упр-ния, как по горизонтали, так и по вертикали. Основу образует линейно-функциональная структура, которая дополняется структурами программного упр-ния. Помимо рук-ля огр-и назначается рук-ль программы, ранг которого выше ранга рук-ля огр-и.

Матричные структуры весьма многообразны: упр-ние по проекту, временные целевые группы, постоянные комплексные группы.

Временные целевые группы активно применяются малыми п/пми, в основе которых лежит венчурный бизнес.

Эл-ты матричной огр-и, а в отдельных случаях матричная департамезация в целом были применены в электронной промышленности, в других областях с так называемой высокой технологией.

+ эффективное использование производственного потенциала, и прежде всего - кадрового;

· оптимизация коллективов исполнителей путем подбора их по профессионально-квалификационным и психологическим качествам;

· возможности динамичной перестройки структуры коллектива при постановке и решении новых задач (гибкость и адаптивность).

- необходимость периодического разрушения структуры первичных групп, возможный рост конфликтности;

  • сложность планирования: необходимость совмещения начала и завершения работ по отдельным проектам;
  • необходимость периодической и весьма радикальной переквалификации раб-ков в связи с изменением программ;

чрезвычайно высокая дороговизна структуры

 

15. Упр-ние конфликтами. Поведение в конфликтных ситуациях. Методы разрешения конфликтов. Сверить по ТО

Социальный конфликт – наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Суть конфликта – не столько в возникновении противоречия, сколько в способе его разрешения, в противодействии. Существует несколько эффективных способов упр-ния конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Классификация:

1) Внутриличностный конфликт







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.