Здавалка
Главная | Обратная связь

Сущность теории риска,понятие приемлемого риска.



Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик

опасности (идентификация). Только зная эти характеристики можно на базе общих

методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и

оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их

безопасности для человека.

При анализе технических систем широко используется понятие надежности.

Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени

заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического

обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во

взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы,

а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама

техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет

эффективность функционирования технической системы во времени через свои

показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта ( в зависимости

от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели

частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и

сохранности - в отдельности или определенном сочетании.

При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не

дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных

последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого

оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом,

расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий,

ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями

оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Конечным

результатом изучения степени риска может быть, например, такое утверждение:

“Возможное число человеческих жертв в течение года в результате отказа равно

N человек”.

Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск -

частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это

отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу

за определенный период.

Затрачивая чрезмерные средства на повышение надежности технических систем,

можно нанести ущерб социальной сфере. Величина приемлемого риска определяется

уровнем развития общества и темпами научно - технического прогресса.

Начальный импульс к созданию численных методов оценки надежности был дан

авиационной промышленностью. После первой мировой войны в связи с увеличением

интенсивности полетов и авиакатастроф были выработаны критерии надежности для

самолетов и требования к уровню безопасности. В частности, проведен

сравнительный анализ одномоторных и многомоторных самолетов с точки зрения

успешного завершения полета и выработаны требования по частоте аварий,

отнесенных к 1ч. полетного времени. К 1960г., например, было установлено, что

одна катастрофа приходится в среднем на 1млн. посадок. Таким образом, для

автоматических систем посадки самолетов можно было бы установить требования по

уровню риска, не превышающего одной катастрофы на 1´107

посадок.

Дальнейшее развитие математического аппарата надежности применительно к

сложным системам последовательного типа показало невозможность применения

старого закона “цепь не прочнее, чем самое слабое ее звено”.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.