Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ



МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Челябинская государственная медицинская академия

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России)

Кафедра биологии

 

О.Л. Колесников, О.А. Ким, Л.С. Борисова, Г.Г. Собенина, С.А. Артамонов

 

Рабочая тетрадь по биологии

 

Учебное пособие к практическим занятиям

для студентов I курса, обучающихся по специальностям:

· 060101 – лечебное дело;

· 060103 – педиатрия;

· 060105 – медико-профилактическое дело;

· 060201 – стоматология.

 

 

Часть I

 

 

Рекомендовано Ученым советом академии ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России

в качестве учебного пособия для студентов I курса

по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология.

 

Студент(ка) группы ________________________________________________

(№ группы) (фамилия, имя, отчество)

 

 

Челябинск


УДК 57

БКК 28.0 (Я7)

Р 13

 

 

57 + 574] (075.8)

 

Рецензенты:

 

Е.Л. Куренков – заведующий кафедрой анатомии человека ЧелГМА, профессор, д.м.н.

Н.В. Тишевская – профессор кафедры нормальной физиологии Чел ГМА, д.м.н.

 

Авторы:

 

О.Л. Колесников – заведующий кафедрой биологии ЧелГМА, профессор, д.м.н.

О.А. Ким – доцент кафедры биологии ЧелГМА, к.м.н.

Л.С. Борисова – доцент кафедры биологии ЧелГМА, к.б.н.

Г.Г. Собенина – доцент кафедры биологии ЧелГМА, к.б.н.

С.А. Артамонов – старший преподаватель кафедры биологии ЧелГМА, к.м.н.

 

В учебном пособии представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплинам: «Биология» для студентов I-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов и «Биология, экология» для студентов I-го курса медико-профилактического факультета.

Методические рекомендации включают в себя: этапы самостоятельной аудиторной работы с ситуационными генетическими задачами, описаниями изучаемых препаратов; контрольные вопросы домашнего задания; литературные источники, а также вопросы для самостоятельного изучения, темы НИРС; требования техники безопасности при работе в учебной лаборатории.

Учебное пособие к практическим занятиям составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям:

· 060101 – лечебное дело (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118);

· 060103 – педиатрия (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122);

· 060105 – медико-профилактическое дело (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 847);

· 060201 – стоматология (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 16).

 

Учебное пособие к практическим занятиям утверждено на заседании Ученого Совета ЧелГМА от 24 февраля 2012 года (протокол № 6).


ВВЕДЕНИЕ

«Рабочая тетрадь по биологии. Учебное пособие к практическим занятиям для студентов I-го курса, обучающихся по специальностям: 060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060105 – медико-профилактическое дело; 060201 – стоматология. Часть I» включает в себя методические материалы для изучения таких разделов дисциплины как «Экология человека», «Цитология» и «Генетика человека», которые изучаются студентами в I-м семестре.

«Рабочая тетрадь» содержит следующие разделы: правила техники безопасности; темы для самостоятельного внеаудиторного изучения; темы научно-исследовательской работы студентов (НИРС); методические рекомендации для практических занятий I-го семестра; приложения.

Методические рекомендации к каждому практическому занятию включают: цели занятия; перечень базисных знаний, усвоение которых необходимо для изучения данной темы; вопросы для подготовки к занятию; список основной и дополнительной литературы; учебную карту занятия с инструкцией для самостоятельной аудиторной работы; практические навыки, которыми Вы должны овладеть.

В качестве отчета по окончании каждого практического занятия Вы должны представить преподавателю правильно решенные и оформленные ситуационные задачи, рекомендованные для самостоятельного выполнения в данной «Рабочей тетради».

На практических занятиях по биологии в I-м семестре Вы познакомитесь с современной генетикой, представленной вопросами общей, молекулярной, медицинской и популяционной генетики, а также рассмотрите ряд наиболее актуальных вопросов экологии человека.

Изучая генетику человека, Вы узнаете о закономерностях и особенностях наследования признаков в норме и изменениях их под влиянием окружающей среды.

Осваивая вопросы молекулярной генетики, Вы познакомитесь с механизмами регуляции работы генов и современными методами молекулярной диагностики заболеваний человека.

Популяционная генетика подведет Вас к пониманию природы полиморфизма наследственных признаков у человека, приводящего к широкой вариабельности клинической картины и исхода одного и того же заболевания у разных людей.

Особое внимание на практических занятиях будет уделено изучению фенотипических проявлений различных наследственных болезней, имеющих значение для медико-генетического консультирования.

На практических занятиях Вы познакомитесь с методами диагностики наследственных болезней, овладеете основными принципами расчета риска при различных типах наследования и проявления признаков.

Практические занятия проводятся по типу учебно-исследовательской работы студентов. Данная форма изучения дисциплины преследует следующие цели:

1. Воспитательные: показать универсальность законов наследственности и изменчивости; подчеркнуть связь между общим состоянием организма и его морфофизиологическими характеристиками, как результатом взаимодействия генотипа организма с условиями среды; обратить внимание на то, что нарушения генотипа или процесса реализации программы развития приводят к различным аномалиям; понять суть законов существования и развития биосферы.

2. Учебные: при изучении генетики человека Вы должны усвоить характеристики кариотипа в норме и при различных патологиях, теоретические основы пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний человека; выполняя самостоятельную учебно-исследовательскую работу по решению различных ситуационных задач, Вы должны освоить метод построения и анализа родословных.

Знания цитологии и генетики необходимы врачу любой специальности для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней.

Теоретические основы экологии помогут освоить такие дисциплины, как иммунология и аллергология, осознано участвовать в решении экологических проблем, складывающихся на Земле.


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

- Студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, принятые в академии.

- Перед допуском к самостоятельной работе на практических занятиях студент проходит инструктаж по охране труда. О проведении инструктажа делаются запись в учебном журнале и отметка в рабочей тетради каждого студента (подпись инструктируемого). В дальнейшем инструктаж проводится раз в полгода.

- Студенты, обучающиеся на кафедре, на лабораторных занятиях осуществляют работы под наблюдением преподавателя.

- Открывать учебные классы и запускать студентов в учебные классы разрешается только с разрешения преподавателя.

- На рабочем месте запрещается держать посторонние предметы, не имеющие прямого отношения к выполняемой работе.

- Во время работы разрешается подключать средства вычислительной техники и лабораторное оборудование к электросети только через технически исправные специальные розетки с автоматическим заземлением и только с использованием специального 3-х проводного сетевого шнура.

- В помещениях кафедры запрещено курение, использование открытого огня, электронагревательных приборов (электрочайников, электроплиток и др.).

- В случае неисправности любого электрооборудования, электросети студент обязан немедленно оповестить преподавателя, заведующего кафедрой или лицо, его заменяющее, и следовать его указаниям.

- В случае возникновения неисправностей средств вычислительной техники или лабораторного оборудования они должны быть немедленно обесточены. Ремонтные работы разрешается проводить на рабочем месте специально подготовленным лицам, имеющим не менее чем 3 квалификационную группу по ТБ.

- При возникновении или угрозе возникновения пожара эвакуировать людей из помещений, применять меры к тушению пожара или очага возгорания, сообщить вахтеру и вызвать пожарную команду. Использовать только углекислотные огнетушители.

- При возникновении заболеваний выключить аппаратуру, покинуть рабочее место, сообщить заведующему кафедрой или завучу и обратиться к врачу. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему. В необходимых случаях вызвать скорую медицинскую помощь.

- По окончанию работы обесточить электрооборудование и приборы, навести порядок на рабочем месте, выключить освещение.

- Дежурный студент сдает помещение и технические средства и объекты обучения (микроскопы, лупы, методические указания, макропрепараты, микропрепараты, муляжи) лаборанту и закрывает учебную комнату.

- О любых замеченных недостатках сообщить заведующему кафедрой, завучу или старшему лаборанту.

 

Заведующий кафедрой биологии, профессор О.Л. Колесников







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.