ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИСтр 1 из 23Следующая ⇒
МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Челябинская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России) Кафедра биологии
О.Л. Колесников, О.А. Ким, Л.С. Борисова, Г.Г. Собенина, С.А. Артамонов
Рабочая тетрадь по биологии
Учебное пособие к практическим занятиям для студентов I курса, обучающихся по специальностям: · 060101 – лечебное дело; · 060103 – педиатрия; · 060105 – медико-профилактическое дело; · 060201 – стоматология.
Часть I
Рекомендовано Ученым советом академии ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России в качестве учебного пособия для студентов I курса по специальностям: лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология.
Студент(ка) группы ________________________________________________ (№ группы) (фамилия, имя, отчество)
Челябинск УДК 57 БКК 28.0 (Я7) Р 13
57 + 574] (075.8)
Рецензенты:
Е.Л. Куренков – заведующий кафедрой анатомии человека ЧелГМА, профессор, д.м.н. Н.В. Тишевская – профессор кафедры нормальной физиологии Чел ГМА, д.м.н.
Авторы:
О.Л. Колесников – заведующий кафедрой биологии ЧелГМА, профессор, д.м.н. О.А. Ким – доцент кафедры биологии ЧелГМА, к.м.н. Л.С. Борисова – доцент кафедры биологии ЧелГМА, к.б.н. Г.Г. Собенина – доцент кафедры биологии ЧелГМА, к.б.н. С.А. Артамонов – старший преподаватель кафедры биологии ЧелГМА, к.м.н.
В учебном пособии представлены методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплинам: «Биология» для студентов I-го курса лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов и «Биология, экология» для студентов I-го курса медико-профилактического факультета. Методические рекомендации включают в себя: этапы самостоятельной аудиторной работы с ситуационными генетическими задачами, описаниями изучаемых препаратов; контрольные вопросы домашнего задания; литературные источники, а также вопросы для самостоятельного изучения, темы НИРС; требования техники безопасности при работе в учебной лаборатории. Учебное пособие к практическим занятиям составлено в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям: · 060101 – лечебное дело (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1118); · 060103 – педиатрия (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 1122); · 060105 – медико-профилактическое дело (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 847); · 060201 – стоматология (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 16).
Учебное пособие к практическим занятиям утверждено на заседании Ученого Совета ЧелГМА от 24 февраля 2012 года (протокол № 6). ВВЕДЕНИЕ «Рабочая тетрадь по биологии. Учебное пособие к практическим занятиям для студентов I-го курса, обучающихся по специальностям: 060101 – лечебное дело; 060103 – педиатрия; 060105 – медико-профилактическое дело; 060201 – стоматология. Часть I» включает в себя методические материалы для изучения таких разделов дисциплины как «Экология человека», «Цитология» и «Генетика человека», которые изучаются студентами в I-м семестре. «Рабочая тетрадь» содержит следующие разделы: правила техники безопасности; темы для самостоятельного внеаудиторного изучения; темы научно-исследовательской работы студентов (НИРС); методические рекомендации для практических занятий I-го семестра; приложения. Методические рекомендации к каждому практическому занятию включают: цели занятия; перечень базисных знаний, усвоение которых необходимо для изучения данной темы; вопросы для подготовки к занятию; список основной и дополнительной литературы; учебную карту занятия с инструкцией для самостоятельной аудиторной работы; практические навыки, которыми Вы должны овладеть. В качестве отчета по окончании каждого практического занятия Вы должны представить преподавателю правильно решенные и оформленные ситуационные задачи, рекомендованные для самостоятельного выполнения в данной «Рабочей тетради». На практических занятиях по биологии в I-м семестре Вы познакомитесь с современной генетикой, представленной вопросами общей, молекулярной, медицинской и популяционной генетики, а также рассмотрите ряд наиболее актуальных вопросов экологии человека. Изучая генетику человека, Вы узнаете о закономерностях и особенностях наследования признаков в норме и изменениях их под влиянием окружающей среды. Осваивая вопросы молекулярной генетики, Вы познакомитесь с механизмами регуляции работы генов и современными методами молекулярной диагностики заболеваний человека. Популяционная генетика подведет Вас к пониманию природы полиморфизма наследственных признаков у человека, приводящего к широкой вариабельности клинической картины и исхода одного и того же заболевания у разных людей. Особое внимание на практических занятиях будет уделено изучению фенотипических проявлений различных наследственных болезней, имеющих значение для медико-генетического консультирования. На практических занятиях Вы познакомитесь с методами диагностики наследственных болезней, овладеете основными принципами расчета риска при различных типах наследования и проявления признаков. Практические занятия проводятся по типу учебно-исследовательской работы студентов. Данная форма изучения дисциплины преследует следующие цели: 1. Воспитательные: показать универсальность законов наследственности и изменчивости; подчеркнуть связь между общим состоянием организма и его морфофизиологическими характеристиками, как результатом взаимодействия генотипа организма с условиями среды; обратить внимание на то, что нарушения генотипа или процесса реализации программы развития приводят к различным аномалиям; понять суть законов существования и развития биосферы. 2. Учебные: при изучении генетики человека Вы должны усвоить характеристики кариотипа в норме и при различных патологиях, теоретические основы пренатальной диагностики наследственных и врожденных заболеваний человека; выполняя самостоятельную учебно-исследовательскую работу по решению различных ситуационных задач, Вы должны освоить метод построения и анализа родословных. Знания цитологии и генетики необходимы врачу любой специальности для понимания сущности жизни, механизмов индивидуального развития и его нарушений, природы любого заболевания, рационального подхода к диагностике, лечению и профилактике болезней. Теоретические основы экологии помогут освоить такие дисциплины, как иммунология и аллергология, осознано участвовать в решении экологических проблем, складывающихся на Земле. ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ - Студент обязан соблюдать правила внутреннего распорядка, принятые в академии. - Перед допуском к самостоятельной работе на практических занятиях студент проходит инструктаж по охране труда. О проведении инструктажа делаются запись в учебном журнале и отметка в рабочей тетради каждого студента (подпись инструктируемого). В дальнейшем инструктаж проводится раз в полгода. - Студенты, обучающиеся на кафедре, на лабораторных занятиях осуществляют работы под наблюдением преподавателя. - Открывать учебные классы и запускать студентов в учебные классы разрешается только с разрешения преподавателя. - На рабочем месте запрещается держать посторонние предметы, не имеющие прямого отношения к выполняемой работе. - Во время работы разрешается подключать средства вычислительной техники и лабораторное оборудование к электросети только через технически исправные специальные розетки с автоматическим заземлением и только с использованием специального 3-х проводного сетевого шнура. - В помещениях кафедры запрещено курение, использование открытого огня, электронагревательных приборов (электрочайников, электроплиток и др.). - В случае неисправности любого электрооборудования, электросети студент обязан немедленно оповестить преподавателя, заведующего кафедрой или лицо, его заменяющее, и следовать его указаниям. - В случае возникновения неисправностей средств вычислительной техники или лабораторного оборудования они должны быть немедленно обесточены. Ремонтные работы разрешается проводить на рабочем месте специально подготовленным лицам, имеющим не менее чем 3 квалификационную группу по ТБ. - При возникновении или угрозе возникновения пожара эвакуировать людей из помещений, применять меры к тушению пожара или очага возгорания, сообщить вахтеру и вызвать пожарную команду. Использовать только углекислотные огнетушители. - При возникновении заболеваний выключить аппаратуру, покинуть рабочее место, сообщить заведующему кафедрой или завучу и обратиться к врачу. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему. В необходимых случаях вызвать скорую медицинскую помощь. - По окончанию работы обесточить электрооборудование и приборы, навести порядок на рабочем месте, выключить освещение. - Дежурный студент сдает помещение и технические средства и объекты обучения (микроскопы, лупы, методические указания, макропрепараты, микропрепараты, муляжи) лаборанту и закрывает учебную комнату. - О любых замеченных недостатках сообщить заведующему кафедрой, завучу или старшему лаборанту.
Заведующий кафедрой биологии, профессор О.Л. Колесников ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|