Здавалка
Главная | Обратная связь

Подпись преподавателя: ______________________________________________________________




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

ТЕМА: ПРИНЦИП ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КЛЕТКИ. КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ

Цели занятия:

1) Изучить динамику поведения хромосом в процессе митоза.

2) Сравнить процессы митоза, амитоза, эндомитоза и политении.

3) Выявить факторы внешней и внутренней среды, влияющие на скорость и характер митоза.

4) Обратить внимание на роль некоторых лекарственных препаратов на митотический процесс.

Базисные знания:

1) Из курса биологии средней школы Вы должны знать морфофизиологическую характеристику животной и растительной клетки, а также процессы обмена веществ, протекающие на клеточном уровне.

Учебная карта занятия:

 

А) Вопросы для подготовки к занятию:

· Принцип временной организации клетки.

· Клеточный цикл:

а) интерфаза (периоды и процессы, происходящие здесь);

б) собственно митоз (характеристика всех фаз).

· Хромосома – форма структурно-функциональной организации наследственного материала (химический состав, структурная организация, морфология хромосом). Понятие о гетеро- и эухроматине.

· Амитоз, его особенности. Эндомитоз. Политения.

· Биологическое значение митоза и амитоза. Факторы, оказывающие влияние на деление клеток.

· Какова роль митоза в следующих жизненных процессах - рост, развитие, регенерация, образование раковых клеток.

 

Б) Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек.

Дополнительная литература:

1. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 33-41, 47-51.

2. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1, – С. 19-27, 36-39, 54-59, 119-129, 130-133, 145-152. – Кн.2. – С. 81-83.

3. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 14-19, 27-31, 43-48, 239-242.

4. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 37-40, 69-74.

5. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 7-17, 24-26, 28-30, 48-50.

6. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.

 

В) Задания для учебно-исследовательской работы студентов:

Задание 1. Изучение кариокинеза в клетках корешка лука.

Рассмотреть на большом увеличении микроскопа препарат “Кариокинез в клетках корешка лука”.

Найти зону интенсивного деления клеток, описать все стадии митоза и зарисовать:

А) клетка в интерфазе (клетка с четко обособленным ядром с одним или двумя ядрышками, с сильно окрашенными зернами хроматина).

Отметить:

1. ядро;

Цитоплазму.

    1.   2.  

 

Б) клетка в поздней профазе (клетка с набухшим ядром, появляется нитевидная структура хромосом, свернутых в клубок. К концу профазы ядерная мембрана растворяется, и клубок хромосом оказывается в цитоплазме).

Отметить:

1. хромосомы в цитоплазме;

Отсутствие ядерной мембраны.

    1.   2.  

 

В) клетка в метафазе или на стадии «материнской звезды» (клетка, на экваторе которой располагаются хромосомы, состоящие из 2-х хроматид – метафазная пластинка).

Отметить:

1. расположение хромосом по экватору клетки;

Цитоплазму.

  1.   2.  

 

Г) клетка в анафазе (клетка, в которой хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам, они имеют вид шпилек (центромеры к полюсам, а плечи к экватору), направленных на полюса клетки).

Отметить:

1. расхождение хромосом к полости клетки;

Цитоплазму.

  1.     2.  

 

Д) клетка в телофазе (клетка, на полюсах которой дочерние хромосомы собираются в виде клубков (ранняя телофаза), вокруг хромосом на полюсах образуются ядерные оболочки).

Отметить:

1. образование двух дочерних клеток;

2. ядра дочерних клеток;

Цитоплазму.

    1.     2.     3.  

Задание 2. Изучение митотического деления в клетках зародыша аскариды.

Рассмотреть на большом увеличении микроскопа “Митоз в клетках зародыша аскариды”.

Зарисовать несколько яиц с зародышами аскариды, клетки которых находятся на разных стадиях дробления.

Отметить:

1. скорлуповую оболочку;

2. бластомеры;

Хромосомы.

Сделать вывод о фазе митоза в зарисованных Вами бластомерах:

 

    1.   2.   3.  

 

Г) Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

· Клеточная теория как доказательство единства живого.

· Типы клеточной организации про- и эукариотических клеток. Поток информации, энергии и вещества в клетке. Закономерности существования клетки во времени.

 

Д) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

1) Анализ различных фаз митотического цикла при микроскопировании делящихся растительных и животных клеток.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.