Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕМА: МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ (I)



Цели занятия:

1) Познакомится с современной теорией строения гена.

2) Изучить строение и свойства наследственного материала (ДНК, РНК).

3) Уяснить механизм кодирования и передачи наследственной информации.

Базисные знания:

1) Из курса биологии средней школы Вы должны иметь общие представления о структуре и функциях нуклеиновых кислот и принципах кодировки наследственной информации.

Учебная карта занятия:

 

А) Вопросы для подготовки к занятию:

· Эволюция представлений о гене (Йогансон, Кольцов, Бензер, Уотсон, Крик, Дубинин, Серебровский).

· Структурно-функциональные уровни организации наследственного материала. Общие свойства генетического материала.

· Доказательства наследственной роли нуклеиновых кислот (трансформация, трансдукция).

· Химическая организация наследственного материала:

а) структура, свойства и функции ДНК.

б) структура и функции различных видов РНК.

· Значение следующих последовательностей нуклеотидов:

а) уникальных;

б) со средним числом повторов;

в) с большим числом повторов;

г) перемещающиеся генетические элементы.

· Кодовая система ДНК (работы Ниренберга, Очоа и др.). Свойства генетического кода.

 

Б) Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2001-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек.

2. Конспекты лекций.

Дополнительная литература:

1. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 26-30, 64-69, 132-134, 145-147.

2. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1, – С. 63-84, 92-103, 154-160, 219-220.

3. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 35-39, 40-41, 64-66, 84-87, 91-97, 123-127.

4. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 51-54, 63-65, 138-139, 141-142.

5. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 38-45, 50, 70-75.

6. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.

 

 

Г) Задания для учебно-исследовательской работы студентов:

Задание 1. Изучение правил решения генетических задач по теме занятия.

Познакомьтесь с примерами решения типовых задач с использованием правила Чаргаффа.

Задача 1.

Исследования показали, что 34% общего числа нуклеотидов мРНК приходится на гуанин, 18% на цитозин. Определите процентный состав азотистых оснований, соответствующий двухцепочечной ДНК.

Решение:

1) Одноцепочечная мРНК по составу цитозиновых и гуаниновых оснований соответствует антисмысловой цепи ДНК. Следовательно, в антисмысловой цепи ДНК (5`-3`) соотношение гуаниновых и цитозиновых нуклеотидов аналогично мРНК: Г=18% и Ц=34%

2) Гуанин и цитозин антисмысловой цепи ДНК образует комплементарные связи с цитозином и гуанином соответственно в смысловой кодогенной цепи, следовательно, Г антисмысловой цепи (18%)=Ц кодогенной цепи (18%); Ц антисмысловой цепи (34%)=Г кодогенной цепи (34%). Таким образом, количество Г+Ц в двухцепочечной ДНК=18%+34%=52%

3) Так как (А+Т)+(Г+Ц)=100%, то А+Т=100%-52%=48%

4) Т.к. по правилу Чаргаффа Г=Ц и А=Т, то в 52% гуанин-цитозиновых пар ½=26% приходится на гуанин и ½=26% на цитозин. Соответственно в 48% аденин-тиминовых пар ½=24% приходится на аденин и ½=24% на тимин.

Ответ: В двухцепочечной молекуле ДНК 26% приходится на гуанин, 26% - на цитозин, 24% - на аденин, 24% - на тимин.

Задание 2: Самостоятельное решение генетических задач.

Решите следующие задачи самостоятельно:

Задача 2.1.

В результате экспериментов установили, что в молекуле мРНК на долю аденинов приходится 30%, на долю урацилов – 12%. Определите процентный состав азотистых оснований, соответствующих двухцепочечной ДНК.

 

 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.2.

Какова молекулярная масса гена двух цепей ДНК, если в одной цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500?

Примечание: молекулярная масса одной аминокислоты в среднем – 100, одного нуклеотида – 345.

 

 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.3.

На фрагменте одной из цепей ДНК нуклеотиды располагаются в последовательности:

5` ТТЦТЦТАЦГТАТ 3`

Нарисуйте схему двухцепочечной молекулы ДНК. Объясните, какими признаками построения ДНК Вы руководствовались? Какова длина этого отрезка ДНК в нм, если каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине? Сколько содержится нуклеотидов в этой последовательности ДНК?

 

 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.4.

Участок полипептида представлен следующими аминокислотами:

-сер-вал-глу-мет-тир-ала-вал-

Какое количество нуклеотидов входит в состав гена? Каков нуклеотидный состав кодирующего участка ДНК?

 

 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.5.

Какую длину имеет участок молекулы ДНК, кодирующий участок полипептида, содержащего 20 аминокислот, если расстояние, занимаемое одним нуклеотидом равно 0,34 нм?

 

 
 
 
 
 
 

Задача 2.6.

Рибонуклеаза поджелудочной железы содержит в кодирующем участке ДНК 42 нуклеотида. Укажите количество аминокислот, входящих в этот белок?

 

 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.7.

Молекула инсулина состоит из 51 аминокислотного остатка. Сколько нуклеотидов имеет участок ДНК, кодирующий данный белок?

 

 
 
 
 

Задача 2.8.

Одна из полинуклеотидных цепей ДНК состоит из следующих нуклеотидов:

3`АТАЦТЦГГАЦЦТАТАТТТАААЦТГ5`

Сколько урациловых нуклеотидов будет содержать иРНК, синтезированная на данном участке ДНК?

 

 
 
 
 

 

Задача 2.9.

На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности:

А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т

Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом фрагменте ДНК и длину гена.

 

 
 
 
 
 

Задача 2.10.

В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите сколько других нуклеотидов в этой ДНК и какова длина этого фрагмента?

 

 
 
 
 
 

 

Г) Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

· Генная инженерия. Возможности использования достижений генной инженерии в медицине.

 

Д) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

1) Решение типовых задач по молекулярной биологии с использованием правила Чаргаффа и свойств генетического кода.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.