Здавалка
Главная | Обратная связь

Подпись преподавателя: ______________________________________________________________




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13

ТЕМА: ГЕНЕТИКА ПОЛА

Цели занятия:

1) Изучить механизмы определения пола, а также закономерности наследования признаков, сцепленных с полом и зависимых от пола.

2) Разобрать механизмы возникновения организмов с измененным числом хромосом.

Базисные знания:

1) Из курса биологии средней школы Вы должны понимать отличия аутосом и гетеросом, знать общие закономерности наследования рецессивных признаков, сцепленных с Х-хромосомой.

2) Из материалов практических занятий № 3 и №11 Вы должны знать строение хромосом, различия между эухроматином и гетерохроматином, определение кариотипа и идиограммы, принципы Денверской и Парижской классификаций хромосом.

Учебная карта занятия:

 

А) Вопросы для подготовки к занятию:

· Понятие о гетеро- и аутосомах.

· Генетические и средовые механизмы определения пола.

· Детерминация и дифференцировка признаков пола у человека в ходе онтогенеза.

· Морфологические, эндокринные и поведенческие аспекты пола.

· Морфофункциональная характеристика Х и Y хромосом.

· Анализ признаков, сцепленных с Х и Y хромосомами.

· Наследование признаков, зависимых от пола. Примеры.

 

Б) Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1999-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек.

2. Конспекты лекций.

Дополнительная литература:

1. Балахонов А.В. Ошибки развития. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2001. – С. 105-146.

2. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 72-82, 99-102, 105-111,135-141.

3. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1. – С. 161-163, 223-231, 234-235, 237-240, 255-258.

4. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 31-33, 79-81, 119-120, 134-142.

5. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 131-133, 163-165.

6. Генетика человека: практикум для вузов. / Н.А. Топорнина; Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.

7. Генетика человека: учеб. для вузов. / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 c.

8. Генетика человека: учеб. для вузов. / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 c.

9. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 145-155.

10. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.

В) Задания для учебно-исследовательской работы студентов:

Задание 1: Изучение правил решения генетических задач по теме занятия.

 

Под руководством преподавателя познакомьтесь с примерами решения типовых задач.

Примечание: поскольку гены признаков локализованы в гетеросомах, необходимо указывать в Х или Y-хромосоме расположены изучаемые гены.

Задача 1.

У дрозофилы окраска тела сцеплена с Х-хромосомой, причем серая окраска обусловлена доминантным геном, а желтая – рецессивным. Скрещивается самка с желтым телом с самцом, имеющим серое тело. Какое потомство и в каком соотношении получается при этом скрещивании? Дайте цитологическое обоснование состава гамет. (Помните, что у самцов мух дрозофил только одна половая хромосома и генотип Х0).

Дано:Решение:

ХА – серое тело Р: ХаХа х ХA0

Ха – желтое тело G: Ха ХA; 0

Р: ХаХа х ХА0 F1: ХAХа; Ха0

серый : желтый

F1 - ? 1 : 1

(50%) (50%)

Ответ: В данном скрещивании возможно получение серых гетерозиготных самок (50%) и желтых самцов (50%).

Согласно закону чистоты гамет, в ходе мейоза половые хромосомы, а вместе с ними и аллельные гены, расходятся в разные гаметы.

У гомозиготной гомогаметной самки образуется один сорт гамет (Ха), у гетерогаметного самца – два сорта (ХА и 0).

Задача 2.

Какое потомство может возникнуть в браке между женщиной–дальтонником и нормальным по зрению мужчиной при не расхождении Х-хромосомом у матери? Каков пол потомков? Дальтонизм - рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

Дано: Решение:

ХD – нормальное зрение Р: ХdХd ┬ ХDY

Хd – дальтонизм G: ХdХd; 0 ХD; Y

Р: ХdХd ┬ ХDY F1: ХDХdХd; ХdХdY; ХD0; Y0

1 : 1 : 1 леталь

F1 - ? (~33%) (~33%) (~33%)

Ответ: В случае не расхождения половых хромосом у женщины возможно появление в потомстве:

· девочек с синдромом трисомии Х с нормальным зрением (~33%);

· девочек с синдромом Шерешевского-Тернера с нормальным зрением (~33%);

· мальчиков–дальтоников с синдромом Клайнфельтера (~33%).

Зиготы Y0 погибают на ранних стадиях развития и в расщеплении не учитываются.

Задание 2: Самостоятельное решение генетических задач.

Решите следующие задачи самостоятельно:

Задача 2.1.

Пигментный ретинит (слепота) может наследоваться тремя путями: как доминантный аутосомный признак, как рецессивный аутосомный признак и как рецессивный признак, сцепленный с Х-хромосомой.

Определите вероятность рождения больных детей в семье, где мать больна пигментным ретинитом и является гетерозиготной по всем трем парам признакам, а отец здоров и гомозиготен по аутосомным признакам.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.2.

У родителей с А(II) группой крови родился сын с 0(I) группой крови и гемофилик. Оба родителя не страдают этой болезнью.

Определите вероятность рождения второго ребенка здоровым и возможные группы крови его. Гемофилия наследуется как рецессивный сцепленный с Х-хромосомой признак.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.3.

Одна из форм гемералопии (куриная слепота) наследуется как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

У здоровых родителей рождается сын с гемералопией. Оцените вероятность рождения в этой семье здоровых дочерей и сыновей.

 

 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.4.

В браке здоровых родителей родился сын альбинос, страдающий гемофилией. Альбинизм – аутосомно-рецессивный, а гемофилия – рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак.

Определите вероятные генотипы родителей, а также оцените вероятность рождения второго сына здоровым?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.5.

У человека в Y-хромосоме локализован ген гипертрихоза ушных раковин, а в Х-хромосоме – ген одной из форм ихтиоза.

В семье, где мать здорова по двум признакам, а мужчина – обладатель гипертрихоза, родился мальчик с признаками ихтиоза и гипертрихоза. Определите вероятность рождения здоровых детей.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.6.

У человека дальтонизм и гемофилия обусловлены рецессивными генами, локализованными в Х-хромосоме. У женщины 6 сыновей: трое – дальтоники, но имеют нормальное свертывание крови; трое – страдают гемофилией при нормальном зрении. Каков генотип матери, если известно, что признаков сыновей у нее нет? Почему она имеет сыновей двух типов?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.7.

Мужчина, страдающий дальтонизмом и глухотой, женился на женщине, нормальной по зрению и хорошо слышащей. У них родились: сын глухой, дальтоник и дочь–дальтоник, но с хорошим слухом. Определите вероятность рождения в этой семье дочери с обеими аномалиями, если известно, что дальтонизм и глухота передаются как рецессивные признаки, но дальтонизм сцеплен с Х- хромосомой, а глухота – аутосомный признак.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.8.

У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот менее тяжелая.

Женщина с нормальным зрением, но с легкой формой талассемии в браке со здоровым мужчиной, но дальтоником, имеет сына – дальтоника с легкой формой талассемии.

Какова вероятность рождения следующего сына без аномалий?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.9.

Какое потомство может возникнуть в браке между женщиной – дальтоником и нормальным по зрению мужчиной при нерасхождении Х-хромосом у матери? Каков пол потомства?

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задача 2.10.

Здоровая женщина, мать которой страдала дальтонизмом, а отец – гемофилией, вступает в брак с мужчиной, страдающим обоими заболеваниями. Определите вероятность рождения детей в этой семье одновременно с двумя аномалиями, если известно, что локусы двух генов находятся на расстоянии 9,8 морганид.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Г) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:

1) Решение типовых задач по наследованию признаков, сцепленных с полом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.