Здавалка
Главная | Обратная связь

Подпись преподавателя: ______________________________________________________________




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15

ТЕМА: МУТАГЕННЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ.

МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Цели занятия:

1) Изучить принципы классификации мутаций.

2) Познакомиться с основными механизмами появления и фенотипическими проявлениями различных мутаций.

3) Рассмотреть основные биологические механизмы защиты от мутаций и обосновать меры защиты от повреждающих факторов среды.

Базисные знания:

1) Из курса биологии средней школы Вы должны иметь общее представление о мутациях, мутационном процессе и мутагенах, основные виды мутаций.

Учебная карта занятия:

 

А) Вопросы для подготовки к занятию:

· Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды.

· Понятие о мутациях. Сравнительная характеристика мутаций и модификаций.

· Классификация мутаций по происхождению, фенотипу, генотипу, типу клеток, характеру действия на организм.

· Генные мутации и наследственные болезни (механизмы и виды генных мутаций, примеры заболеваний).

· Хромосомные мутации и болезни человека (виды хромосомных аберраций, примеры заболеваний).

· Геномные мутации и болезни человека (виды геномных мутаций, примеры заболеваний).

· Биологические антимутационные механизмы.

 

Б) Вопросы по теме для самостоятельного изучения:

· Мутагенные факторы. Проблемы охраны окружающей среды от мутагенов.

 

В) Список основной и дополнительной литературы по теме:

Основная литература:

1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1999-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек.

2. Конспекты лекций.

Дополнительная литература:

1. Балахонов А.В. Ошибки развития. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2001. – С. 31-64, 147-222.

2. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 128-141.

3. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1. – С. 84-92, 133-139, 152-154, 182-186, 197-200.

4. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 91-93, 100-106, 122-127, 132-140, 156-159.

5. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 148-159.

6. Генетика человека: практикум для вузов. / Н.А. Топорнина; Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с.

7. Генетика человека: учеб. для вузов. / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 c.

8. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 132-139, 216-235.

9. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.

 

Г) Задания для учебно-исследовательской работы студентов:

Задание 1: Изучение микропрепаратов мухи дрозофилы.

На малом увеличении микроскопа изучить и зарисовать норму и мутации дрозофилы.

Препарат 1: Муха дрозофила (норма).

На малом увеличении микроскопа рассмотреть строение нормальных мух. Они имеют тело серого цвета и глаза – красного. На голове располагаются сяжки. К грудному отделу туловища присоединены три пары членистых конечностей и пара плоских, длинных и прямых крыльев.

Зарисовать насекомое, отметив:

Тело серого цвета.

Глаза красного цвета.

Сяжки.

Три пары членистых конечностей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.