Подпись преподавателя: ______________________________________________________________
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №15 ТЕМА: МУТАГЕННЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ. МУТАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ Цели занятия: 1) Изучить принципы классификации мутаций. 2) Познакомиться с основными механизмами появления и фенотипическими проявлениями различных мутаций. 3) Рассмотреть основные биологические механизмы защиты от мутаций и обосновать меры защиты от повреждающих факторов среды. Базисные знания: 1) Из курса биологии средней школы Вы должны иметь общее представление о мутациях, мутационном процессе и мутагенах, основные виды мутаций. Учебная карта занятия:
А) Вопросы для подготовки к занятию: · Фенотип как результат реализации наследственной информации в определенных условиях среды. · Понятие о мутациях. Сравнительная характеристика мутаций и модификаций. · Классификация мутаций по происхождению, фенотипу, генотипу, типу клеток, характеру действия на организм. · Генные мутации и наследственные болезни (механизмы и виды генных мутаций, примеры заболеваний). · Хромосомные мутации и болезни человека (виды хромосомных аберраций, примеры заболеваний). · Геномные мутации и болезни человека (виды геномных мутаций, примеры заболеваний). · Биологические антимутационные механизмы.
Б) Вопросы по теме для самостоятельного изучения: · Мутагенные факторы. Проблемы охраны окружающей среды от мутагенов.
В) Список основной и дополнительной литературы по теме: Основная литература: 1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1999-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. 2. Конспекты лекций. Дополнительная литература: 1. Балахонов А.В. Ошибки развития. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2001. – С. 31-64, 147-222. 2. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 128-141. 3. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1. – С. 84-92, 133-139, 152-154, 182-186, 197-200. 4. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 91-93, 100-106, 122-127, 132-140, 156-159. 5. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 148-159. 6. Генетика человека: практикум для вузов. / Н.А. Топорнина; Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с. 7. Генетика человека: учеб. для вузов. / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 c. 8. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 132-139, 216-235. 9. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.
Г) Задания для учебно-исследовательской работы студентов: Задание 1: Изучение микропрепаратов мухи дрозофилы. На малом увеличении микроскопа изучить и зарисовать норму и мутации дрозофилы. Препарат 1: Муха дрозофила (норма). На малом увеличении микроскопа рассмотреть строение нормальных мух. Они имеют тело серого цвета и глаза – красного. На голове располагаются сяжки. К грудному отделу туловища присоединены три пары членистых конечностей и пара плоских, длинных и прямых крыльев. Зарисовать насекомое, отметив: Тело серого цвета. Глаза красного цвета. Сяжки. Три пары членистых конечностей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|