МЕДИКО-ГЕНЕТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Цели занятия: 1) Изучить ряд методов генетики человека (популяционно-статистический, близнецовый, моделирования, ДНК-диагностика). 2) Разобрать различные этапы медико-генетического консультирования и методы пренатальной диагностики наследственных болезней. Базисные знания: 1) Из курса биологии средней школы Вы должны знать закон Харди-Вайнберга и иметь представление о близнецовом методе и методе моделирования для изучения генетики человека. Учебная карта занятия:
А) Вопросы для подготовки к занятию: · Методы изучения генетики человека: - популяционно-статистический; - близнецовый; - моделирования; - ДНК-диагностика. · Методы пренатальной диагностики наследственных болезней. · Медико-генетические аспекты брака. · Этапы медико-генетического консультирования и его значение.
Б) Список основной и дополнительной литературы по теме: Основная литература: 1. Биология: в 2 кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – 2-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 1999-2008. – Кн.1: Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек. 2. Конспекты лекций. Дополнительная литература: 1. Биология. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Медицина. – 1984. – С. 117-124, 142-149. 2. Биология. В 2-х кн. / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк. – 1997. – Кн.1. – С. 182-187, 258-261, 271-276, 280-285. 3. Биология. / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – К.: Вища шк. – 1987. – С. 112-117, 121-127, 129-132, 140-142. 4. Биология с общей генетикой. / А.А. Слюсарев. – М.: Медицина. – 1977. – С. 159-169. 5. Вопросы и задачи по общей биологии и общей и медицинской генетике (с пояснениями): учеб. пособие для вузов. / под ред. А.В. Иткеса. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 160 c. 6. Генетика человека: практикум для вузов. / Н.А. Топорнина; Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 96 с. 7. Генетика человека: учеб. для вузов. / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 c. 8. Гинтер, Е. К. Медицинская генетика: учеб. / Е.К. Гинтер. – М.: Медицина, 2003. – 448 c. 9. Заяц Р.Г., Бутвиловский В.Э., Рачковская И.В., Давыдов В.В. Общая и медицинская генетика. Лекции и задачи. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С. 165-172, 183-184, 185-186, 188-189, 197-200, 203-207. 10. Медицинская биология и общая генетика: сб. тестов для студентов. / Минск. гос. мед. ин-т, каф. биологии; Р.Г. Заяц, В.Э. Бутвиловский, И.В. Рачковская и др. – Минск: 2001. – 301 с. 11. Пехов А. П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология/ А.П. Пехов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.
В) Задания для учебно-исследовательской работы студентов: Задание 1: Изучение правил решения генетических задач по теме занятия. Познакомьтесь с примерами решения задач двух типов: 1) с использованием уравнения Харди-Вайнберга (задача 1); 2) по расчету риска рождения больных детей в кровнородственном браке (задача 2). Задача 1. Общий альбинизм (молочно-белая окраска кожи, отсутствие меланина в коже, волосяных луковицах и радужной оболочке глаз) наследуется как рецессивный аутосомный признак. Заболевание встречается с частотой 1:20000. Вычислите количество гетрозигот в популяции. Дано:Решение: А – норма p2 (AA) + 2pq (Aa) + q2 = 1. а – альбинизм 1) q2 = 1/20000 => q = √1/20000 = 1/141 = 0,007; q2 (аа) = 1:20000 2) т.к. p + q = 1 => p = 1 - q = 1 - 0,007 = 0,993; 3) => 2pq = 2 х 0,993 х 0,007 = 0,013902 = 0,014= 1,4%. 2pq (Аа) – ? Ответ: в популяции частота гетерозигот по гену альбинизма в популяции = 1,4%. Задача 2. Поскольку в популяциях встречаются различные типы кровнородственных браков, необходимо уметь рассчитать риск рождения в таких семьях больных детей. Такая необходимость связана с тем, что у родственников вероятность гетерозиготного носительства одинаковых патологических генов выше, чем в панмиксической популяции. Пример решения задач на расчет риска в кровнородственном браке: Одна из форм тапеторетинальной абиотрофии сетчатки (близорукость, сужение полей зрения, куриная слепота) передается как аутосомно-рецессивное заболевание. В браке состоят двоюродные сибсы - здоровая женщина и больной мужчина. Матери мужа и жены, являющиеся родными сестрами, а также их мужья здоровы. Общие дед и бабка здоровы. Какова вероятность рождения в данной семье больного ребенка? Решение: 1. Составляем родословную и отмечаем известные генотипы. I 1 2 II 1 Аа 2 Аа 3 4 III 1 аa 2 ? 2. Гетерозиготная мать мужа (II.2) получила ген а от кого-то из родителей. Следовательно, брак деда (I.1) и бабки (I.2) АА ┬ Аа (в популяции такие браки встречаются в 99,9%). 3. Вероятность того, что мать жены (II.3) тоже гетерозиготна = ½. 4. Вероятность гетерозиготности жены (III.2.) = 1/2, если ее мать гетерозиготна. 5. Если данный брак аа ┬ Аа, то вероятность рождения больного ребенка ½. 6. Итоговый риск для потомства равен произведению всех вероятностей:
½ х ½ х ½ = 1/8 = 12,5 %. Ответ: вероятность рождения больного ребенка 12,5 %. Задание 2: Самостоятельное решение генетических задач. Решите следующие задачи самостоятельно: Задача 2.1. В городе с устоявшимся составом населения в течение пяти лет среди 25000 новорожденных зарегистрировано двое больных фенилкетонурией, которая определяется по аутосомно-рецессивному типу. Определить количество гетерозигот по фенилкетонурии среди населения данного города.
Задача 2.2. В одном из районов тропической Африки частота серповидно-клеточной анемии составляет 20%. Определите частоту нормального и мутантного аллеля в обследованном районе.
Задача 2.3. Алкаптонурия характеризуется окрашиванием хрящевых тканей и быстрым потемнением подщелоченной мочи и наследуется аутосомно-рецессивно. В старости при этой аномалии развивается артрит. Частота встречаемости заболевания: 1:100000. Определите количество носителей, если число жителей равно 4000000.
Задача 2.4. В одном из районов мира гетерозиготы по мутантному патологическому гену встречаются с большей частотой, чем это можно было бы ожидать согласно закону Харди-Вайнберга. Дайте объяснение этому явлению.
Задача 2.5. В материалах Международного генетического конгресса (1998 год) приводятся следующие данные по распределению заболеваний среди населения Европы (на 1 000 новорожденных): а) аутосомно-доминантное наследование: нейрофиброматоз – 0,4; гиперхолистеринемия – 2,0; ахондроплазия – 0,02; б) аутосомно-рецессивное наследование: амавротическая идиотия Тея-Сакса – 0,04; цистинурия – 0,06; цистиноз (синдром Фанкони) – 0,01. Определите частоты генов в изученной популяции по всем шести заболеваниям.
Задача 2.6. В трех популяциях человека частоты генотипов при неполном доминировании аллеля А составили: а) в 1-ой популяции – 25% АА : 50% Аа : 25% аа; б) во 2-ой – 20% АА : 42% Аа : 38% аа; в) в 3-ей – 4% АА : 20% Аа : 76% аа. Определите частоты аллелей А и а в каждой популяции, выразив их в долях единицы.
Задача 2.7. Некоторые формы умственной отсталости при аутосомно-рецессивном синдроме Лоуренса-Муна-Барде-Бидля имеют пенетрантность 86%. Определите генетическую структуру популяции, если в городе с миллионным населением зарегистрировано 200 больных с данным синдромом.
Задача 2.8. Подагра встречается у 2% людей и обусловлена аутосомным доминантным геном. У женщин подагра не проявляется, у мужчин пенетрантность гена равна 20%. Определите генетическую структуру популяции по анализируемому признаку.
Задача 2.9. Амавротическая идиотия (идиотия, нарушение зрения и слуха, паралич мышц) передается как аутосомно-рецессивный признак. Мужчина, родная сестра которого умерла в раннем детстве от амавротической идиотии, женат на своей двоюродной сестре. Мать мужа и отец жены – родные сибсы. Все родители супругов, а также общие бабка с дедом здоровы. Какова вероятность рождения больного ребенка в семье?
Задача 2.10. Альбинизм – аутосомно-рецессивное заболевание. В браке состоят двоюродные сибсы. Больной альбинизмом отец мужа и здоровая мать жены – родные сибсы. Общие дед и бабка здоровы. Какова вероятность рождения больных детей в данной семье?
Задание 3: Определение роли наследственности и среды в формировании фенотипических признаков. Используя формулу вычисления коэффициента наследуемости (Н): 1) определите Н для перечисленных признаков человека и внесите показания в таблицу; 2) сделайте вывод о роли наследственности и среды в формировании того или иного признака, заполнив соответствующую графу.
Формула вычисления коэффициента наследуемости признака: Н = (К МБ - К ДБ)/(100 - К ДБ) (в процентах или долях единицы); где К МБ – конкордантность МБ; К ДБ – конкордантность ДБ.
При значениях «Н», приближающихся к 0, считают, что признак развивается исключительно под действием факторов внешней среды. При значениях «Н» >0,7 – признак развивается под действием генетических факторов. Среднее значение «Н» – от 0,4 до 0,7 свидетельствует о том, что признак развивается под действием факторов внешней среды на фоне генетической предрасположенности.
Г) Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия: 1) Применение закона Харди-Вайнберга для решения задач по популяционной генетике. 2) Расчет и оценка коэффициента наследуемости признака. 3) Расчет величины риска рождения больного ребенка в родственных браках.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|