Здавалка
Главная | Обратная связь

Функциональная асимметрия полушарий



Выделяют три типа функциональных асимметрий [3]:

1) Моторная – совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.

2) Сенсорная – совокупность признаков функционального неравенства правой и левой частей органов чувств.

3) Психическая асимметрия имеется в виду в двух планах.

В первом она выражает собой неравенство функций полушарий мозга в формировании целостной нервно-психической деятельности. Также учитывается взаимосвязь моторных и сенсорных асимметрий с психическими асимметриями.

Второй план определения психической асимметрии – нарушение симметрии собственно психических процессов – психосенсорных и психомоторных или чувственного и абстрактного познаний. Если в уже представленном первом плане они выглядят различными по тому, что первые зависимы от функционирования правого, а вторые — от левого полушария мозга, то во втором плане они предстают различными (вплоть до противоположности друг другу) по времени их формирования. Психосенсорные процессы формируются в настоящем времени при постоянном сопоставлении получаемых сейчас чувственных образов с образами прошлых восприятий субъекта. Развитие психомоторных процессов представляется происходящим в настоящем времени так, что их завершения вероятны только в будущем времени.

Моторные и сенсорные процессы человека, по всей вероятности, резко дифференцируются, когда они проявляются в сочетании с психическими процессами.

Психические процессы, зависимые от правого полушария мозга, по существу включают в себя сенсорные асимметрии. В целом они могут обозначаться как психосенсорные процессы. Они составляют основу для одного из двух главных видов познания человека — познания с помощью органов чувств с формированием чувственных образов внешнего мира и самого себя. Такое познание возможно лишь при непосредственном контакте объекта познания с органами чувств. Такому познанию доступно, следовательно, только то, что есть сейчас (в настоящем времени) и здесь (в реальном сейчас пространстве). Постоянно формирующиеся образы осознаются, сопоставляются с образами прошлых восприятий и таким образом идентифицируются объекты внешнего мира и собственного «Я» субъекта. Психические процессы, зависимые от левого полушария, тесно соотносятся с двигательными асимметриями. Здесь уже дифференцируются психомоторные процессы. [3]

Психосенсорная сфера или чувственное познание скорее максимально индивидуализированы: одну и ту же ситуацию два человека воспринимают с заметно разными оттенками, определяющимися и сиюминутным состоянием, и прошлым опытом восприятия каждого из них. Психомоторная сфера и абстрактное познание, напротив, должны быть скорее унифицированы: благодаря этой второй стороне психики один человек общается с другим, понимает его.

В последние годы, концепция о стационарности межполушарных отношений, дополняется представлением о динамической организации функциональной межполушарной асимметрии, под которой следует понимать неустойчивые различия в деятельности симметричных образований головного мозга, проявляющиеся в неодинаковой их активности. [23, 24] Оценку можно осуществлять с помощью электрофизиологических, биохимических, поведенческих и других показателей. Динамика межполушарной асимметрии проявляется в изменении функционального состояния организма, и может изменяться под действием внешних и внутренних стимулов. Данное утверждение, по-видимому, справедливо и для обонятельной системы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.