Здавалка
Главная | Обратная связь

Приложение 1. Карты реальности




В конце своего введения к статье «Высшие состояния сознания» я попытался описать это высшее состояние словами «Я — Вселенная, Я — Универсальный Ум».

Говоря иными словами, я имел в виду, что совершенное восприятие высшей реальности ведет к видению космоса и сознания как, живого единства — «Одно-без-Другого» — к единству внутреннего и внешнего, выраженного формулой «Ты есть То».

Несколько лет спустя, после выхода книги, я обсуждал эту фразу с учителем Веданты. Он сказал мне: «Нет, Джон, высшее состояние сознания — это не Универсальный Ум. Это — источник Универсального Ума».

Я оценил его комментарий. Он позволил мне углубить исследования сознания, которые я проводил. Это был иной способ выражения того, что высшая реальность находится за пределами всякого человеческого описания.

Мы можем переживать ее, мы можем погружаться в нее, но мы не в состоянии стать на один уровень с ней. Даже наиболее продвинутые люди обнаруживают, что за пределами их уровня достижения существуют иные состояния, в которых может стать доступным новый опыт постижения, новые переживания.

Просветление — это бесконечный процесс. Даже в космическом сознании есть свои планы и уровни, настолько же превосходящие «уровень вхождения», насколько уровни Эго — или самосознания, — превосходят уровни сознания младенца или ребенка.

Рост души никогда не прекращается, пока она не достигает космических пропорций. Но что происходит тогда? Даже сознание, эволюционировавшее до универсальных измерений, до состояния единой живой целостности, — это еще не конец. Что еще может быть сказано?

Существует великое разнообразие интригующих космологических и теологических концепций. Научная фантастика, например, предлагает такие романы, как «Макроскоп» Пирса Антони и «Создатель звезд» Олафа Степлдона.

Множество концепций существует также в философии и метафизике. Здесь стоит упомянуть «Книгу Урантии» (The Urantia Book), «Космогоническую концепцию розенкрейцеров» и «Космическую книгу» (Cosmic Book) Ицхака Бентова.

Для должным образом подготовленного ума, книги такого типа могут представлять собой исключительную ценность.

Однако, для большинства людей подобные труды могут казаться противоречивыми, даже невразумительными, потому что, большинству людей, прежде чем отправляться в путешествие в иные миры, необходимо утвердиться и стать эффективными в земной реальности.

Эта книга содержит проблески понимания о назначении духовного путешествия через все миры, высокие и низкие. Но за ее рамками пришлось оставить многое.

Не стоит считать ее путеводителем, в ней не найти описания всех городов и поселков, встречающихся на пути, всех ландшафтов и туристических стоянок; в ней не упоминаются ни завалы на дорогах, ни дорожные бандиты и другие опасности, с которыми, возможно, придется столкнуться путешественнику.

Но игнорировать всё это полностью, немыслимо — тогда книга может сослужить плохую службу. Поэтому, в данном приложении рассматриваются некоторые из лучших карт, доступные духовному путешественнику.

Все они, так или иначе, отражают реальность, о которой идет речь. Однако, стоит отметить те различия, которые существуют между ними: это различия в подходе, терминологии, масштабе и степени разрешения, в подчеркивании тех или иных особенностей маршрута.

Так, одна карта предназначена для геологов, другая — для альпинистов, а третья — для натуралистов, и в ней выделяются особенности флоры и фауны. Какая из них подходит вам? Это сможете сказать только вы сами.

Но, так как сегодня Восток встречается с Западом на глубинном уровне, то происходит мощное взаимообогащение и ферментация.

Западный подход, подчеркивающий объективность, научность и то, что имеет непосредственное отношение к внешнему миру, взаимодействует с восточным, делающим акцент на духовности, субъективности и мире внутреннем.

В результате, появляется множество новых данных и сведений о соотношении космоса и сознания. Современные исследования сознания проясняют это соотношение во многих деталях и с большой точностью, поскольку они основываются, как на западных, так и на восточных традициях.

Древние карты сознания воссоздаются в контексте современной жизни, с которым они непосредственно начинают соотноситься; создаются и новые карты.

Здесь следует учесть, что, как утверждается в общей семантике, карта — это еще не сама территория. И получение информации о территории — это не то же самое, что реальное путешествие по ней.

Но для тех, кто имеет намерение предпринять путешествие по разным уровням Бытия, нижеследующая информация может оказаться чрезвычайно ценной.

Хотя, никакая информация, ни одна карта не является адекватной в описании Великой Мистерии Божественного, как ни одна из них — ни одна — не может заменить собой внутреннюю реализацию Основ Бытия, которая приходит в безмолвии, за пределами всех форм, образов, символов и звуков.

Одна из полезных карт реальности приводится в книге Даниэля Голмэна «Многообразие медитативного опыта».

Воспроизводя в современном контексте классический буддийский текст Вишуддхимагга, Голмэн описывает эту карту внутренней реальности, появившуюся 2500 лет тому назад, как «вероятно самую широкую и наиболее детализированную психологическую карту состояний сознания».

Согласно этой древней книге мудрости, существует два основных пути медитации: Путь Концентрации (или полной внутренней сосредоточенности) и Путь Инсайта (или полноты ума — mindfullness). Книга в деталях описывает различные стадии концентрации и сосредоточения.

Эти стадии ведут от того, что называется «вступительным состоянием», или обыденным сознанием, через более высокие состояния, в которых однонаправленность ума сопровождается чувством блаженства, к высшим бесформенным состояниям сосредоточения или тотальной погруженности.

Голмэн, однако, указывает на то, что Вишуддхимагга рассматривает само достижение определенных состояний концентрации и связанное с ними тонкое наслаждение, как вторичный момент по сравнению с различающей мудростью. Путь Инсайта — это путь к Нирване, высшей реализации. Здесь он также описывается детально.

Другая проверенная временем карта сознания может быть найдена в йоге. Многие классические и современные йогические тексты описывают стадии роста к высшим состояниям сознания. Наиболее известен древний текст Патанджали, собравший воедино йогическое знание и сегодня носящий название «Йога-Сутра».

Описания, который дает современный йог Свами Крийананда в своей автобиографической книге «Путь», предоставляют нам возможность понять йогический взгляд на сознание и на его эволюцию:

«Освобождение от Эго не приходит с первыми проблесками космического сознания. Даже в расширенном состоянии сознания в тонком виде присутствует память о «Я»: «Я, бестелесный, бесформенный, но, тем не менее, всё еще реальный Джон Смит, наслаждаюсь этим состоянием сознания».

Тело в этом состоянии транса неподвижно; погруженность в Божественное в этом состоянии называется «савикальпа самадхи» — погружение с различением, в котором всё еще присутствует в тонком виде субъект, который, при выходе из этого состояния, возвращается к своему ограниченному Эго.

Однако, по мере новых погружений в это состояние транса, связь ума с Эго постепенно разрушается, пока, наконец, не вспыхнет озарение: «Нет больше того Джона Смита, который мог бы вернуться. Я — Дух».

Это — наивысшее состояние «нирвикалыга самадхи», неразличающее погружение — состояние неизмененное и вечное. Если из этого состояния человек возвращается в телесное сознание, у него больше не возникает чувства отделенности от Океана Духа. Джон Смит больше не существует.

Теперь вечный Дух одушевляет тело, ест и пьет через него, учит через него и продолжает выполнять все обычные функции человеческого существа.

Это состояние направленного вовне потока энергии, которую излучает человек, достигший «нирвикалыга самадхи», которое иногда называют также «сахаджа» — достигаемое спонтанно, без усилий «самадхи».

Божественная свобода приходит только с достижением «нирвикальпа самадхи». До этой стадии Эго, всё еще, в состоянии опять затянуть ум в иллюзию и заблуждение — что время от времени и происходит.

В момент достижения «нирвикальпа самадхи» человек становится тем, что называется «дживанмукта — освобожденный при жизни, или достигший реализации, еще находясь в физической оболочке.

Однако, «дживанмукта», каким бы высоким ни было его состояние сознания, всё еще не является полностью независимым. Тонкая память о том, что «Я — Джон Смит» уничтожена, он может не создавать кармы, так как прошлое Эго, к которому привязана карма, разрушено.

Но даже и теперь остается память обо всех прошлых воплощениях: Джон Смит в тысячах, а может быть, миллионах воплощений; Джон Смит — бандит, Джон Смит — рассеянный музыкант, Джон Смит — преданный любовник, нищий или чванливый тиран.

Все эти следы прошлых жизней должны быть превзойдены, их карма одухотворена и растворена в бесконечном».

Карта сознания Мехер Баба — одна из тех, что объемлет все пространства и все время пониманием их пределов и того, что лежит за этими пределами. Согласно ему, творение эманируется Богом, как непостижимое состояние, лишенное форм и цвета, которое описывается, как Бог в Запредельном состоянии.

Еще более таинственно «конечное» состояние Бога: За пределами Запредельного состояния. Об этом ничего не может быть сказано. Но в Запредельном состоянии возникает творческий импульс Божественного воображения — познать Себя во всемогуществе бесконечности и вечности, дающим бытие всему сущему.

Первичная форма космоса называется великой сферой и заключает в себя газообразные формы — бесчисленные звезды. Постепенно, в результате эволюции, возникают твердые минеральные и элементальные формы творения — планеты и другие небесные тела, на которых, в свою очередь, формируется жизнь в своих растительных и животных формах, заполняя бесчисленные миры.

На уровне человеческого бытия достигается новая сфера творения — тонкая. Эта сфера содержит в себе четыре плана, через которые духовные искатели путешествуют на протяжении многих жизней, до тех пор, пока, наконец, не достигнут третьего великого царства реальности, ментальной сферы.

Эта сфера содержит в себе два уровня, которые трансцендируются в тот момент, когда искатель осознает себя, как бесконечность, как Бога. Это переживание охватывает все семь уровней. Что же находится за пределами всего этого.

Бог в Запредельном Состоянии — и Запредельность Запредельного.

Карты реальности, находимые в духовных традициях, в эзотерической и трансперсональной психологии сохраняли свою глубину и чистоту на протяжении тысячелетий.

Являются ли эти «официальные» формы — христианская, буддийская, индуистская, суфийская, каббалистическая, йогическая — выражением нашего высшего понимания? Неужели нет ничего нового под солнцем? Продолжает ли развиваться наше понимание человеческой трансформации и Высшей Реальности?

И да, и нет. Оно и развивается и, в то же время, остается прежним. Как я уже говорил, просветление — это бесконечный процесс. Это состояние совершенного равновесия и баланса между Бытием и Становлением, нирваной и сансарой, временем и вечностью.

В конце своей поэмы «Four Quarters» Т. Эллиот пишет:

Мы не должны прекращать исследования,
И в конце всех наших поисков
Мы прибудем к тому месту,
с которого начинали,
И впервые познаем его.

Пытаясь выразить наше понимание духовного путешествия, мы в течение тысячелетий собирали всё больше и больше материала, наша картография реальности становилась всё более и более детализированной, глубокой и полной.

Таким образом, благодаря коллективным усилиям, как древних мудрецов, так и современных психологов сегодня существуют безусловно ценные и практически полезные карты реальности.

Наиболее обширную превосходную карту можно найти в книге Кена Уилбера «Проекция Атмана».

Она возникла в результате синтеза важнейших восточных и западных психологии и духовных традиций и описывает природу важнейших состояний человеческого сознания от рождения до просветления и тот процесс развития, в результате которого в психике разворачиваются различные структуры, или состояния сознания.

Представляя собой реальный синтез знаний, «Проекция Атмана» является наиболее важной книгой в области психологии, появившейся в наше время. Уилбер пишет, как просветленный трансперсональный психолог.

Работа Да Лав-Ананды дает нам также превосходную карту эволюции человеческого сознания, хотя и ориентированную, прежде всего, на религиозное переживание, но, тем не менее, полностью сопоставимую с картой психологической ориентации Уилбера.

Выделение и описание семи стадий жизни особенно важно ввиду того, что оно дает действительно новое знание о просветлении. Нижеследующий текст кратко суммирует учение Да Лав-Ананды о стадиях человеческого развития и связанных с ними состояниях сознания.

Этот текст был составлен на основе его работ издательским персоналом его коммуны. Я приношу благодарность коммуне за предоставленную возможность опубликовать его здесь. Я полагаю, что он представляет собой наиболее глубокую и точную краткую карту реальности для современного духовного искателя.

Семь стадий жизни

Высшая цель нашего человеческого воплощения — открыть или реализовать Истину нашей жизни. Однако, чтобы сделать это, мы должны, прежде всего, наблюдать, понимать и трансцендировать самих себя.

«Семь стадий жизни» Мастера Да Лав-Ананды оказываются важнейшим ключом для самопонимания. Но, прежде чем углубиться в его схему, нам придётся приобщиться к культуре самотрансценденции, превосхождения самого себя.

«Мы можем познать или реализовать то, что есть только через самопонимание, которое становится не просто самоинформацией, но и самотрансценденцией, превосхождением себя. Поэтому, мы должны сначала стать способными (посредством самопонимания и самотрансценденции) к владению собой, к свободному участию в том, что имеет для нас значимость, вопреки самоумалению.

Я не предлагаю просто идею Бога, или души, или Трансцендентного Бытия. Такая идея и такое предложение, по сути дела, не могут быть приняты отделённым умом и отделяющим Эго.

Поэтому, идеи той религии, которая обращается к Эго и к культуре самоотстраненного сциентизма, основанной на идее Эго, в основе своей фальшивы и представляют собой, не более чем, мучительное и неизбежно безрезультатное стремление к любви, благополучию и иллюзорному счастью.

Напротив, я предлагаю самонаблюдение, подлинное самопонимание и реальную самотрансценденцию. И на Пути самотрансценденции, по мере возрастания степени и взаимности участия, — сопричастности — открывается Божественное, неограниченное, вечное, трансцендентное Счастье».[205]

Модель, или схема, семи стадий жизни дает структуру, с которой мы можем реально соотнести себя, свои проблемы роста и духовные стремления, а также, всю информацию о духовных учениях и переживаниях, которая доступна человеку сегодня.

Таким образом, семь стадий — это средство для «калибровки» нашего человеческого и духовного роста, свободное от предрассудков и табу конвенционального общества, которое стремится поддерживать и даже навязывать множество фальшивых взглядов, тем самым, заслоняя нам путь к Реализации истины Божественного Бытия.

По мере знакомства с учением Мастера Да, становится всё более ясно, что он — это Духовный Крестный отец, тот, кто «прошел Путь», «Живой Поток» для подготовленных искателей.

Когда индивидуальное сознание, поставленное на фундамент самопонимания, соединяется с «красотой» или Силой Духовного Блаженства, человек проходит через все иерархии иллюзий — земных (плотных) и космических (тонких), которые и представляют собой структуры знания и переживания.

Таким образом, семь стадий жизни можно рассматривать, как духовную школу, в которой мы проходим семь различных уроков, касающихся самотрансценденции.

Когда мы заканчиваем курс самонаблюдения, самопонимания и самотрансценденции, проходя через все аспекты первых шести стадий жизни, тогда адепт, являющийся Мастером этой школы, открывает скрытую «дверь», ведущую через сакральное пространство, требующее полного самопосвящения, к полной Реализации Божественного Бытия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.