Приложение 2. «Женщины и просветление»
Свами Вивекананда, донесший до Запада учение Веданты, однажды писал: «У мира нет никакого шанса на благоденствие до тех пор, пока положение женщины не станет лучше. Птица с одним крылом не может летать». В то время, когда эволюция человечества вступает в новую фазу, для которой характерно превосхождение границ Эго и признание единства всей жизни, представляется необходимым обратиться к тому, в чём в это время перемен испытывается большая потребность. Я подразумеваю относительный недостаток в существующей литературе примеров, полезных для женщин, вступающих в духовную жизнь. Когда я просматривал религиозную литературу, посвященную библейской истории, чтобы найти материал для этой книги, я был опечален, увидев ту степень, в которой женщин держат «вне храма». Духовно устремленные женщины могут найти очень мало примеров женщин, которые служили бы им образцом, — неважно, из числа наших современниц или исторических персонажей. Подобным образом и духовная литература обращается к женщинам гораздо реже, чем к мужчинам. Разумеется, освобождение традиционно признается, как нечто, безусловно, общечеловеческое, а затем уже мужское или женское. Это напоминает миф о жизни до Падения в дуализм и в сексуальность и то, как это, вероятно, будет с приходом новой эпохи, когда андрогинное человеческое существо совместит в себе психологию и мужчины, и женщины. Это будет полнота и сплав в индивидуальном сознании лучших черт, традиционно рассматриваемых, как мужские и как женские. Подлинно духовная литература признает это и выходит за пределы разделенности по признаку пола; она доносит правду в одинаковой степени, как для мужских, так и для женских сердец и умов, побуждая к освобождению от всех частных отождествлений и от привязанности к тому, что не соотносится с абсолютным. Упор здесь делается на Бога, а не на половые различия; на дух, а не на роли, обусловленные полом. Хотя равноправие полов уже издавна отстаивается и поддерживается отдельными индивидами — Иисус и Будда были двумя из немногих таких индивидов, — очевидно, что на практике это еще не было достигнуто. Поэтому, в определенном смысле, это новая идея, или, по крайней мере, идеал, время для осуществления которого наконец пришло. Я не знаю ни одного общества до нашего времени, в котором мужчина и женщина рассматривали бы друг друга, как психологически и культурально равных. Во всех обществах преобладал либо патриархат, либо матриархат. И последние три тысячи лет в целом были эпохой Мужчины, эпохой патриархата. До этого же на, человеческие дела оказывала влияние религия Великой Матери, — пусть даже эти дела были, в основном, локальными и родовыми. С тех пор, как эпоху жриц сменила эпоха жрецов (неважно, по каким причинам) — я думаю, что лучше всего это объясняет Кен Уилбер в своей книге «Вверх из Рая», — женщины занимают последнее место в социальной и духовной жизни. Были, правда, исключения, как индивидуальные так и культуральные. Но основной импульс человеческого развития вынес на передний план именно мужчину, и духовно устремленным женщинам достались второстепенные, обслуживающие роли. Этот статус второстепенности был повергнут небольшим количеством отважных и стойких женщин — искательниц Бога, которым чаще всего приходилось выходить за пределы установленных религиозных институтов в своей жажде духовного роста и понимания высшей реальности. С утверждением патриархального общества в масштабах всей Земли, вся запечатленная история становится, в основном, мужской историей — и поэтому она приобрела тенденцию к игнорированию целой половины человеческой популяции! Для женщин стали недоступны, как посты, облеченные властью, так и возможности для духовного раскрытия — по крайней мере, женщины не поддерживались в этом социальными институтами с мужской ориентацией и с преобладанием мужчин. Как только женщины были отстранены от власти в религиозных организациях, они сразу же были исключены из истории этих организаций. Поэтому, история, запечатленная на бумаге, не предлагает нам почти ни одной женской фигуры, как образца духовного или просветленного учителя, и практически нет духовной литературы, написанной женщиной и для женщин. Это должно вести к односторонности и слепоте современного общества, поскольку «грехи» и невежество отцов отражаются на их сыновьях и дочерях. Недостаток очевидного не является очевидностью недостатка. Если история, запечатленная на бумаге, отличается от живой истории, то в религиозных и священных традициях можно обнаружить существование малоизвестных примеров женщин, достигших освобождения. Поэтому, сегодня женщины не должны ошибочно полагать, что они неполноценны и нуждаются в посреднике-мужчине (священнике, учителе или образце для подражания) на своем пути к Богу. Но это, конечно, не значит, что женщины должны заведомо отвергать мужчину, как возможного учителя либо, как потенциальный образец в своей духовной жизни; это значит только то, что мужчина не является неизбежно необходимым и что существуют и другие источники, женские. Не стоит забывать и то, что освобождение не устраняет различия, оно устраняет неравенство. Этот небольшой обзор предназначается, в первую очередь, для духовно устремленных женщин, которые не хотят отрицать своей женственности, но хотят реализовать ее на духовном пути. И хотя освобождение выводит за пределы всех ролей, обусловленных полом, но, тем не менее, для ищущих Бога женщин правильнее было бы в своей жизни следовать образцам просветленных женщин, пока, по мере роста, не отпадет потребность в следовании вообще кому-либо. Однако, хотелось бы высказать некоторые предостережения. До того момента, когда будет достигнуто освобождение, необходима осторожность и тщательное различение, так как не все женщины, упомянутые здесь, имели — или же, в случае современниц, имеют — в равной степени развитое сознание. Это относится и к мужчинам из духовного мира (не все то, что они говорят или делают, непременно является божественной мудростью). Святые могут упорствовать относительно далеко не самых лучших догм, а метафизики могут страдать искажением метафизических принципов. Более того, даже высокоразвитые люди вне зависимости от пола могут иметь какие-либо личностные странности или слабые места в своем характере. Все эти моменты могут быть ошибочно приняты за характерные признаки духовности высокого уровня, в то время как в действительности, они не имеет никакого отношения к духовному развитию. Более того, наивные духовные искатели могут пасть жертвой неразборчивых в средствах духовных учителей, привлекательный и мистифицирующий характер поведения которых соблазняет искателей, как образно, так иногда и в буквальном смысле, в виде якобы особого «приобщения к чудесным силам». И еще несколько слов о тех, о ком я не говорил. Я намеренно не ссылался на женщин языческой и магической традиций, таких, как ведьмовство, астрология, Таро и т.п. Я поступал так потому, что не рассматриваю эти направления в качестве основных духовных традиций. Несомненно, в этих направлениях есть духовно ориентированные женщины, и я ни в коей мере не хотел бы унизить или оскорбить их. И сами эти направления, безусловно, ценны, как ценно всё, что способствует углублению самопознания. Но эти направления основываются, скорее, на Природе, чем на трансцендентном источнике Природы. И то, что в них называется «самостью» (self, «Я»), — это не то, что называется «самостью» в религиозных и духовных традициях. Поэтому, я не считаю эти направления путями, ведущими к просветлению, так же, как я не знаю ни одной просветленной женщины ни в прошлом, ни в настоящем, чей рост происходил бы исключительно в рамках этих традиций. Говоря это, я должен добавить, что, ни в коем случае, не претендую на всеведение. Я благодарен за советы и поддержку, оказанную мне некоторыми женщинами, комментировавшими предварительный набросок этого приложения. Я открыт к приятию замечаний тех, которые могут поправить меня в чём-либо, в чем я ошибаюсь, и информировать меня о том, чего я не знаю. К счастью, ситуация с недостатком духовной литературы и примеров для подражания уже начинает исправляться. Есть наши современницы — женщины высокого уровня духовного развития, говорящие и пишущие с позиции глубины своей непросто добытой мудрости. И есть научные исследования, открывающие долгое время бывший неизвестным материал о ранее живших духовных женщинах, — материал, приближающий написанную историю к истории живой. Я надеюсь, что подобные исследования смогут развернуться настолько широко, что приводимый здесь обзор вскоре станет лишь небольшим штрихом в долгой, богатой истории женщин в духовной жизни. Христианство В христианской традиции на протяжении ее долгой истории сохранились сведения о многих женщинах — святых и мистиках. Это Жанна д'Арк, несколько Екатерин, блаженная Анжела из Фолигно (Angela of Foligno), Дама Джулиан из Норвича (Dame Julian of Norvich), Мадам Гюйон (Guyon), и св. Тереза Авильская, основатель святого ордена и автор мистического трактата «Внутренний Замок». Ее имя носит и святая женщина из Калькутты, обладатель Нобелевской премии Мать Тереза Калькуттская. Мать Кабрини — другая женщина, которую многие, рассматривают, как современную святую. Женский образец совершенства в христианской традиции — это, конечно же, Святая Дева Мария, чья жизнь служит примером совершенного служения Богу и истоком возникновения самого идеала Мадонны в христианстве. Заслуживает упоминания также Елизавета, мать Иоанна Крестителя. И, наконец, «падшая женщина», Мария Магдалина, чья история бескорыстной преданности и служения Иисусу тронула сердца миллионов. Основным первоисточником сведений о святых женщинах в христианской традиции является работа Эвелин Андехилл «Мистицизм» и антология «Женщины-святые — Восток и Запад» (Swami Gha- nanada, Women Saints — East and West). Иудаизм В истории иудаизма библейского периода есть несколько духовных женщин. Среди них фигуры из древности — Сара, жрица огня, и прорицательница Мириам. Хана признана в иудейской традиции первой молящейся сердцем, говорящей непосредственно и спонтанно с Богом. Има Шалом (Мать Мира) была прославлена своей мудростью во времена римского владычества в Иудее. Говорят, что жили и другие женщины, бывшие поэтами, каббалистами, учеными и прорицательницами. Однако, во времена, наставшие после библейского периода, в иудаизме почти не сохранились сведения о женщинах-святых или женщинах-мистиках. Единственная известная в этой традиции женщина — это Ханна Рахиль, называемая также Девой из Лидомира (Maiden of Lydomir). Она была хасидским равви (учителем) в XIX веке, и в ее обязанности входило давать советы мужчинам и женщинам. Благодаря господству патриархата, ей приходилось сидеть за занавеской, когда она беседовала с мужчиной. В XII веке Гаон (Gaon) из Багдада, дочь Самуила Бен Али, стала религиозным авторитетом благодаря тому, что у ее отца не было сыновей, чтобы обучить их. Книга «Женщины-святые — Восток и Запад» упоминает Генриетту Зольд (Henrietta Szold), еврейку, родившуюся в Америке, ставшую святой и посвятившей 60 лет своей жизни спасению жизней других. Индуизм В индуизме, как и в других индийских духовных традициях, есть довольно обширный список женщин, чьи имена были связаны с Богом, — как живших в древности, так и наших современниц. Это Лалла (Lalla), кашмирская поэтесса и йогин четырнадцатого столетия, которая сочиняла песни, посвященные Богу, и затем пела их на базаре. В XVI веке Мирабаи, поэтесса-святая из Северной Индии, подобным же образом выражала свою преданность Богу в сотнях стихотворений. Монахиня Йогешвари, известная также, как Бхайрави Брахмани, была женщиной высокого уровня духовного развития в нашем веке, и она учила тантрической медитации великого йогина Рамакришну. Жена Рамакришны, Шри Сарада Дэви, также была, как говорят, очень возвышенной святой женщиной. В наше время Анандамайя Ма считается одной из индийских святых. Еще две возвышенные женщины в этой традиции — это Шримата Гайатри Дэви из Центра Веданты в Cohasset, штат Массачусетс, описавшая свою историю в книге «Паломничество одной жизни» (Srimata Gayatri Devi, One life Pilgrimage), и Индира Дэви, йогин и соавтор книги Дилипа Кумара Роя «Звездный странник» (Dilip Kumar Roy, Pilgrim of the Stars). Еще один живой учитель, доступный сегодня, — это Свами Шивананда Радха из Йасодхара Ашрама (Yasodara Asram, Kootenay Bay, Британская Колумбия). Ее книга «Радха. Дневник исканий женщины» — это захватывающее описание ее путешествия в Индию в 1955 году, где она была принята в йогический орден. Буддизм Говорят, что было и есть много духовно высокоразвитых женщин, но что они просто гораздо меньше известны, чем мужчины. Хотя Будда не исключал участия женщин в монашеских орденах (буддизм не имел института священства), он запретил женщинам быть странствующими монахинями, после того как одна женщина-монахиня была изнасилована. Орден буддийских монахинь перестал существовать примерно в V веке нашей эры. В китайском буддизме бодхисаттва сострадания Гуань Инь — женщина, хотя и мифическая. Единственными историческими женскими фигурами, привлекшими мое внимание в буддизме, были Йасодхара, или Гопа (жена Будды в то время, когда он еще был принцем), Гаутами (младшая сестра Будды) и несколько других, описанных в уже упоминавшейся книге «Женщины-святые — Восток и Запад». Одна из наших современниц — это настоятельница монастыря Джиу Кеннет (Jiyu Kennett) из дзенского монастыря Шаста в Маунт Шаста, Калифорния. Она является духовным лидером (роши) нескольких десятков монахов, и она описала свою жизнь в двухтомной книге «Дикий белый гусь» (The Wild White Goose). Другая наша современница — недавно умершая последовательница буддизма Клэр Оуэнс (Claire Myers Owens), которая пришла к буддизму в уже немолодом возрасте, но с прекрасной и благородной душой, готовой к сатори. Она описала свой опыт в книге «Дзен и леди» («Zen and the Lady»). Ислам В суфийской традиции, мистическом направлении ислама, есть упоминание только об одной женщине-мистике по имени Рабийя (Rabi'a). В книге «Женщины-святые — Восток и Запад», эта женщина, жившая в VIII веке, описывается, как «вдохновляющий пример для всех обычных женщин, которые могут стремиться к высотам духовного совершенства». Тем не менее, возможно, в исламе были и другие женщины, осознающие Бога, но не столь широко известные — на это есть несколько намеков в других источниках. Жена Мухаммеда, Хадиджа, была его первым учеником, и поэтому, можно предположить, что она обладала некоторым духовным постижением. Кроме того, в день своей смерти Мухаммед дал наставление своей дочери Фатиме и своей тетке Сафийе (Safiya): «Вы сами должны работать над тем, что принесет вам признание Бога, поскольку я действительно никак не могу повлиять на него, чтобы спасти вас». Это наставление показывает, что они были духовно устремленными женщинами с определенным уровнем постижения Бога. Джайнизм «Женщины-святые — Восток и Запад» отмечает несколько святых женщин в традиции джайнизма, чьи духовные посты предполагали наличие эрудиции и участие в составлении священных текстов. Самой выдающейся из них была Арья Чандана, современница Махавиры, основателя джайнизма. Глубоко религиозная, она стала его первой ученицей и главой ордена монахинь. Другой современницей Махавиры была Джайанти (Jayanti), сестра царя. Она слушала проповеди Махавиры и обсуждала с ним всевозможные духовные проблемы. В итоге, она оставила свою жизнь в царском дворце, чтобы стать монахиней. Орден монахинь в джайнизме существует и сегодня. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|