Здавалка
Главная | Обратная связь

Дэн Радьяр «Человеческое, слишком человеческое и то, что за его пределами»




Просветление не является сугубо психологическим феноменом; с ним связан процесс физической трансформации всего организма. Как указывает Гопи Кришна, просветление влечет за собой изменения в работе нервной и эндокринной систем, в химическом составе крови.

Более того, некоторые оккультные и духовные традиции утверждают, что на своих высших стадиях духовное пробуждение обуславливает трансформацию самого телесного вещества, осуществляемую таким образом, что индивидуальное сознание начинает оперировать формами, состоящими из субстанции более тонкой, чем телесная плоть.

Шри Ауробиндо утверждает, что на конечной стадии йоги, где происходит единение со Сверхсознанием, йог начинает структурную реорганизацию своего тела на молекулярном уровне.

Если взглянуть на это с иной стороны, то возникает вопрос — остановится ли эволюция, если все члены человеческой расы достигнут состояния Иисуса или Будды? Ответ: нет. Есть состояния бытия, превосходящие даже и эти. В некоторый момент, просветление означает буквальное «становление самим светом».

Дэн Радьяр, одна из великих душ нашего времени, исследовал динамику духовной трансформации в течение более семи десятилетий. Здесь он выступает в качестве, прежде всего оккультного психолога, ведущего речь о том, что находится на тех стадиях духовного развития, которые находятся за пределами «обычного» мистицизма.

То, что он понимает под состоянием Плеромы[195], относится к состояниям за пределами персональности, как озаглавлена одна из его многочисленных работ.

Это состояние, которое превосходит ницшеанское определение современной эволюции, как «человеческое, слишком человеческое» — состояние, в котором биологическое функции и влечения (к пище, дыханию, сексу и т.п.), не являются более довлеющими, и даже само ощущение «индивидуального» существования имеет лишь вторичное значение.

Тело трансфизикализируется и состоит теперь из эфирной материи. «Пища» поступает непосредственно из космоса и окружающего пространства в форме различных видов энергии.

Детали этого непонятны нам, но такие традиции, как, например, теософия, говорят об этом примерно так же. Видимо, со временем, это станет понятнее. То, что важно сейчас, — это понять, что Плерома является эволюционным потенциалом всех нас в нашем росте к божественному.

* * *

Если пытаться понять и интерпретировать значение состояний сознания, так или иначе превосходящих нормальный высокий уровень, характерный для нашего общества, то величайшим источником затруднений и непонимания является некорректное определение отношения таких состояний к фундаментальным характеристикам и базовым предусловиям (или парадигмам) культуры.

Более того, подобные высокие состояния сознания (так же, как и связанная с ними эмоциональная ответственность и тип межличностных отношений) могут принадлежать к двум совершенно различным категориям, даже если для поверхностного интеллектуального восприятия они и представляются совершенно подобными.

Если выражаться кратко и аллегорически, эти состояния могут быть интерпретированы либо, как результат апофеоза культуры, как ее «цветы», проявляющиеся в неординарных личностях, либо, как раннее проявление «семян», развитие которых синхронизировано с медленным умиранием отжившего растения (культуры) и чья судьба — покинуть растение, их породившее.

Семя формируется в данном растении, но, в нашем случае, оно не связано с его конкретными характерными особенностями. Суть семени, его сущностная связь, определяется только его видовой принадлежностью к виду, как к целому.

Если мы символически сравним конкретную человеческую культуру с конкретным растением, «личности-семена», формируемые культурой и внутри культуры, начинают выполнять свое предназначение (или функцию), только когда они покидают культуру или становятся духовно независимыми от нее.

Последняя, уже оставив позади период своего цветения и коллективного свершения, начинает, поэтому, распадаться, становясь всё более склеротической. «Личность-семя» принадлежит не данной культуре, а всему человеческому роду, как целому.

И, так как сущностной архетипической особенностью и предназначением человека является его роль, как агента трансформации всей планеты Земля, «личности-семена» можно считать «мутациями». Они становятся (или могут стать) визионерами-первопроходцами, духовными и ментальными прародителями, «предками» нового типа культуры.

Этот символизм, конечно же, не должен пониматься буквально, так как он не учитывает ряд факторов. Тем не менее, он может передать некоторые моменты существенной значимости.

Он демонстрирует фундаментальную особенность, которую западная, евроамериканская, культура (кто-то сказал бы «цивилизация») не в состоянии осознать и принять, и которую азиатские религиозные философии по ряду причин обходят с помощью двусмысленностей, особенно когда имеют дело с западными людьми или со своими собственными учениками, скроенными на западный манер.

Эта особенность состоит в различии между мистиками, которые действительно являются результатом цветения глубинного религиозного духа культуры, и теми «личностями-семенами», которые являются подлинными оккультистами или, по крайней мере, визионерами, обладающими прометеевским духом.

Суть миссии этих «людей-семян», которые могут быть философами, художниками или государственными деятелями, в том, чтобы радикально трансформировать, как социокультурные предпосылки, по крайней мере, части человечества, так и определённые аспекты общечеловеческой природы.

Западный ум с трудом может осознать и понять это различие, потому что термин «оккультизм» претерпел ужасающую девальвацию. Подлинный оккультизм не имеет дела с тем, что известно под названием «оккультных сил» и «психического» опыта, хотя эти силы и этот опыт могут очень реально проявляться в некоторых случаях.

Подлинный оккультизм — это индивидуальный поиск осуществления крайне опасного перехода между двумя уровнями реальности: человеческим уровнем, который сегодня зависит от нашего восприятия «физической» материи и биологических систем (как структурированных материальных целостностей), и сверхчеловеческим, сверхиндивидуальным уровнем, планетарным уровнем не только сознания, но и действия (и воли, и чувства), на котором материя также носит уже некий трансцендентный, хотя, всё еще, «физический» характер (термин «планетарный» здесь относится к той концепции, в которой Земля — это не только шар физической материи, но и биологическая, ментальная и духовная система активности и сознания).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.