Здавалка
Главная | Обратная связь

Информационное общество - основные признаки. Особенности информационного общества.



Информационное общество имеет следующие основные признаки:

1.Большинство работающих в информационном обществе (около 80%) занято в информационной сфере, т.е. сфере производства информации и информационных услуг.

2.Обеспечены техническая, технологическая и правовая возможность доступа любому члену общества практически в любой точке территории и в приемлемое время к нужной ему информации (за исключением военных и государственных секретов, точно оговоренных в соответствующих законодательных актах).

3.Информация становится важнейшим стратегическим ресурсом общества и занимает ключевое место в экономике, образовании и культуре.

Информатизация обществанеобходимое условие научно-технического, социального, экономического и политического прогресса в обществе. Неизбежность информатизации общества обусловлена следующими причинами:

- беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления разделения труда и его специализации в научно-технической революции;

- необходимостью адекватно реагировать на возникающие проблемы и динамично меняющейся обстановке, присущей постоянно развивающемуся обществу;

- повышением степени самоуправления предприятий, территорий, регионов.

Для информационного общества характерно обеспечение требуемой степени информированности всех его членов, возрастание объема и уровня информационных услуг, предоставляемых пользователю.

Информационное общество в теоретическом аспекте характеризуется высокоразвитой информационной сферой (инфосферой), которая включает деятельность человека по созданию, переработке, хранению, передаче и накоплению информации.

Информационное общество – это общество, структуры, техническая база и человеческий потенциал которого приспособлены для оптимального превращения знаний в информационный ресурс и переработки последнего с целью перевода его пассивных форм (книги, статьи и т.п.) в активные (модели, алгоритмы, программы, проекты). Но особое значение для активизации информационного потенциала общества имеет создание современных баз знаний. Это достигается за счет качественного преобразования традиционных баз данных (БД), рожденных ранними поколениями ЭВМ в базы знаний.

2. Информационные технологии в образовании и науке.Информационные технологии (ИТ) в образовании в настоящее время является необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации. Современные технологии и телекоммуникации позволяют изменить характер организации учебно-воспитательного процесса, полностью погрузить обучаемого в информационно-образовательную среду, повысить качество образования, мотивировать процессы восприятия информации и получения знаний. Новые информационные технологии создают среду компьютерной и телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных сферах деятельности, в том числе в образовании. Интеграция информационных технологий в образовательные программы осуществляется на всех уровнях: школьном, вузовском и послевузовском обучении. Постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса вместе с развитием и перестройкой общества, с созданием единой системы непрерывного образования, является характерной чертой обучения. Осуществляемая в стране реформация школы направлена на то, чтобы привести содержание образования в соответствие с современным уровнем научного знания, повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы и подготовить учащихся к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. Поэтому информационные технологии становятся неотъемлемым компонентом содержания обучения, средством оптимизации и повышения эффективности учебного процесса, а также способствуют реализации многих принципов развивающего обучения. Научным фундаментом процесса информатизации общества является научная дисциплина – информатика и информационные технологии. В широком смысле информатика – это наука об информационной деятельности, информационных процессах и их организационной деятельности, информационных процессах и их организации в человеко-машинных системах. Основными разделами информационных технологии являются исследование и разработка информационных средств и технологий, программных средств и моделирование предметных областей.

 

 

3.Количество информации, виды и свойства информации. Количество информации - в теории информации - мера информации, сообщаемой появлением события определенной вероятности; или мера оценки информации, содержащейся в сообщении; или мера, характеризующая уменьшение неопределенности, содержащейся в одной случайной величине относительно другой. Виды и свойства информации: 1.Генетическая инф-ция;2.Геологическая инф-ция;3.Синоптическая инф-ция;4.Ложная инф-ция (дезинф-ция); 5.Полная инф-ция;6.Экономическая инф-ция;7.Техническая инф-ция и т.д. Как видим, что в этом перечне приведены далеко не все виды информации. Он не систематизирован. Для того чтобы классификация по видам была полезной, она должна быть основана на некоторой системе. Для классификации объектов одной природы в качестве базы для классификации используется то или иное свойство (может быть набор свойств) объектов. Как правило, свойства объектов можно разделить на два больших класса: внешние и внутренние свойства. Внутренние свойства – это свойства, органически присущие объекту. Они обычно «скрыты» от изучающего объект и проявляют себя косвенным образом при воздействии данного объекта с другими. Внешние свойства – это свойства, характеризующие поведение объекта при взаимодействии с другими объектами. Поясним сказанное на примере. Масса является внутренним свойством вещества (материи). Проявляет же она себя во взаимодействии или в ходе некоторого процесса. Отсюда появляются такие понятия физики, как гравитационная масса и инертная масса, которые можно было бы назвать внешними свойствами вещества.Подобное разделение свойств можно привести и для информации. Для любой информации можно указать три объекта взаимодействия: источник информации, приемник информации (ее потребитель) и объект или явление, которые данная информация отражает. Поэтому можно выделить три группы внешних свойств, важнейшим из которых являются свойства информации с точки зрения потребителя. Качество информации – обобщенная положительная характеристика информации, отражающая степень ее полезности для пользователя. Показатель качества – одно их важных положительных св-в информации (с позиции потребителя). Любое отрицательное св-во м.б. заменено обратным ему, положительным. Чаще всего рассматривают показатели качества, которые можно выразить числом, и такие показатели явл-ся количественными харак-ми положительных свойств информации.Потребитель на практике сталкивается со следующими ситуациями:

- часть информации соответствует его запросу, его требованиям и такую информацию называют релевантной; а часть – нет, и ее называют нерелевантной;

- вся информация релевантна, но ее недостаточно для нужд потребителя; если полученной информации достаточно, то такую информацию естественно назвать полной;

- полученная информация несвоевременна (устарела);

- часть информации из признанной пользователем релевантной может оказаться недостоверной, т.е. содержащей скрытые ошибки (если часть ошибок потребитель обнаруживает, то он испорченную информацию относит к нерелевантной);

- информация недоступна;

- информация подвержена «нежелательному» использованию и изменению со стороны других потребителей;

- информация имеет неудобные для потребителя форму или объем. Обзор приведенных ситуаций позволяет сформулировать следующие определения свойств информации. Релевантность – способность информации соответствовать нуждам (запросам_ потребителя. Полнота – свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект и / или процесс. Современность – способность информации соответствовать нуждам потребителя в нудный момент времени. Достоверность – свойство информации не иметь скрытых ошибок. Доступность - свойство информации. Характеризующее возможность ее получения данным потребителем. Защищенность – свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения. Эргономичность – свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя. Кроме того, информацию можно классифицировать с точки зрения ее использования на следующие виды: политическую, техническую, биологическую, химическую и т.д. Это по существу, классификация информации по потребителю. Наконец, обобщенно характеризуется качество информации, часто используется следующее определение. Логическая, адекватно отображающая закономерности природы, общества и мышления – это есть научная информация. Заметим, что последнее определение характеризует не взаимоотношение «информация – потребитель», а взаимоотношение «информация – отражаемый объект/явление», т.е. это уже следующая группа внешних свойств информации. Здесь наиболее важным является свойство адекватности. Адекватность – свойство информации однозначно соответствовать отображаемому объекту или явлению. Адекватность оказывается для потребителя внутренним свойством информации, проявляющем себя через релевантность и достоверность. Среди внутренних свойств информации важнейшими являются объем (количество) информации и ее внутренняя организация, структура. По способу внутренней организации информацию делят на две группы: Данные или простой, логически неупорядоченный набор сведений. Логически упорядоченные, организованные наборы данных. Упорядоченность данных достигается наложением на данные некоторой структуры (отсюда часто используемый термин - структура данных). Во второй группе выделяют особым образом организованную информацию – знания. Знания в отличии от данных представляют собой информацию не о каком-то единичном и конкретном факте, а о том, как устроены все факты определенного типа. Наконец, вне нашего поля зрения оказались свойства информации, связанные с процессом ее хранения. Здесь важнейшим свойством является живучесть – способность информации сохранять свое качество с течением времени. К этому можно добавить свойство уникальности. Уникальной называют информацию, хранящуюся в единственном экземпляре.

 

4.Законы логического вывода.

Умение делать выводы — основная способность любого интеллекта. Основным признаком интеллекта являются знания и умения решать определенные задачи. Основой этих интеллектуальных умений являются законы и принципы логического вывода. Знание законов логического вывода позволяет выверять правильность рассуждений, доказательств, а также находить ошибочные утверждения. Незнание или нарушение этих законов и принципов приводит к логическим ошибкам и принятию неправильных решений.

1. Закон противоречия-первый общий закон логики. Этот закон впервые высказал Аристотель - основатель логики как научной дисциплины:

А и не А - Не могут быть истинны одновременно. Ложь -суждение и его отрицание

Примеры противоречивых утверждений:1) «яблоко - спелое»; «яблоко - неспелое»;

2) «треугольник АВС - прямоугольный»; «стороны треугольника равны друг другу».

Высказывание противоречивых суждений и утверждений является примером серьезных логических ошибок. Наличие противоречий говорит о некотором умысле либо о нарушениях в сознании.

2. Закон исключения третьего - второй общий закон логики, указанный Аристотелем:

А или не А - Истинно суждение либо его отрицание, истина третьего не дано.

Примеры взаимоисключающих утверждений: 1) «Сегодня будет дождь» или «Сегодня дождя не будет». 2) «Любой треугольник правильный либо в нем есть разные стороны».

Принципы логического вывода в системе Пролог отличаются от законов Аристотеля, поскольку его законы выражаются на языке высказываний, а работа системы Пролог основана на использовании предикатов. Закон противоречия в записи на языке исчисления предикатов преобразуется в процедуру вывода ответов на простейшие вопросы вида ? А(с): А(х) и не А(с) - При противоречии А(х) и не А(с) ложь, при х = с контрпримером служит х = с.

3. Закон двойного отрицания - третий общий закон логики. Этот закон также был высказан Аристотелем:

не (не А) - Если неверно отрицание , А то суждение – истинно

Примеры рассуждений.

1) Неверно, что «Вчера не было дождя». Следовательно, «Вчера был дождь».

2) Неправда, что «это сделал не Саша». Следовательно, «это сделал Саша». (?)

Из второго примера видно, что закон двойного отрицания является косвенным доказательством, поскольку оно не опирается на факты или аргументы. По этим причинам закон двойного отрицания может оказаться ошибочным и этот закон не является общезначимым (верным для всех случаев и ситуаций).

4. Закон достаточных оснований - всякое утверждение должно предполагать существование аргументов и фактов, достаточных для его обоснования. Иными словами, любое утверждение должно предполагать наличие набора конкретных фактов и правил, из которых должно вытекать утверждаемое. Нарушениями это закона являются рассуждения, опирающиеся на недостоверные факты или положения, истинность которых не проверяется, а принимается на веру.

Пример рассуждений, не имеющих достаточных оснований:

1. «Если дорогу перебежала черная кошка, то быть неприятностям».

2. «Это верно, потому что это - справедливо».

5. Закон логического вывода modus ponens - первый закон, указанный Аристотелем:

А ® В, А - Если из А следует В и посылка А истинна, В то выполняется и следствие В.

Примеры применения правила логического вывода.

1. «Если идет дождь, то на улице мокро». «Пошел дождь». Следовательно, «на улице мокро».

2. «Если кому-то весело, то он улыбается». «Маша развеселилась». Следовательно, «Маша улыбается».

В предикатной форме закон логического вывода превращается в процедуру вывода новых сведений из имеющихся общих правил и конкретных фактов:

А(х) ® В(х), А(с) - Если из А(х) следует В(х) и А(х) выполнено. В(с) для х = с, то выполняется В (с).

Данная процедура из конкретного факта А(с) и общего правила логического вывода А(х) ® В(х) позволяет вывести новое конкретное утверждение В(с). Иными словами, эта процедура вывода позволяет выводить новые конкретные сведения из общих правил и уже известных конкретных фактов. Следовательно, знание и применение законов логического вывода позволяет порождать новые сведения, являющиеся логическим следствием уже известных сведений. Этим свойством и этими законами могут пользоваться не только люди - они применяются в системах машинного интеллекта.

6. Закон вывода отрицаний - второй закон логического вывода:

А ® В, не В - Если из А следует В, но следствие В ложно, не А то не выполняется посылка А.

Примеры логического вывода из отрицаний.

1. «Если идет дождь, то на улице мокро». «На улице сухо». Следовательно, «На улице не было дождя».

2. «Если кому-то весело, то он улыбается». «Вова не улыбается». Следовательно, «Вове не весело».

В предикатной форме закон вывода отрицаний превращается в конструктивную процедуру вывода отрицаний:

А(х) ® В(х), не В(с) - Если из А(х) следует В(х), но В не выполнено

не А(с) для х = с, то не выполняется и А(с).

Данная процедура из конкретного отрицания следствия не В(с) и общего правила А(х) ® В(х) выводит конкретное отрицание не А(с) предпосылки при х = с. Эта процедура используется в системе Пролог как основной механизм поиска ответов на сложные вопросы, в которых участвуют определяемые предикаты.

7. Закон тождества - четвертый общий логический закон, указанный Аристотелем:

«Предмет рассмотрения должен быть определен и не должен меняться до конца обсуждения»

Данный закон носит фундаментальный характер для работы экспертных систем - правильные выводы и решения могут быть получены от экспертных систем только при строгом совпадении определений вещей из рассматриваемой предметной области.

5.Информационный ресурс. Каковы же основные особенности ИР? Информационный ресурс – это симбиоз знаний и информации. Принципиальное значение в понимании ИР имеет форма существования и представления знаний. Знание – это отражение той или иной стороны объективной действительности, выраженное в виде идей, понятий, представлений о каком-то предмете или явлении. Здесь идет речь о понятийном знании – знании, выраженном семантически. Имеется, как известно, и другой вид знаний – интуитивных, рожденных в подсознательной сфере, которые, прежде чем стать сообщениями, должны быть выражены в виде понятий, т.е. семантически. Знания – это живая, диалектическая система; они передаются другим людям, материализуются и существуют в трех формах: «живые» знания (квалификация); овеществленные знания; информация (сообщения).

Особенности ИР: Первая особенность ИР: в отличие от других видов ресурсов (в частности материальных) ИР практически неисчерпаем; по мере развития общества и роста потребления знаний их запасы не убывают, а растут. Вторая особенность ИР:по мере использования ИР не исчезает, а сохраняется и даже увеличивается (за счет трансформации полученных сообщений с учетом опыта и местных условий). Третья особенность ИР: он самостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальное значение. Только соединяясь с другими ресурсами – опытом, трудом, квалификацией, техникой, энергией, сырьем, ИР проявляется как движущая сила. Четвертая особенность ИР: эффективность применения ИР связана с эффектом повторного производства знаний. По К. Марксу продукт умственного труда – наука – всегда ценится далеко ниже ее стоимости, потому что рабочее время, необходимое для ее восприятия, не идет ни в какое сравнение с тем рабочим временем, которое требуется для того, чтобы первоначально ее произвести. Так, например, теорему о биноме школьник может выучить в течение одного часа. Информационное воздействие позволяет получить новое знание ценой значительно меньших затрат по сравнению с затратами труда, энергии, времени на его прямое генерирование. Пятая особенность ИР: ИР является формой непосредственного включения науки в состав производительных сил. В индустриальном обществе наука выступает опосредственной производительной силой. Посредником при этом выступают машины, новые материалы и препараты. В информационном обществе наука является непосредственной производительной силой. Это осуществляется в форме ИР. Радикально изменяется действия ИР: производительность труда повышается не на проценты, а на порядки – в 10 – 100 раз. Осуществляется переход к телематическим производственным системам, основой функционирования которых служат ИР и информационные связи. Шестая особенность ИР: ИР возникает в результате не просто умственного труда, а его творческой части. Рутинная часть умственной работы сама по себе не информативна: она не увеличивает потенциала нужных знаний, не меняет представления о путях достижения цели. Любой умственный труд, будь то наука или управление, включает две части: рутинную и творческую. Увеличение умственной работы за счет рутинной ее части не ведет к росту ИР. Вместе с этим трудовые и материально-энергетические затраты необходимы при выработке, передаче и использовании ИР. Седьмая особенность ИР: превращение знаний в информационный ресурс зависит от возможностей их кодирования, распределения и передачи. Коммуникационная система общества – важнейший фактор формирования, накопления и использования ИР на базе имеющихся знаний. Может сложится такая парадоксальная ситуация, когда при избытке знаний общество будет испытывать дефицит ИР.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.