Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос №50: Изменения в общественном строе Англии



Говоря об общей тенденции усиления органов исполнительной власти (и прежде всего лично премьер-министра), было бы неправильным утверждать, что палата общин британского парламента перестала играть сколько-нибудь заметную роль в политической жизни страны. Английский парламент обладает таким средством воздействия, как финансовый контроль над правительством, вотирование бюджета. Парламентские дебаты по поводу политики правительства широко освещаются средствами массовой информации и оказывают большое влияние на общественное мнение страны. В палате постоянно используется и такая форма контроля за деятельностью правительства, как депутатские запросы министрам. Любой правительственный законопроект проходит три чтения в палате общин, в процессе которых он тщательно анализируется в комиссиях и комитетах палаты с участием оппозиции. Только путем одобрения в парламенте важнейшие мероприятия правительства могут быть представлены как выражение “воли нации”.

Менее заметную роль в реальном осуществлении государственной власти играют старинные британские учреждения — корона и палата лордов. Однако они остаются необходимым элементом государственного устройства и их роль нельзя свести к чисто декоративной.

Корона по-прежнему считается символом стабильности “старой, доброй Англии” и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конституции пределы власти короля четко не обозначены и определяются установившимися политическими обычаями. Хотя за британским монархом формально сохраняется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения премьер-министра, длительная политическая практика свела эти прерогативы к “праву давать советы, праву одобрять и праву предостерегать”. Фактическое влияние королевского дома на государственную жизнь, тем не менее, остается значительным. Королева, в частности, председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю выслушивает доклад премьер-министра. Утверждения о том, что королева располагает наиболее полной информацией о положении в стране, имеют под собой значительные основания. Кроме того, королева остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании.

Что касается палаты лордов, то, по мнению некоторых исследователей, средневековые принципы ее формирования (около 1200 наследственных и жалованных пэров) только повышают в современных условиях функциональную роль этого учреждения, поскольку оно менее зависимо от партийной дисциплины и политической конъюнктуры.

Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10—20 раз.

Деятельность аппарата государственного управления Великобритании традиционно отличается особой замкнутостью (“министерская тайна”) и строгой иерархичностью в сочетании с высоким профессионализмом. Подбор кадров высшего и среднего звена гражданской службы проводится специальной комиссией, находящейся в ведении министра по делам государственной службы и не зависящей от других учреждений. Корпус чиновников стабилен и несменяем, вне зависимости от прихода к власти различных партий. Чиновники госаппарата не должны занимать выборные посты в партийных организациях, выдвигать кандидатов в парламент или соглашаться на избрание в палату общин. Парламент осуществляет контроль за деятельностью гражданской службы прежде всего через предоставление государственных ассигнований.

Некоторые новые черты в организации и функционировании британского аппарата управления после второй мировой войны связаны главным образом с обострением национально-расовой проблемы.

Усиление националистических настроений в неанглийских регионах и успехи в 60—70-х гг. националистических партий, североирландский кризис и нарастающее воздействие этих проблем на стабильность политических институтов вызвали к жизни многочисленные проекты децентрализации управления, попытки модификации государственной машины в национальных регионах Британии.

До второй мировой войны лишь в Северной Ирландии, которая оставалась в составе Соединенного Королевства после ирландской революции 1919—1923 гг., аппарат управления был организован особым образом. По Акту 1920 г. об управлении Ирландией централизованное управление провинцией из Лондона сочеталось с определенной местной автономией, существованием местного парламента и кабинета. В 50— 60-х гг. система особых звеньев местного управления национальными регионами, помимо Северной Ирландии, получила свое современное оформление. Эту систему возглавляют государственные секретари по делам Шотландии и Уэльса, являющиеся членами кабинета. Они руководят Шотландским и Валлийским ведомствами с несколькими департаментами, решающими отдельные местные вопросы (сельское хозяйство, образование и.т. п.). Попытки правительства лейбористов провести в конце 70-х гг. законы о введении автономии Шотландии и Уэльса отличались противоречивым характером, вызвали раскол общественного мнения и были окончательно отвергнуты правительством консерваторов. Только с приходом к власти в 1997 г. правительства лейбористов население Шотландии и Уэльса смогло, наконец, проголосовать за создание собственных парламентов в этих регионах. Своеобразное положение занимают и ряд островов в проливе Ла-Манш, где сохраняется полуфеодальная система управления.

Лейбористская партия Великобритании (Labour Party), Рабочая партия Великобритании, одна из двух ведущих политических партий страны и самая влиятельная партия Социалистического Интериационала; по составу — преимущественно рабочая партия, возглавляется правыми реформистами. Возникла в 1900 под названием Комитет рабочего представительства (с 1906 носит название Л. П.). Создание Лейбористская партия отражало стремление рабочих к независимой классовой политике. Однако у руководства Лейбористская партия оказались правые реформистские деятели, опиравшиеся на рабочую аристократию. В период 1-й мировой войны 1914—18 большинство руководства заняло шовинистические позиции; несколько лидеров Лейбористская партия вошло в коалиционное правительство.
В условиях начавшегося подъёма рабочего движения в Великобритании Лейбористская партия в 1918 провозгласила своей конечной целью построение социализма, но трактовала его сугубо реформистски. В основу политики Лейбористская партия были положены реформистские концепции социализма «Фабианского общества» и Независимой рабочей партии, вошедших в Лейбористская партия в качестве коллективных членов. Теоретики Лейбористская партия отрицали классовую борьбу, отстаивали учение о постепенном реформировании капиталистического общества посредством буржуазного государства и при сотрудничестве всех классов. В 1921—22 Лейбористская партия стала самой крупной оппозиционной партией в парламенте, а в 1924 её лидер Дж. Р. Макдональд сформировал 1-е лейбористское правительство, которое просуществовало 10 мес. В 1929 Макдональд возглавил 2-е лейбористское правительство. Эти правительства стремились проводить буржуазную политику несколько более гибкими методами. В области внутренней политики 2-е лейбористское правительство провело (до середины 1930) ограниченные реформы по борьбе с безработицей и по улучшению социального страхования. Однако со 2-й половины 1930 в связи с мировым экономическим кризисом оно перешло в наступление на права трудящихся. В августе 1931 правительство вынуждено было уйти в отставку. Часть лидеров Лейбористская партия (Макдональд, Ф. Сноуден, Дж. Г. Томас) вошла в состав т. н. коалиционного правительства, блокировалась с консерваторами («национал-лейбористы»). В 1932 из Лейбористская партия вышла стоявшая тогда на левых позициях Независимая рабочая партия. В рядах Лейбористская партия была образована новая левая группировка — Социалистическая лига. Перед 2-й мировой войной 1939—45 Лейбористская партия не предприняла никаких конкретных мер против политики «умиротворения» фашистских агрессоров, проводившейся Консервативной партией, а некоторые её лидеры активно поддерживали эту политику. В мае 1940 ведущие деятели Лейбористская партия вошли в коалиционное правительство У. Черчилля. В мае 1945 коалиция распалась. На парламентских выборах 1945 лейбористы, выступившие с программой широких социальных реформ, одержали победу, 3-е лейбористское правительство (возглавлялось К. Р. Эттли) провело ряд буржуазных по своему характеру реформ, национализировав Банк Англии и ряд отраслей промышленности (с выплатой полной компенсации владельцам). В области внешней политики правительство Эттли, продолжая фактически политику консерваторов, вело курс на обострение отношений с Советским Союзом, ремилитаризацию Западной Германии. Но под давлением национально-освободительного движения оно предоставило в 1947 независимость Индии, в 1948 — Бирме и Цейлону. На парламентских выборах в октябре 1951 Лейбористская партия потерпела поражение.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.