Здавалка
Главная | Обратная связь

II БЛОК: ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОГНИТИВНЫЙ

 

Невозможно быть профессионалом, не имея для этого соответствующих качеств. Так при формировании профессиональной Я-концепции преподавателя-лингвиста важным показателем является вербализация, иными словами высокая когнитивная организация, связанная с умением оперировать переносным смыслом текста, степенью глубины суждений, гибкостью мышления и уровнем развития речевых процессов.

Противоположным термином вербализации является термин алекситимия. Термин «алекситимия» буквально переводится так: «без слов для чувств». В близком переводе это может означать: «нет слов для названия переживаемых эмоциональных состояний».

Алекситимия - психологическая характеристика личности, у которой отмечаются следующие особенности в когнитивно-аффективной сфере:

1) трудность в определении (идентификации) и описании собственных переживаний;

2) сложность в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;

3) снижение способности к символизации, о чем свидетельствует бедность фантазии, воображения;

4) фокусированность в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Алекситимия бывает «первичной», когда она является устойчивым свойством несколько «инфантильной личности»; и «вторичной», когда она возникает вследствие перенесения тяжелой травмы или психосоматического заболевания. Первичная алекситимия необратима, то есть ее нельзя устранить в процессе психотерапии, развивающей (восстанавливающей) способность к осознанию и вербализации своих эмоциональных состояний. Необратимость алекситимии объясняется серьезными нарушениями в эмоциональной сфере. Вторичная алекситимия обычно обратима, ее можно преодолеть посредством интенсивной и глубокой психологической коррекции.

Повышенный уровень алекситимии свидетельствует о затруднениях в эмоционально-интеллектуальной сфере и является противопоказанием для профессионалов в области общения.

Из всего вышесказанного следует вывод, что учителю иностранного языка необходимо знать свой уровень алекситимии, а при необходимости и корректировать его.

Итак, предлагаем Вам определить уровень алекситимии при помощи специального опросника – Торонтской алекситимической шкалы, апробированной в институте им. В.М. Бехтерева. Пользуясь данной шкалой, укажите, в какой степени Вы согласны или не согласны с каждым из следующих утверждений (ставьте X в соответствующем месте). Дайте только один ответ на каждое утверждение:

1) совершенно не согласен,

2) скорее не согласен,

3) ни то ни другое,

4) скорее согласен,

5) совершенно согласен.

Утверждения Совершенно не согласен Скорее не согласен Ни то ни другое Скорее согласен Совершенно согласен
1. Когда я плачу, всегда знаю, почему.         х
2. Мечты - это потеря времени. х        
3. Я хотел бы быть не таким застенчивым.       х  
4. Я часто затрудняюсь определить, какие чувства испытываю. х        
5. Я часто мечтаю о будущем.       х  
6. Мне кажется, я так же способен легко заводить друзей, как и другие.         х
7. Знать, как решать проблемы, более важно, чем понимать причины этих решений. х        
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств.   х      
9. Мне нравится ставить людей в известность о своей позиции по тем или иным вопросам   х      
10. У меня бывают физические ощущения, которые непонятны даже докторам. х        
11. Мне недостаточно знать, что привело к такому результату, мне необходимо знать, почему и как это происходит.         х
12. Я способен с легкостью описать свои чувства.         х
13. Я предпочитаю анализировать проблемы, а не просто их описывать.         х
14. Когда я расстроен, не знаю, печален ли я, испуган или зол. х        
15. Я часто даю волю воображению.         х
16. Я провожу много времени в мечтах; когда не занят ничем другим.         х
17. Меня часто озадачивают ощущения, появляющиеся в моем теле. х        
18. Я редко мечтаю. х        
19. Я предпочитаю, чтобы все шло само собой, чем понимать, почему произошло именно так. х        
20. У меня бывают чувства, которым я не могу дать вполне точное определение. х        
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.         х
22. Мне трудно описывать свои чувства по отношению к людям. х        
23. Люди мне говорят, чтобы я больше выражал свои чувства.       х  
24. Следует искать более глубокие объяснения происходящему.       х  
25. Я не знаю, что происходит у меня внутри. х        
26. Я часто не знаю, почему я сержусь. х        

 

Теперь обработайте получившиеся данные.

Подсчет баллов осуществляется таким образом:

1) ответ «совершенно не согласен» - оценивается в 1 балл, «скорее согласен» - 2, «ни то, ни другое» - 3, «скорее согласен» - 4, «совершенно согласен» - 5. Эта система баллов действительна для пунктов шкалы 2, 3,4, 7, 8, 10, 14, 16, 17,18,19, 20, 22, 23, 25, 26;

2) отрицательный код имеют пункты шкалы: 1, 5, 6, 9,11,12,13,15, 21,24.

Для получения итоговой оценки в баллах следует проставить противоположную оценку по этим пунктам (т. е. оценка 1 получает 5 баллов; 2-4; 3-3; 4-2; 5-1).

3) сумма баллов по всем пунктам и есть итоговый показатель «алекситимичности».

Теоретическое распределение результатов возможно от 26 до 130 баллов

По данным авторов методики, «алекситимический» тип личности получает 74 балла и выше. «Неаликситимический» тип личности набирает 62 балла и ниже. Ученые психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, адаптировавшие методику, выявили средние значения показателя алекситимии: 59,3 ± 1,3.

Для успешного развития навыка вербализации мы предлагаем использовать метод метафоризации. В рамках такого подхода психология характеризуется, как психология души, являющаяся также и психологией воображения, такой психологией, которая опирается на процессы воображения, а не на физиологию мозга, структурную лингвистику или анализ поведения.

Как основной метод метафоризация является одним из способов развития вербализации.Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. Метафора представляет поверхностную структуру значения, непосредственно выраженную в словах рассказа. Поверхностная структура приводит в действие ассоциированную с ней глубинную структуру значения, косвенно соотнесенную со слушателем. Это, в свою очередь, приводит в действие возвращенную структуру значения, непосредственно относящуюся к слушателю. Сюжетная линия служит лишь мостиком между слушателем и скрытым в рассказе сообщением. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказчиком и внутренним миром слушателя.

Сущность метафоры - иносказательность, аллегория. Метафора активизирует психическую деятельность читателя и слушателя и как средство эмоционального воздействия на человека должна найти отклик в его душе, вызвать в ней переживания, экспрессивный эффект, в отличие от языковых оценочных отношений, апеллирующих к разуму адресата, его нормативному настрою.

Механизм воображения приходит действие, когда создается проблемной ситуации с большей степенью неопределенности. Человек идентифицирует себя с персонажем истории и ему пригодится делать выбор. В зависимости от расположения духа он будет реагировать на ситуацию, изложенную в рассказе, спокойно или, наоборот, тревожно. Самое главное дать ему высказать свое суждение, мнение, понижая, таким образом, его алекситимическую шкалу и обогащая его словарный запас.

Таким образом, вербализация как средство активного обучения способствует переходу профессионального самосознания будущего педагога на более высокий уровень.

Предлагаем Вам продолжить II блок с ответов на вопросы анкеты: «Мое призвание».

Она поможет вам в общем понимании жизненных и профессиональных ценностей и их дифференциации. Отвечайте, пожалуйста, искренне, обдумывая каждый вопрос.

 

Анкета

1. В чем состоит Ваш главный талант? В целеустремленности.

2. Какое препятствие Вам труднее всего преодолеть?То ,в котором я с близкими мне людьми нахожусь по разные стороны.

3. Какой частью своей жизни Вы наиболее удовлетворены?Трудно выделить.

4. Что Вам нужно для счастья?Умение не обижать близких и время для сна.

5. К чему Вы стремитесь?Постоянно достигать своих целей.

6. Что упущено в Вашей жизни?В данный момент думаю,что ничего особенно важного.

7. В чем заключается Ваше самое сокровенное желание?Ничего необычного.Больше всего хочу здоровья и счастья близким и себе.

8. В чем Вы нуждаетесь?во времени.

9. Что Вы больше всего боитесь?Сложно сказать.

10. В чем состоит Ваше призвание?Помогать окружающим.

 

После того как Вы ответили на вопросы анкеты, мы предлагаем Вам прочитать философские притчи, образный язык которых и метафоричность сюжетов, подготовят Вас к следующему заданию на странице ,,,.

 

Два волка

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 

Торговцы камнями

Однажды один человек купил на базаре овощей. Приехав домой, он обнаружил, что торговцы вместо товара положили в его повозку груду камней. Но он не поехал обратно и не стал сокрушаться, а продолжал жить как прежде.

И вот спустя сорок долгих лет в его дом постучались. Когда человек отворил дверь, на пороге стояли дряхлые старики.

- Здравствуй, - сказали они, - Это мы обманули тебя тогда, и мы пришли попросить прощения.

Но человек лишь поднял брови и ответил:

- Я помню этот случай. Но вы ничего мне не должны: камни я выбросил в тот же день в яму. А вы сорок лет носили их в вашем сердце.

Учитель

Однажды к мудрому Учителю пришла соседская женщина с мальчиком и сказала:

- Я уже попробовала все способы, но ребенок не слушается меня. Он ест слишком много сахара. Пожалуйста, скажите вы ему, что это нехорошо. Он послушается, потому что он вас очень уважает.

Учитель посмотрел на ребенка, на доверие в его глазах, и сказал:

- Приходите через три недели.

Женщина была в полном недоумении. Это же такая простая вещь! Непонятно... Люди приходили из далеких стран, и Учитель помогал им решать большие проблемы сразу... Но она послушно пришла через три недели. Учитель вновь посмотрел на ребенка и сказал:

- Приходите еще через три недели.

Тут женщина не выдержала, и осмелилась спросить, в чем дело. Но Учитель лишь повторил сказанное. Когда они пришли в третий раз, Учитель сказал мальчику:

- Сынок, послушай мой совет, не ешь много сахара, это вредно для здоровья.

- Раз вы мне советуете, я больше не буду этого делать, - ответил мальчик.

После этого мать попросила ребенка подождать ее на улице. Когда он вышел, она спросила:

- Учитель, почему вы не сделали этого в первый же раз, ведь это так просто?

Учитель признался ей, что сам любил есть сахар, и, прежде чем давать такой совет, ему пришлось самому избавляться от этой слабости. Сначала он решил, что трех недель ему будет достаточно, но ошибся...

Один из признаков настоящего Мастера таков: он никогда не станет учить тому, чего не прошел сам.

 

Теперь подумайте, каким образом они относятся к Вашей профессиональной деятельности?

 

А сейчас обратимся непосредственно к Вашему профессиональному пути. Мы предлагаем Вам Методику рисуночных метафор И.Л. Соломина «Мой жизненный путь»(И.Л. Соломин, 2006).

Цель: Сравнить насколько Ваш жизненный путь связан с профессиональным.

Инструкция:

Возьмите, пожалуйста, карандаш (вместо карандаша можете взять обычную шариковую ручку). Вам нужно нарисовать 2 рисунка. Один называется «Мой жизненный путь», а второй «Мой профессиональный путь». Не торопитесь! Внимательно прочитайте следующую историю:

«Путник шел по дороге, которая называлась «Мой жизненный путь». Дорога вывела его на перекресток. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?»

Представьте себя на месте этого путника.

О чем Вы думаете? Что Вы чувствуете?

Когда Вы перевернете страницу перед Вами будут 2 чистых листа бумаги. Возьмите карандаш или ручку и изобразите на листе свою прошлую жизненную историю, свое жизненное положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни.

Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.

Куду Вы хотите прийти?

Что Вы возьмете с собой в дорогу?

С чем встретитесь на своем пути?

Чему Вам предстоит научиться?

 

На втором листе, изобразите Ваш профессиональный путь в прошлом, свое профессиональное положение в настоящий момент и варианты Вашей будущей профессиональной жизни.

Ответьте на те же вопросы, которые были заданы выше.

 

 

«Мой жизненный путь»

Рисунок 1.

 

«Мой профессиональный путь»

Рисунок 2.

 

В приложении (на странице …) даны объяснения основных образов, которые большинство людей используют в своих рисунках. Ознакомьтесь с ними только послетого, как нарисуете оба рисунка.

 

 

После того как Вы изобразили свой профессиональный путь, напишите, пожалуйста, свою философскую притчу по Вашему рисунку о Вашем пути в профессии, объемом 1-1,5 страницы.

Помните, красота притчи в том, что она дает тонкий намек, каким все должно быть. Она пробуждает воспоминания, ощущуния, опыт. Ее образный язык выводит сознание за привычные рамки, делая его более гибким и подвижным. Она развивает метафоричность вашего мышления и Вы начнете глубже понимать Ваше профессиональное призвание.

 

Путник шел по дороге, которая называлась «Мой профессиональный путь». Дорога вывела его на перекресток. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?

Он думал о том, чем хочет заниматься в жизни и вдруг он увидел детей, играющих возле школы. Путник сразу почувствовал , что хочет пойти по этой дорожке, которая была связана с обучением и воспитанием людей. Он чувствовал, что там требовалась его помощь в образовании детей,которым нужны были знания и советы,указывающие им правильный жизненный путь. Путник был готов к этой трудной работе,заключающийся в долгой ежедневной подготовке в составлении и объяснении материала; в беседе с учениками, в помощи и защите учеников со слабым характером. И поэтому он взял с собой в долгий и не легкий путь побольше терпения, упорства и уверенности.

В начале пути, он встретился с таким трудностями,как: непонимание, не желание учиться, неусидчивость, энергия,которую трудно привести в нужное русло…,но поскольку у него было упорство,трудолюбие и терпение, постепенно он научился справляться с трудностями и через некоторое время, смог сформировать в классе дружественную атмосферу, где все охотно трудились и стремились научиться и узнать как можно больше. В его класс он ходил с удовольствием и очень скучал по детям когда те уходили на каникулы.

 

А теперь следует проанализировать свою притчупоследующим пунктам.

1. Энегоинформационное поле притчи. Какое первое впечатление от чтения? А последующее?

2. Выделите основную тему притчи.

Проанализируйте основную идею на четырех уровнях. И впишите анализ в правый столбик.

Уровень Содержание информации
Ценностный  
Ментальный х
Эмоциональный  
Витальный х

 

3. Сюжет притчи.

Его проанализируйте по следующим аспектам.

Аспекты сюжета Содержание Комментарий
Оригинальность сюжета    
Жанр сюжета    
Последовательность событий    

 

4. Анализ линии главного героя включает в себя:

- образ себя, отношение к себе

- образ цели

- мотивы поступков (что движет поступками героев?)

- отношение с окружающим миром.

5. Символическое поле притчи.

Что является наиболее яркими образами? Выпишите примеры под цифрами (1, 2, 3, …).

Затем рассмотрите эти образы и их символическое значение подробнее.

С чем связано возникновение этих образов?

6. Конфликтное и ресурсное содержание притчи.

В чем выражено конфликтное содержание?

Как проявилось ресурсное содержание?

7. Подведение итогов. Общий вывод по притчи.

Проанализировав свою притчу, как Вы считаете, на что Вам следует обратить внимание? Над чем поработать в дальнейшем?

В моем рассказе я больше описывала цель, к которой стремлюсь и трудности с которыми учитель обычно встречается в процессе деятельности. К сожалению, у меня пока нет навыков использовать символизмы, которые украшают, обогащают рассказ и дают более широкое понятие картины происходящего, а также дают почву для размышления. Я считаю,что в придчах, должны быть яркие красочные описания героев и событий. Такие описания заинтересовывают читателя. И в конце рассказа не должны быть четко описаны последствия и вывод, а опять же чтобы не разочаровать читателя, идея и мораль должны быть написаны косвенно,чтобы у читателя была возможность самому догадаться и сформулировать их. Поэтому остается еще много деталей над которыми мне следует поработать, чтобы научиться писать интересные,захватывающие придчи с моралью.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.