Задания к занятию № 1.Стр 1 из 17Следующая ⇒
ПМ.03 Проведение лабораторных биохимических исследований МДК. 03.01 Теория и практика лабораторных биохимических исследований ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ БЛОК Раздел 6 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей липидного обмена» Раздел 7 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей водно-минерального обмена, кислотно-основного состояния» Для специальности 060604 Лабораторная диагностика СПО базовой подготовки очная форма обучения
Екатеринбург, 2013
Составители: Попова Н.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж», Антропова К.А., преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж».
Список сокращений: ТГ – триглицериды; ФЛ – фосфолипиды; ГЛ – гликолипиды; ЛП – липопротеиды; ЛПНП – липопротеиды низкой плотности; ЛПОНП – липопротеиды очень низкой плотности; ЛПВП – липопротеиды высокой плотности; ЖК – жирные кислоты; ХС – холестерин; эХС – эфирсвязанный холестерин; ГЛП – гиперлипопротеидемии; ИБС – ишемическая болезнь сердца; КДЗ – клинико-диагностическое значение; ИМ – инфаркт миокарда; КОС – кислотно-щелочное состояние. В результате освоения профессионального модуля студент должен: иметь практический опыт: - определения показателей липидного, водно-минерального обменов, кислотно-основного состояния. уметь: - готовить материал к биохимическим исследованиям; - определять биохимические показатели крови, мочи, ликвора и т.д.; - работать на биохимических анализаторах; - вести учетно-отчетную документацию; - принимать, регистрировать, отбирать клинический материал. знать: - задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности - особенности подготовки пациента к биохимическим лабораторным - основные методы и диагностическое значение биохимических исследований - основы гомеостаза; биохимические механизмы сохранения гомеостаза; - нормальную физиологию обмена липидов, водно-минерального, кислотно-основного состояния; - причины и виды патологии обменных процессов; - основные методы исследования обмена веществ, гормонального профиля,
Содержание. 1. Занятие № 1 Тема: Определение триглицеридов в сыворотке крови.…………..…5. 2. Занятие № 2 Тема: Определение общего холестерина в сыворотке крови..……..10. 3. Занятие № 3 Тема: Определение холестерина липопротеидов высокой плотности в сыворотке крови…………………………..…………….16. 4. Занятие № 4 Тема: Определение липопротеидов методом электрофореза и расчет содержания холестерина в различных классах липопротеидов. Типирование гиперлипопротеидемий.…………………………….…21. 5. Занятие № 5 Тема: Определение содержания кальция в сыворотке крови.……....25. 6. Занятие № 6 Тема: Определение содержания железа в сыворотке крови...………30. 7. Занятие № 7 Тема: Определение содержания натрия, калия, хлоридов в сыворотке крови..........................................................................………35. 8. Занятие № 8 Тема: Исследование кислотно-основного состояния крови...………40. 9. Занятие № 9 Тема: Анализ результатов исследований минерального обмена».…44. 10. Приложение ……………………………………………………….48. 11. Методики исследования обмена липидов ………….……………49. 12. Методики исследования минерального обмена ……..…………..68. Занятие № 1. Цель самоподготовки: после изучения данной темы Вы должны Знать: · Потребность организма в жирах; · Биологическое значение липидов; · Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте; · Всасывание и пути использования липидов; · Рекомендации по подготовке пробы для исследования липидов сыворотки.
Уметь: · Определить триглицериды в сыворотке крови по цветной реакции с ацетилацетоном и ферментативным методом; · Интерпретировать полученные данные; · Заполнять бланк анализа; · Работать на ФЭКе, с суховоздушным термостатом, с центрифугой; · Рассчитать содержание триглицеридов в пробе по концентрации стандартного раствора.
Литература для самоподготовки: 1. М.В. Ермолаев, Л.П. Ильичева, «Биологическая химия», М., Медицина, 1989г. 2. Методическое пособие для внеаудиторной работы студентов по разделу «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей липидного обмена» (приложение к рабочей тетради). 3. Лекции по разделу 5 «Проведение лабораторных биохимических исследований по определению показателей липидного обмена» 4. Л.М. Пустовалова, «Основы биохимии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003г.
План изучения темы: 1. Изучите тему «Химия липидов». 2. Изучите переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте по учебнику и конспекту лекции. 3. Выполните прилагаемые задания по теме занятия № 1. 4. Изучите методику определения триглицеридов в сыворотке крови по приложению в рабочей тетради. 5. Проверьте свою подготовку, ответив на контрольные вопросы.
Задания к занятию № 1. ХИМИЯ ЛИПИДОВ.
1. Напишите, какие два вида жира различают в организме и укажите в чем их особенность. 1)_________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2) _________________________________________________________ ___________________________________________________________ 2. Заполните таблицу.
3. В данной схеме – классификации липидов приведите представителей каждой группы.
4. Приведите примеры: Насыщенных жирных кислот _________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ Ненасыщенных жирных кислот________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________ 5. Какие из перечисленных жирных кислот не синтезируются в организме и должны поступать с пищей. ОЛЕИНОВАЯ ЛИГНОЦЕРИНОВАЯ СТЕАРИНОВАЯ ЛИНОЛЕНОВАЯ ПАЛЬМИТИНОВАЯ 6. Закончите данные предложения: Если все три кислотных радикала принадлежат одной и той же жирной кислоты, то такой ТАГ называют _____________________ если разным, то ТАГ называют _________________________ 7. Укажите тип ТГ (простой или смешанный) для приведенных ниже примеров: О О Н2С – О – С Н2С – О – С С15 Н31 С15 Н31 О О НС – О – С НС – О – С С15 Н33 С15 Н31 О О Н2С – О – С НС – О - С С15 Н33 С15 Н31 8. Если вещество при комнатной температуре имеет плотную консистенцию и высокую температуру плавления, то в его состав входят следующие жирные кислоты ___________________________ ______________________ и т.д., то есть ________________________ 9. Для характеристики природных жиров используют следующие показатели, напишите их названия. 1) Данный показатель зависит от относительной молекулярной массы жирных кислот входящих в состав жира._________________ Эта величина указывает наличие всех жирных кислот (в составе ТАГ и свободных) в 1 грамме жира. 2) Данное число характеризует степень ненасыщенности жирных кислот в жире__________________________________________ это количество г йода, которое в определенных условиях связывает 100 г жира. 3) Данный показатель указывает на количество имеющихся в жире свободных жирных кислот.___________________________________ 10. К какому классу липидов относятся: КЕФАЛИН - _______________________________________________ ЛЕЦИТИН -________________________________________________ СФИНГОМИЕЛИН - ________________________________________ 11. Какими соединениями представлены углеводы в гликолипидах? ______________________________________________________________________________________________________________________ 12. На какие группы подразделяются гликолипиды по химическому составу: 1) ________________________________________________________
2) ________________________________________________________ 13. Впишите. Ганглиозиды обычно содержат __________________________. Ими богаты _____________________ Эти соединения _______________ электровозбудимость головного мозга и ________________________ бактериальные токсины (дифтерии, столбняка). 14. В форме каких соединений транспортируются по крови данные классы липидов. · НЭЖК · ТГ · ФЛ 15. Согласны ли вы с данным утверждением? (да, нет) Комплекс альбумина с НЭЖК отлично растворим в плазме крови , тогда как сами жирные кислоты нерастворимы. Ответ.__________________________ 16. Перечислить классы липопротеидов имеющихся в плазме крови, укажите их функцию. 1. ________________________________________________________ 2. ________________________________________________________ 3. ________________________________________________________ 4. ________________________________________________________ 17. Это самые богатые ТГ частицы, образуются в стенке кишечника в процессе всасывания экзогенных ТГ и ХС. Появление молочного вида у плазмы крови после приема жирной пищи обязано наличию в ней _______________________________________________________ 18. Вставьте пропущенные слова: ЛПОНП – содержат ___________________ по сравнению с ХМ % белка, образуются в __________ и являются главной транспортной формой __________________________ ТГ. 19. Если наблюдается повышение уровня ЛПНП и ЛПОНП и одновременно происходит снижение ЛПВП в крови, то создается исключительно неблагоприятная ситуация в отношении развития в организме __________________________________________________ (закончите предложение, указав патологическое состояние). 20. Напишите, какие вещества относятся к стероидам. ____________ ______________________________________________________________________________________________________________________ Наиболее важным представителем стероидов является ____________ ___________________________________________________________ 21. Перечислите основные функции холестерина в организме: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
22. Какие виды липидов различают в организме? · · Какой вид жира является наиболее мобильным? · 23. Оптимальное потребление липидов составляет ………г в сутки. Приведите примеры продуктов питания, богатых липидами: _____ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________ 24. Заполните таблицу: Биологическое значение липидов
25. Изучите переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте. Укажите условия обработки липидов в желудке: · · Какие особенности переваривания липидов в желудке существуют у детей 1 года жизни? · ·
Укажите условия переваривания липидов в кишечнике: · · · 26. Что такое эмульгаторы? ____________________________________ _________________________________________________________ Где образуются эмульгаторы?_______________________________ Какое вещество является основой для синтеза эмульгаторов? ___________________________________________________________ Перечислите желчные кислоты: · · · · Желчные кислоты близки по строению, но отличаются _________ ___________________________________________________________ Что такое парные желчные кислоты и где они образуются? ______ ________________________________________________________________________________________________________________________ Укажите роль желчных кислот в переваривании липидов: · · · · 27. Роль ферментов в переваривании липидов. Как называются ферменты, переваривающие липиды? __________ ___________________________________________________________ Перечислите ферменты, участвующие в расщеплении липидов в кишечнике, заполнив таблицу:
28. Заполните нижеприведенную таблицу: Всасывание липидов.
Перечислите липиды, ресинтез которых происходит в стенке кишечника: _________________________________________________ С помощью каких веществ происходит поступление липидов из стенки кишечника в кровь? ___________________________________ Что такое НЭЖК? _________________________________________ ___________________________________________________________ 29. Укажите пути использования липидов в организме: · · · 30. У пациента днем взята кровь для исследования через 2 часа после приема жирной пищи. Какие липопротеиды будут преобладать в сыворотке? Как изменится внешний вид сыворотки при этом? ______________ _________________________________________________________ Как называется такая сыворотка?_____________________________ За счет какого класса липидов происходит помутнение? _________
Контрольные вопросы к занятию № 1. 1. Определение липидов. Виды липидов в организме. 2. Биологическое значение липидов. Потребность в липидах. 3. Классификация липидов. 4. Характеристика простых липидов: строение, свойства, биологическое значение. 5. Сложные липиды: · фосфолипиды; · гликолипиды; · липопротеиды. 6. Производные стероидов – холестерол. 7. Переваривание липидов в желудочно-кишечном тракте. Роль желчи. 8. Всасывание, транспорт и пути использования липидов.
Занятие № 2. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|