Методика для диагностики склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» (В. А. Баранов)
IV БЛОК: ДИФФЕРИНЦИАЛЬНО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
Этот блок последний, завершающий. И здесь мы предлагаем Вам определить уровень своей нервно-психической устойчивости.
Вы будущие преподаватели-лингвисты, Вы будете работать с детьми в школе, это очень нелегкая профессия, требующая от Вас понимания и полного осознавания Вашего дальнейшего профессионального пути. На этом пути будут и трудности, и неудачи, но будет и то, о чем Вам не напишет ни один учебник. Светящиеся от радости и задора глаза детей, которые тянутся за знаниями, за Вами, своими наставниками.
Внимательно проделайте предлагаемые Вам тесты и следующие за ними упражнения на релаксацию, они будут полезны Вам не только на практике, но и в дальнейшей жизни.
Методика для диагностики склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» (В. А. Баранов)
Методика предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. При этом под нервно-психической неустойчивостью понимается повышенная склонность нервной системы индивида срывам в условиях воздействия экстремальных факторов. Анкета содержит 84 утверждения, на каждое из которых обследуемый должен ответить согласием или несогласием; дать ответы "да" или "нет"
ИнструкцияПеред вами анкета, состоящая из 84 вопросов (утверждений). Прочитайте последовательно каждый из них и решите, какой ответ — «да» или «нет» более точно вас характеризует. Если вы отвечаете на вопрос «да», то необходимо поставить знак «+» в клеточке, соответствующей номеру вопроса, если «нет», то следует поставить знак «-». Не тратьте слишком много времени на обдумывание вопросов. Все ответы должны быть искренними.
№
| Вопросы
| Да
| Нет
| 1.
| Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
|
| х
| 2.
| В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
|
| х
| 3.
| Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
|
| х
| 4.
| Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
| х
|
| 5.
| У меня часто болит голова.
|
| х
| 6.
| Иногда я говорю неправду.
| х
|
| 7.
| Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
|
| х
| 8.
| Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
| х
|
| 9.
| Бывает, что я сержусь.
| х
|
| 10.
| Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
|
| х
| 11.
| Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
| х
|
| 12.
| Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
|
| х
| 13.
| Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.
|
| х
| 14.
| Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
|
| х
| 15.
| Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
| х
|
| 16.
| Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
|
| х
| 17.
| В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
|
| х
| 18.
| Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
|
| х
| 19.
| Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.
| х
|
| 20.
| Мне часто говорят, что я вспыльчив.
|
| х
| 21.
| Запоры у меня бывают редко.
| х
|
| 22.
| В игре я предпочитаю выигрывать.
| х
|
| 23.
| В последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
| х
|
| 24.
| Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
| х
|
| 25.
| Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
|
| х
| 26.
| Я был бы довольно спокоен, если бы у кого- нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.
|
| х
| 27.
| С моим рассудком творится что-то неладное.
|
| х
| 28.
| Меня беспокоят сексуальные вопросы.
|
| х
| 29.
| Когда я пытаюсь что-то сказать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.
|
| х
| 30.
| Руки у меня такие же проворные, как и прежде.
|
| х
| 31.
| Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
| х
|
| 32.
| Думаю, что я человек обреченный.
|
| х
| 33.
| Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
| х
|
| 34.
| Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
|
| х
| 35.
| Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
|
| х
| 36.
| Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашаюсь с мнением других.
|
| х
| 37.
| В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
|
| Х
| 38.
| Моя внешность меня, в общем, устраивает.
| Х
|
| 39.
| Я вполне уверен в себе.
|
| х
| 40.
| Раз в неделю я бываю очень возбужденным или взволнованным.
|
| х
| 41.
| Кто-то управляет моими мыслями.
|
| х
| 42.
| Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
|
| х
| 43.
| Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
|
| х
| 44.
| Счастливей всего я бываю, когда один.
|
| х
| 45.
| Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
|
| х
| 46.
| Я любил сказки Андерсена.
|
| х
| 47.
| Даже среди людей я чувствую себя одиноким.
|
| х
| 48.
| Меня злит, когда меня торопят.
|
| х
| 49.
| Меня легко привести в замешательство.
|
| х
| 50.
| Я легко теряю терпение с людьми.
|
| х
| 51.
| Часто мне хочется умереть.
|
| х
| 52.
| Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
|
| х
| 53.
| Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
|
| х
| 54.
| К вопросам религии я отношусь равнодушно, они меня не занимают.
|
| х
| 55.
| Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
| х
|
| 56.
| У меня были очень необычные мистические переживания.
|
| х
| 57.
| Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
|
| х
| 58.
| Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
|
| Х
| 59.
| У меня были периоды, когда из-за волнения я терял сон.
|
| Х
| 60.
| Я человек нервный и легко возбудимый.
|
| Х
| 61.
| Мне кажется, что обаяние у меня такое же, как у других (не хуже).
|
| Х
| 62.
| Все у меня получается плохо, не так, как надо.
|
| Х
| 63.
| Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
|
| Х
| 64.
| Большую часть времени я чувствую себя усталым.
|
| Х
| 65.
| Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
|
| х
| 66.
| Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
|
| Х
| 67.
| Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
|
| х
| 68.
| Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
|
| Х
| 69.
| Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым условиям жизни, работы кажется невыносимо трудным.
|
| Х
| 70.
| Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
|
| Х
| 71.
| Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
|
| Х
| 72.
| Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
|
| Х
| 73.
| Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
|
| Х
| 74.
| На меня обращают внимание чаще, чем на других.
|
| х
| 75.
| У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
|
| Х
| 76.
| Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. Никого!
|
| Х
| 77.
| Мне трудно проснуться в назначенный час.
|
| Х
| 78.
| Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
|
| Х
| 79.
| В детстве я был капризным и раздражительным.
|
| Х
| 80.
| Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.
|
| Х
| 81.
| Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.
|
| Х
| 82.
| Есть ли у Вас судимые родственники?
|
| Х
| 83.
| Имели ли Вы приводы в милицию?
|
| Х
| 84.
| Оставались ли Вы в школе на второй год?
|
| х
|
Обработку полученных рекомендуем проводить с помощью трех «трафаретов». Один трафарет предназначен для подсчета баллов по шкале искренности, два — по шкале нервно-психической неустойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).
Обработку данных следует начинать со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. Подсчитайте количество минусов. Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если по шкале искренности отмечено более 10 баллов, то значит Вы были недостаточно искренни в своих ответах
Обработка полученных результатов производится с помощью "ключей", представленных в таблице.
Таблица
Наименование шкалы
| Содержание ответов
| | Шкала искренности
| Нет ( "-")
| 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18,22, 25, 31, 34, 36, 43
| Шкала нервно-психической неустойчивости
| Да ( "+ ")
| 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27,29, 32, 33, 35, 37, 40, 41,42, 44, 45, 47, 48, 49, 50,51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84
|
| Нет ( "-")
| 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68
|
Показатель по шкале нервно-психической неустойчивости получают, суммируя количество плюсов и количество минусов для отрицательных ответов. Результат переводится в 10-балльную шкалу и оценивается по критериям, указанным в следующей таблице.
Таблица
Шкала оценок нервно-психическойустойчивости по анкете "Прогноз"
Показатель
| Значение показателей
| Первичные значения по шкале
| 5 и менее
|
| 7-8
| 9-10
| 11-1
| 14-1
| 18-2
| 23-2
| 29-3
| 33 и более
| Баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Интерпретация результатов по методике "Прогноз"
Баллы
| Заключения и рекомендации
| 1-2
| Высокая вероятность нервно-психических срывов.
| 3-5
| Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях.
| 6-10
| Нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости
|
Не огорчайтесь, если результаты Вас не порадовали. Любую методику нужно дублировать, поэтому мы Вам предлагаем анкету «Диагностика нервно-психической неустойчивости» (Г.И. Крамаренко, И.С. Рудой, 1984).
№ п/п
| Содержание вопроса
| Да
| Нет
| 1.
| Присущи ли вам периоды безразличного отношения к окружающим?
|
| х
| 2.
| Испытывали ли вы когда-нибудь чувство разочарования в жизни?
|
| х
| 3.
| Бывали ли у вас сильные головные боли или головокружения?
|
| х
| 4.
| Ощущали ли вы жжение, покалывание или чувство ползания мурашек в различных частях тела?
|
| х
| 5.
| Часто ли меняется у вам настроение?
|
| х
| 6.
| Приходилось ли вам убегать из дома после обид?
|
| х
| 7.
| Бывают ли ссоры между вашими родителями?
|
| х
| 8.
| Чувствовали ли вы себя человеком особенным и непонятным другим?
|
| х
| 9.
| Приходилось ли вам замечать, что посторонние смотрели на вас как-то осуждающе?
| х
|
| 10.
| Любили ли вы пропускать школьные занятия?
|
| х
| 11.
| Испытываете ли вы раздражение после замечания старших?
|
| х
| 12.
| Хотелось ли вам избавиться от какой-нибудь мысли, которая вас упорно преследовала?
|
| х
| 13.
| Были ли у Вас ушибы головы?
|
| х
| 14.
| Были ли настроены родители против некоторых ваших товарищей?
|
| х
| 15.
| Имеются ли у вас привычки, с которыми трудно бороться?
|
| х
| 16.
| Снижали ли вам в школе оценку за поведение?
|
| х
| 17.
| Нравились ли вам методы воспитания в семье?
| х
|
| 18.
| Ощущали ли вы сильное сердцебиение на экзаменах или в других сложных ситуациях?
| х
|
| 19.
| Испытываете ли вы затруднения при переходе к новым условиям жизни, работы, учебы?
|
| х
| 20.
| Обидчивый ли вы человек?
|
| х
| 21.
| Раздражает ли вас длительное ожидание?
| х
|
| 22.
| Не подводит ли вас память при волнении?
|
| х
| 23.
| Сомневались ли вы когда-нибудь в правильности своих поступках?
|
| х
| 24.
| Просыпаетесь ли вы среди ночи от страшных сновидений?
|
| х
| 25.
| Переносили ли вы отравления?
| х
|
|
После того, как Вы ответили на вопросы анкеты, сделайте обработку полученных данных. Обработка анкеты заключается в алгебраическом суммировании прогностических коэффициентов, представленных в таблице ниже.
№ п/п
| Градация фактора риска
| Прогностические коэффициенты
| 1.
| Нет
| -1,8
|
| Да
| +7,4
| 2.
| Нет
| -1,8
|
| Да
| +6,5
| 3.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +12,6
| 4.
| Нет
| -1,8
|
| Да
| +5,8
| 5.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +6,5
| 6.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +12,3
| 7.
| Нет
| -1,8
|
| Да
| +5,1
| 8.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +5,6
| 9.
| Нет
| -2,0
|
| Да
| +4,2
| 10.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +11,8
| 11.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +5,6
| 12.
| Нет
| -2,3
|
| Да
| +3,0
| 13.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +9,3
| 14.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +4,8
| 15.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +4,2
| 16.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +7,4
| 17.
| Нет
| +8,1
|
| Да
| -0,8
| 18.
| Нет
| -9,3
|
| Да
| +2,8
| 19.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +4,2
| 20.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +7,0
| 21.
| Нет
| -1,5
|
| Да
| +3,0
| 22.
| Нет
| -2,5
|
| Да
| +6,5
| 23.
| Нет
| -2,8
|
| Да
| +1,5
| 24.
| Нет
| -0,4
|
| Да
| +8,1
| 25.
| Нет
| -0,8
|
| Да
| +6,5
|
При достижении алгебраической пороговой величины суммы коэффициентов (+10) делается заключение о высокой вероятности нервно-психической неустойчивости, при достижении нижнего порога (—10) — низкой. Уровень ошибки при этом не превышает 10%.
Прогноз считается неопределенным, если после обработки анкеты ни один из порогов не достигается.
Сейчас мы Вам предлагаем выполнить следующие упражнения на релаксацию и одновременно на концентрацию внимания.
Упражнение 1.
«Концентрация на счете»
Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и Вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течении нескольких минут.
Упражнение 2.
«Концентрация на слове»
Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у Вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека или ласковое прозвище, которым Вас называли в детве родители. Если слово двусложное, мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. сосредоточьтесь на своем слове, которое станет Вашим лозунгом при концентрации.
Упражнение 3.
«Сосредоточение на звуке»
А теперь сосредоточте свое внимание на звуках за окном (или стеной). Прислушайтесь к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, закройте глаза. Выделите один из звуков. Вслушивайтесь в него, концентрируйтесь на нем кА можно дольше.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|