Здавалка
Главная | Обратная связь

Методика для диагностики склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» (В. А. Баранов)

IV БЛОК: ДИФФЕРИНЦИАЛЬНО-СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ

Этот блок последний, завершающий. И здесь мы предлагаем Вам определить уровень своей нервно-психической устойчивости.

Вы будущие преподаватели-лингвисты, Вы будете работать с детьми в школе, это очень нелегкая профессия, требующая от Вас понимания и полного осознавания Вашего дальнейшего профессионального пути. На этом пути будут и трудности, и неудачи, но будет и то, о чем Вам не напишет ни один учебник. Светящиеся от радости и задора глаза детей, которые тянутся за знаниями, за Вами, своими наставниками.

Внимательно проделайте предлагаемые Вам тесты и следующие за ними упражнения на релаксацию, они будут полезны Вам не только на практике, но и в дальнейшей жизни.

Методика для диагностики склонности к срывам в стрессовой ситуации «Прогноз» (В. А. Баранов)

Методика предназначена для первоначального, ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. При этом под нервно-психической неустойчивостью понимается повышенная склонность нервной системы индивида срывам в условиях воздействия экстремальных факторов. Анкета содержит 84 утверждения, на каждое из которых обследуемый должен ответить согласием или несогласием; дать ответы "да" или "нет"

ИнструкцияПеред вами анкета, состоящая из 84 вопросов (утверждений). Прочитайте последо­вательно каждый из них и решите, какой ответ — «да» или «нет» более точно вас харак­теризует. Если вы отвечаете на вопрос «да», то необходимо поставить знак «+» в клеточке, соответствующей номеру вопроса, если «нет», то следует поставить знак «-». Не тратьте слишком много времени на обдумывание вопросов. Все ответы должны быть искренними.

 

 

Вопросы Да Нет
1. Иногда мне в голову приходят такие нехоро­шие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.   х
2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.   х
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.   х
4. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний. х  
5. У меня часто болит голова.   х
6. Иногда я говорю неправду. х  
7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.   х
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь. х  
9. Бывает, что я сержусь. х  
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.   х
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня. х  
12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.   х
13. Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.   х
14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.   х
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным. х  
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.   х
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.   х
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.   х
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых. х  
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.   х
21. Запоры у меня бывают редко. х  
22. В игре я предпочитаю выигрывать. х  
23. В последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо. х  
24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею). х  
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.   х
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого- нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.   х
27. С моим рассудком творится что-то неладное.   х
28. Меня беспокоят сексуальные вопросы.   х
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, часто замечаю, что у меня дрожат руки.   х
30. Руки у меня такие же проворные, как и прежде.   х
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся. х  
32. Думаю, что я человек обреченный.   х
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко. х  
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.   х
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.   х
36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашаюсь с мнением других.   х
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.   Х
38. Моя внешность меня, в общем, устраивает. Х  
39. Я вполне уверен в себе.   х
40. Раз в неделю я бываю очень возбужденным или взволнованным.   х
41. Кто-то управляет моими мыслями.   х
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.   х
43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.   х
44. Счастливей всего я бываю, когда один.   х
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.   х
46. Я любил сказки Андерсена.   х
47. Даже среди людей я чувствую себя одиноким.   х
48. Меня злит, когда меня торопят.   х
49. Меня легко привести в замешательство.   х
50. Я легко теряю терпение с людьми.   х
51. Часто мне хочется умереть.   х
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.   х
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.   х
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, они меня не занимают.   х
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко. х  
56. У меня были очень необычные мистические переживания.   х
57. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.   х
58. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.   Х
59. У меня были периоды, когда из-за волнения я терял сон.   Х
60. Я человек нервный и легко возбудимый.   Х
61. Мне кажется, что обаяние у меня такое же, как у других (не хуже).   Х
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.   Х
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.   Х
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.   Х
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.   х
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.   Х
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.   х
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.   Х
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым условиям жизни, работы кажется невыносимо трудным.   Х
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.   Х
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.   Х
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.   Х
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.   Х
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.   х
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.   Х
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. Никого!   Х
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.   Х
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.   Х
79. В детстве я был капризным и раздражительным.   Х
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.   Х
81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.   Х
82. Есть ли у Вас судимые родственники?   Х
83. Имели ли Вы приводы в милицию?   Х
84. Оставались ли Вы в школе на второй год?   х

 

 

Обработку полученных рекомендуем проводить с помощью трех «трафаретов». Один трафарет предназначен для подсче­та баллов по шкале искренности, два — по шкале нервно-психи­ческой неустойчивости (для оценки положительных и отрицатель­ных высказываний).

Обработку данных следует начинать со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. Подсчитайте количество минусов. Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если по шкале искренности отме­чено более 10 баллов, то значит Вы были недостаточно искренни в своих ответах

Обработка полученных результатов производится с помо­щью "ключей", представленных в таблице.

Таблица

 

Наименование шкалы Содержание ответов
Шкала искренности Нет ( "-") 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18,22, 25, 31, 34, 36, 43
Шкала нервно-психической неустойчивости Да ( "+ ") 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27,29, 32, 33, 35, 37, 40, 41,42, 44, 45, 47, 48, 49, 50,51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84
  Нет ( "-") 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68

 

Показатель по шкале нервно-психической неустойчивости получают, суммируя количество плюсов и количество минусов для отрицательных ответов. Результат переводится в 10-балльную шкалу и оценивается по критериям, указанным в следующей таблице.

Таблица

Шкала оценок нервно-психическойустойчивости по анкете "Прогноз"

 

Показатель Значение показателей
Первичные значения по шкале 5 и менее 7-8 9-10 11-1 14-1 18-2 23-2 29-3 33 и более
Баллы

 

Интерпретация результатов по методике "Прогноз"

 

Баллы Заключения и рекомендации
1-2 Высокая вероятность нервно-психических срывов.
3-5 Нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях.
6-10 Нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной нервно-психической устойчивости

 

Не огорчайтесь, если результаты Вас не порадовали. Любую методику нужно дублировать, поэтому мы Вам предлагаем анкету «Диагностика нервно-психической неустойчивости» (Г.И. Крамаренко, И.С. Рудой, 1984).

 

№ п/п Содержание вопроса Да Нет
1. Присущи ли вам периоды безразличного отношения к окружающим?   х
2. Испытывали ли вы когда-нибудь чувство разочарования в жизни?   х
3. Бывали ли у вас сильные головные боли или головокружения?   х
4. Ощущали ли вы жжение, покалывание или чувство ползания мурашек в различных частях тела?   х
5. Часто ли меняется у вам настроение?   х
6. Приходилось ли вам убегать из дома после обид?   х
7. Бывают ли ссоры между вашими родителями?   х
8. Чувствовали ли вы себя человеком особенным и непонятным другим?   х
9. Приходилось ли вам замечать, что посторонние смотрели на вас как-то осуждающе? х  
10. Любили ли вы пропускать школьные занятия?   х
11. Испытываете ли вы раздражение после замечания старших?   х
12. Хотелось ли вам избавиться от какой-нибудь мысли, которая вас упорно преследовала?   х
13. Были ли у Вас ушибы головы?   х
14. Были ли настроены родители против некоторых ваших товарищей?   х
15. Имеются ли у вас привычки, с которыми трудно бороться?   х
16. Снижали ли вам в школе оценку за поведение?   х
17. Нравились ли вам методы воспитания в семье? х  
18. Ощущали ли вы сильное сердцебиение на экзаменах или в других сложных ситуациях? х  
19. Испытываете ли вы затруднения при переходе к новым условиям жизни, работы, учебы?   х
20. Обидчивый ли вы человек?   х
21. Раздражает ли вас длительное ожидание? х  
22. Не подводит ли вас память при волнении?   х
23. Сомневались ли вы когда-нибудь в правильности своих поступках?   х
24. Просыпаетесь ли вы среди ночи от страшных сновидений?   х
25. Переносили ли вы отравления? х  

 

 

После того, как Вы ответили на вопросы анкеты, сделайте обработку полученных данных. Обработка анкеты заключается в алгебраическом суммировании прогностических коэффициентов, представленных в таблице ниже.

 

№ п/п Градация фактора риска Прогностические коэффициенты
1. Нет -1,8
  Да +7,4
2. Нет -1,8
  Да +6,5
3. Нет -0,8
  Да +12,6
4. Нет -1,8
  Да +5,8
5. Нет -1,5
  Да +6,5
6. Нет -0,8
  Да +12,3
7. Нет -1,8
  Да +5,1
8. Нет -1,5
  Да +5,6
9. Нет -2,0
  Да +4,2
10. Нет -0,8
  Да +11,8
11. Нет -1,5
  Да +5,6
12. Нет -2,3
  Да +3,0
13. Нет -0,8
  Да +9,3
14. Нет -1,5
  Да +4,8
15. Нет -1,5
  Да +4,2
16. Нет -0,8
  Да +7,4
17. Нет +8,1
  Да -0,8
18. Нет -9,3
  Да +2,8
19. Нет -1,5
  Да +4,2
20. Нет -0,8
  Да +7,0
21. Нет -1,5
  Да +3,0
22. Нет -2,5
  Да +6,5
23. Нет -2,8
  Да +1,5
24. Нет -0,4
  Да +8,1
25. Нет -0,8
  Да +6,5

 

При достижении алгебраической пороговой величины суммы коэффициентов (+10) делается заключение о высокой вероятности нервно-психической неустойчивости, при достижении нижнего порога (—10) — низкой. Уровень ошибки при этом не превышает 10%.

Прогноз считается неопределенным, если после обработки анкеты ни один из порогов не достигается.

 

Сейчас мы Вам предлагаем выполнить следующие упражнения на релаксацию и одновременно на концентрацию внимания.

Упражнение 1.

«Концентрация на счете»

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и Вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течении нескольких минут.

 

Упражнение 2.

«Концентрация на слове»

Выберите какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у Вас положительные эмоции или же с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека или ласковое прозвище, которым Вас называли в детве родители. Если слово двусложное, мысленно произносите первый слог на вдохе, второй – на выдохе. сосредоточьтесь на своем слове, которое станет Вашим лозунгом при концентрации.

 

Упражнение 3.

«Сосредоточение на звуке»

А теперь сосредоточте свое внимание на звуках за окном (или стеной). Прислушайтесь к ним. Для того чтобы лучше сосредоточиться, закройте глаза. Выделите один из звуков. Вслушивайтесь в него, концентрируйтесь на нем кА можно дольше.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.