Здавалка
Главная | Обратная связь

I БЛОК: АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ



Процесс формирования рефлексии в студенческом возрасте и достаточный уровень развития самосознания позволяют реализовать такой подход к формированию профессиональной Я-концепции будущего преподавателя-лингвиста, в котором эти свойства самосознания помогают осознать студентам собственные профессиональные характеристики. Однако не каждый способен видеть и оценивать свои профессиональные качества со стороны, то есть путем саморефлексии. Поэтому необходимо проводить психодиагностику уровня организации личности, тесно связанную с применением психологических защит. Для студенческого возраста характерны следующие защитные механизма: вытеснение, проекция и сублимация, которые являются ключевыми для достижения успеха в этот период. Эти механизмы рассматриваются не как патологические процессы, а как результативные, адаптивные реакции. Они выполняют 5 важных функций в период взрослости: 1 – они удерживают эмоции в допустимых пределах в периоды чрезвычайного эмоционального напряжения; 2 – поддерживают постоянство; 3 – позволяют вносить коррективы в Я-образ при профессиональном продвижении; 4 – помогают разрешать конфликты в ближайшем окружении человека; 5 – обеспечивают возможность рационализации серьезных конфликтов

Психологическая защита – это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта (Никольская И.М., 1997).

Вам предлагается «Методика выявления психологических защит» (Келлерман – Плутчик, 2008). Это опросник, ответив на утверждения которого, Вы узнаете какие из 8 психологических защит преобладают у Вас.

Это позволит Вам с помощью несложных упражнений, которые будут представлены после краткого описания защит, осознавать и корректировать Ваши реакции на те или иные явления окружающей среды.

Ниже Вам будут представлены утверждения. Читайте каждое утверждение и решайте, верно ли оно по отношению к Вам или нет. Не тратьте времени на раздумье.

Если Вы решили, что утверждение верно, поставьте число 1 в правой колонке, если утверждение по отношению к Вам не верно, поставьте 0.

При возникших сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

 

1. Я человек, с которым очень легко поладить.
2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
3. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
5. Мне противны непристойные кинофильмы.
6. Я редко помню свои сны.
7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
8. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
10. В своих фантазиях я всегда главный герой.
11. У меня не очень хорошая память на лица.
12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
15. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.
16. Многое во мне восхищает людей.
17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
18. Иногда без всякой причины на меня нападает упрямство.
19. Друзья почти никогда не подводят меня.
20. Мне случалось думать о самоубийстве.
21. Меня оскорбляют непристойные шутки.
22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.
23. Я ненавижу недоброжелательных людей.
24. Если кто-нибудь говорит, что я не смогу что-то сделать, то я нарочно хочу сделать это, чтобы доказать ему неправоту.
25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
26. Я склонен к излишней импульсивности.
27. Я терпеть не могу людей, которые добиваются своего, вызывая к себе жалость.
28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
30. Я всегда нахожу логичные объяснения любым неприятностям.
31. Иногда мне хочется увидеть конец света.
32. Порнография отвратительна.
33. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.
34. У меня нет врагов.
35. Я не очень хорошо помню свое детство.
36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
37. В своих фантазиях я совершаю великие дела.
38. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
39. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.
40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
41. Я убежден, что если буду неосторожен, люди воспользуются этим.
42. Я не скоро замечаю дурное в людях.
43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.
47. Когда в толпе кто-то мешает моему движению, у меня иногда возникает желание толкнуть его плечом.
48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.
49. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.
51. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.
52. Я ношу одежду, которая скрывает недостатки моей фигуры.
53. Для меня очень важно всегда придерживаться общепринятых правил поведения.
54. Я склонен часто противоречить людям.
55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
57. В разговорах с представителями противоположного пола я стараюсь избегать щекотливых тем.
58. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
60. Когда кто-то толкает меня, я испытываю сильное негодование.
61. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
62. В любой неудаче я обязательно нахожу положительные стороны.
63. Я терпеть не могу людей, которые всегда стараются быть в центре внимания.
64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
65. В компании друзей мне больше всего нравятся разговоры о прошедших событиях, развлечениях и удовольствиях.
66. Меня не слишком раздражает детский плач.
67. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
68. Я всегда оптимистичен.
69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
70. Какие бы страсти ни разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
71. Я часто испытываю чувство ревности.
72. Я бы никогда специально не пошел на откровенно эротический фильм.
73. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
74. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
75. Я никогда не бывал панически испуган.
76. Я не упущу случая посмотреть хороший триллер или боевик.
77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
82. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
83. Мне случалось со зла так сильно ударить или пнуть по чему-нибудь, что я неумышленно причинял себе боль.
84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
85. Я едва ли могу вспомнить свои первые школьные годы.
86. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
88. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
90. Я легко переношу критику и замечания.
91. Я не скрываю своего раздражения по поводу привычек некоторых членов моей семьи.
92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
94. К счастью, у меня меньше проблем, чем имеет большинство людей.
95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.

 

А сейчас подсчитайте результаты и определите какие психологические защиты у Вас преобладают.

Ключ:

Шкала № вопроса (подсчет только ответов «да»)
А — Отрицание 1,16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94
В — Подавление 6,11, 19, 25, 35,43, 49, 59, 66, 75, 85, 89
С — Регрессия 2,14, 18, 26, 33,48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95
D — Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74
Е — Проекция 7,9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73,84, 92, 96
F — Замещение 8, 15, 20, 31, 40,47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97
G — Интеллектуализация 4,13, 17, 30, 36,44, 56, 62, 70, 80, 81, 87
Н — Реактивное образование 5, 12,21,32,39,46,53, 57,72, 79

 

После обработки результатов, прочитайте краткие характеристики каждой из 8 психологических защит.

Отрицание

Психологическая защита отрицание связана со стремлением избегать, не принимать информацию, противоречащую сложившимся собственным представлениям о себе. Таким образом, происходит игнорирование тревожной информации.

При восприятии ситуации и осознавании ее как нежелательной формируется барьер на уровне восприятия. В момент поступления негативной информации происходит переключение внимания на другие объекты, не несущие негативную нагрузку.

Люди, у которых преобладает данный вид защиты, стремятся быть в центре внимания, оптимистичны, дружелюбны, внушают доверие при общении, но с другой стороны, они эгоцентричны и несамокритичны.

Подавление

Людям, с выраженной защитой подавление, свойственно тщательное избегание ситуаций, которые могут вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.). В споре обычно не отстаивают свою позицию. Присущая им тревожность компенсируется в виде неестественно спокойного и медлительного поведения.

Следует заметить, что одним из предназначений подавления является ограждение сознания от воспоминаний о психотравмирующей ситуации.

Но как бы человек не пытался ограничить сознание от неприятных или травмирующих воспоминаниях, информация остается в памяти и может проявляться в обмолвках, оговорках, навязчивых состояниях.
Неприятные эмоции блокируются посредством забывания реального стимула, вызвавшего их, и всех объектов и обстоятельств, связанных с ним.

Регрессия

Психологическая защита регрессия служит для сдерживания чувства неуверенности в себе. Она характеризуется высокой двигательной активностью, непроизвольными движениями для снятия напряжения.

Различают следующие виды регрессии:

1. Поведение, когда человек ведет себя как ребенок, инфантилизация поведения (возврат к переживаниям, имевшим место в прошлом), чтобы получить любовь и ласку.

2. Переход на более примитивный уровень социального поведения (воспитанный и сдержанный человек вдруг подрался).

Характер людей, которым свойственна регрессия как психологическая защита, проявляется в неумении доводить до конца начатое дело, легкой смене настроения, такие люди имеют склонность к мистике и суевериям, иногда ностальгирует, или ищут новые впечатления.

Люди импульсивные, но легко устанавливают контакты.

Компенсация

Компенсация представляет собой когнитивно сложный механизм психологической защиты. Он служит для сдерживания чувства печали, горя по поводу утраты или недостатка чего-либо.

Для компенсации характерно развитие недостающего качества. Таким образом, личность естественным образом уравновешивает себя.

Люди с такой защитой серьезно и методично работают над собой. Они часто находят и исправляют собственные недостатки, преодолевают трудности. Они достигают высоких результатов в профессиональной деятельности, литературном творчестве или занятиях спортом.

 

Проекция

Этот механизм защиты блокирует неосознанные, иногда асоциальные желания с помощью приписывания собственных вытесненных переживаний или потребностей другим людям.

Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, которые присущи ему самому.

Проекцией является своеобразное отождествление художника со своим творением. (Г. Флобер писал: «Эмма — это я»). Писатель, художник переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.

Людям свойственно проектировать не только негативные аспекты своего реального «Я», но и позитивные черты.

Такие люди упрямы, чувствительны к критике и замечаниям. Они очень требовательны, но не только к окружающим, но и к себе.

Замещение

Механизм психологической защиты — замещение — развивается для сдерживания эмоций гнева на более сильного или значимого субъекта во избежание ответной агрессии.

Человек, у которого преобладает данная психологическая защита, снимает напряжение, обращая свой гнев, агрессию на более слабый объект или на самого себя.

Защита замещение позволяет разрядить напряжение. Она дает возможность справиться с гневом, который не может быть выражен прямо и безнаказанно.

К видам замещения можно отнести и фантазию, и потребности.

Особенностями проявления этой психологической защиты можно считать импульсивность, раздражительность, вспыльчивость, требовательность к окружающим.

Интеллектуализация

Психологическая защита интеллектуализация предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией.

Анна Фрейд выделяла в данном случае следующие черты интеллектуализации:

1. Сосредоточенность на конкретных объектах, реальных вещах в противовес объектам фантазий.

2. Повышенное внимание к процессу рассуждения, размышления.

3. Бегство от конфликта иногда сменяется поворотом к нему.

Защита интеллектуализация запрещает эмоции, она не дает возможность индивиду эмоционально реагировать.

Людей с такой психологической защитой можно охарактеризовать следующим образом: они старательны, ответственны, склонны к анализу и осознанности.

У таких людей практически отсутствуют вредные привычки, так как они очень дисциплинированны и любят порядок во всем.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.