Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРВЫЙ – ЭТО ВОПРОС ЗНАНИЯ, ТО ЕСТЬ ПОЗНАНИЯ АЛЛАХА, ПОЗНАНИЯ ЕГО ПРОРОКА



 

(ПОЗНАНИЕ АЛЛАХА) То есть познания Аллаха Всемогущего и Великого сердцем, познания, которое требует принятия того, что Он узаконил, и применения на практике положений шариата, который принес с собой Его посланник Мухаммад, . Раб узнает о своем Господе путем рассмотрения тех аятов Книги Аллаха Всемогущего и Великого, в которых содержатся положения Его закона, ознакомления с сунной Его посланника, , и наблюдения за знамениями бытия, которые проявляют себя в людях, и, поистине, каждый раз, когда человек обращает свой взор на эти знамения, его знание о его Творце и объекте его поклонения увеличивается, ведь Аллах Всевышний сказал: «И на земле есть знамения для убежденных и в ваших душах. Разве вы не видите?!»[3]

 

(ПОЗНАНИЯ ЕГО ПРОРОКА) То есть познания Его посланника Мухаммада, , познания, требующего принятия того руководства и религии истины, которые он принес, подтверждения правдивости, того о чем он сообщил, выполнения того, что он повелел делать, удаления от того, что он запрещал и от чего удерживал, обращения к его закону и удовлетворенности его решением. Аллах Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в возникающих между ними спорах, а потом не перестанут беспокоиться о том, что ты решил, и не подчиняться полностью».[4] Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, когда верующих призывают к Аллаху и Его посланнику, чтобы Он рассудил их, они говорят: ‘Мы слышали и повинуемся!’ Такие преуспеют».[5]

Аллах Всевышний также сказал: «А если у вас зашел спор о чем-либо, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы верите в Аллаха и в последний день. Это – наилучшее, ибо истолкование их будет наилучшим».[6] Аллах Всевышний также сказал: «Пусть поберегутся нарушающие его приказ, чтобы не постигло их искушение или не постигло их наказание мучительное».[7]

Имам Ахмад, да помилует его Аллах, сказал: «Знаешь ли ты, что такое искушение? Искушение – это многобожие, ибо может получиться так, что в сердце человека, отвергнувшего часть из того, что он говорил, возникнут отклонения, и он погибнет».

 

И ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА С ПОМОЩЬЮ УКАЗАНИЙ (ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМИ).

 

(ПОЗНАНИЯ РЕЛИГИИ ИСЛАМА) Исламом в общем смысле этого слова является поклонение Аллаху с помощью того, что было узаконено Им с тех пор, как Аллах стал направлять к людям Своих посланников, и что будет иметь силу закона до самого дня воскресения, о чем Аллах Всемогущий и Великий упоминал во многих аятах, указывающих на то, что все предыдущие законоположения вменяли людям в обязанность покорность (ислам) Аллаху Всемогущему и Великому. Аллах Всевышний сообщил, что Ибрахим сказал: «Господь наш! И сделай нас покорными Тебе, а из нашего потомства – общину, покорную Тебе».[8]

Особый же смысл это слово приобрело после начала пророческой миссии Мухаммада, , и с тех пор оно связано с тем, с чем Мухаммад, , был направлен к людям, ибо это отменило собой все предыдущие религии, и тот, кто последовал за ним, стал мусульманином (то есть покорным воле Аллаха), тот же, кто воспротивился ему, мусульманином не является, поскольку мусульманами можно считать лишь тех, кто следует за посланниками своего времени. Так, иудеи были мусульманами во времена Мусы, а христиане были мусульманами во времена Исы, да благословит их обоих Аллах и да приветствует, но когда к людям был направлен пророк Мухаммад, , они не уверовали в него, и поэтому ныне мусульманами не являются.

Однако именно эта религия ислама будет принята Аллахом и принесет пользу тем, кто ее исповедует, ведь Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Поистине, религия пред Аллахом – ислам».[9] И Он сказал также: «Что же касается стремящегося к какой-либо религии, кроме ислама, то никогда от него не будет принято, и он в мире ином окажется среди потерпевших убыток».[10] И это – тот ислам, который Аллах даровал Мухаммаду, , и его общине. Аллах Всевышний сказал: «Сегодня Я привел для вас вашу религию к совершенству, и завершил для вас Свою милость и остался доволен исламом как религией для вас».[11]

 

(С ПОМОЩЬЮ УКАЗАНИЙ) Указанием является то, что направляет человека к искомому. Что касается указаний на пути познания религии ислама, то ими являются указания, воспринятые на слух, и указания умозрительные. Указаниями, воспринятыми на слух, мы называем то, что было установлено путем откровений, то есть Коран и сунну. Что же касается умозрительных указаний, то к ним относится то, что было установлено путем рассмотрения и размышления. Аллах Всемогущий и Великий часто упоминает о подобных указаниях в Своей Книге, ибо во многих аятах Он говорит, что к числу Его знамений относится то-то и то-то, иначе говоря, приводит умозрительные указания, свидетельствующие об Аллахе Всевышнем.

Если говорить об указаниях, воспринятых на слух и способствующих познанию пророка, , то примером их могут служить слова Всевышнего: «Мухаммад – посланник Аллаха и тех, которые с ним…»[12]-, или другие слова Его: «Мухаммад – только посланник, до которого были посланники».[13]

Познать же его с помощью умозрительных указаний можно путем рассмотрения и размышления о тех ясных знамениях, с которыми он пришел. Величайшим из них является Книга Аллаха, включающая в себя правдивые и ведущие к благу сообщения, а также справедливые установления, однако к числу этих знамений относятся также совершенные им чудеса и его сообщения о сокровенном, знание о котором могло быть получено только через откровения и которое нашло свое подтверждение в реальных фактах.

 

ВТОРОЙ: ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ.

(ДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ) То есть действия в соответствии с тем, чего требует это познание, а требует оно веры в Аллаха и повиновения Ему, что должно выражаться в выполнении Его велений и воздержании от запрещаемого Им как в области личного, так и общественного богослужения (ибадат). К области личного богослужения относятся, например, такие вещи как молитва, пост и совершение хаджжа, в то время как общественное богослужение подразумевает собой веления совершать одобряемое и запрет на совершение порицаемого, борьбу на пути Аллаха и тому подобное.

По сути дела, действие является плодом знания, и поэтому действующий, но не обладающий знанием, подобен христианам, а знающий, но не действующий, подобен иудеям.

 

ТРЕТИЙ: ПРИЗЫВ К ЭТОМУ.

(ПРИЗЫВ К ЭТОМУ) То есть призыв к тому закону (шариат) Аллаха Всевышнего, который принес с собой посланник, . При этом осуществлять этот призыв необходимо сообразно с теми тремя или четырьмя его ступенями, о которых упомянул Аллах Всемогущий и Великий, сказавший: «Зови к пути Господа твоего с помощью мудрости и доброго увещания и используй в споре с ними наилучшее».[14]

Что же касается четвертой ступени, то об этом Он сказал так: «И используйте в споре с обладателями Писания, кроме тех из них, которые несправедливы, только наилучшее…»[15]

Для осуществления подобного призыва необходимо обладать знанием закона Аллаха Всемогущего и Великого, чтобы призыв этот основывался на знании и ясном представлении, ибо Аллах Всевышний сказал:

- Скажи: «Это - мой путь. Я призываю к Аллаху, обладая ясным представлением, я и те, кто последовал за мной. Слава Аллаху, я не из числа многобожников!»[16]

Таким образом, призывающему необходимо иметь ясное представление о том, к чему он призывает, что подразумевает собой его знание установлений шариата, знание о способе осуществления своего призыва, а также знания о состоянии того, к кому обращается этот призыв.

Что же касается возможностей осуществления этого призыва, то их существует множество, в том числе – осуществление его с помощью проповедей, или проведения лекций, или написания статей, или организации кружков для стремящихся к знанию, или написания книг, призывающих к Аллаху, и распространения религии ислама таким способом или же, наконец, осуществления исламского призыва во время частных встреч. Так, например, если человек принимает участие в какой-либо встрече с целью призыва людей к Аллаху Всемогущему и Великому, то это может стать одним из способов его распространения, однако заниматься этим надо так, чтобы это не вызывало у людей скуку и не было бы тягостно для них. Призывающий людей к Аллаху может достичь этого, предложив собравшимся обсудить какой-либо теоретический вопрос, так как известно, что подобные обсуждения, связанные с вопросами и ответами, во многом способствуют пониманию того, что Аллах ниспослал Своему посланнику, и объяснению этого другим, и могут быть, как известно, более действенными, чем передача проповедей и лекций по радио.

Призыв к Аллаху Всемогущему и Великому являлся обязанностью посланников, да пребудут над ними благословения и мир, и дорогой тех, кто последовал за ними с чистым сердцем, ибо если Аллах даровал человеку возможность познать объект его поклонения, его пророка и его религию, то ему следует стремиться и к спасению своих братьев путем призыва их к Аллаху Всемогущему и Великому и быть для людей провозвестником блага. Сообщается, что в день завоевания Хайбара пророк, , сказал Али бин Абу Талибу, : «Продвигайся постепенно, пока не найдешь путь к их душам, а потом призови их к исламу и сообщи им о том, что входит в их обязанности по отношению к Аллаху Всевышнему, и клянусь Аллахом, если Аллах через тебя выведет на путь истинный хотя бы одного человека, это будет для тебя лучше обладания несметными богатствами!»[17]

Сообщается также, что посланник Аллаха, , сказал: «Призывавший людей к пути истинному получит такую же награду, как и награды тех, кто последовал за ним, но это ни в чем не уменьшит награды этих людей, призывавший же людей к заблуждениям понесет на себе бремя грехов тех, кто последовал за ним, но при этом бремя их собственных грехов не уменьшится ни на йоту».[18]

Сообщается также, что он, , сказал: «Указавший путь к благу получит такую же награду, как и тот, кто совершил нечто благое».[19]

 

ЧЕТВЕРТЫЙ: ТЕРПЕЛИВОЕ ПЕРЕНЕСЕНИЕ, СВЯЗАННЫХ С ЭТИМ НЕПРИЯТНОСТЕЙ И СТРАДАНИЙ.

 

(ТЕРПЕНИЕ) Под терпением подразумевается сдерживание души в рамках повиновения Аллаху, удержание ее от ослушания Его и удержание ее от проявлений гнева по отношению к тому, что предопределено Аллахом. Кроме того, душу следует удерживать от раздражения и скуки. Таким образом, в деле призыва к религии Аллаха человек должен проявлять постоянную активность, даже если он будет испытывать трудность, потому что подвергание трудностям призывающих к благу из природных качеств человека, и это испытывают все, кроме тех, кого Аллах уже вывел на путь истинный, и поэтому Аллах Всевышний сказал Своему пророку, : «До тебя посланников также считали лжецами, они терпели то, что их так называли и обижали, пока не являлась к ним Наша помощь».[20] При этом чем сильнее становились притеснения, тем ближе была эта помощь, но она не обязательно приходила к тому или иному человеку при его жизни, когда видел, что его призыв возымел свое действие. Помощь эта могла прийти и после его смерти, находя свое выражение в том, что Аллах приводил сердца людей к согласию с тем, к чему призывал этот человек, в результате чего и они начинали придерживаться этого, что также следует считать оказанием ему помощи, даже если сам он к тому времени уже умирал. Вот почему человеку, занятому делом исламского призыва, следует проявлять терпение постоянно. Он сам должен быть терпеливым в религии Аллаха Всемогущего и Великого, к которой он призывает других, он должен проявлять терпение по отношению к тому, что мешает его призыву, и он должен терпеливо сносить обиды, которые препятствуют ему, ведь и посланникам Аллаха, да пребудут над ними благословения и мир, наносились обиды словом и делом, и поэтому Аллах Всевышний сказал: «Точно также, когда к тем, кто жил до них, являлся кто-либо из посланников, они всегда говорили: ‘Колдун или безумец!’»[21] Аллах Всемогущий и Великий также сказал: «И точно также для каждого пророка определяли Мы врага из числа людей преступных».[22]

Однако человек, обращающийся к людям с призывом, должен противопоставлять подобным вещам свое терпение. Обрати внимание на то, что сказал Аллах Всемогущий и Великий Своему посланнику, : «Поистине, Мы ниспослали тебе Коран по частям…» Далее можно было бы ожидать слов наподобие: «…возблагодари же Господа твоего за Его благодеяние!»-, однако Всемогущий и Великий сказал: «Терпи же до решения Господа твоего…»[23] В этих словах содержится указание на то, что каждого из тех, кто станет доносить слова Корана до людей, обязательно постигнет то, что потребует от него терпения. Посмотри же на то, как вел себя пророк, , который после того, как его соплеменники нанесли ему удар, вытирал кровь со своего лица и говорил: «О Боже, прости моим соплеменникам, ибо, поистине, они не знают!» И поэтому человек, занимающийся исламским призывом, должен проявлять терпение в надежде на награду Аллаха.

Тремя составными частями терпения являются:

1 – Проявление терпения в повиновении Аллаху.

2 – Неуклонное воздержание от того, что было запрещено Аллахом.

3 – Проявление терпения по отношению к тому, что было предопределено Аллахом, будь то нечто, осуществляемое Им без участия в этом рабов Его или же нечто, осуществляемое Им через посредство некоторых рабов Его, в том числе – нанесение ими обид и проявления враждебности с их стороны.

 

УКАЗАНИЕМ НА ЭТО СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «КЛЯНУСЬ ПРЕДВЕЧЕРНИМ ВРЕМЕНЕМ (ИЛИ ВРЕМЕНЕМ)! ВОИСТИНУ, КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК В УБЫТКЕ, КРОМЕ ТЕХ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ, СОВЕРШАЛИ ПРАВЕДНЫЕ ДЕЯНИЯ, ЗАПОВЕДАЛИ ДРУГ ДРУГУ ИСТИНУ И ЗАПОВЕДАЛИ ДРУГ ДРУГУ ТЕРПЕНИЕ!»[24]

(УКАЗАНИЕМ) То есть указанием на четыре вышеупомянутых ступени служат слова Всевышнего: «Клянусь временем…» В этой суре Аллах Всемогущий и Великий поклялся временем, то есть большим периодом его, охватывающим собой и благо и зло. Аллах Всемогущий и Великий поклялся им в том, что человек, то есть каждый из людей, останется в убытке за исключением тех, кому присущи эти четыре качества, а именно: вера, благие дела, готовность советовать друг другу держаться истины и готовность советовать друг другу хранить терпение.

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «В борьбе с собственной душой следует преодолеть четыре ступени:

ПЕРВАЯ: человеку необходимо бороться с ней с целью постижения правильного пути и религии истины, ибо только благодаря ей она может познать успех и счастье в обоих мирах.

ВТОРАЯ: ему следует бороться с ней с целью практического применения того, о чем он узнал.

ТРЕТЬЯ: ему следует бороться с ней с целью призыва других к этой религии и обучения ей тех, кто с ней незнаком.

ЧЕТВЕРТАЯ: ему следует бороться с ней с целью терпеливого перенесения трудностей, связанных с призывом к Аллаху, и обид, наносимых призывающему людьми. Все это человеку следует претерпевать ради Аллаха, и если ему удастся преодолеть все четыре ступени, то он станет одним из тех, кто искренне поклоняется своему Господу.

В этой суре Аллах Всемогущий и Великий поклялся временем в том, что каждый человек потерпит неудачу и окажется в убытке независимо от того, насколько богатым он будет, сколько у него будет детей и сколь великим почетом он будет пользоваться при жизни, и это коснется всех, кроме тех, кто объединит в себе нижеперечисленные четыре качества:

ПЕРВОЕ: веру, которая включает в себя любые правильные воззрения и полезные знания, приближающие человека к Аллаху Всевышнему.

ВТОРОЕ: благие дела, к числу которых относится всякое слово и дело, приближающее человека к Аллаху, чтобы он пришел к искреннему поклонению Аллаху и во всем следовал Мухаммаду, .

ТРЕТЬЕ: готовность советовать людям держаться истины, то есть советовать им творить благое, побуждать к этому и внушать желание к совершению благого.

ЧЕТВЕРТОЕ: готовность советовать другим хранить терпение, которая должны выражаться в том, что люди будут советовать друг другу хранить терпение в том, что касается выполнения велений Аллаха Всевышнего, отказа от того, что запрещено Аллахом, и терпеливого перенесения предопределенного Аллахом.

Советы держаться истины и хранить терпение включают в себя веления совершать одобряемое и запреты на совершение отвергаемого, благодаря чему община приобретает жизненную стойкость, приходит к благу, одерживает победу и обретает свое достоинство. Аллах Всевышний сказал: «Вы были лучшей общиной, представленной людям: вы велите совершать одобряемое, запрещаете отвергаемое и веруете в Аллаха».[25]

 

АШ-ШАФИ’И, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ, СКАЗАЛ: «ЕСЛИ БЫ АЛЛАХ НИСПОСЛАЛ ТОЛЬКО ЭТУ СУРУ В КАЧЕСТВЕ ДОВОДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ, ЭТОГО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО». АЛЬ-БУХАРИ ЖЕ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ, СКАЗАЛ: «ИМЕЮЩЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЗНАНИЮ ПРЕДШЕСТВУЕТ СЛОВУ И ДЕЛУ»-, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ЗНАЙ ЖЕ, ЧТО НЕТ БОЖЕСТВА, КРОМЕ АЛЛАХА, И ПРОСИ ПРОЩЕНИЯ ЗА ГРЕХ СВОЙ…»[26]

 

(АШ-ШАФИ’И) Абу Абдулла Мухаммад бин Идрис бин аль-Аббас бин Усман бин Шафи аль-Хашими аль-Кураши, родившийся в 150 г. хиджры (767 г. н.э.) в Газзе и умерший в 204 г. хиджры (820 г. н.э.) в Египте. Он, да помилует его Аллах, являлся одним из четырех наиболее авторитетных имамов.

 

(ЭТОГО БЫЛО БЫ ДОСТАТОЧНО) Под этим он подразумевал, что одной лишь суры «Время» было бы уже достаточно, чтобы побудить людей крепко держаться религии Аллаха с помощью веры, совершения благих дел, призыва людей к Аллаху и проявления терпения во всех этих делах, но он не хотел сказать этим, что одна только эта сура могла бы заменить собой для людей все установления шариата.

Он сказал: «Если бы Аллах ниспослал только эту суру в качестве довода для людей, этого было бы достаточно»-, потому, что если мыслящий и разумный человек услышит слова этой суры или прочтет ее, то он обязательно станет стремиться к тому, чтобы избежать убытков, что ему удастся сделать только в том случае, если он будет обладать этими четырьмя качествами, а именно: верой, стремлением к совершению благих дел, готовностью советовать другим держаться истины и готовностью советовать другим хранить терпение, в то же время будучи готовым и выслушивать подобные советы от других.

 

(АЛЬ-БУХАРИ) Абу Абдулла Мухаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин аль-Мугира аль-Бухари, родившийся в Бухаре в месяце шавваль 194 г. хиджры (810 г. н.э.) и росший после смерти отца под присмотром матери. Он, да помилует его Аллах, умер в селении Хартанк, расположенном в двух фарсахах от Самарканда, в ночь праздника разговения в 256 г. хиджры (870 г. н.э.).

 

(НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ) Аль-Бухари, да помилует его Аллах, использовал этот аят как доказательство необходимости во всем начинать со знания, а потом уже обращаться к словам и делам. На это указывают источники вероучения ислама, говорящие о том, что человек сначала узнает, а потом уже действует. Существуют и умозрительные доводы, свидетельствующие о том, что знание предшествует словам и делам, ибо слова или дела не будут правильными и не будут приняты до тех пор, пока они не придут в соответствие с шариатом, человек не может узнать о соответствии своих поступков шариату только благодаря знанию. Вместе с тем существуют и такие вещи, знанием о которых человек обладает от рождения, например, знание о том, что Аллах является Богом Единственным. Раб создан таковым, и поэтому ему не требуется много усилий для постижения этого, в то время как частные вопросы, наоборот, требуют изучения и приложения усилий.

 

ЗНАЙ, ДА ПОМИЛУЕТ ТЕБЯ АЛЛАХ, ЧТО КАЖДЫЙ МУСУЛЬМАНИН И КАЖДАЯ МУСУЛЬМАНКА ДОЛЖНЫ ИЗУЧИТЬ ТРИ ЭТИХ ВОПРОСА И ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛУЧЕННЫМ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗНАНИЕМ. СУТЬ ПЕРВОГО ВОПРОСА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО АЛЛАХ СОТВОРИЛ НАС,

 

(СОТВОРИЛ НАС) Среди указаний на это, то есть на то, что Аллах сотворил нас, имеются как указания, воспринятые на слух, так и указания умозрительные.

Указаний, воспринятых на слух (то есть откровений) существует множество. Так, например, на это указывают слова Всемогущего и Великого: «Он – тот, кто сотворил вас из глины, а потом определил срок, и срок названный у Него. И после этого вы сомневаетесь!»[27]-, а также слова Его: «Мы создали вас, потом придали вам форму…»[28]-, а также слова Всевышнего: «Мы уже создали человека из глины звенящей, из глины изменяющейся»[29]-, а также слова Его: «К числу Его знамений относится то, что Он создал вас из праха, а потом вы стали людьми и вы распространяетесь»[30]-, а также слова Его: «Он создал человека из звенящей глины, подобной гончарной…»[31]-, а также слова Его: «Аллах – Творец всего…»[32]-, а также слова Его: «И создал Я джиннов и людей лишь для того, чтобы они поклонялись Мне»[33]. И можно привести в пример многие другие аяты.

Если же говорить об умозрительных указаниях на то, что Аллах сотворил нас, то об этом свидетельствуют слова Всевышнего: «Или они сотворены из ничего, или сами они творцы?!»[34]-, ведь, поистине, человек не сотворил себя сам, так как до своего возникновения он был ничем, а ничто не в состоянии создать нечто. И точно также можно сказать, что не создали его ни отец, ни мать и никто из сотворенных существ, и не возник он случайно и без участия того, кто создал его, ибо всякому явлению есть своя причина, а также потому, что само изумительное устроение и стройная гармония, присущие бытию всего сотворенного, полностью исключают всякие предположения о каких бы то ни было случайностях. И в самом деле, ведь то, что возникает случайно, является неупорядоченным в самой своей основе, а если так, то о какой упорядоченности можно говорить в случае продолжения его существования и развития? А из этого необходимо следует, что Творцом является только Аллах, и не существует ни творца, ни повелителя, кроме Аллаха. Аллах Всевышний сказал: «Разве не Ему принадлежит создание и власть?!»[35] И поэтому никому неизвестны случаи, когда кто-нибудь из людей отрицал бы тот факт, что Аллах Всевышний, слава Ему, является единственным Творцом, за исключением тех случаев, когда это делалось из гордости, как было это с фараоном. Сообщается, что в свое время Джубайр бин Мут’им, который тогда еще был многобожником, услышал, как посланник Аллаха, , читает суру «Гора». Потом Джубайр говорил: «И когда он дошел до слов Всевышнего: «Или они сотворены из ничего, или сами они творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, не обладают они достоверным знанием! Или у них сокровищницы Господа твоего, или они управляют?»[36]-, сердце мое чуть не вылетело из груди, и именно тогда вера утвердилась в сердце моем впервые».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.