Здавалка
Главная | Обратная связь

И НЕ ОСТАВИЛ НАС ПРЕДОСТАВЛЕННЫМИ САМИМ СЕБЕ,



 

(И НЕ ОСТАВИЛ НАС…) Подтверждением этого факта служат как воспринятые на слух, так и умозрительные указания.

К числу первых относятся слова Всевышнего: «Неужели же вы посчитали, что Мы создали вас ради забавы и что вы не будете к Нам возвращены? Высок Аллах, Царь Истинный, и нет бога, кроме Него…»[41] -, а также слова Его: «Неужели считает человек, что он предоставлен самому себе? Разве не был он каплей семени извергаемого? Потом стал сгустком, и сотворил Он, и устроил и сделал из него пару: мужчину и женщину. Так разве не способен Этот оживить мертвых?!»[42]

Что же касается разума, то, поистине, невозможно себе представить, что люди приходят в этот мир, наслаждаются жизнью, подобно животным, а потом умирают, и при этом их не ждет ни воскресение, ни расчет, ибо подобное было бы чистой забавой, что ни в коей мере не приличествует мудрости Аллаха Всемогущего и Великого. Не может быть такого, чтобы Аллах создал людей, и посылал к нам посланников и разрешил нам проливать кровь тех, кто мешает и противится пророкам, да пребудут над ними благословение и мир, и это не имело бы никаких последствий, ибо это несовместимо с мудростью Аллаха Всемогущего и Великого.

 

НО НАПРАВИЛ К НАМ ПОСЛАННИКА.

(НО НАПРАВИЛ К НАМ ПОСЛАННИКА) Это значит, что Аллах Всемогущий и Великий направил к нам, составляющим собой эту общину, общину Мухаммада, , посланника, читавшего нам аяты нашего Господа, очищавшего нас и учившего нас Писанию и мудрости, как направлял Он посланников и к тем, кто был до нас. Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Нет такого народа, в котором не было бы увещателя!»[43]Аллах обязательно должен был направлять посланников к людям, чтобы иметь довод против них и чтобы они поклонялись Аллаху так, как Он это любит и как это Ему угодно. Аллах Всеблагой и Всевышний сказал: «Мы ведь открыли тебе так же, как открыли Нуху и пророкам после него, и Мы открыли Ибрахиму, и Исмаилу, и Исхаку, и Йа’кубу, и коленам, и Исе, и Аййубу, и Йунусу, и Харуну и Сулайману и дали Мы Дауду псалмы. И Мы направили посланников, о которых рассказывали тебе раньше, и посланников, о которых Мы не рассказывали тебе, и Аллах говорил с Мусой непосредственно, посланников благовествующих и увещающих, чтобы не было для людей довода против Аллаха после посланников. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый!»[44] И мы можем поклоняться Аллаху так, как это угодно Ему, только следуя примеру посланников, да пребудут над ними благословения и мир, ибо это они объяснили нам, что любит Аллах, что является угодным Ему и что приближает нас к Всемогущему и Великому. И поэтому, в соответствии с мудрым замыслом Аллаха, Он направлял к людям благовествующих и увещающих их посланников, на что указывают слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, Мы направили к вам посланника, который будет свидетельствовать против вас, как направили Мы посланника и к фараону. И ослушался фараон этого посланника, и взяли Мы его хваткой крепкой».[45]

 

И ТОТ, КТО СТАНЕТ ПОВИНОВАТЬСЯ ЕМУ, ВОЙДЕТ В РАЙ, ТОТ ЖЕ, КТО ОСЛУШАЕТСЯ ЕГО, ВОЙДЕТ В ОГОНЬ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, МЫ НАПРАВИЛИ К ВАМ ПОСЛАННИКА, КОТОРЫЙ БУДЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ ПРОТИВ ВАС, КАК НАПРАВИЛИ МЫ ПОСЛАННИКА И К ФАРАОНУ. И ОСЛУШАЛСЯ ФАРАОН ЭТОГО ПОСЛАННИКА, И ВЗЯЛИ МЫ ЕГО ХВАТКОЙ КРЕПКОЙ».[46]

 

(И ТОТ, КТО СТАНЕТ ПОВИНОВАТЬСЯ ЕМУ, ВОЙДЕТ В РАЙ) Подтверждением этой истины являются слова Всевышнего: «…и повинуйтесь Аллаху и посланнику, - может быть, вы будете помилованы! И спешите к прощению от вашего Господа и к раю, равному по ширине небесам и земле и уготованному для богобоязненных…»[47]-, а также слова Всевышнего: «А того, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, Он введет в сады, где внизу текут реки. Такие останутся там навечно, и это – великий успех!»[48]-, а также слова Всевышнего: «А те, кто повинуется Аллаху и Его посланнику, и страшится Аллаха и боится Его, они преуспеют»[49]-, а также слова Всевышнего: «А повинующиеся Аллаху и посланнику будут с теми из пророков, правдивейших, павших за веру и праведников, которых облагодетельствовал Аллах, - прекрасны они как товарищи!»[50]-, а также слова Его: «А тот, кто повинуется Аллаху и посланнику Его, достигнет великого успеха»[51]-, и подобных аятов можно было бы привести еще очень много.

Что же касается посланника Аллаха, , то сообщается, что однажды он сказал: «Весь народ мой войдет в рай за исключением тех, кто противился». Его спросили: «А кто же воспротивился?» Он ответил: «Тот, кто подчинился мне, войдет в рай, а тот, кто ослушался меня, войдет в огонь».[52]

 

(ТОТ ЖЕ, КТО ОСЛУШАЕТСЯ ЕГО, ВОЙДЕТ В ОГОНЬ) Подтверждением этой истины также являются слова Всевышнего: «А того, кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и нарушает Его установления, Он введет в огонь, и останется он там навечно, и для него – наказание унизительное»[53]-, а также слова Его: «А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, тот впал в явное заблуждение»[54]-, а также слова Его: «А для тех, кто не повинуется Аллаху и Его посланнику, - огонь геенны, в котором они останутся навечно».[55]

Кроме того, подтверждением этого служат и вышеупомянутые слова пророка, , который сказал: «…а тот, кто ослушался меня, войдет в огонь».

 

СУТЬ ВТОРОГО ВОПРОСА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО АЛЛАХУ НЕУГОДНО, ЧТОБЫ НАРЯДУ С НИМ ПОКЛОНЯЛИСЬ КОМУ-ЛИБО ЕЩЕ, БУДЬ ТО ПРИБЛИЖЕННЫЙ АНГЕЛ ИЛИ НАПРАВЛЕННЫЙ К ЛЮДЯМ ПРОРОК, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «И, ПОИСТИНЕ, МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ ПРИНАДЛЕЖАТ АЛЛАХУ, ПОЭТОМУ НЕ ОБРАЩАЙТЕСЬ НАРЯДУ С АЛЛАХОМ НИ К КОМУ!»[56]

 

(СУТЬ ВТОРОГО ВОПРОСА) То есть суть второго вопроса из числа тех, о которых мы должны узнать, состоит в том, что Аллаху неугодно, чтобы наряду с Ним поклонялись кому-либо еще, ибо один лишь Он достоин поклонения, а указывают на это те слова Всевышнего, которые приводит автор, да помилует его Аллах, то есть слова Аллаха: «И, поистине, места поклонения принадлежат Аллаху, поэтому не обращайтесь наряду с Аллахом ни к кому!»[57] Аллах Всевышний запретил человеку обращаться к кому бы то ни было наряду с Аллахом, Аллах Всевышний, слава Ему, не запрещает ничего, кроме неугодного Ему. Так, например, Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Если вы не уверуете, то Аллах ведь не нуждается в вас, хотя и неугодно Ему неверие рабов Его, а если будете благодарить, то это будет угодным Ему для вас».[58] Аллах Всевышний также сказал: «Но если вы и удовлетворитесь ими, то Аллах, поистине, не будет доволен людьми распутными!»[59] Неверие и многобожие не просто неугодны Аллаху Всевышнему, слава Ему, ибо Он направил к людям посланников и ниспослала им Писания для борьбы с неверием и многобожием и искоренения их. Аллах Всевышний сказал: «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия станет принадлежать Аллаху».[60] Но если Аллаху неугодны неверие и многобожие, то они должны быть и неугодны и верующему, ибо в довольстве и гневе своем верующий ориентируется на Аллаха. Его гнев вызывает то же, на что гневается Аллах, и он доволен тем, что угодно Аллаху Всемогущему и Великому, и поэтому если неверие и многобожие неугодны Аллаху, то верующему не приличествует довольствоваться подобными вещами. Большую опасность представляет собой многобожие, ибо Аллах Всемогущий и Великий сказал: «Поистине, Аллах не простит придания Ему сотоварищей, но простит то, что меньше этого, кому пожелает».[61] Аллах Всевышний также сказал:«Поистине, Аллах сделал рай запретным для того, кто придает Ему сотоварищей, убежищем для него послужит огонь, и не будет для несправедливых помощников!»[62] Что же касается пророка, , то он сказал: «Войдет в рай тот, кто встретит Аллаха, будучи абсолютно свободным от многобожия, и войдет в огонь тот, кто встретит Его, оставаясь многобожником хоть в чем-то».[63]

 

СУТЬ ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕКУ, ПОДЧИНИВШЕМУСЯ ПОСЛАННИКУ И ИСПОВЕДУЮЩЕМУ РЕЛИГИЯ ЕДИНОБОЖИЯ, НЕПОЗВОЛИТЕЛЬНО ПОДДЕРЖИВАТЬ ДРУЖЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ТЕМИ, КТО ВРАЖДУЕТ С АЛЛАХОМ И ЕГО ПОСЛАННИКОМ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ИХ БЛИЖАЙШИМИ РОДСТВЕННИКАМИ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ТЫ НЕ УВИДИШЬ ЛЮДЕЙ, ВЕРУЮЩИХ В АЛЛАХА И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ И ЛЮБЯЩИХ ТЕХ, КТО ПРОТИВИТСЯ АЛЛАХУ И ЕГО ПОСЛАННИКУ, ДАЖЕ ЕСЛИ ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ИХ ОТЦАМИ, ИЛИ СЫНОВЬЯМИ, ИЛИ ИХ БРАТЬЯМИ ИЛИ ИХ РОДСТВЕННИКАМИ. У ТАКИХ ЗАПИСАЛ АЛЛАХ В СЕРДЦАХ ИХ ВЕРУ, И ПОДКРЕПИЛ ИХ ДУХОМ ОТ НЕГО, И ВВЕДЕТ ОН ИХ В САДЫ, ГДЕ ВНИЗУ ТЕКУТ РЕКИ, И ОСТАНУТСЯ ОНИ ТАМ НАВЕЧНО. АЛЛАХ ДОВОЛЕН ИМИ, И ОНИ ДОВОЛЬНЫ АЛЛАХОМ. ЭТО – ВОИНСТВО АЛЛАХА, И, ПОИСТИНЕ, ВОИНЫ АЛЛАХА ПРЕУСПЕЮТ!»[64]

 

(СУТЬ ТРЕТЬЕГО ВОПРОСА) То есть: суть третьего вопроса из числе тех, о которых мы должны узнать, касается близости и непричастности. Близость и непричастность являются одной из великих основ, о которой упоминается во многих аятах. Так, например, Аллах Всемогущий и Великий сказал: «О те, кто уверовал, не выбирайте себе близких друзей иначе как из вашей среды. Они сделают все, чтобы привести вас к расстройству…»[65] Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал, не берите в друзья иудеев и христиан. Они – друзья друг другу, а если кто-нибудь из вас изберет их, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных!»[66] Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал: «О те, кто уверовал, не берите в друзья воспринимающих религию вашу как насмешку и забаву из числа тех, кому Писание было даровано до вас, и неверных и бойтесь Аллаха, если вы верующие!»[67] Всевышний также сказал: «О те, кто уверовал, не берите в друзья своих отцов и братьев, если они полюбили неверие больше веры, а те из вас, кто берет их в друзья, несправедливы. Скажи: ‘Если ваши отцы, и ваши сыновья, и ваши братья, и ваши жены, и ваши родственники, и имущество, приобретенное вами, и торговля, застоя которой вы боитесь, и жилища, которыми вы довольны, милее вам, чем Аллах, и Его посланник и борьба на пути Его, то выжидайте, пока не повелит Аллах, а Аллах не ведет людей распутных!’»[68] Всемогущий и Великий также сказал: «Был вам хорошим примером Ибрахим и те, кто был с ним. Вот сказали они своим соплеменникам: ‘Мы непричастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и мы не веруем в вас. Обнаружилась между нами вражда и ненависть, которые не утихнут до тех пор, пока не станете вы верить в одного лишь Аллаха’».[69]

Таким образом, поддержание человеком дружеских отношений с теми, кто противится Аллаху, и задабривание их свидетельствуют о том, что вера в Аллаха и Его посланника в сердце его слаба, ибо если человек начинает любить нечто враждебное тому, что он любит, это противоречит здравому смыслу. Что же касается дружеского отношения к неверным, то оно может выражаться в способствовании их неверию и заблуждениям, заискивание же перед ними выражается в совершении того, что им нравится, когда человек добивается их любви любыми способами. Нет сомнений в том, что подобные действия абсолютно несовместимы с верой, ибо верующий обязан проявлять враждебность к тому, кто противится Аллаху и Его посланнику, даже если он и является его ближайшим родственником, ненавидеть его и удаляться от него, однако это не означает, что такому человеку не следует давать добрых наставлений и призывать его к истине.

 

ЗНАЙ, ДА УКАЖЕТ ТЕБЕ АЛЛАХ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ К ПОВИНОВЕНИЮ ЕМУ, ЧТО ИСПОВЕДАНИЕ ЕДИНБОЖИЯ ЕСТЬ РЕЛИГИЯ ИБРАХИМА, СУТЬ КОТОРОЙ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ТЫ ПОКЛОНЯЛСЯ ОДНОМУ ЛИШЬ АЛЛАХУ И БЫЛ ИСКРЕННИМ, ИСПОВЕДУЯ ЭТУ РЕЛИГИЮ.

 

(ПОВИНОВЕНИЮ) То есть выполнению того, что тебе повелено, и отказу от запретного.

 

(ИСПОВЕДАНИЕ ЕДИНБОЖИЯ) Исповедание единобожия (ханифийа) есть религия, противоположная многобожию и основывающаяся на искренности по отношению к Аллаху Всемогущему и Великому.

 

(РЕЛИГИЯ) То есть: тот путь в религии, которым он, да пребудут над ним благословения и мир, следовал.

 

(ИБРАХИМ) Ибрахим был другом Милосердного, ибо Аллах Всемогущий и Великий сказал: «И Аллах избрал Ибрахима другом».[70] Ибрахим является отцом всех пророков, и упоминания о его пути часто повторяются для того, чтобы люди подражали ему.

 

(ЧТОБЫ ТЫ ПОКЛОНЯЛСЯ ОДНОМУ ЛИШЬ АЛЛАХУ) Здесь эти слова играют роль сказуемого, в целом же под поклонением подразумевается «подчинение Аллаху, обусловленное почитанием Аллаха и любовью к Нему и выражающееся в исполнении Его велений и удалении от того, что было Им запрещено, в соответствии с установлениями Его шариата».

Если же говорить о поклонении более подробно, то можно привести слова шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, да помилует его Аллах, сказавшего: «Поклонение есть общее обозначение всех любимых Аллахом и угодных Ему слов, а также внешних и внутренних проявлений наподобие страха, опасения, упования, молитвы, закята, поста и прочих дел, вменяемых людям в обязанность исламом».

 

(ИСКРЕННИМ) Под искренностью здесь имеется в виду очищение, иначе говоря, речь идет о том, что обращаясь к поклонению, человек должен стремиться к лику Аллаха Всемогущего и Великого и добиваться проявления Им (добра) щедрости. При этом наряду с Аллахом ему не следует поклоняться ни приближенному ангелу, пророку, направленному к людям. Аллах Всевышний сказал: «Потом открыли Мы тебе: ‘Придерживайся религии Ибрахима, ханифа, который не был из числа многобожников’».[71] Аллах Всевышний также сказал: «А станет ли избегать религии Ибрахима кто-либо за исключением тех, кто ничего не ведает о своей душе? Мы уже избрали его в мире этом, а в мире ином он, кончено же, окажется среди праведников. Вот сказал ему Господь его: ‘Покорись!’ Сказал он: ‘Я покорился Господу миров!’ И завещал это Ибрахим своим сынам и Иа’куб: ‘О сыны мои, поистине, Аллах избрал для вас эту религию, не умирайте же иначе как покорившимися!’»[72]

 

И ЭТО ПОВЕЛЕЛ АЛЛАХ ВСЕМ ЛЮДЯМ, ИБО ОН СОЗДАЛ ИХ ДЛЯ ЭТОГО, КАК СКАЗАЛ ОБ ЭТОМ САМ АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ: «Я СОЗДАЛ ДЖИННОВ И ЛЮДЕЙ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОНИ ПОКЛОНЯЛИСЬ МНЕ».[73] ЗДЕСЬ СЛОВА «ПОКЛОНЯЛИСЬ» ОЗНАЧАЕТ «ИСПОВЕДОВАЛИ ВЕРУ В ЕДИНОГО БОГА».

 

(И ЭТО) То есть исповедание единобожия, представляющее собой поклонение Аллаху и искренность в религии по отношению к Нему, что было повелено Аллахом всем людям и ради чего Он создал их, как сказал об этом сам Аллах Всевышний:«Мы не посылали ни одного посланника до тебя, не открыв ему, что нет бога, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»[74] И Аллах Всемогущий и Великий разъяснил в Своей Книге, что люди были созданы только для этого, сказав: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[75]

 

(ИСПОВЕДАЛИ ВЕРУ В ЕДИНОГО БОГА) В данном случае единобожие подразумевает собой поклонение. Мы уже говорили о том, что означает собой поклонение и что можно называть поклонением, являющимся понятием более общим, чем единобожие.

Знай, что есть два вида поклонения:

Первым является поклонение вселенского характера, то есть подчинение всего сущего велению Аллаха Всевышнего. В этом смысле поклонение есть нечто присущее всем людям без исключения по слову Всевышнего: «Поистине, каждый, кто в небесах и на земле, обязательно придет к Милосердному как раб».[76] Таким образом, в этом отношении поклоняющимся является верующий и неверный, благочестивый и порочный.

Вторым же видом поклонения является поклонение, необходимость которого вменяется людям шариатом. Такое поклонение подразумевает собой повиновение велению Аллаха Всевышнего в соответствии с установлениями шариата и является свойственным лишь для тех, кто подчинился Аллаху Всевышнему и последовал за тем, что принесли с собой посланники. О поклонении такого рода Всевышний сказал так: «А рабы Милосердного – те, кто ходит по земле степенно…»[77]

Что касается первого вида поклонения, то человеку не стоит ожидать похвал за него поскольку к его собственным действиям оно отношения не имеет, но ему могут воздать похвалу, если он окажется благодарным в благоденствии и станет проявлять терпение в периоды испытаний. Если же говорить о втором виде поклонения, то за него человек может заслужить похвалу.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.