Здавалка
Главная | Обратная связь

ВЕРА ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ШЕСТИ СТОЛПАХ: НА ТВОЕЙ ВЕРЕ В АЛЛАХА,



 

(ВЕРЕ В АЛЛАХА) Вера в Аллаха включает в себя четыре составные части:

ПЕРВАЯ: вера в существование Аллаха Всевышнего.

На существование Всевышнего указывают: устроение человека, его разум, шариат и ощущения.

1 – Само устроение человека указывает на существование Всевышнего в силу того, что каждому человеку от рождения изначально присуща вера в Его Творца, которая не требует ни размышлений, ни обучения, и ни один человек не отступает от того, что присуще ему по природе, за исключением тех, с сердцами которых происходит нечто такое, что отвращает их от этого. Подтверждением этой мысли могут служить слова пророка, , который сказал: «Каждый человек рождается, будучи устроенным так, а потом уже родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника».[196]

2 – Если говорить о рациональных доводах в пользу существования Аллаха Всевышнего, то они состоят в том, что у всего того, что существовало раньше и будет существовать в будущем, обязательно должен быть Творец, создавший все это, ибо ничто не может создавать себя само или возникать случайно.

Ничто не может создавать себя само по той причине, что до своего возникновения это было ничем, но разве ничто может стать Творцом?!

Ничто не может возникнуть и случайно, ибо всякое явление имеет свою причину, а тот факт, что все явления отличаются изумительной упорядоченностью и гармонией, а между причинами и следствиями и всем сущим сохраняется тесная взаимосвязь, не позволяет даже и предположить, что все это возникло случайно, ведь то, что возникает случайно, неупорядоченно в самой своей основе, так как же это могло бы сохранить свою упорядоченность, если бы продолжало существовать и развиваться?!

Таким образом, если нечто сотворенное не создает себя само и не возникает случайно, становится ясно, что у всего этого должен быть Создатель, которым и является Аллах, Господь миров.

Аллах Всевышний приводит это рациональный довод и неопровержимое доказательство в суре «Гора», где Он говорит: «Или они сотворены из ничего, или сами они творцы?».[197] Это значит, что они не могли быть сотворены без участия Творца и не сотворили себя сами, а потому ясно, что Творцом их является Аллах Всеблагой и Всевышний. Вот почему Джубайр бин Мут им, , услышавший в то время, когда он был еще многобожником, как посланник Аллаха, , читает нижеследующие аяты: «Или они сотворены из ничего, или сами они творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, не знают они достоверно! Или у них сокровищницы твоего Господа, или они управители?!»[198] -, потом говорил: «Сердце мое готово было улететь, и тогда вера впервые утвердилась в моем сердце».[199]

Приведем пример, который может пояснить эту мысль. Предположим, что кто-нибудь расскажет тебе о существовании некоего дворца, окруженного садами, в которых между деревьями текут реки, прекрасно обставленного и украшенного всевозможными украшениями, и скажет тебе, что этот дворец со всем тем, что к нему относится, создал себя сам или же возник случайно, без того, чтобы кто-нибудь создал его. В этом случае ты, конечно, станешь отрицать возможность подобного и скажешь, что это ложь, посчитав, что рассказчик ведет неразумные речи. Но можно ли после этого предположить, что весь этот обширный мир с его небом и землей, всем тем, что в нем происходит, и его чудесной упорядоченностью создал себя сам или возник случайно, и никто не создавал его?!

3 – Если говорить о доводах шариата, подтверждающих существование Аллаха Всевышнего, то на это указывают все ниспосланные свыше Писания. И на это указывают также установления, которые заключают в себе эти Писания и которые соответствуют интересам людей, что и служит подтверждением того, что они исходят от Мудрого Господа, знающего о том, что пойдет на пользе Его созданиям. И, наконец, на это указывают те сообщения о происходящем, правдивость которых подтверждается реальными фактами, что является доказательством того, что они исходят от Господа, способного создать то, о чем Он сообщил.

4 – Что же касается доказательств Аллаха, предоставляемых нам наши ощущениями, то они бывают двух видов:

ПЕРВЫЙ: мы слышим и видим воочию, что взывающие к Аллаху получают ответ, а опечаленным оказывается помощь, и это является неопровержимым доказательством существования Аллаха Всевышнего. Аллах Всевышний сказал: «…Нуха, когда он воззвал раньше, и Мы ответили ему…».[200] Аллах Всевышний также сказал: «И вот взывали вы о помощи к вашему Господу, и Он ответил вам…».[201]

В одном из хадисов сообщается, что Малик бин Анас, , сказал:

- Однажды, когда пророк, , приозносил пятничную проповедь, в мечеть вошел какой-то бедуин, который сказал: «О посланник Аллаха, наше имущество пропало, а дети голодают, обратись же к Аллаху с мольбой за нас!». И он поднял руки к небу и воззвал к Аллаху, и на небе появились тучи, подобные горам, и не успел он еще сойти с минбара, как я увидел, что капли дождя уже стекают по его бороде. А в следующую пятницу появился тот же бедуин (или кто-то другой) и сказал: «О посланник Аллаха, наши дома разрушены, а имущество утонуло, обратись же к Аллаху с мольбой за нас!» -, тогда он, , сказал: «О Боже, вокруг нас, а не на нас!»-, и в какую бы сторону он ни указал рукой, тучи начинали расходиться.[202]

Взывающие к Аллаху получают ответ на свои мольбы и сегодня, если только они искренне обращаются к Аллаху Всевышнему и соблюдают ряд необходимых условий.

ВТОРОЙ: те знамения, именуемые чудесами, с которыми приходили пророки и которые люди видели воочию или о которых они слышали, являются неопровержимыми доказательством существования того, кто их послал, то есть Аллаха Всевышнего, ибо они выходили за пределы возможного для людей и совершались Аллахом Всевышним для оказания поддержки и помощи Его посланникам.

Примером этого может служить чудо Мусы, , которому Аллах Всевышний повелел ударить его жезлом по морю, а когда он сделал это, то море разверзлось, образовав двенадцать сухих путей, по сторонам которых вода вздымалась подобно горам. Аллах Всевышний сказал: «И внушили Мы Мусе: «Ударь своим жезлом по морю» -, и разверзлось оно, и была каждая часть подобной огромной горе».[203]

Вторым примером является чудо Исы, , который оживлял мертвых и выводил покойных из их могил с дозволения Аллаха. Аллах Всевышний сообщил, что он сказал: «…и оживлю мертвых с дозволения Аллаха»[204] -, и Он также сказал: «…ты выводил мертвых с Моего дозволения».[205]

Третьим примером может служить чудо Мухаммада, , которое он совершил, когда курайшиты потребовали от него знамения. Он указал рукой на луну, и она раскололась на две части, что и увидели люди, а Аллах Всевышний сказал об этом так: «Приблизился час, и раскололась луна! Но когда видят они любое знамение, то отворачиваются и говорят: «Колдовство непрерывное!»».[206]

И все эти познаваемые чувствами знамения, которые Аллах совершил для оказания поддержки и помощи Его посланникам, являются неопровержимым доказательством существования Всевышнего.

ВТОРАЯ составная часть веры: вера в то, что Аллах является единственным Творцом.

Иначе говоря, имеется в виду вера в то, что один лишь Аллах является Господом, и нет у Него ни сотоварища, ни помощника.

Господом является тот, кому принадлежит творение, власть и веление, но нет творца, кроме Аллаха, нет владыки, кроме Него, и лишь Он может повелевать, Аллах Всевышний сказал: «Разве не Ему принадлежит и творение и власть?!»[207]. Он также сказал: «Вот вам Аллах – Господь ваш! Ему принадлежит власть, а те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют и финиковой кожицей!».[208]

Никогда не бывало так, чтобы кто-нибудь из людей отрицал факт того, что Аллах, слава Ему, является Господом, если только речь не шла о высокомерных людях, которые и сами не верили тому, что они говорили, как было это с фараоном, который сказал своим подданным: «Я – господь ваш высочайший»[209] - и сказал также: «О знать, я не знаю для вас другого бога, кроме меня»[210] -, но он и сам не верил тому, что говорил. Аллах Всевышний сказал: «И отрицали из-за того, что были неправедными и превозносились, хотя души их убедились в них».[211] И Аллах Всевышний поведал, что Муса сказал фараону: «Ты знал, что ниспослал это только Господь небес и земли как очевидные знамения, и, поистине, о фараон, думаю я, что ты погиб».[212]

И по этой причине многобожники признавали, что Аллах Всевышний является Творцом, хотя и считали, что наряду с Ним существуют и какие-то иные божества. Аллах Всевышний сказал: «Скажи: «Кому принадлежит земля и те, кто на ней, если вы знаете?» Они скажут: «Аллаху». Скажи: «Неужели же вы не опомнитесь?» Скажи: «Кто Господь семи небес и Господь великого трона?» Они скажут: «Аллаху принадлежит». Скажи: «Разве вы не убоитесь?» Скажи: «У кого в руках власть надо всем, и Он защищает, а против Него нет защиты, если вы знаете?» Они скажут: «У Аллаха». Скажи: «До чего же вы очарованы»».[213]

Аллах Всевышний также сказал: «А если ты спросишь их о том, кто сотворил небеса и землю, они, конечно, скажут: «Сотворил их Могучий, Знающий…»».[214] Аллах Всевышний также сказал: «А если ты спросишь их о том, кто создал их, они, конечно, скажут: «Аллах». До чего же они обольщены!».[215]

Веления Господа, слава Ему, распространяется как на все сущее, так и на те законы, которые были Им установлены для людей, ибо Он управляет всем миром и решает его судьбы как пожелает, сообразуясь со Своей мудростью, а также правит миром, вменяя людям в обязанность придерживаться определенных форм поклонения и взаимоотношений и также сообразуясь при этом со Своей мудростью. Таким образом, любой из тех, кто признает за кем-либо, кроме Аллаха Всевышнего, право на определение форм поклонения и взаимоотношений между людьми, впадает в многобожие и не подтверждает слова о вере на деле.

ТРЕТЬЯ составная часть: вера в то, что божественной природой обладает только Аллах.

То есть: вера в то, что один лишь Аллах является Истинным Богом, у которого нет сотоварища. Под «Богом» здесь подразумевается: «тот, кому поклоняются» из любви и почитания. Аллах Всевышний сказал: «И Бог ваш - Бог Единственный, нет бога, кроме Него, Милостивого, Милосердного!».[216] Всевышний также сказал: «Засвидетельствовал Аллах, что нет бога, кроме Него, и ангелы и обладающие знанием, и что Он не отступает от справедливости. Нет бога, кроме Него, Могучего, Мудрого!».[217] Все то, что люди считают богами наряду с Аллахом, поклоняясь им, на самом деле божественной природой не обладает. Аллах Всевышний сказал: «Это потому, что Аллах – Истинный, а то, к чему они взывают помимо Него, ложно, и потому, что Аллах – Высокий, Великий».[218] То, что их называют божествами, еще не подтверждает их права на обладание божественной природой. О таких божествах, как аль-Лат, аль-Узза и Манат Аллах Всевышний сказал так: «Поистине, они – лишь имена, которыми вы и ваши отцы сами называли их, а Аллах не ниспосылал с ними никаких доводов».[219] Аллах Всевышний сообщил, что Худ сказал своим соплеменникам: «Неужели будете вы спорить со мной об именах, которые дали вы и ваши отцы и с которыми Аллах не ниспослал никакого довода?».[220] И Аллах Всевышний сообщил, что Йусуф сказал своим товарищам по темнице: «Кто лучше: различные господы или Аллах, Единственный? То, чему поклоняетесь вы помимо Него, - только имена, которые произносили вы и ваши отцы, а Аллах не ниспосылал с ними никаких доводов».[221] И поэтому посланники, да пребудут над ними благословения и мир, говорили своим соплеменникам: «Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого бога, кроме Него!».[222] Однако многобожники отвергли это и выбрали себе других богов помимо Аллаха, которым они поклонялись наряду с Аллахом Всевышним, слава Ему, и которых они просили о помощи и защите.

Однако, Аллах Всевышний объявил выбор этих богов многобожниками недействительным, обосновав это двумя умозрительными доказательствами:

ПЕРВОЕ: те божества, которых они себе избрали, ни в коей мере не обладают божественной природой: они сами сотворены и не творят, они не могут принести никакой пользы тем, кто им поклоняется, и не могут отвратить от них вред, они не распоряжаются их жизнью и смертью, не владеют ничем на небесах и ни в чем не соучаствуют с Ним.

Аллах Всевышний сказал: «И избрали они вместо Него богов, которые ничего не творят, а сами являются сотворенными, не могут причинить себе вреда или принести пользу и не распоряжаются ни смертью, ни жизнью, ни воскресением».[223]

Всевышний сказал:

- Скажи: «Взывайте к тем, кого вы считали богами вместо Аллаха! Не владеют они ничем весом даже с пылинку ни в небесах, ни на земле: ни в чем они там не участвуют, и нет для Него среди них помощника. Не принесет пользы заступничество пред Ним, кроме заступничества того, кому Он позволит».[224] Аллах Всевышний также сказал: «Неужели они придают Ему в сотоварищи то, что ничего не творит, а сами они являются сотворенными, не имея возможности помочь ни им и не помогая самим себе!».[225]

Однако если эти божества пребывают в подобном положении, то избрание их божествами для себя крайне глупо и нелепо.

ВТОРОЕ: тем многобожникам, которые подтверждали, что только Аллах Всевышний является Господом-Творцом, обладающим властью надо всем, и что Он защищает, а против Него защиты нет, следовал бы считать Его и единственным Богом, как считали они Его единственным Творцом и как сказал об этом Всевышний: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который сотворил вас и тех, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны! – который землю для вас сделал ложем, а небо – строением, и низвел с неба воду и вывел посредством нее плоды как пропитание для вас. Не приравнивайте же к Аллаху никого, в то время как вы знаете!».[226] Всевышний также сказал: «А если ты спросишь их, кто создал их, они, конечно, скажут: «Аллах». До чего же они обольщены!».[227] Всевышний также сказал: «Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? Или – кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет этим делом» И они скажут: «Аллах». Скажи же: «Неужели вы не убоитесь? Вот вам Аллах, Господь ваш Истинный! Что же после истины, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены!».[228]

ЧЕТВЕРТАЯ составная часть веры: вера в Его имена и атрибуты.

Такая вера подразумевает собой подобающее подтверждение того, что Аллах обладает теми именами и атрибутами, о принадлежности которых к Нему Он заявил посредством Корана или сунны своего посланника, , причем это подтверждение должно исключать возможность какого бы то ни было искажения, лишения, видоизменения или уподобления. Аллах Всевышний сказал: «Аллах обладает прекрасными именами, обращайтесь же к Нему по ним и оставьте тех, кто искажает Его имена. Воздастся им за то, что они делают!».[229] Всевышний также сказал: «Он являет Собой высочайший пример в небесах и земле. Он – Могучий, Мудрый!».[230] Всевышний также сказал: «Нет ничего и никого, подобного Ему и Он – Слышащий, Видящий!».[231]

Относительно этого впали в заблуждение две группы.

Первую из них составляли собой муаттилиты, которые отрицали существование имен и атрибутов в целом и частично, утверждая, что подтверждение того, что Аллах обладает ими, требует уподобления, то есть уподобления Аллаха Всевышнего Его творению, однако это утверждение является ложным в силу следующих причин:

Во-первых, потому, что в основе этого утверждения лежат ложные посылки, так как оно предполагает собой существование противоречий в словах Аллаха, слава Ему. И действительно, поскольку Аллах утверждает, что обладает определенными именами и атрибутами, и отрицает возможность существования чего-либо подобного Ему, становится ясным, что если бы подтверждение этого предполагало необходимость уподобления, то слова Аллаха противоречили бы друг другу.

Во-вторых, тот факт, что две вещи называются одинаково или обладают одинаковыми атрибутами, вовсе не означает, что они подобны друг другу. Так, например, если ты увидишь двух людей, каждый из которых является человеком и обладает слухом, зрением и даром речи, это еще не будет означать, что они обладают и одинаковыми человеческими качествами и одинаково слышат, видят и говорят. Точно также, если ты увидишь каких-либо животных, обладающих луками, ногами и глазами, это еще не будет означать, что их руки, ноги и глаза одинаковы.

Однако если выяснилось, что между сотворенными существами, обладающими одинаковыми именами и атрибутами, существуют различия, то тем более ясно, что отличие Творца от сотворенного еще более велико и очевидно.

Вторую группу составляли собой мушаббихиты, которые подтверждали тот факт, что Аллаху Всевышнему принадлежат эти имена и атрибуты, но вместе с тем уподобляли Его людям, ссылаясь при этом на соответствующие тексты и утверждая, что Аллах Всевышний обращается к Своим рабам посредством того, что является понятным для них. Однако подобные утверждения следует считать ложными в силу следующих причин:

Во-первых, потому, что сама мысль о подобии Аллаха Всевышнего сотворенному является несостоятельной, и на несостоятельность ее указывают как разум, так и шариат, в то время как указания, которые заключают в себе Коран и сунна, не могут быть несостоятельными.

Во-вторых, потому, что Аллах Всевышний обратился к Своим рабам, использовав для этого обращения понятные им идеи, что же касается глубинной сути всего этого, то знанием об этом, касающемся Его сути и Его атрибутов, обладает один лишь Аллах Всевышний.

Так, например, если Аллах утверждает, что Он – Слышащий, то по этому поводу можно сказать, что мы знаем о том, что такое слух (то есть способность к восприятию), однако неизвестно, что именно это может означать, когда речь идет о слухе Аллаха Всевышнего, ибо разной способностью к восприятию звуков обладают и сотворенные существа, различия же в этом между Творцом и сотворенным еще более велики и очевидны.

И если Аллах сообщает о Себе, что Он воссел на троне Своем, то в связи с этим можно сказать лишь то, что нам понятна сама идея, но как именно сделал это Он, нам неведомо, ибо сделать это можно по-разному, даже если речь идет о сотворенных существах. Так, например, одно дело сидеть на стуле и совсем другое –на диком верблюде, но если различия существуют, даже если речь идет о сотворенных существах, то тем более велики и очевидны они в том случае, когда Творец сопоставляется с сотворенными.

Вера в Аллаха Всевышнего в том виде, как мы ее описали, приносит верующим много важным плодов, в том числе:

1 – Она позволяет им исповедовать истинное единобожие, когда человек не связывает ни с кем, кроме Аллаха Всевышнего, свои надежды, никого не боится, кроме Него, и никому, кроме Него не поклоняется.

2 – Она приводит их к совершенной любви и почитанию Аллаха Всевышнего, что сообразуется с Его прекрасными именами и высочайшими атрибутами.

3 – Она дает возможность поклоняться Ему посредством исполнения Его велений и отказа от того, что было Им запрещено.

 

В ЕГО АНГЕЛОВ,

 

(АНГЕЛОВ) Ангелами являются сотворенные существа, обитающие в мире сокровенного, поклоняющиеся Аллаху Всевышнему и ни в коей мере не обладающие тем, что присуще только Аллаху как Господу и Богу. Аллах Всевышний сотворил их из света, наделив их способностью полностью подчиняться Его велению и силой, необходимой для осуществления Его велений.

Аллах Всевышний сказал: «…и те, кто у Него, не превозносятся над поклонением Ему и не устают. Они восхваляют ночью и днем, не ослабевая».[232]

Ангелов существует множество, и исчислить их может лишь Аллах Всевышний. Можно указать лишь на то, что в «Сахихах» Бухари и Муслима приводится хадис о вознесении, передаваемый со слов Анаса, , в котором сообщается о том, что во время ночного путешествия перед пророком, , предстала небесная Кааба, в которой ежедневно молилось по семьдесят тысяч ангелов.

Вера в ангелов включает в себя четыре составные части:

ПЕРВАЯ: вера в их существование.

ВТОРАЯ: вера в тех, кого из них мы знаем по именам, например, в Джибрила, и в тех, кого мы не знаем.

ТРЕТЬЯ: вера в те их атрибуты, о которых мы знаем, например, в атрибут Джибрила, о котором пророк, , сообщил, что он видел его в том виде, в каком тот был сотворен, и что у него было шестьсот крыльев, закрывавших собой горизонт.

По велению Аллах Всевышнего ангел может принимать образ человека, как это было с Джибрилом, которого Аллах Всевышний направил к Марйам и который предстал перед ней в облике, точно соответствовавшим облику человека. Когда же он явился к пророку, , сидевшему среди своих сподвижников, то он предстал перед ними в облике человека с черными волосами, одетого в ослепительно белые одежды, по виду которого нельзя было сказать, что он проделал большой путь и которого не знал никто из сподвижников. И он сел рядом с пророком, , так, что колени их соприкоснулись, положил руки ему на ноги и стал задавать пророку, , вопросы об исламе, о вере, об искренности, а также о часе и его признаках, пророк же, , ответил на эти вопросы, после чего он ушел, а пророк, , сказал: «Это Джибрил приходил, чтобы научить вас вашей религии».[233]

И те ангелы, которых Аллах Всевышний посылал к Ибрахиму и Луту, также являлись к ним в образе людей.

ЧЕТВЕРТАЯ: вера в те совершаемые ими по велению Аллаха Всевышнего дела, о которых мы знаем, например, вера в то, что они восхваляют Аллаха и поклоняются Аллаху денно и ношно, не зная усталости.

При этом некоторые из них заняты и особыми делами.

Так, например, Джибрилу доверялась передача пророкам и посланникам тех откровений, которые передавал им Аллах Всевышний.

Микаилу поручено следить за дождем и произрастанием растений.

Исрафилу поручено вострубить в трубу, когда наступит час и подойдет время воскресения из мертвых.

Ангелу смерти поручено принимать души умерших.

Ангелу по имени Малик поручено быть стражем ада.

Есть ангелы, которым поручено являться к зародышам, находящимся в утробах матерей, по прошествии четырех месяцев с начала их формирования. Когда этот срок наступает, Аллах посылает к зародышу ангела, повелевая ему записать его удел, его срок, его дела, а также то, злосчастным он будет или счастливым.

И есть ангелы, которым поручено увековечивать дела людей, записывая то, что делает каждый человек. Один из таких ангелов находится справа, а другой – слева от каждого из нас.

И есть ангелы, которым поручено задавать вопросы покойному, когда его кладут в могилу, ибо в это время к нему являются два ангела, которые спрашивают покойного о его Господе, о его религии и о его пророке.

Вера в ангелов приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Знание о величии Аллаха Всевышнего, Его силе, Его власти и о том, что нечто сотворенное обретает свое величие только благодаря величию Творца.

2 – Она заставляет человека выражать Аллаху Всевышнему благодарность за то внимание, которое Он проявляет к людям, ибо Он приставил к ним ангелов, охраняющих их, записывающих их дела и занимающихся прочими делами, которые идут на пользу людям.

3 – Она внушает им любовь к ангелам за их поклонение Аллаху Всевышнему.

Некоторые из числа отклонившихся от пути истинного отрицали факт существования ангелов в той или иной телесной форме, утверждая, что под ангелами подразумеваются некие силы блага, скрытые в людях, однако подобные утверждения полностью противоречат Книге Аллаха Всевышнего, сунне Его посланника, , и общему мнению всех мусульман.

Аллах Всевышний сказал: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающими крыльями двойными, тройными и четверными».[234]

Аллах Всевышний также сказал: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали! Ангелы бьют их по лицу и по спинам…».[235]

Аллах Всевышний также сказал: «Если бы ты видел, как неправедные пребывают в предсмертной агонии, а ангелы протягивают руки: ‘Изведите ваши души…’».[236]

Аллах Всевышний также сказал: «А когда страх будет удален от сердец их, они скажут: ‘Что сказал ваш Господь?’ Они скажут: ‘Истину, ведь Он – Высокий, Великий!’».[237]

И Аллах Всевышний сказал об обитателях рая: «И ангелы входят к ним через все двери: ‘Мир вам за то, что вы претерпели!’ И прекрасно воздаяние этого жилища!».[238]

В одном из хадисов, передаваемых со слов Абу Хурайры, , сообщается, что пророк, , сказал:

- Если Аллах полюбит кого-либо из рабов Своих, то Джибрил возглашает: «Поистине, Аллах любит такого-то, и я люблю его!» И Джибрил также начинает испытывать к нему любовь и возглашает среди обитателей небес: «Поистине, Аллах любит такого-то, любите же его и вы!» -, и обитатели небес также начинают любить его, а потом его начинают хорошо принимать и на земле.

В другом же хадисе, также передаваемом со слов Абу Хурайры, , сообщается, что пророк, , сказал:

- В пятницу на каждой из дверей мечети располагаются ангелы, которые записывают тех, кто является туда первыми, а когда имам усаживается на свое место, они сворачивают свои свитки и приходят послушать слова поминания Аллаха.[239]

Все то, что было цитировано нами выше, ясно свидетельствует о том, что ангелы обладают телесными формами, с чем согласны все мусульмане, а не являются некими идеальными силами в отличие от того, на чем настаивают люди, отклонившиеся от пути истинного.

 

В ЕГО ПИСАНИЯ.

 

(ПИСАНИЯ) Здесь имеются в виду те священные Писания, которые Всевышний ниспослал Своим посланникам по милости Своей к людям и в качестве руководства для них, чтобы благодаря им они достигли счастья в этом мире и в мире ином.

Вера в эти Писания включает в себя четыре составные части:

ПЕРВАЯ: вера в то, что эти Писания действительно были ниспосланы Аллахом.

ВТОРАЯ: вера в те Писания, названия которых нам известны, например, в Коран, ниспосланный Мухаммаду, , в Тору, ниспосланную Мусе, , в Евангелие, ниспосланное Исе, , и в Псалмы, ниспосланные Дауду, , а также и в те, названий которых мы не знаем.

ТРЕТЬЯ: подтверждение истинности сообщений, содержащихся в этих Писаниях, например, истинности сообщаемого в Коране и истинности того, что не было подменено или искажено из предыдущих Писаний.

ЧЕТВЕРТАЯ: действия, соответствующие тем их установлениям, которые не были отменены, согласие с этими установлениями и признание их независимо от того, ясен нам их смысл или нет. При этом следует помнить о том, что все предыдущие Писания были отменены Великим Кораном, а Аллах Всевышний сказал: «И Мы ниспослали тебе Писание с истиной для подтверждения истинности того, что было ниспослано из Писания до него, и для наблюдения за этим».[240] Из этого следует, что недопустимо руководствоваться в своих действиях ни одним из установлений, содержащихся в предыдущих Писаниях, за исключением тех, которые являются истинными и подтверждаются Кораном.

Вера в Писания приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Знание о том, что Аллах Всевышний заботится о Своих рабах, ибо каждому народу Он ниспослал Писание, посредством которого Он ведет людей по пути истинному.

2 – Знание о мудрости Аллаха Всевышнего, проявившейся в положениях Его закона, ибо для каждого народа Он устанавливал такие законы, которые соответствовали положению этих людей, как и сказал об этом Аллах Всевышний: «Для каждого из вас Мы установили закон и путь».[241]

3 – Такая вера побуждает людей благодарить Аллаха за Его благодеяния в том, что связано с этим.

 

В ЕГО ПОСЛАННИКОВ,

(ПОСЛАННИКОВ) Под посланниками здесь подразумеваются те люди, которым путем откровения свыше ниспосылается религиозный закон вместе с повелением довести его до сведения людей.

Первым из посланников был Нух, а последним – Мухаммад, .

Аллах Всевышний сказал: «Мы ведь открыли тебе также, как открыли Мы Нуху и пророкам после него…».[242]

В одном из хадисов о заступничестве, передаваемом со слов Анаса бин Малика, , говорится о том, что пророк, , упоминал о том, что люди придут к Адаму, чтобы он заступился за них, но он принесет им свои извинения и скажет: «Явитесь к Нуху, первому посланнику, которого Аллах направил к людям».[243]

Что же касается Мухаммада, , то о нем Аллах Всевышний сказал так: «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – посланником Аллаха и печатью пророков».[244]

И не было такого народа, к которому Аллах Всевышний не направил бы отдельного посланника или пророка, внушив ему, что он должен обновить действующий религиозный закон. Аллах Всевышний сказал: «Мы направили к каждому народу посланника: ‘Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества’».[245] Всевышний также сказал: «Нет ни одного народа, в котором не прошел бы увещеватель».[246] Всевышний также сказал: «Поистине, Мы ниспослали Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки покорившиеся тех, кто исповедует иудаизм…».[247]

Посланники являлись людьми, сотворенными Аллахом и не обладающими никакими свойствами, присущими лишь Аллаху как Господу и Богу. О Своем пророке Мухаммаде, , являющемся господином посланников и самым великим из них пред Аллахом, Аллах Всевышний сказал так:

- Скажи: «Сам я не могу ни принести себе пользу, ни повредить, если того не пожелает Аллах, а если бы я знал сокровенное, то умножил бы для себя благо, и меня не касалось бы зло. Поистине, я – только увещеватель и вестник радости для людей верующих».[248]

Аллах Всевышний также сказал:

- Скажи: «Я не могу ни повредить вам, ни вывести на прямой путь». Скажи: «Никто не защитит меня от Аллаха, и никогда не найду я помимо Него убежища!».[249]

Посланникам было не чуждо ничто человеческое, ибо они так же болели, так же умирали и так же нуждались в еде, питье и всем прочем, как и все остальные люди. Так, например, Аллах Всевышний передал, что, характеризуя своего Господа, Ибрахим, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: «..который меня кормит и поит, а когда я болею, Он меня исцеляет, и которые меня умертвит, а потом оживит…».[250]

Пророк же, , сказал: «Поистине, я – человек, подобный вам, и я забываю, подобно вам, и если я забуду что-нибудь, напомните мне об этом».

Аллах Всевышний упоминал о поклонении пророков, воздавая им хвалу за это. Так, например, о Нухе, , Всевышний сказал: «…поистине, был он рабом благодарным!».[251] Что же касается Мухаммада, , то о нем Всевышний сказал так: «Благословен тот, который ниспослал различение Своему рабу, чтобы он стал увещателем для миров…».[252]

Вот слова Всевышнего об Ибрахиме, Исхаке и Йа’кубе, да благословит их Аллах и да приветствует: «И вспомни рабов Наших Ибрахима, и Исхака и Йа’куба, творивших благодеяния и обладающих проницательностью. Поистине, Мы очистили их чистыми – памятью об этом жилище, и они ведь у Нас среди избранных, благих».[253]

А об Исе, сыне Марйам, , Всевышний сказал так: «Он – только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исраиля».[254]

Вера в посланников включает в себя четыре составные части:

ПЕРВАЯ: вера в то, что послания, которые они приносили с собой, действительно исходили от Аллаха Всевышнего, ибо тот, кто не верует в истинность послания хоть одного из них, не верует и во всех остальных, как сказал об этом Аллах Всевышний: «Народ Нуха счел посланников лжецами».[255] Таким образом, Аллах указал на то, что они посчитали лжецами всех посланников, хотя в то время был всего лишь один посланник, которого они и сочли лжецом. Следуя той же логике, можно сказать, что христиане, которые сочли лжецом Мухаммада, , и не последовали за ним, сочли лжецом также и Христа, сына Марйам, и не последовали за ним, тем более, что он принес им радостную весть о Мухаммаде, , ибо то, что он сообщил им об этом означало лишь то, что он был послан к ним Аллахом, который через его посредство пожелал спасти их от заблуждений и вывести на прямой путь.

ВТОРАЯ: вера в тех из них, которых мы знаем по имени, то есть в Мухаммада, Ибрахима, Мусу, Ису и Нуха, да благословит их Аллах и да приветствует, и которые относились к числу посланников, обладавших решимостью. Аллах Всевышний упоминает о них совместно в двух местах Корана.

Так, например, Аллах Всевышний сказал: «Вот взяли Мы с пророков завет – и с тебя, и с Нуха, и с Ибрахима, и с Мусы и с Исы, сына Марйам…».[256] Аллах Всевышний также сказал: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Мы Ибрахиму, и Мусе и Исе: ‘Придерживайтесь этой религии и не разделяйтесь в ней’».[257]

Но мы верим и во всех тех из них, кого мы не знаем по имени, ибо Аллах Всевышний сказал: «Мы уже посылали посланников и до тебя; о некоторых из них Мы рассказали тебе, о других же не рассказывали».[258]

ТРЕТЬЯ: подтверждение достоверных сообщений о них.

ЧЕТВЕРТАЯ: действия, сообразующиеся с религиозным законом, который принес с собой тот, кого Он послал к нам из них, то есть печать пророков Мухаммад, , посланный ко всем людям. Аллах Всевышний сказал: «Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не сделают тебя судьей в возникающих между ними спорах. Потом не будут твои решения стеснять их, и они подчиняться полностью».[259]

Вера в посланников приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Знание о милости Аллаха Всевышнего и той заботе, которую Он проявляет по отношению к Своим рабам, ибо Он направил к ним посланников, чтобы они вывели их на путь Аллаха Всевышнего и разъяснили им, как следует поклоняться Аллаху, так как разум человека не в состоянии познать это самостоятельно.

2 – Чувство благодарности по отношению к Всевышнему за эту величайшую милость.

3 – Чувство любви к посланникам, да пребудут над ними благословения и мир, и восхваление их достойным образом, ибо они были посланниками Аллаха Всевышнего, поклонялись Ему, донесли до людей Его послания и давали Его рабам добрые наставления.

Вместе с тем люди, упорствовавшие в своем неверии, считали посланников лжецами, утверждая, что настоящие посланники Аллах Всевышнего не могут быть людьми. И Аллах Всевышний упоминает об этом, опровергая подобные утверждения Своими словами:

- А когда приходило к людям руководство, удерживало их от того, чтобы уверовать, лишь то, что они говорили: «Неужели же направил Аллах человека в качестве посланника?» Скажи: «Если бы обитали на земле ангелы, степенно ходящие, то Мы бы низвели к ним с неба посланником ангела».[260]

Таким образом, Аллах Всевышний показал несостоятельность этого утверждения, указав на то, что поскольку посланник направляется к обитателям земли, которые являются людьми, то и он сам должен быть человеком, а если бы на земле жили ангелы, то Аллах обязательно направил бы к ним такого же ангела в качестве посланника, чтобы он был подобен им. И Аллах Всевышний передал, что люди, считавшие посланников лжецами, говорили: «Вы - только люди, такие же, как и мы, и вы желаете отвратить нас от того, чему поклонялись наши отцы. Приведите же нам явное доказательство!» Говорили им те, кто был послан к ним: «Поистине, мы – только люди, такие же, как и вы, но Аллах оказывает благодеяния тем из Своих рабов, кому пожелает, и мы не может привести вам никакого доказательства, иначе как с дозволения Аллаха».[261]

 

И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ

(ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ) То есть день воскресения, когда Аллах оживит людей для расчета и воздаяния.

Он был назван так потому, что другой день после него не наступит, и обитатели рая поселятся в своих жилищах, а обитатели огня – в своих.

Вера в последний день включает в себя три составные части:

ПЕРВАЯ: вера в воскресение, то есть оживление умерших после того, как ангел вострубит в трубу во второй раз, и люди восстанут и направятся к своему господу босыми, нагими и необрезанными, ибо Аллах Всевышний сказал: «…как создали Мы первое творение, так и повторим его в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы сделаем!».[262]

Воскресение является бесспорной истиной, на которую указывают Коран, сунна и общее мнение мусульман. Аллах Всевышний сказал: «Потом, поистине, после этого вы умрете, а потом, поистине, в судный день вы будете воскрешены».[263]

Пророк же, , сказал: «В Судный день люди будут воскрешены босыми и необрезанными».[264]

Все мусульмане убеждены в достоверности этого, что сообразуется с замыслом Аллаха, который состоит в том, что Аллах даст людям другую жизнь, и в этой жизни Он воздаст им за выполнение ими того, что Он поручил людям делать через Своих посланников. Аллах Всевышний сказал: «Неужели вы посчитали, что Мы создали вас для забавы и что вы к Нам не будете возвращены?!».[265] Пророк же, , сказал: «Поистине, тот, кто вменил вам в обязанность Коран, обязательно вернет вас к жизни!».

ВТОРАЯ: вера в отчет и воздаяние, то есть вера в то, что раб должен будет давать отчет за свои дела и получит за них соответствующие воздаяние, на что указывают Коран, сунна и общее мнение мусульман.

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, к Нам их возвращение, а потом Нам предстоит рассчитаться с ними».[266] Аллах Всевышний также сказал: «Совершившему нечто благое воздастся десятикратно, а совершившему нечто дурное воздастся только подобным же, и они не будут обижены».[267] Аллах Всевышний также сказал: «И устроим Мы весы верные для дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем, и даже если будет это весом с пылинку, Мы принесем и его, и достаточно будет Нас для расчетов!».[268]

В одном из хадисов, передаваемых со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается, что пророк, , сказал:

- Поистине, Аллах приблизит к Себе верующего, и покроет его Своей сенью и скажет: «Знаешь ли ты о таком-то грехе? Знаешь ли ты о таком-то грехе?» И он скажет: «Да, о Господь»-, а после того, как Он заставит его сознаться в его грехах, и он увидит, что погиб, Он скажет: «Я покрыл твои грехи в мирской жизни и Я прощаю их тебе сегодня». И Он даст ему книгу с записью его благих дел. Что же касается неверных и лицемеров, то Он обратится к ним через головы тех, кто возводил ложь на своего Господа и скажет: «Разве не лежит проклятие Аллаха на несправедливых?!».[269]

И известно также, что пророк, , сказал: «Поистине, тому, кто задумает совершить нечто благое и совершит это, Аллах запишет от десяти до семисот и более благих дел, тому же, кто задумает совершить нечто дурное и совершит это, Аллах запишет только одно дурное дело».

Все мусульмане сходятся во мнении о том, что расчет и воздаяние являются непреложной истиной, ибо это полностью сообразуется с замыслом Аллаха Всевышнего, который ниспослал людям Писания, направил к ним посланников, вменил Своим рабам в обязанность согласие с тем, что они приносили с собой, и выполнение всего необходимого из этого и обязал их сражаться с теми, кто этому противится, сделав дозволенными для мусульман их жизнь и имущество и разрешив им захватывать жен и детей неверных. А если бы ни расчета, ни воздаяния не было, то все это действительно было бы забавой, но Мудрый Господь не имеет с подобными вещами ничего общего, на что и указал Аллах Всевышний, сказав: «Мы обязательно спросим тех, к кому были посланы, и Мы обязательно спросим посланников и Мы обязательно расскажем им со знанием, ведь не бываем Мы отсутствующими!».[270]

ТРЕТЬЯ: вера в рай и ад, а также в то, что они станут вечным исходом для людей. При этом рай станет обителью блаженства, уготованного Аллахом Всевышним для верующих и богобоязненных, которые уверовали в то, чему Он обязал их верить, и повиновались Аллаху и Его посланнику, сохраняя верность Аллаху и следуя за Его посланником. Из видов блаженства в раю есть то, чего не видели глаза, о чем не слышали уши и чего не могло представить себе сердце человека. Аллах Всевышний сказал: «…воздаяние им у их Господа – сады Адна, гда внизу текут реки, останутся они там навечно. Аллах доволен ими и они довольны Аллахом. Это – для тех, кто боялся своего Господа».[271] Всевышний также сказал: «И не знает душа, что скрыто для них из радующего глаз в награду за то, что они творили».[272]

Что же касается ада, то он станет обителью мучений, уготованной Аллахом Всевышним для неверных и несправедливых, которые не уверовали в Него и ослушались Его пророков, и в этой обители их ждут такие мучения и наказания, что этого невозможно даже представить себе. Аллах Всевышний сказал: «И бойтесь огня, который уготован неверным…».[273] Всевышний также сказал: «Поистине, Мы приготовили для несправедливых огонь, который окружит их будто шатер, а если они станут взывать о спасении, то помогут им водой, подобной расплавленному металлу, которая обожжет лица. Скверное это питье и плохое пристанище!».[274] Всевышний также сказал: «Поистине, Аллах проклял неверных и уготовил для них пламя, в котором они останутся навечно! Не найдут они покровителя и помощника, а в тот день, когда лица их будут повергнуты в огонь, они скажут: ‘О если бы мы повиновались Аллаху и повиновались посланнику!’».[275]

К вере в последний день присоединяется и вера во все то, что произойдет после смерти, например:

А – В искушение могилы, когда после погребения покойного станут спрашивать о его Господе, о его религии и его пророке, и при этом каждому из уверовавших Аллах даст возможность ответить твердо, и он скажет: «Господь мой – Аллах, религия моя – ислам, а пророк мой – Мухаммад, ». Несправедливых же Аллах введет в заблуждение, и неверный скажет: «Я не знаю» -, а лицемер или сомневающийся скажет: «Я не знаю, я только слышал, как люди говорили что-то и повторял за ними».

Б – В мучения и блаженство, которые ожидают покойных в могилах. Мучения ждут лицемеров и неверных, ибо Аллах Всевышний сказал: «Если бы увидел ты несправедливых, пребывающих в предсмертной агонии, когда ангелы протягивают руки свои: ‘Изведите ваши души, сегодня воздастся вам наказанием унизительным за то, что не истину говорили вы об Аллахе и превозносились над его знамениями!’».[276]

А о роде фараона Всевышний сказал так:

- …огонь, в который будут ввергать их утром и вечером, а в тот день, когда наступит час…: «Подвергните род фараона сильнейшему наказанию!».[277]

В одном из хадисов, передаваемых со слов Зайда бин Сабита, сообщается, что пророк, , сказал людям: «Если вы не станете погребать друг друга, я попрошу Аллаха, чтобы Он дал вам услышать то, что происходит, когда покойного подвергают мучениям в могиле, как это слышу я» -, а потому он повернулся к ним лицом и сказал: «Молите Аллаха о защите от мучений огня» -, и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от мучений огня». Потом он сказал: «Молите Аллаха о защите от мучений могилы» -, и они сказали: «Прибегаем к Аллаху от мучений могилы». Потом он сказал: «Молите Аллаха о защите от явных и тайных искушений» -, и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от явных и тайных искушений». И, наконец, он сказал: «Молите Аллаха о защите от искушений Антихриста» -, и они сказали: «Прибегаем к защите Аллаха от искушений Антихриста».[278]

Что же касается блаженства пребывания в могиле, то оно уготовано для тех, кто искренне верил, ибо Аллах Всевышний сказал:

- Поистине, к тем, которые говорили: «Господь наш – Аллах»-, а потом не отступали от этого, нисходили ангелы: «Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам!».[279]

Аллах Всевышний также сказал: «А разве не будет так, что когда она дойдет до гортани, и вы будете смотреть, то Мы окажемся ближе к этому, чем вы сами? А разве, если бы не были вы обязаны, то не вернули бы ее обратно, если вы правдивы? Тому же, кто относился к числу приближенных, - покой, аромат и сад благодати».[280]

Аль-Бара бин Азиб, , передал, что о верующем, который даст двум ангелам ответы на их вопросы в своей могиле, пророк, , сказал так:

- И тогда раздастся с небес голос: «Правду сказал раб мой, постелите же ему ложе из рая, и оденьте его в одежды из рая и откройте для него врата рая!» И его охватит покой благодать рая, и сделана будет могила его просторной, насколько хватит глаз его.[281]

Вера в последний день приносит много важных плодов, в том числе:

1 – Желание и стремление к повиновению Аллаху в надежде на награду Его в этот день.

2 – Опасение ослушания и желания ослушания из страха перед наказанием этого дня.

3 – Забвение верующим того, что минуло его из мирских благ, ибо забывать об этом ему помогает его надежда на обретение блаженства и награды в мире ином.

Неверные отрицали воскресение после смерти, утверждая, что это невозможно, однако подобные утверждения несостоятельны, а о ложности их свидетельствуют шариат, ощущения и разум.

Если обратиться к шариату, то указанием на ложность подобных утверждений служат слова Аллаха Всевышнего:

- Утверждали те, кто не веровал, что они никогда не будут воскрешены. Скажи: «Да, клянусь Господом моим, вы будете воскрешены, а потом сообщено вам будет о том, что вы совершали, и это для Аллаха легко».[282]

И в этом сходятся все ниспосланные свыше Писания.

Если говорить о том, что познается посредством чувств, то Аллах уже в этом мире показал рабам Своим, что воскресение из мертвых возможно, и в суре «Корова» приводится пять примеров этого.

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ: он касается соплеменников Мусы, которые сказали ему: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто!»[283] И после этого Аллах Всевышний сначала умертвил их, а потом воскресил, и об этом говорил Аллах Всевышний, обращаясь к израильтянам:

- И вот сказали вы: «О Муса, мы ни за что не поверим тебе, пока не увидим Аллаха открыто!» И поразила вас молния, пока вы смотрели, а потом Мы воскресили вас после вашей смерти, - может быть, вы будете благодарны![284]

ПРИМЕР ВТОРОЙ: он касается того убитого, из-за которого между израильтянами возник спор, и тогда Аллах Всевышний повелел им принести в жертву корову и ударить покойного какой-либо ее частью, чтобы он сообщил им о том, кто убил его, и Аллах Всевышний сказал об этом так:

- И вот вы убили душу и вступили в спор о ней, а Аллах выводит наружу то, что вы скрывали. И Мы сказали: «Ударьте его какой-либо ее частью». Так оживляет Аллах мертвых и показывает вам Свои знамения, - может быть, вы уразумеете![285]

ПРИМЕР ТРЕТИЙ: он касается тех тысяч людей, которые оставили свои жилища, спасаясь от смерти, и Аллах Всевышний умертвил их, а потом воскресил, и об этом Он говорит так:

- Разве ты не видел тех, кто покинул свои жилища, - а было их тысячи – опасаясь смерти? И сказал им Аллах: «Умрите!»-, а потом Он оживил их. Поистине, Аллах милостив к людям, но люди в большинстве своем неблагодарны![286]

ПРИМЕР ЧЕТВЕРТЫЙ: он связан с рассказом о том, кто проходил мимо разрушенного селения, посчитав невероятным, что Аллах Всевышний может оживить его, и тогда Аллах умертвил его самого на сто лет, а потом оживил его, и об этом Аллах Всевышний говорит так:

- Или как тот, кто проходил мимо разрушенного до основания селения и сказал: «Как оживит это Аллах после его смерти?» И Аллах умертвил его на сто лет, а потом воскресил. Сказал Он: «Сколько ты пробыл?» Тот сказал: «Пробыл я день или часть дня». Сказал Он: «Нет, ты пробыл сто лет! И взгляни на свою пищу и питье – оно не испортилось. И взгляни на своего осла, чтобы сделали Мы тебя знамением для людей. И взгляни на эти кости, как Мы их поднимем, а потом облечем их мясом». А когда стало ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах может все».[287]

ПРИМЕР ПЯТЫЙ: он касается рассказа о друге Аллаха Ибрахима, который попросил Аллаха показать ему, как Он оживляет мертвых. И тогда Аллах Всевышний повелел ему умертвить четырех птиц и поместить части их тела на стоявших вокруг горах, а потом позвать их, и тогда части их соединятся и устремятся к Ибрахиму. И об этом Аллах Всевышний говорит так:

- И вот сказал Ибрахим: «Господь мой, покажи мне, как Ты оживляешь мертвых». Он сказал: «Разве ты не уверовал?» Он сказал: «Да, но чтобы сердце мое успокоилось». Сказал Он: «Возьми четырех птиц, собери их к себе и разорви, а потом помести на каждой горе по части и позови их: они явятся к тебе стремительно. Поистине, Аллах – Могучий, Мудрый!»[288]

Все это – примеры реальных фактов, познаваемых с помощью чувств и свидетельствующих о возможности воскрешения мертвых, а раньше мы уже упоминали о знамениях Аллаха Всевышнего, давшего Исе, сыну Марйам, способность воскрешать мертвых и выводить их из их могил по соизволению Аллаха.

Что же касается разума, то он свидетельствует о возможности из мертвых двояко:

Во-первых, поистине, Аллах Всевышний является Создателем небес, земли и всего того, что в них обитает, а тот, кто сотворил их в первый раз, может сделать это и снова. Аллах Всевышний сказал: «Он – тот, кто впервые производит творение, а потом повторит его, и это для Него еще легче».[289] Всевышний также сказал: «…как создали Мы первое творение, так Мы его и повторим в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы действуем!»[290] Повелевая же дать ответ тем, кто отрицал возможность оживления истлевших костей, Он сказал:

- Скажи: «Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ о всяком творении…»[291]

Во-вторых, и земля бывает мертвой, когда на ней нет ни одного зеленого растения, но после дождя она приходит в движение, и на ней появляется свежая зелень, а из этого можно сделать вывод о том, что тот, кто способен оживить землю после ее смерти, может оживить и покойных. Аллах Всевышний сказал: «К числу знамений Его относится то, что ты видишь землю сухой, а когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и разбухает. Поистине, тот, кто оживил ее, конечно, оживит и мертвых. Поистине, Он все может!»[292] Всевышний также сказал: «И низвели Мы с небес воду благословенную и произрастили ею сады, и зерна урожая и пальмы высокие, первые плоды которых располагаются друг над другом, в удел рабам и оживили ею мертвую страну. Таков же будет и исход!»[293]

Тем не менее отклонившиеся от пути истинного отрицали, что в могилах людей могут ожидать мучения или блаженство, утверждая, что подобного быть не может, так как это противоречит реальным фактам. При этом они ссылаются на то, что если могилу покойного вскрыть, то мы обнаружим, что он находится в том же положении, как и раньше, а размеры самой могилы не изменились.

Однако подобные утверждения являются несостоятельными ни с точки зрения шариата, ни с точки зрения постигаемого с помощью чувств, ни с точки зрения разума.

Что касается шариата, то выше мы уже цитировали соответствующие аяты Корана и хадисы, подтверждающие, что в могилах людей ожидают мучения или блаженство, что имеет отношение к вере в последний день.

В одном из хадисов сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды пророк, , вышедший за пределы Медины, услышал голоса двух человек, подвергавшихся мучениям в своих могилах». Далее в этом же хадисе сообщается, что пророк, , сказал: «Поистине, один из них не закрывался от собственной мочи, другой же распространял сплетни».

Что касается постигаемого с помощью чувств, то в качестве примера можно указать на то, что во сне человек может увидеть, что он находится в некоем просторном и красивом месте, пребывание в котором доставляет ему наслаждение, или же ему может присниться, что он находится в некоем тесном и безлюдном месте, пребывание в котором заставляет его страдать. Однако когда он просыпается, то видит, что находится в в своей комнате и лежит на своей постели, как и прежде. Но сон является братом смерти, и поэтому Аллах Всевышний назвал его кончиной, сказав: «Аллах приемлет души в момент их смерти и приемлет их во сне, задерживая ту, для которой Он определил смерть, и отпуская другую до названного срока».[294]

Что касается разума, то можно указать на то, что в своих снах спящий видит то, что соответствует действительности. Так, например, он может увидеть пророка, , таким, каким он был, а увидевший его в подобном виде видит его в действительности, и вместе с тем спящий на своей постели остается далеким от того, что он видит. Однако если подобное возможно в мире этом, то почему же это невозможно в мире ином?!

1 – Недопустимо возражать доводам Корана и сунны, выдвигая подобные сомнительные аргументы, ибо если выдвигающий их хорошо поразмыслит над ними, то он поймет их несостоятельность, как сказал об этом поэт:

«Сколь много порицающих слово правильное,

Беда которых состоит в том, что нет у них правильного понимания!»

2 – Все то, что будет происходит в период между смертью человека и днем воскресения, относится к миру сокровенного и не может быть познано чувствами, в противном случае не было бы никакого смысла верить в скрытое и сокровенное, ибо тогда верующие в сокровенное и отрицающие сокровенное сравнялись бы между собой.

3 – Что касается мучений и блаженства могилы, а также размеров могилы, то все это становится известным только самому покойному. Это можно сравнить с положением спящего, ибо если посмотреть на него со стороны, то внешне положение его не изменяется, что бы он ни увидел – нечто просторное и прекрасное или же нечто тесное и безлюдное, так как в любом случае он будет оставаться в той же комнате и на той же постели. Так, например, бывали случаи ниспослания пророку, , откровений в то время, когда он находился среди сподвижников. При этом пророк, , слышал слова откровений, а сподвижники не слышали, и может быть так, что пред ним представал ангел, который говорил ему нечто, но сподвижники не видели этого ангела и не слышали его слов.

4 – Поистине, способность людей к постижению ограничена теми возможностями, которыми наделил их Аллах Всевышний, и поэтому они не могут постичь все сущее. В то же время семь небес и земля вместе с теми, кто в них обитает, а также и все остальное, прославляют Аллаха, но услышать эти прославления Аллах Всевышний лишь иногда позволяет тем, кому пожелает, оставаясь скрытым от нас. И об этом Аллах Всевышний говорит так: «Прославляют Его семь небес, и земля и те, кто в них, и нет ничего, что не прославляло бы Его, воздавая Ему хвалу, но вы не понимаете прославления их».[295] То же самое касается шайтанов и джиннов, снующих по земле в разных направлениях. Так, например, известно, что джинны являлись к посланнику Аллаха, , и слушали его чтение, а потом возвращались к своим соплеменникам, но вместе с тем они отделены от нас, и об этом Аллах Всевышний сказал так: «О сыны Адама, не искусит вас шайтан, как извел он ваших прародителей из рая, лишив их одежды, чтобы показать им их срам. Поистине, он и племя его видят вас оттуда, откуда вы не видите их, и, поистине, сделали Мы шайтанов покровителями тех, кто не верует!»[296]

Таким образом, если постижению людей все сущее недоступно, то не следует и отрицать того, что имеет отношение к миру сокровенного и чему имеются свои подтверждения.

 

И ЧТОБЫ ВЕРИЛ ТЫ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАК ХОРОШЕЕ, ТАК И ДУРНОЕ. УКАЗАНИЕМ НА ЭТИ ШЕСТЬ СТОЛПОВ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕ В ТОМ БЛАГОЧЕСТИЕ, ЧТОБЫ ВЫ БОРОЩАЛИСЬ ЛИЦАМИ К ВОСТОКУ И ЗАПАДУ, БЛАГОЧЕСТИЕ ПРОЯВЛЯЕТ ТОТ, КТО УВЕРОВАЛ В АЛЛАХА, И В ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ, И В АНГЕЛОВ, И В ПИСАНИЕ И В ПРОРОКОВ».[297] УКАЗАНИЕМ ЖЕ НА ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛУЖАТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, ВСЯКУЮ ВЕЩЬ СОЗДАЛИ МЫ ПО ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЮ».[298]

 

(ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ) Предопределением является определение Аллахом Всевышним судьбы всего сущего, основывающееся на Его изначальном знании и сообразующееся с Его мудростью.

Вера в предопределение включает в себя четыре составные части:

ПЕРВАЯ (знание): вера в то, что Аллах Всевышний знал обо всем в целом и в деталях еще в предвечности независимо от того, идет ли речь о Его собственных делах или же о делах Его рабов.

ВТОРАЯ (предписание): вера в то, что Аллах записал это на Сохраняемой Скрижали, и об этих двух вещах Аллах Всевышний сказал так: «Разве ты не знаешь, что Аллах знает о том, что в небе и на земле? Поистине, это есть в Писании, поистине, это для Аллаха легко!».[299]

А в одном из хадисов сообщается, что Абдулла бин Амр бин аль-Ас сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Аллах записал судьбы всего сотворенного за пятьдесят тысяч лет до того, как Он сотворил небеса и землю».[300]

ТРЕТЬЯ (соизволение): вера в то, что независимо от того, идет ли речь о деяниях Аллаха или о делах людей, все это происходит исключительно только по воле Аллаха Всевышнего. О том, что касается Его деяний, Аллах Всевышний сказал так: «И Господь твой творит, что желает, и избирает…»[301] Аллах Всевышний также сказал: «…и делает Аллах, что пожелает».[302] Аллах Всевышний также сказал: «Он – тот, кто придает форму в утробах как пожелает».[303]

Что же касается







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.