Здавалка
Главная | Обратная связь

ОН ЗАНИМАЛСЯ ЭТИМ В ТЕЧЕНИЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ, ПОСЛЕ ЧЕГО УМЕР, ДА ПРЕБУДУТ НАД НИМ БЛАГОСЛОВЕНИЯ И МИР.



 

(ОН ЗАНИМАЛСЯ) Он, то есть пророк, , занимался этим в течение десяти лет после своего переселения в Медину, а когда Аллах через посредство пророка сделал эту религию совершенной и завершил ею милость Свою для верующих, Он забрал его к Себе и присоединил его к пророкам правдивейшим, павшим за веру и праведникам.

Состояние здоровья пророка, да пребудут над ним благословения и мир, начало ухудшаться в конце месяца сафар и начале месяца раби аль-авваль, и в один из дней он вышел к людям с перевязанной головой и поднялся на минбар. После этого он прежде всего обратился к Аллаху с просьбой о прощении для тех, кто пал мученической смертью в битве при Ухуде, а потом сказал: «Поистине, Аллах предложил одному из рабов Своих выбор между этим миром и тем, что у Него, и раб этот выбрал то, что у Него». Абу Бакр, , понял смысл этих слов, заплакал и сказал: «Да будут выкупом за тебя наши отцы, матери, сыновья, мы сами и наше имущество!» Пророк же, , сказал: «Не спеши, о Абу Бакр!» -, а потом добавил к этому: «Поистине, больше всех из людей для меня сделал Абу Бакр, друживший со мной и не жалевший для меня своих денег, и если бы мне пришлось снова выбирать себе близкого друга помимо Господа моего, то я выбрал бы Абу Бакра, но дружба и любовь в исламе еще лучше!»И он повелел Абу Бакру проводить молитвы с людьми, а в понедельник двенадцатого или тринадцатого дня месяца раби аль-авваль 11 года хиджры Аллах забрал его к Себе. И незадолго до смерти он стал опускать руку в сосуд с водой, стоявший около него, протирать свое лицо и говорить: «Нет божества, кроме Аллаха, поистине, смерть уже близка!» -, а затем он устремил взор к небу и сказал: «О Боже, среди тех, кто близок к Тебе!»

И в тот же день он умер, а люди, как и следовало ожидать, пришли в волнение, и это продолжалось до тех пор, пока к ним не вышел Абу Бакр, , который поднялся на минбар, восславил Аллаха и возблагодарил Его, а потом сказал: «А затем: поистине, пусть тот, кто поклонялся Мухаммаду, знает, что Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, пусть помнит о том, что Аллах жив и никогда не умрет!» А после этого он прочитал аят: «И Мухаммад – только посланник, до которого были посланники, так разве же если он умрет или будет убит, вы обратитесь вспять?!»[344] И он прочитал также и другой аят: «Ты ведь смертен, и они смертны».[345]

И поняв, что он умер, люди стали рыдать, а потом его обмыли, не снимая с него одежд из почтения к нему, завернули его в три белых одежды, среди которых не было ни рубахи, ни чалмы, после чего совершили над ним молитву без имама, молясь кто как мог, а в ночь на среду он был погребен после того, как его преемник произнес слова присяги.

Да благословит его Господь лучшим благословением и да приветствует Он его наилучшими приветствиями!

 

И РЕЛИГИЯ ЕГО СОХРАНИЛАСЬ, И НЕТ ТАКОГО БЛАГА, НА КОТОРОЕ БЫ ЕГО РЕЛИГИЯ НЕ УКАЗАЛА ЛЮДЯМ, КАК НЕТ И ТАКОГО ЗЛА, ОТ КОТОРОГО ОНА НЕ ПРЕДОСТЕРЕГАЛА БЫ ИХ. ТЕМ БЛАГОМ, НА КОТОРОЕ ОНА УКАЗАЛА, ЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНОБОЖИЕ, А ТАКЖЕ ВСЕ ТО, ЧТО ЛЮБИТ АЛЛАХ И ЧТО УГОДНО ЕМУ, А ТЕМ ЗЛОМ, НА КОТОРОЕ ОНА УКАЗАЛА, ЯВЛЯЕТСЯ МНОГОБОЖИЕ И ВСЕ ТО, ЧТО НЕНАВИСТНО АЛЛАХУ И ЧТО ОН ОТВЕРГАЕТ. АЛЛАХ НАПРАВИЛ ЕГО КО ВСЕМ ЛЮДЯМ И ВМЕНИЛ В ОБЯЗАННОСТЬ ПОДЧИНЕНИЕ ЕМУ КАК ЛЮДЯМ, ТАК И ДЖИННАМ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СКАЖИ: ‘О ЛЮДИ! Я – ПОСЛАННИК АЛЛАХА КО ВСЕМ ВАМ…’»[346]

 

(НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО) В этом аяте содержится указание на то, что Мухаммад, , является посланником Аллаха ко всем людям, а далее в нем сказано, что тому, кто послал его, принадлежит власть над небесами и землей, Он может оживлять и умерщвлять и Он является единственным Богом и Господом, а в конце этого аята Аллах Всевышний, слава Ему, повелевает нам верить в этого не знавшего грамоты, то есть не умевшего читать и писать, пророка и следовать за ним. И эти слова являются основой для теоретического и практического руководства, ведущего к прямому пути и успеху, ибо Он, да пребудут над ним благословения и мир, был посланником Аллаха ко всем людям и джиннам.

 

ПОСРЕДСТВОМ НЕГО АЛЛАХ ПРИВЕЛ ЭТУ РЕЛИГИЮ К СОВЕРШЕНСТВУ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «СЕГОДНЯ Я СДЕЛАЛ РЕЛИГИЮ ВАШУ СОВЕРШЕННОЙ ДЛЯ ВАС, И ЗАВЕРШИЛ ДЛЯ ВАС СВОЮ МИЛОСТЬ И УДОВЛЕТВОРИЛСЯ ДЛЯ ВАС ИСЛАМОМ КАК РЕЛИГИЕЙ».[347]

 

(СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО) Эти слова являются указанием на то, что религия посланника Аллаха, , сохранится до самого дня воскресения и что он успел разъяснить своей общине все то, что было ей необходимо во всех ее делах, и именно поэтому Абу Зарр, , сказал: «Пророк, , не оставил без внимания даже птиц, машущих крыльями в небесах, ибо и о них он что-то сообщил нам».

Сообщается также, что в свое время один из многобожников сказал Сальману аль-Фариси, : «Ваш пророк учил вас даже тому, как следует испражняться!» В ответ ему Сальман сказал: «Да, и он запрещал справляющему большую или малую нужду поворачиваться при этом спиной или лицом к кибле, или очищаться менее чем тремя камнями, или очищаться правой рукой или же очищаться сухим пометом или костями».

И можно сказать, что пророк, , разъяснил людям все, что имеет отношение к этой религии, посредством своих слов, или дел, или подтверждений или ответов на вопросы людей, но величайшим из того, что он, да пребудут над ним благословения и мир, разъяснил людям, были его разъяснения, касающиеся единобожия.

И все то, что он повелевал делать, являлось благом для этой и будущей жизни членов его общины, а все то, что он запрещал им, было злом для них в обоих мирах. Что же касается того, о чем некоторые люди не знают, говоря о неудобствах, связанных с велениями и запретами, то причиной этого является узость их кругозора, недостаток веры и слабость ее, ибо Аллах не создал для нас в этой религии никаких затруднений, и вся она легка для людей. Аллах Всевышний сказал: «Аллах хочет для вас облегчения и не желает для вас затруднений…»[348] Аллах Всевышний также сказал: «Аллах не хочет устраивать для вас тяготы…»[349] Аллах Всевышний также сказал: «И не устроил Он для вас в религии никакой тяготы…»[350]

Хвала же Аллаху за то, что милость Его является полной и за то, что Он сделал эту религию совершенной!

 

УКАЗАНИЕМ НА СМЕРТЬ ПРОРОКА, , ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ПОИСТИНЕ, ТЫ СМЕРТЕН, И ОНИ СМЕРТНЫ, ПОТОМ, В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, У ГОСПОДА ВАШЕГО ВЫ БУДЕТЕ ПРЕРЕКАТЬСЯ».[351]

 

(УКАЗАНИЕМ НА СМЕРТЬ) В этом аяте содержится указание на то, что и пророк, , и те, к кому он был послан, являлись смертными и что они продолжат свой спор перед Аллахом в день воскресения, а Он рассудит их по истине и никогда не позволит неверным одолеть верующих.

 

ПОСЛЕ СВОЕЙ СМЕРТИ ЛЮДИ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «ИЗ НЕЕ МЫ ВАС СОТВОРИЛИ, И В НЕЕ ВАС ВЕРНЕМ И ИЗ НЕЕ ИЗВЛЕЧЕМ ВАС ЕЩЕ РАЗ»[352]-, А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «И АЛЛАХ ВЗРАСТИЛ ВАС ИЗ ЗЕМЛИ ПОДОБНО РАСТЕНИЯМ, А ПОТОМ ОН ВЕРНЕТ ВАС В НЕЕ И СНОВА ИЗВЛЕЧЕТ ВАС…»[353]

 

(БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ) Автор, да помилует его Аллах Всевышний, поясняет, что после своей смерти люди будут воскрешены, и после смерти воскресит их Аллах Всемогущий и Великий для воздаяния, ибо Он посылал к людям посланников для того, чтобы человек делал что-то, готовясь к этому дню, дню воскресения, дню, о событиях и ужасах которого Аллах Всевышний, слава ему, поведал нечто такое, что заставляет сердце человека обращаться к Аллаху Всемогущему и Великому и страшиться этого дня. Аллах Всевышний сказал: «Как же вы убережетесь от того дня, который детей делает седыми, если останетесь неверными?! Тогда небо расколется, и обещание Его исполнится!»[354]

Здесь указывается на необходимость веры в воскресение, что шейх обосновывает, цитируя два этих аята.

 

(ИЗ НЕЕ МЫ ВАС СОТВОРИЛИ) То есть: Мы сотворили вас из земли, когда из праха был сотворен Адам, да пребудут над ним благословения и мир.

(И В НЕЕ ВАС ВЕРНЕМ) Когда вы будете погребены после смерти.

(И ИЗ НЕЕ ИЗВЛЕЧЕМ ВАС ЕЩЕ РАЗ) То есть: путем оживления вас в день воскресения.

(А ТАКЖЕ СЛОВА ЕГО: «И АЛЛАХ ВЗРАСТИЛ ВАС…») Этот аят полностью соответствует словам Всевышнего: «Из нее Мы вас сотворили, и в нее вас вернем и из нее извлечем вас еще раз».[355] Аятов, заключающих в себе тот же смысл, существует очень много, и Аллах снова и снова говорит о воскресении для того, чтобы люди уверовали в него, увеличили свою веру и действовали, готовясь к этому великому дню. Мы же просим Аллаха, чтобы Он причислил нас к таким людям и сделал нас счастливыми в этот день.

А ПОСЛЕ ВОСКРЕСЕНИЯ С НИХ ПОТРЕУЮТ ОТЧЕТА, И ИМ ВОЗДАСТСЯ ЗА ДЕЛА ИХ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «..ЧТОБЫ ВОЗДАЛ ОН ТЕМ, КТО ТВОРИЛ ДУРНОЕ, И ВОЗДАЛ БЛАГОМ ТВОРИВШИМ БЛАГОЕ…»[356]

(СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО) Эти слова означают, что после воскресения из мертвых у людей потребуют отчета и им воздастся по делам их, когда добрым воздастся добром, а злым – злом, ибо Аллах Всеблагой и Всевышний сказал: «…и сотворивший благо весом с пылинку увидит его, и сотворивший зло весом с пылинку увидит его».[357] Аллах Всевышний также сказал: «И установим Мы весы верные для дня воскресения, и не будет обижена душа ни в чем даже на вес горчичного зерна – Мы принесем и его, и достаточно будет Нас для подсчета!»[358] Всемогущий и Великий также сказал: «Кто принесет с собой одно доброе дело, для того – десять подобных ему, а кто придет с дурным, тому воздастся лишь подобным же, и не будут они обижены!»[359]

И за каждое доброе дело человек получит воздаяние, начиная с десятикратного и до семисоткратного и более того по милости Аллаха Всемогущего и Великого и в дар от Него, слава Ему, ибо Он – Всемогущий и Высокий и Он превосходит всех других как в благодеяниях, так и в воздаянии. Что же касается дурных дел, то здесь воздаяние будет точно соответствовать делам, ибо Аллах Всевышний сказал: «…а кто придет с дурным, тому воздастся лишь подобным же, и не будут они обижены!» -, что свидетельствует о совершенстве милости и благодеяний Аллаха.

 

ТОТ, КТО СЧИТАЕТ СЛОВА О ВОСКРЕСЕНИИ ЛОЖЬЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЕРНЫМ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «УТВЕРЖДАЮТ ТЕ, КТО НЕ ВЕРОВАЛ, ЧТО ОНИ НИКОГДА НЕ БУДУТ ВОСКРЕШЕНЫ, СКАЖИ: ‘ДА, КЛЯНУСЬ ГОСПОДОМ МОИМ, ВЫ БУДЕТЕ ВОСКРЕШЕНЫ, А ПОТОМ ВАС БУДЕТ СООБЩЕНО О ТОМ, ЧТО ВЫ СОВЕРШИЛИ, И ЭТО ДЛЯ АЛЛАХА ЛЕГКО’».[360]

 

(ТОТ, КТО СЧИТАЕТ СЛОВА О ВОСКРЕСЕНИИ ЛОЖЬЮ, ЯВЛЯЕТСЯ НЕВЕРНЫМ) Таким образом, неверным является тот, кто не верует в воскресение, ибо Аллах Всевышний сказал:

- И говорили они: «Поистине, нет ничего, кроме этой жизни, и мы не будем воскрешены!» Если бы увидел ты, как поставят их перед их Господом. Он скажет: «Разве это не истина?!» Скажут они: «Да, клянемся Господом нашим!» Он скажет: «Вкусите же мучение за то, что вы не веровали!»[361]

Аллах Всевышний также сказал:

- Горе в день тот обвиняющим во лжи, которые считают ложью день суда! А ложью считает его только каждый грешный преступник. Когда читают ему Наши аяты, он говорит: «Сказки живших прежде!» Нет же! Покрыло сердца их то, что они приобретали. Нет же! В день тот они от Господа своего будут отделены. Потом обязательно будут они гореть в огне, а потом будет сказано: «Это – то, что вы считали ложью!»[362]

Аллах Всевышний также сказал: «Да, считали они ложью этот час, а Мы приготовили для считавших час этот ложью огонь».[363] Аллах Всевышний также сказал: «А те, которые не веровали в знамения Аллаха и во встречу с Ним, они отчаялись в милости Моей, и для них – наказание мучительное!»[364]

Что же касается шейха, да помилует его Аллах Всевышний, то он для подтверждения сказанного им использовал слова Аллаха Всевышнего: «Утверждали те, кто не веровал…»[365]

Убедить же тех, кто отвергает слова о воскресении, можно следующим образом:

Во-первых, с помощью указания на то, что в ниспосланных через пророков и посланников Писаниях и законах постоянно говорится о воскресении, и те народы, к которым эти пророки и посланники были направлены, соглашались с этим, так почему же вы отвергаете эту мысль и в то же время соглашаетесь с тем, что дошло до вас от какого-нибудь философа или мыслителя, несмотря на то, что подобные вещи являются менее надежными, чем сообщения о воскресении, как с точки зрения пути передачи, так и с точки зрения подтверждения этого фактами реальной действительности?!

Во-вторых, о возможности воскресения свидетельствует разум, и в пользу этого можно привести следующие доводы:

1 – Никто не станет отрицать, что сам он стал сотворенным после того, как был ничем, и что он возник после того, как прежде был несуществующим, но это значит, что тот, кто сотворил его и создал его после небытия, может снова сделать это, как и сказал об этом Аллах Всевышний: «Он – тот, кто начинает творение, а потом Он повторит его, и это для Него легче».[366] Всевышний также сказал: «…как начали Мы первое творение, так и повторим его в соответствии с Нашим обещанием. Поистине, Мы действуем!»[367]

2 – Никто не станет отрицать, что сотворение небес и земли было великим делом, ибо это творение огромно по своим размерам и отличается изумительным устроением, но тот, кто создал небеса и землю, способен не только создать, но и воскресить людей. Аллах Всевышний сказал: «Конечно же, сотворение небес и земли есть нечто более великое, чем сотворение людей…»[368] Аллах Всевышний также сказал: «И разве они не видели, что Аллах, который сотворил небеса и землю и не ослабел, создавая их, может оживить и мертвых? Да, поистине, Он все может!»[369] Аллах Всевышний также сказал: «Разве тот, кто создал небеса и землю, не в состоянии создать подобных им? Да, ибо Он – Творец, Знающий! Когда Он пожелает чего-нибудь, Он только повелевает: ‘Будь’ -, и оно возникает».[370]

3 – Каждый из обладающих зрением видит, что земля бывает мертвой и лишенной растений, но после того, как на землю падает дождь, она становится плодородной, и растения ее оживают после смерти, но тот, кто способен оживить землю после ее смерти, может оживить и мертвых, воскресив их. Аллах Всевышний сказал: «К числу знамений его относится то, что ты видишь землю смиренной, а когда Мы ниспосылаем на нее воду, она приходит в движение и разбухает. Поистине, тот, кто оживил ее, оживит и мертвых, поистине, Он все может!»[371]

В-третьих, о возможности воскресения свидетельствуют чувства и реальные факты, ибо Аллах Всевышний поведал нам о случая воскрешения мертвых, упомянув о пяти из них в суре «Корова». Так, например, Аллах Всевышний сказал:

- Или как тот, кто проходил мимо разрушенного до основания селения и сказал: «Как оживит это Аллах после его смерти?» И умертвил его Аллах на сто лет, а потом воскресил его. Он сказал: «Сколько ты пробыл?» Он сказал: «Пробыл я день или часть дня». Сказал Он: «Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на свою еду и питье, оно не испортилось. И посмотри на своего осла, чтобы сделать Нам тебя знамением для людей, - посмотри на то, как Мы поднимем эти кости, а потом облечем их мясом». И когда все стало ему ясно, он сказал: «Я знаю, что Аллах может все!»[372]

В-четвертых, поистине, воскресение после смерти сообразуется с замыслом Аллаха, поскольку каждой душе предстоит получить воздаяние за то, что она приобрела, в противном же случае оказалось бы, что сотворение людей является забавой, и в этом не было бы никакой ценности и никакого смысла, а между людьми и животными в этой жизни не было бы никакой разницы. Аллах Всевышний сказал: «Неужели же посчитали вы, что Мы создали вас ради забавы и что вы к Нам не будете возвращены?! Высок Аллах, Царь Истинный, нет бога, кроме Него, Господь драгоценного трона!»[373] Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, придет час. Я готов его открыть чтобы каждая душа получила воздаяние за то, чего она добивается!»[374] Аллах Всевышний также сказал: «И поклялись они Аллахом, величайшей их клятвой: ‘Не воскресит Аллах того, кто умрет!’ Да, по обещанию Его истинному, - но большая часть людей не знает – чтобы разъяснить им то, относительно чего они разошлись, и чтобы узнали те, которые не веровали, что они были лжецами. Поистине, когда Мы пожелаем чего-нибудь, то говорим этому: ‘Будь’ – и оно возникает».[375] Аллах Всевышний также сказал: «Утверждали те, которые не уверовали, что никогда они не будут воскрешены. Скажи: ‘Да, клянусь Господом моим, будете вы воскрешены, потом будет вам сообщено о том, что вы совершили, и это для Аллаха легко’».[376]

И если все эти доказательства будут представлены людям, отрицающим возможность воскресения, которые и после этого будут продолжать настаивать на своем, это будет означать, что они – упорные гордецы, но «узнают несправедливые, как все это для них обернется!»[377]

 

И АЛЛАХ НАПРАВИЛ К ЛЮДЯМ ВСЕХ ПОСЛАННИКОВ КАК ВЕСТНИКОВ БЛАГОГО И УВЕЩАТЕЛЕЙ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «…ПОСЛАННИКОВ БЛАГОВЕСТВУЮЩИХ И УВЕЩАЮЩИХ, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ДЛЯ ЛЮДЕЙ ДОВОДА ПРОТИВ АЛЛАХА ПОСЛЕ ПОСЛАННИКОВ».[378]

 

(НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО) Автор, да помилует его Аллах Всевышний, поясняет, что Аллах направил всех посланников как вестников благого и увещателей, как и сказал об этом Всевышний: «…посланников благовествующих и увещающих…»Они приносили тем, кто подчинялся им, благую весть о рае и предупреждали тех, кто противился им, о пламени ада.

Посланники направлялись к людям для осуществления многих великих замыслов Аллаха, но величайший из них состоял в том, чтобы у Аллаха был довод против людей, а они не имели бы довода против Аллаха после посланников, как и сказал об этом Всевышний: «…чтобы не было для людей довода против Аллаха после посланников».

Кроме того, направление к людям посланников свидетельствует о совершенстве благодеяний Аллаха по отношению к Его рабам, ибо каким бы ним был человеческий разум, он не в состоянии самостоятельно постичь все детали того, что человеку следует делать для Аллаха Всевышнего и он не в состоянии узнать о совершенных атрибутах Аллаха Всевышнего и он не в состоянии узнать тех прекрасных именах, которыми Он обладает, и именно поэтому Аллах направлял к людям благовествующих и увещающих посланников, ниспослав вместе с ними Писания с истиной, чтобы рассудить по ним то, относительно чего люди расходились между собой.

Наиболее же великим из этого, к чему призывали все посланники, начиная с первого из них, Нуха, да пребудут над ним благословения и мир, и кончая последним – Мухаммадом, , было единобожие, как сказал об Аллах Всевышний: «Мы отправили к каждому народу посланника: ‘Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества (тагута)’».[379] Всемогущий и Великий также сказал: «Мы не посылали посланника до тебя, не внушив ему, что нет бога, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!»[380]

 

ПЕРВЫМ ИЗ НИХ БЫЛ НУХ, МИР ЕМУ, А ПОСЛЕДНИМ – МУХАММАД, , УКАЗАНИЕМ ЖЕ НА ТО, ЧТО ПЕРВЫМ ИЗ НИХ БЫЛ НУХ, МИР ЕМУ, ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «МЫ ВЕДЬ ОТКРЫЛИ ТЕБЕ, КАК ОТКРЫЛИ МЫ НУХУ И ПРОРОКАМ ПОСЛЕ НЕГО…»[381]

 

(УКАЗАНИЕМ НА ТО, ЧТО ПЕРВЫМ ИЗ НИХ БЫЛ НУХ) Шейх-уль-ислам Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб, да помилует его Аллах, указал на то, что первым из посланников был Нух, да пребудут над ним благословения и мир, приведя в качестве доказательства слова Всевышнего: «Мы ведь открыли тебе, как открыли Мы Нуху и пророкам после него…» Кроме того, существует достоверный хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Поистине, люди придут к Нуху и скажут ему: ‘Ты – первый из посланников, которого Аллах послал к живущим на земле’».Таким образом, до Нуха на земле не было посланников, и это указывает на ошибочность заявлений тех историков, которые утверждают, что Идрис, да пребудут над ним благословения и мир, жил до Нуха, ибо очевидно, что Идрис являлся одним из пророков Израиля.

Последним пророком и печатью их стал Мухаммад, , на что указывают слова Всевышнего: «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, а только – посланником Аллаха и печатью пророков. Аллах обо всем знает!»[382]

 

И АЛЛАХ НАПРАВИЛ ПОСЛАННИКА К КАЖДОМУ НАРОДУ, ЧТО НАЧАЛОСЬ С НУХА И ЗАКОНЧИЛОСЬ МУХАММАДОМ, ПОВЕЛЕВАЯ ЛЮДЯМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ОДНОМУ ЛИШЬ АЛЛАХУ И ЗАПРЕЩАЯ ИМ ПОКЛОНЯТЬСЯ ВСЕМУ ИНОМУ, НА ЧТО УКАЗЫВАЮТ СЛОВА АЛЛАХА ВСЕВЫШНЕГО: «МЫ ОТПРАВИЛИ К КАЖДОМУ НАРОДУ ПОСЛАННИКА: ‘ПОКЛОНЯЙТЕСЬ АЛЛАХУ И СТОРОНИТЕСЬ ЯЗЫЧЕСТВА (ТАГУТА)’».[383]

 

(И АЛЛАХ НАПРАВИЛ ПОСЛАННИКА К КАЖДОМУ НАРОДУ) То есть: Аллах направлял к каждому народу посланника, призывавшего людей к тому, чтобы они поклонялись только Аллаху, и объявлявшего многобожие запретным для них, на что указывают слова Аллаха Всевышнего: «Нет такого народа, в котором не прошел бы увещатель!»[384]-, а также слова Его: «Мы отправили к каждому народу посланника: ‘Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества (тагута)’».

 

(ПОКЛОНЯЙТЕСЬ АЛЛАХУ И СТОРОНИТЕСЬ ЯЗЫЧЕСТВА) Именно это и является смыслом свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха.

 

И АЛЛАХ ВМЕНИЛ В ОБЯЗАННОСТЬ ВСЕМ СВОИМ РАБАМ НЕ ВЕРОВАТЬ В ТАГУТА И ВЕРОВАТЬ В АЛЛАХА. ИБН АЛЬ-КАЙИМ, ДА ПОМИЛУЕТ ЕГО АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ, СКАЗАЛ: «ТАГУТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ТО, ИЗ-ЗА ЧЕГО РАБ ПРЕСТУПАЕТ ПРЕДЕЛЫ В ПОКЛОНЕНИИ, СЛЕДОВАНИИ ИЛИ ПОДЧИНЕНИИ».

 

(И АЛЛАХ ВМЕНИЛ В ОБЯЗАННОСТЬ) Говоря это, шейх-уль-ислам, да помилует его Аллах, хотел указать на то, что единобожие может стать полноценным только благодаря поклонению одному лишь Аллаху, у которого нет сотоварища, и отстранению от тагута.

Таким образом, Аллах вменил это в обязанность Своим рабам. Что же касается слова «тагут», то оно образовано от слова «тугйан», что означает – «выход за пределы или границы». И Аллах Всевышний употребил однокоренной с этими словами глагол, сказав: «Поистине, когда вышла из берегов, Мы понесли вас в корабле…»[385]

Лучшим определением этого понятия стали слова Ибн аль-Кайима, да помилует его Аллах, который сказал: «Тагутом является то, из-за чего раб преступает пределы в поклонении, следовании или подчинении». Под теми, кому поклоняются, за кем следуют и кому подчиняются он подразумевал неправедных, что же касается праведных, то они тагутами не являются, даже если за ними следуют и им подчиняются. Так, например, идолы, которым люди поклоняются наряду с Аллахом, являются тагутами, и люди, использующие знание во зло, и призывающие к заблуждениям или неверию, или к нововведениям в религии, или к разрешению того, что было запрещено Аллахом, или к запрещению того, что было разрешено им, являются тагутами, и те, кто подталкивает обладающих властью к отказу от шариата и замене его на заимствованные извне и противоречащие установлениям религии ислама законы, являются тагутами, ибо все они выходят за установленные для них пределы. А пределом для знающего является следование тому, с чем пришел пророк, , ибо, поистине, знающие являются наследниками пророков в общине их в том, что касается знания, дел, нравов, призыва к истине и обучения людей. Если же знающие преступают эти пределы и начинают подталкивать правителей к отказу от шариата, тогда они превращаются в тагутов, ибо выходят за пределы того религиозного закона, которому они должны следовать.

Что же касается его слов, да помилует его Аллах, «или подчинении», то они подразумевают собой правителей, которым люди подчиняются либо в соответствии с установлениями шариата, либо в силу предопределения. В соответствии с установлениями шариата правителям подчиняются в том случае, когда они повелевают делать то, что не противоречит велениям Аллаха и Его посланника. В подобных обстоятельствах называть их тагутами было бы неправильно, и подданные обязаны им подчиняться, ибо подчинение их правителям в данном случае означает подчинение Аллаху Всемогущему и Великому. И поэтому когда мы выполняем те веления правителей, которым следует подчиняться, нам следует помнить о том, что делая это, мы поклоняемся Аллаху Всевышнему и приближаемся к Нему, ибо Аллах Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладающим властью среди вас».[386]

Что же касается подчинения правителям в силу предопределения, то имеется в виду тот случай, когда люди подчиняются им из-за силы их власти, а не под воздействием веры их. Таким образом ясно, что правителям можно подчиняться под воздействием веры, и тогда это подчинение будет полезным как для людей, так и для правителей. Но можно подчиняться им и вследствие силы их власти, когда люди будут бояться правителя, поскольку он может покарать любого из тех, кто противиться его велениям.

Ввиду этого мы говорим, что отношения между людьми и их правителями могут быть различными:

1 – Когда сильны и побуждения веры и сдерживающие начала власти, что является наиболее совершенным.

2 – Когда слабыми являются и побуждения веры и сдерживающие начала власти, что является наихудшим и наиболее опасным случаем для всего общества, то есть и для правителей и для подчиненных, поскольку это приводит к анархии в сфере идей, нравов и поступков.

3 – Когда побуждения веры слабы, а сдерживающие начала власти сильны. Подобное положение можно назвать средним, так как сильная власть приносит больше пользы, если речь идет о внешних проявлениях жизни, а когда власть утрачивает свою силу, то положение людей и их дела ухудшаются.

4 – Когда побуждения веры сильны, а сдерживающие начала власти слабы. Внешне это может выглядеть хуже, чем в третьем случае, но это лучше, если речь идет об отношениях человека с его Господом.

 

ТАГУТОВ СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО, НО ГЛАВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ ПЯТЕРО: ИБЛИС, ДА ПРОКЛЯНЕТ ЕГО АЛЛАХ, ТОТ, КТО СОГЛАШАЕТСЯ НА ТО, ЧТОБЫ ЕМУ ПОКЛОНЯЛИСЬ, ТОТ, КТО ПРИЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ПОКЛОНЯТЬСЯ СЕБЕ,

 

(ГЛАВНЫМИ) То есть: имеется пять видов их предводителей и тех, кто подражает им.

 

(ИБЛИС) Иблисом является проклятый и побиваемый камнями шайтан, которому Аллах сказал: «И над тобой проклятие Мое до дня суда».[387] Некогда Иблис не был одним из ангелов и делал то же, что делали и они, но когда ему было повелено склониться перед Адамом до земли, его порочность, высокомерие и гордость обнаружились, и он отказался сделать это, оказался среди неверных и был лишен милости Аллаха Всемогущего и Великого. Аллах Всевышний сказал: «И вот сказали Мы ангелам: ‘Падите ниц перед Адамом!’ И поклонились они, кроме Иблиса, который отказался, превознесся и стал одним из неверных».[388]

 

(КТО СОГЛАШАЕТСЯ НА ТО, ЧТОБЫ ЕМУ ПОКЛОНЯЛИСЬ) То есть: поклонялись бы ему вместо Аллаха, на что он соглашается. Такие относятся к числу главных тагутов, да упасет нас от этого Аллах! При этом нет никакой разницы, будут ли такому человеку поклоняться при его жизни или после смерти, если он умрет не отвергнув этого.

 

(КТО ПРИЗЫВАЕТ ЛЮДЕЙ ПОКЛОНЯТЬСЯ СЕБЕ) То есть тот, кто призывает людей поклоняться себе, если раньше они ему не поклонялись. Такие люди относятся к числу главных тагутов независимо от того, отвечают другие на их призыв или нет.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.