Здавалка
Главная | Обратная связь

И ТОТ, КТО СУДИТ НЕ НА ОСНОВАНИИ ТОГО, ЧТО БЫЛО НИСПОСЛАНО АЛЛАХОМ.



 

(И ТОТ, КТО СУДИТ) Суждение на основании того, что было ниспослано Аллахом Всевышним, свидетельствует о единобожии, в основе которого лежит признание Аллаха единственным Творцом и путеводителем, и является осуществлением веления Аллаха, что сообразуется с отношением к Нему как к единственному Творцу, обладающему полнотой власти и управляющему всем происходящим. Именно, поэтому Аллах Всевышний и назвал тех, за кем следуют люди в том, что не было ниспослано Аллахом Всевышним, «господами» для следующих за ними. Аллах Всевышний сказал: «Они избрали господами вместо Аллаха своих книжников, своих монахов и Христа, сына Марйам, а было им повелено только поклоняться Богу Единственному, кроме которого нет бога и слава которого выше того, что они придают Ему в сотоварищи!»[392] Таким образом, Аллах Всевышний назвал тех, за кем следуют люди, господами потому, что люди стали считать их законодателями наряду с Аллахом Всевышним. Тех же, кто следует за ними, называют рабами, так как они подчинились им в том, что противоречит решению Аллаха Всевышнего, слава Ему.

Сообщается, что когда Ади бин Хатим сказал посланнику Аллаха, : «Они ведь не поклоняются им!» -, пророк, , возразил ему следующим образом: «Но, поистине, они запрещали им дозволенное и разрешали запретное, а люди следовали за ними, в чем и состояло их поклонение им!»

Если тебе понятно это, то знай, что существует много аятов, указывающих на отсутствие веры, неверие, несправедливость и порочность тех, кто судит не на основании того, что было ниспослано Аллахом, и стремится обращаться за судом не к Аллаху и Его посланнику.

Что касается первых, то в пример можно привести слова Всевышнего:

- Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что было ниспослано тебе и что было ниспослано до тебя, желая обращаться за судом к тагуту, в то время, как им было приказано не веровать в него, ведь хочет шайтан ввергнуть их в глубокое заблуждение?!

И если им скажут: «Приходите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику»-, ты увидишь, как лицемеры станут отвращаться от тебя.

А как же бывает, когда постигает их несчастье за то, что раньше сотворили их руки, а потом они приходят к тебе, клянясь Аллахом: «Поистине, хотели мы только благодеяния и содействия»?

Это – те, о которых знает Аллах, что у них в сердцах. Отвернись же от них, и увещай их и скажи им о них самих слово убедительное!

Каждого посланника посылали Мы только для того, что чтобы ему повиновались с дозволения Аллаха. А если бы после того, как они причинят несправедливость самим себе, они пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха, и попросил бы прощения для них посланник, они увидели бы, что Аллах – Приемлющий покаяние, Милосердный.

Но нет, клянусь Господом твоим, не уверуют они до тех пор, пока не сделают они тебя судьей в спорах между ними, не перестанут чувствовать затруднений в связи с тем, что ты решил, и подчинятся полностью».[393] Таким образом, мы видим, что Аллах Всевышний охарактеризовал тех, кто утверждает, что уверовал, но на самом деле относится к числу лицемеров, следующим образом:

1 – Он указал, что такие люди желают обращаться на суд к тагуту, то есть ко всему тому, что противоречит решению Аллах и Его посланника, , ибо подобное противоречие свидетельствует о выходе за установленные пределы и проявлении враждебности по отношению к тому, кому принадлежит решение и к кому все вернется, то есть к Аллаху, ведь Аллах Всевышний сказал: «Разве не Ему принадлежит и создание и власть?! Благословен Аллах, Господь миров!»[394]

2 – Он указал на то, что если таких людей призвать к тому, что ниспослал Аллах, и к тому, о чем говорит посланник, то они начинают отворачиваться и отказываться от этого.

3 – Он указал на то, что когда за дела их таких людей постигает какое-нибудь несчастье, они начинают клясться, что стремились только к благодеянию и содействию, и это соответствует положению тех, кто сегодня отвергает установления ислама и обращается к противоречащим этим установлениям законам, утверждая при этом, что они творят нечто благое и соответствующее современным условиям.

А после этого Аллах, слава Ему, предупреждает тех, кто называет себя верующими, но при этом отличается вышеупомянутыми качествами, о том, что Ему известно, что скрывается в их сердцах, и какие дела, противоречащие их словам, они утаивают. И Он повелел Своему пророку обратиться к таким людям со словами увещания и сказать им о них самих нечто убедительное. Затем же Он поясняет, что смысл направления к людям посланника состоит в том, чтобы люди подчинялись и следовали именно ему, а не кому-либо иному из людей, сколь бы привлекательными ни выглядели их идеи и сколь бы обширными ни были их познания. А затем Аллах Всевышний клянется Своим господством, являющимся господством особого вида и указывающим на истинность миссии посланника, , в том, что вера человека будет истинной лишь в случае соблюдения трех нижеследующих условий:

1 – Обращаться на суд за разрешением любых споров следует только к посланнику Аллаха, .

2 – Сердца людей должны радоваться его решению, а души их не должны испытывать в связи с этим никакой стесненности.

3 – Подчинение, выражающееся в согласии с его решением, должно быть полным, а исполнять то, что он решил, следует без промедления и отклонений.

Что же касается прочих, то о них Всевышний сказал так: «А те, кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, они – неверные».[395] Всевышний также сказал: «А те, кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, они – несправедливые».[396] Аллах Всевышний также сказал: «А те, кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, они – беспутные».[397]

Можно ли сказать, что все эти качества объединяются в одном человеке, то есть: можно ли сказать, что тот, кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, является неверным, несправедливым и беспутным? Да, ибо Аллах Всевышний говорил о том, что неверным присущи несправедливость и беспутство. Аллах Всевышний также сказал: «А неверные, они – несправедливы».[398] Аллах Всевышний также сказал: «Поистине, они не веровали в Аллаха и в Его посланника и умерли, оставаясь беспутными».[399] Таким образом, всякий неверный является несправедливым и беспутным.

Мы говорим, что каждый из тех, кто не судит по тому, что ниспослал Аллах по той причине, что считает это чем-то незначительным, или из-за презрения к словам Аллаха, или по той причине, что он считает что-либо иное более полезным для людей, или поступает так по любой иной причине, является неверным и такое неверие ставит его вне этой религии. К числу таких людей относятся те, кто устанавливает законы, противоречащие законам ислама, и заставляет других придерживаться их, ибо поступают они таким образом лишь потому, что считают новые законы более подходящими и полезными для людей, ведь известно, что разум и сама природа человека заставляют его отказываться от одного пути и переходить на путь, ведущий в другом направлении, в тех случаях, когда он считает нечто новое достойным, а старое – ущербным.

Если человек не судит по тому, что ниспослал Аллах, но при этом не считает ниспосланное Им чем-то незначительным, не относится к этому с презрением и не думает, что нечто другое будет полезным походящим, значит, он является несправедливым, но не неверным, что же касается степеней его несправедливости, то они определяются тем, что именно является предметом суждения и средствами суждения.

Если же человек не судит по тому, что ниспослал Аллах, не считая ниспосланное Им чем-то незначительным, не относясь к этому с презрением и не думая, что нечто иное станет более полезным и походящим, а поступая так из желания принять сторону того, о ком выносится суждение, или в результате получения взятки или по какой-нибудь иной причине, имеющей отношение к мирским благам, то такой человек является беспутным, но не неверным, а степень его беспутства определяется предметом суждения и тем, какие средства при этом используются.

Шейх-уль-ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах, говорил, что те люди, которые избирают господами для себя своих книжников и монахов вместо Аллаха, бывают двух типов:

ПЕРВЫЙ: люди, относящиеся к этому типу, знают, что они подменили религию Аллаха, но тем не менее следуют за этим, считая допустимым разрешение запретного и запрещение дозволенного из подражания своим предводителям, хотя им и известно о том, что они вступают в противоречие с религией посланников. Подобное является неверием, а Аллах и Его посланник объявили такие действия многобожием.

ВТОРОЙ: те люди, которые не считают допустимым разрешение запретного и запрещение дозволенного, но все же подчиняются другим в том, что является прегрешением перед Аллахом, как поступают и мусульмане, совершающие те ли иные грехи, зная о том, что они совершают грех. К таким людям и следует относиться как к грешникам.

При этом следует делать различия между вопросами, относящимися к сфере обязательных для всех законоположений, и вопросами частного характера, по которым судья принимает решения, основываясь не на том, что было ниспослано Аллахом, поскольку если речь идет об общих для всех законоположениях, то это значит, что речь идет о первом типе людей, так как в данном случае законодатель, принимающий какой-то новый и противоречащий исламу закон, принимает его потому, что считает его более подходящим и полезным для людей, чем законы ислама, как об этом говорилось выше.

В целом же этот вопрос, то есть вопрос о суждениях, основанных не на том, что было ниспослано Аллахом, относится к числу важнейших, и он стал серьезным испытанием для современных правителей, а поэтому человеку не следует спешить с суждениями о правителях до тех пор, пока истина в том, что связано с этим вопросом, не станет для него ясной, ибо вопрос этот слишком серьезен, и мы просим Аллаха о том, чтобы Он наставил на путь истинный правителей мусульман и их приближенных.

 

УКАЗАНИЕМ НА ЭТО ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВА ВСЕВЫШНЕГО: «НЕТ ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕЛИГИИ. УЖЕ ЯСНО ОТЛИЧИЕ ПРЯМОГО ПУТИ ОТ ЗАБЛУЖДЕНИЯ: КТО НЕ ВЕРУЕТ В ТАГУТА И ВЕРУЕТ В АЛЛАХА, ДЕРЖИТСЯ ЗА СВЯЗЬ НАДЕЖДНЕЙШУЮ…»[400]

 

(УКАЗАНИЕМ НА ЭТО) То есть: указанием на обязательность суждений на основании того, что было ниспослано Аллахом, и неверия в тагута.

 

(НЕТ ПРИНУЖДЕНИЯ В РЕЛИГИИ) Это значит, что не следует никого принуждать к этой религии из-за ясности ее доводов и ясности самой религии ислама, в силу чего потом Всевышний говорит: «Уже ясно отличие прямого пути от заблуждения…» Это означает, что если отличие прямого пути от заблуждений является ясным, то всякая здравая душа сама предпочтет прямой путь всяческим заблуждениям.

 

(КТО НЕ ВЕРУЕТ В ТАГУТА И ВЕРУЕТ В АЛЛАХА) Аллах Всемогущий и Великий сначала упоминает о неверии в тагута, а потом говорит о вере в Аллаха, поскольку признаком совершенства чего-либо является устранение препятствий, предшествующее появлению чего-то бесспорного. По этой же причине говорят, что прежде чем украшаться, следует сначала очистить место.

 

(ДЕРЖИТСЯ ЗА СВЯЗЬ НАДЕЖДНЕЙШУЮ) Под «связью надежнейшей» подразумевается ислам.

 

В ОДНОМ ИЗ ХАДИСОВ СООБЩАЕТСЯ, ЧТО ПРОРОК, , СКАЗАЛ: «ВО ГЛАВЕ ЭТОГО СТОИТ ИСЛАМ, ОСНОВОЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ МОЛИТВА, А ВЕРШИНОЙ – БОРЬБА НА ПУТИ АЛЛАХА» -, ОДНАКО ЛУЧШЕ ВСЕГО ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ АЛЛАХ, И ДА БЛАГОСЛОВИТ АЛЛАХ И ДА ПРИВЕТСТВУЕТ МУХАММАДА, ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ И ЕГО СПОДВИЖНИКОВ.

 

(ВО ГЛАВЕ ЭТОГО СТОИТ ИСЛАМ) Приводя в качестве довода этот хадис, автор, да помилует его Аллах Всевышний, хотел указать на то, что в каждом деле есть нечто главное, главным же в том, с чем пришел Мухаммад, , являлся ислам.

 

(ОСНОВОЙ КОТОРОГО ЯВЛЯЕТСЯ МОЛИТВА) Молитва является основой ислама в силу того, что без молитвы ислам просто не существует. Вот почему говорят, что прекративший молиться становится неверным и утрачивает ислам.

 

(А ВЕРШИНОЙ – БОРЬБА НА ПУТИ АЛЛАХА) Это значит, что борьба на пути Аллаха является высшим и наиболее совершенным проявлением ислама, ибо если человеку удается исправить самого себя, он начинает пытаться исправить и других с помощью борьбы на пути Аллаха, чтобы ислам восторжествовал и слово Аллаха было превыше всего. Таким образом тот, кто сражается ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего находится на пути Аллаха и достигает вершины, ибо благодаря этому ислам возвышается надо всем прочим.

 

(ОДНАКО ЛУЧШЕ ВСЕГО ОБ ЭТОМ ЗНАЕТ АЛЛАХ) Шейх-уль-ислам Мухаммад бин Абд аль-Ваххаб, да помилует его Аллах Всевышний, завершил свое послание указанием на то, что совершенным знанием обо всем обладает один лишь Аллах, и пожеланием благословений и мире Его пророку, .

Так завершается его послание под названием «Три основы», и вместе с ним и комментарии к этим основам, и мы просим Аллаха Всевышнего вознаградить его наилучшим образом, выделив часть этой награды и нам, и позволить нам встретиться с ним в обители Его щедрости, ибо Он – Щедрый!

Хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада!


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Объяснение слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Знание и степени понимания

Разница между милосердием и прощением

Четыре вопроса

Первый вопрос: познание рабом его Господа, его религии и его пророка

Второй вопрос: действия в соответствии с этим

Третий вопрос: призыв к этому

Четвертый вопрос: терпеливое перенесение, связанных с этим неприятностей и страданий.

Составные части терпения

Толкование суры «Время»

Смысл слова имама аш-Шафи’и: «Если бы Аллах ниспослал только…»

Три вопроса, которые должен изучить каждый мусульманин и каждая мусульманка

Первый вопрос: поистине, Аллах сотворил нас

И даровал нам необходимые средства к существованию

И не оставил нас предоставленными самим себе

Но направил к нам посланника

Второй вопрос: поистине, Аллаху неугодно, чтобы наряду с Ним поклонялись кому-либо еще

Третий вопрос: поистине, человеку, подчинившемуся посланнику и исповедующему религию единобожия, непозволительно поддерживать дружественные отношения с теми, кто враждует с Аллахом и Его посланником

Смысл слова «ханифийа»

Величайшим велением Аллаха было веление придерживаться единобожия

Величайшим запретом Аллаха был запрет на многобожие

Три основы, которые следует познать человеку

Первая основа: познание рабом его Господа

Смысл слова «Господь» и указания на это

Знамения Аллаха

Господь является объектом поклонения

Виды поклонения

Вид первый: обращения к Аллаху с мольбами

Вид второй: страх и три его разновидности

Вид третий: надежда

Вид четвертый: упование и четыре его разновидности

Вид пятый: желание

Вид шестой: боязнь

Вид седьмой: покорность

Вид восьмой: опасение и три его разновидности

Вид девятый: обращение

Вид десятый: просьбы о помощи и пять их разновидностей

Вид одиннадцатый: просьбы о защите и четыре его разновидности

Вид двенадцатый: просьбы о спасении и четыре его разновидности

Вид тринадцатый: жертвоприношение и три его разновидности

Вид четырнадцатый: исполнение обетов

Вторая основа: познание рабом его религии

Определение ислама

Ступени религии

Первая ступень: ислам

Смысл свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха

Смысл свидетельства о том, что Мухаммад – посланник Аллаха

Указание на молитву и закят

Указание на пост и хаджж

Вторая ступень: вера

Вера как нечто состоящее из более чем семидесяти ветвей и основывающееся на шести столпах

Первый столп: вера в Аллаха, включающая в себя четыре составные части

Указания на веру в существование Аллаха: первое

Второе: вера в то, что Аллах является единственным Творцом

Третье: вера в то, что божественной природой обладает только Аллах

Четвертое: вера в Его имена и атрибуты

Плоды веры в Аллаха

Второй столп: вера в ангелов, включающая в себя четыре составные части

Первая: вера в их существование

Вторая: вера в тех из них, кого мы знаем по имени

Третья: вера в те их атрибуты, о которых мы знаем

Четвертая: вера в те их дела, о которых мы знаем

Плоды веры в ангелов

Ответ тем, кто отрицал существование ангелов в телесной форме

Третий столп: вера в Писания, включающая в себя четыре составные части

Первая: вера в то, что они были ниспосланы Аллахом

Вторая: вера в те Писания, названия которых нам известны

Третья: подтверждение истинности их сообщений

Четвертая: действия, соответствующие тем их установлениям, которые не были отменены

Плоды веры в Писания

Четвертый столп: вера в посланников, включающая в себя четыре составные части

Что подразумевается под словом «посланник»

Первая: вера в то, что их послания действительно исходили от Аллаха

Вторая: вера в те из них, кого мы знаем и по имени

Третья: подтверждение достоверных сообщений о них

Четвертая: действия, сообразующиеся с религиозным законом, который принес с собой тот, кто был послан к нам

Плоды веры в посланников

Пятый столп: вера в последний день, включающая в себя четыре составные части

Первая: вера в воскресение

Вторая: вера в отчет и воздаяние

Третья: вера в рай и ад

Плоды веры в последний день

Ответ тем, кто отрицал возможность воскресения

Шестой столп: вера в хорошее и дурное предопределение, включающая в себя четыре составные части

Первая: знание

Вторая: запись

Третья: воля

Четвертая: творение

Обладает ли раб способностью и волей к совершению самостоятельных действий?

Ответ тем, кто ссылается на предопределение, отказываясь от совершения обязательного

Плоды веры в предопределение

Упоминание о тех, кто заблуждался относительно предопределения и ответ им

Третья ступень: благодеяние (искренность) и его определение

Искренность в поклонении Аллаху и благодеяние, оказываемые рабам Аллаха

Поклонение основано на крайней любви и крайней покорности

Когда открытое поклонение является более полезным

Сунна о столпах веры

Третья основа: познание рабом его пророка

Жизнь пророка,

Вознесение

Переселение пророка,

Определение хиджры (переселения)

Дополнение

Кончина пророка,

Вера в воскресение и указание на него

Вера в расчет и воздаяние

О неверии в воскресение

О смысле направления посланников к людям

Первый и последний посланник

Призыв всех посланников к поклонению Аллаху и запрет на многобожие

Неверие в тагута

Наилучшее определение тагута

О взаимоотношениях подданных с правителями

Главные тагуты

Первый: Иблис

Второй: тот, кто соглашается на то, чтобы ему поклонялись

Третий: тот, кто призывает людей поклоняться себе

Четвертый: тот, кто претендует на обладание знанием о сокровенном

Пятый: тот, кто судит не на основании того, что было ниспослано Аллахом

Заключение, в котором указывается, что совершенным знанием обладает Аллах

 

 


[1] «Ибрахим», 1-2.

[2] «Паук», 21.

[3] «Рассеивающие», 20-21.

[4] «Женщины», 65.

[5] «Свет», 51.

[6] «Женщины», 59.

[7] «Свет», 63.

[8] «Корова», 128.

[9] «Семейство Имрана», 19.

[10] Там же, 85.

[11] «Трапеза», 3.

[12] «Победа», 29.

[13] «Семейство Имрана», 144.

[14] «Пчелы», 125.

[15] «Паук», 46.

[16] «Йусуф», 108.

[17] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

[18] Этот хадис приводит Муслим.

[19] Этот хадис приводит Муслим.

[20] «Скот», 34.

[21] «Рассеивающие», 52.

[22] «Различение», 31.

[23] См.: «Человек», 23-24.

[24] «Предвечернее время», 1-3.

[25] «Семейство Имрана», 110.

[26] «Мухаммад», 19.

[27] «Скот», 2.

[28] «Преграды», 11.

[29] «Аль-Хиджр», 26.

[30] «Румы», 20.

[31] «Милосердный», 14.

[32] «Гром», 16.

[33] «Рассеивающие», 56.

[34] «Гора», 35.

[35] «Преграды», 54.

[36] «Гора», 35-37.

[37] «Рассеивающие», 58.

[38] «Саба», 24.

[39] «Йунусу», 31.

[40] «Падающее», 63-70.

[41] «Верующие», 115-116.

[42] «Воскресение», 36-40.

[43] «Ангелы», 24.

[44] «Женщины», 163-165.

[45] «Завернувшийся», 15-16.

[46] «Завернувшийся», 15-16.

[47] «Семейство Имрана», 132-133.

[48] «Женщины», 13.

[49] «Свет», 52.

[50] «Женщины», 69.

[51] «Сонмы», 71.

[52] Этот хадис приводит Бухари.

[53] «Женщины», 14.

[54] «Сонмы», 36.

[55] «Джинны», 23.

[56] Там же, 18.

[57] «Джинны», 18.

[58] «Толпы», 7.

[59] «Покаяние», 96.

[60] «Корова», 193.

[61] «Женщины», 48.

[62] «Трапеза», 72.

[63] Этот хадис приводит Муслим.

[64] «Препирательство», 4.

[65] «Семейство Имрана», 118.

[66] «Трапеза», 51.

[67] Там же, 57.

[68] «Покаяние», 24.

[69] «Испытуемая», 4.

[70] «Женщины», 125.

[71] «Пчелы», 123.

[72] «Корова», 130-132.

[73] «Рассеивающие», 56.

[74] «Пророки», 25.

[75] «Рассеивающие», 56.

[76] «Марйам», 93.

[77] «Различение», 63.

[78] «Толпы», 62.

[79] «Анеглы», 3.

[80] «Власть», 1.

[81] «Преграды», 54.

[82] «Пчелы», 36.

[83] «Трапеза», 72.

[84] «Женщины», 36.

[85] «Лукман», 13.

[86] «Женщины», 48.

[87] Там же, 116.

[88] «Трапеза», 72.

[89] «Женщины», 48.

[90] Этот хадис приводит Муслим.

[91] Этот хадис приводит Бухари.

[92] «Женщины», 36.

[93] Там же, 48.

[94] «Ибрахим», 24.

[95] «Преграды», 185.

[96] «Саба», 46.

[97] «Семейство Имрана», 190.

[98] «Йунус», 6.

[99] «Корова», 164.

[100] «Женщины», 82.

[101] «Та ха», 49-50.

[102] «Ибрахим», 34.

[103] «Пророки», 25.

[104] «Явное доказательство», 5.

[105] «Фатиха», 2.

[106] «Йа син», 38.

[107] «Йа син», 39.

[108] «Разъяснены»,37.

[109] «Преграды», 7.

[110] «Преграды», 7.

[111] «Корова», 21-22.

[112] «Пчелы», 10.

[113] «Пчелы», 10.

[114] «Вырывающие», 33.

[115] Этот хадис приводит Муслим.

[116] «Джинны», 18.

[117] «Верующие», 117.

[118] «Джинны», 18.

[119] «Верующие», 117.

[120] «Верующие», 60.

[121] «Верующие», 60.

[122] «Верующие», 60.

[123] «Семейство Имрана», 175.

[124] «Рассказ», 18.

[125] «Семейство Имрана», 175.

[126] «Пещера», 110.

[127] Там же.

[128] «Трапеза»,23.

[129] «Развод», 3.

[130] «Трапеза», 23.

[131] «Развод», 3.

[132] Там же.

[133] «Йусуф», 87.

[134] «Пророки», 90.

[135] «Корова», 150.

[136] «Ангелы», 28.

[137] «Толпы», 54.

[138] «Толпы», 54.

[139] «Семейство Имрана», 83.

[140] «Фатиха», 5.

[141] «Фатиха», 5.

[142] «Трапеза», 2.

[143] Там же.

[144] «Корова», 195.

[145] Там же, 45.

[146] «Фатиха», 5.

[147] «Рассвет», 1.

[148] «Люди», 1.

[149] «Рассвет», 1-2.

[150] «Люди», 1-6.

[151] «Скот», 65.

[152] «Джинны», 6.

[153] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

[154] Этот хадис приводит Муслим.

[155] Этот хадис приводит Муслим.

[156] Этот хадис приводит Муслим.

[157] «Добыча», 9.

[158] «Добыча», 9.

[159] «Муравьи», 62.

[160] «Рассказ», 15.

[161] «Скот», 162-163.

[162] «Скот», 162-163.

[163] «Йа син», 71-72.

[164] «Человек», 7.

[165] «Хаджж», 29.

[166] «Семейство Имрана», 83.

[167] «Испытуемая», 4.

[168] «Семейство Имрана», 18.

[169] «Семейство Имрана», 18.

[170] «Худ», 101.

[171] «Преграды», 59.

[172] «Лукман», 30.

[173] «Звезда», 19-23.

[174] «Йусуф», 40.

[175] «Украшения», 26-28.

[176] «Преграды», 54.

[177] «Семейство Имрана», 64.

[178] «Покаяние», 128.

[179] «Собрание», 2.

[180] «Победа», 29.

[181] «Преграды», 158.

[182] «Рассеивающие», 56.

[183] «Различение»,1.

[184] «Скот», 50.

[185] «Джинны», 21-22.

[186] «Преграды», 188.

[187] «Скот», 162-163.

[188] «Явное доказательство», 5.

[189] «Явное доказательство», 5.

[190] «Скот», 153.

[191] «Корова», 183.

[192] «Семейство Имрана», 97.

[193] «Семейство Имрана», 97.

[194] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

[195] «Корова», 143.

[196] Этот хадис приводит Бухари.

[197] «Гора», 35.

[198] Там же, 35-37.

[199] Этот хадис приводит Бухари.

[200] «Пророки», 76.

[201] «Добыча», 9.

[202] Этот хадис приводит Бухари.

[203] «Поэты», 63.

[204] «Семейство Имрана», 49.

[205] «Трапеза», 110.

[206] «Луна», 54

[207] «Преграды», 54.

[208] «Ангелы», 13.

[209] «Вырывающие», 24.

[210] «Рассказ», 38.

[211] «Муравьи», 14.

[212] «Ночное путешествие», 102.

[213] «Верующий», 84-89.

[214] «Украшения», 9.

[215] Там же, 87.

[216] «Корова», 163.

[217] «Семейство Имрана», 18.

[218] «Хаджж», 62.

[219] «Звезда», 23.

[220] «Преграды», 71.

[221] «Йусуф», 39-40.

[222] «Преграды», 59.

[223] «Различение», 3-4.

[224] «Саба», 22-23.

[225] «Преграды», 191-192.

[226] «Корова», 21-22.

[227] «Украшения», 87.

[228] «Йунус», 31-32.

[229] «Преграды», 180.

[230] «Румы», 27.

[231] «Совет», 11.

[232] «Пророки», 19-20.

[233] Этот хадис приводит Муслим.

[234] «Ангелы», 1.

[235] «Добыча», 50.

[236] «Скот», 93.

[237] «Саба», 23.

[238] «Гром», 23-24.

[239] Этот хадис приводит Бухари.

[240] «Трапеза», 48.

[241] Там же, 5.

[242] «Женщины», 163.

[243] Этот хадис приводит Бухари.

[244] «Сонмы», 40.

[245] «Пчелы», 36.

[246] «Ангелы», 24.

[247] «Трапеза», 44.

[248] «Преграды», 188.

[249] «Джинны», 21-22.

[250] «Поэты», 79-81.

[251] «Ночное путешествие», 3.

[252] «Различение», 1.

[253] «Сад», 45-47.

[254] «Украшения», 59.

[255] «Поэты», 105.

[256] «Сонмы», 7.

[257] «Совет», 13.

[258] «Верующий», 78.

[259] «Женщины», 65.

[260] «Ночное путешествие», 94-95.

[261] «Ибрахим», 10-11.

[262] «Пророки», 104.

[263] «Верующие», 15-16.

[264] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

[265] «Верующие», 115.

[266] «Покрывающее», 25-26.

[267] «Скот», 160.

[268] «Пророки», 47.

[269] Этот хадис приводят Бухари и Муслим.

[270] «Преграды», 6-7.

[271] «Явное доказательство», 8.

[272] «Земной поклон», 17.

[273] «Семейство Имрана», 131.

[274] «Пещера», 29.

[275] «Сонмы», 64-66.

[276] «Скот», 93.

[277] «Верующий», 46.

[278] Этот хадис приводит Муслим.

[279] «Разъяснены», 30.

[280] «Падающее», 83-89.

[281] Часть длинного хадиса, приводимого Ахмадом и Абу Даудом.

[282] «Взаимное обманывание», 7.

[283] «Корова», 55.

[284] Там же, 55-56.

[285] «Корова», 72-73.

[286] Там же, 243.

[287] Там же, 259.

[288] «Корова», 260.

[289] «Румы», 27.

[290] «Пророки», 104.

[291] «Йа син», 79.

[292] «Разъяснены», 39.

[293] «Каф», 9-11.

[294] «Толпы», 42.

[295] «Ночное путешествие», 44.

[296] «Преграды», 27.

[297] «Корова», 177.

[298] «Луна», 49.

[299] «Хадж», 7.

[300] Этот хадис приводит Муслим.

[301] «Рассказ», 68.

[302] «Ибрахим», 27.

[303] «Семейство Имрана», 6.

[304] «Женщины», 90.

[305] «Скот», 137.

[306] «Толпы», 62.

[307] «Различение», 2.

[308] «Стоящие в ряд», 96.

[309] «Весть», 39.

[310] «Корова», 223.

[311] «Взаимное обманывание», 16.

[312] «Корова», 286.

[313] «Скручивание», 28-29.

[314] «Скот», 148.

[315] «Женщины», 165.

[316] «Ночь», 5.

[317] В таком виде этот хадис приводит Бухари.

[318] «Взаимное обманывание», 16.

[319] «Корова», 286.

[320] «Железо», 22-23.

[321] Этот хадис приводит Муслим.

[322] «Семейство Имрана», 152.

[323] «Пещера», 29.

[324] «Разъяснены», 46.

[325] «Корова», 253.

[326] «Земной поклон», 13.

[327] «Пчелы», 128.

[328] «Поэты», 217-220.

[329] «Йунус», 61.

[330] «Благодеяние» является буквальным переводом религиозного термина «ихсан», который часто встречается в Коране и сунне и понимается как искренность, проявляемая мусульманином при исполнении им своих религиозных обязанностей и противопоставляемая ханжескому благочестию (рий’а).

[331] См.: «Сгусток», 1.

[332] «Сгусток», 1-5.

[333] «Завернувшийся», 1-7.

[334] «Завернувшийся», 1-7.

[335] «Ступени», 4.

[336] «Женщины», 97-98.

[337] «Паук», 56.

[338]

[339] «Женщины», 97.

[340] См.: «Аль-Мугни», т.8, стр.457.

[341] «Скот», 108.

[342] «Скот», 141.

[343] «Рассеивающие», 19.

[344] «Семейство Имрана», 144.

[345] «Толпы», 30.

[346] «Преграды», 158.

[347] «Трапеза», 3.

[348] «Корова», 185.

[349] «Трапеза», 6.

[350] «Хаджж», 78.

[351] «Толпы», 30-31.

[352] «Та ха», 55.

[353] «Нух», 17-18.

[354] «Завернувшийся», 17-18.

[355] «Та ха», 56.

[356] «Звезда», 31.

[357] «Землетрясение», 7-8.

[358] «Пророки», 47.

[359] «Скот», 160.

[360] «Взаимное обманывание», 7.

[361] «Скот», 29-30.

[362] «Обвешивающие», 10-17.

[363] «Различение», 11.

[364] «Паук», 23.

[365] «Взаимное обманывание», 7.

[366] «Румы», 27.

[367] «Пророки», 104.

[368] «Верующий», 57.

[369] «Пески», 33.

[370] «Йа син», 81-82.

[371] «Разъяснены», 33.

[372] «Корова", 259.

[373] «Верующие», 115-116.

[374] «Та ха», 15.

[375] «Пчелы», 38-40.

[376] «Взаимное обманывание», 7.

[377] См.: «Поэты», 227.

[378] «Женщины», 165.

[379] «Пчелы», 36.

[380] «Пророки», 25.

[381] «Женщины», 163.

[382] «Сонмы», 40.

[383] «Пчелы», 36.

[384] «Ангелы», 24.

[385] «Неизбежное», 11.

[386] «Женщина», 59.

[387] «Сад», 78.

[388] «Корова», 34.

[389] «Муравьи», 65.

[390] «Джинны», 26-27.

[391] «Скот», 50.

[392] «Покаяние», 31.

[393] «Женщины», 60-65.

[394] «Преграды», 54.

[395] «Трапеза», 44.

[396] Там же, 45.

[397] Там же, 47.

[398] «Корова», 254.

[399] «Покаяние», 84.

[400] «Корова», 256.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.