Здавалка
Главная | Обратная связь

Типы управленческих решений: критерии, преимущества и недостатки



В практике организаций ежедневно принимается огромное множество решений. Произошла поломка офисного оборудования. Начальник отдела принимает решение о ремонте. Выросла текучесть персонала. Начальник отдела развития персонала принимает решение внедрить новую систему поддержки работников, включающую социальный пакет и гибкую систему премирования. Появился новый конкурент и руководитель маркетинговой службы вынужден скорректировать ценовую политику. Таких примеров можно привести множество. В теории управления выделяют несколько типов решений.

1) Типология по степени участия руководителей разного уровня и специалистов:

· коллегиальные (экспертные и по согласованию);

· коллективные (демократические);

· индивидуальные (единоличные).

Коллегиальное решение — это решение, принятое группой руководителей и специалистов.

Как правило, решения принимаются руководителем организации по согласованию с ведущими топ-менеджерами и специалистами, коллегиально. Так происходит в большинстве компаний. Руководитель делегирует параллельные полномочия или использует прием обязательного согласования, что в распорядительных документах прописывается: как «согласовано». При обязательных согласованиях ответственность за принятие значимых решений частично возлагается на руководителей, принимающих на себя такие полномочия. Параллельные полномочия увеличивают ответственность и права руководителей, а решение становится коллективным. Например, во многих компаниях применяются параллельные полномочия для контроля финансовых расходов, а в случае крупных покупок требуются две или три подписи руководителей.

Коллегиальные решения обычно принимаются на деловых совещаниях и во время работы комиссий ведущими руководителями и специалистами. На таких совещаниях уже существует известный баланс сил, что значительно влияет на результат управления, решение. Так, расстановка сил может быть такова, что приоритет принятия решения может иметь один или два руководителя, хотя формально решение принимается коллегиально. Это недостаток коллегиальных решений. Поэтому руководители обращаются к экспертам, которые могут помочь им в принятии важных решений. Подобные решения принимаются в том случае, если привлекается группа специалистов: внешние аудиторы или сотрудники штабных служб организации. Например, для решения спорного вопроса, руководитель может привлечь юридическую службу, а для разработки стратегического плана воспользоваться услугами группы аналитиков. Может быть сформирована экспертная комиссия с привлечением внешних экспертов в области качества или финансового аудита.

Современная управленческая теория предлагает методы и приемы, которые руководитель может использовать для оптимизации работы малой группы и роста эффективности принятых решений.

Коллективные (демократические) решения — это решения, принятые большинством сотрудников организации, совместно трудовым коллективом или малой группой. В отличие от коллегиальных, демократические решения являются ярким выражением воли большинства членов трудового коллектива, малого или большого. Такие решения принимаются в ходе тайного голосования, использования методов экспертных оценок, например, номинальной групповой техники, японских методик «ринги». Использование подобных методов возможно при высоком уровне мотивации персонала, использовании демократического стиля руководства, развитости и прозрачности корпоративной культуры.

Коллективные решения принимаются и в том случае, когда поднимаются значимые, затрагивающие весь персонал, проблемы и вопросы. К примеру, выборы руководителя по конкурсу, внедрение новой системы оплаты труда и т.д.

Индивидуальные управленческие решения — это решения, которые принимаются руководителем единолично. В организациях малого бизнеса небольшое число уровней управления, высокая степень риска потери конкурентного статуса. Руководит такой организацией предприниматель, который несет всю ответственность за дальнейшее ее функционирование в нестабильных рыночных условиях. Предприниматель опасается делегировать полномочия по финансовым и другим значимым вопросам своим подчиненным и принимает решения единолично. Положительным моментом индивидуального решения является его творческий, неординарный характер.

Недостатки индивидуальных решений проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер. Руководитель узурпирует власть, единолично распоряжается ресурсами, определяет кадровую политику организации и оказывает давление на подчиненных. Решения, принимаемые руководителем единолично, позволяют организации какое-то время оставаться на рынке и быть успешной. Однако в дальнейшем, стиль руководства, используемый руководителем, тормозит развитие организации. Руководитель должен уметь лавировать и быть гибким, использовать искусство делегирования полномочий по принятию решений другим людям в организации.

2) Типология по уровням планирования и времени реализации мероприятий

· стратегические

· тактические

· оперативные

Стратегические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации. За такими решениями следует разработка: стратегического плана, производственной программы организации. Стратегические решения предполагают проведение кардинальных перестроек в организации: изменение направлений финансовых потоков в продуктовые группы или целевые сегменты, трансформацию структуры, выход на новые региональные рынки, расширение или сокращение деятельности, изменение ассортиментной политики. Стратегические управленческие решения принимаются на уровне директоров, вице-президентов компании, зам. директоров, руководителей производственных подразделений и цехов. В малом бизнесе вся ответственность за принятие стратегических решений сосредотачивается в руках руководителя и его команды.

Тактические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем и среднем уровнях управления на год или на квартал и включают мероприятия, необходимые для реализации годового или квартального планов: продаж, производства или предоставления услуг. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель и соответственно, тактические решения необходимы для достижения этой цели. Тактические решения могут быть связаны с продумыванием новых моделей поведения на рынке, изменением ценовой политики, организацией рекламных акций, оптимизацией работы профессиональных коллективов и т.д. Закупить новое оборудование, внедрить систему скидок и льгот для выгодных заказчиков, внедрить систему бонусов и премиальных вознаграждений за достигнутый персоналом результат, изменить принцип ценообразования — это примеры тактических решений.

Оперативные управленческие решения — решения, принимаемые в средних и низших эшелонах управления, связанные с организацией работы непосредственных исполнителей, обеспечением их ресурсами, материалами, информацией. Закупка материалов, ремонт офисного оборудования, направление работников на определенные участки для выполнения технических заданий, заключение договоров с потребителями, — это примеры оперативных управленческих решений. Такие решения принимаются в процессе ежедневной, напряженной работы трудового коллектива и требуют регулярного контроля со стороны руководителя.

3) Типология по содержанию управленческого процесса

· социальные

· экономические

· организационные

· технические.

Содержательная типология в отличие, от рассмотренных выше отражает сущностные характеристики управленческих решений, которые имеют определенную направленность и связаны с различными сторонами деятельности. Так, экономические решения связаны с системой хозяйствования, необходимы для роста экономической эффективности деятельности организации, рентабельности, окупаемости и ликвидности активов. Как лучше распорядиться ресурсами, сделать предприятие рентабельным, увеличить прибыль, — эти и другие вопросы встанут перед руководителем, принимающим экономические решения.

Социальные решения — это решения, затрагивающие социальную структуру организации, персонал, корпоративную культуру, климат и общие ценности. Социальные решения могут быть связаны с оптимизацией работы персонала, улучшением системы мотивации и социальной поддержки работников, имиджем организации в обществе, реализацией миссии. Повысить заработную плату, внедрить экологически безопасное оборудование, улучшить санитарные условия, усилить требования техники безопасности, разрешить конфликт — это примеры социально ответственных решений.

Организационные решения — это решения связанные с методами управления, способами достижения целей. Организовать работников для выполнения задания, осуществить перераспределение функций и полномочий, провести общее собрание, — это примеры организационных решений. Такие решения — неотъемлемая часть процесса управления.

Технические решения — это оперативные решения, которые необходимы для обеспечения трудового, производственного процессов, снабжения необходимыми ресурсами, материалами, информацией. Установить программное обеспечение в отделе, заменить сломанный станок, оплатить командировочные расходы, направить работника на важный производственный участок, — это примеры технических решений.

Итак, управленческие решения различны по содержанию, временным параметрам, уровням планирования, однако все они, — неотъемлемая составляющая процесса управления. Эффект их реализации напрямую зависит от способности менеджера прогнозировать ситуацию, предвидеть последствия принятых решений, умения использовать не только собственный потенциал, но прежде всего возможности группы и коллектива в целом.


2. Анализ ситуации «Цена или качество?»

Ирина с детства умела и любила шить – сначала куклам, потом подругам; поэтому никто не удивился, когда после школы она поступила учиться в институт по специальности дизайнер-модельер, а потом устроилась на работу в престижную фирму по пошиву одежды «Феофан». Благодаря высоким профессиональным и личностным качествам ее карьера шла в гору; уже через несколько лет она заняла один из руководящих постов. Весной в компанию поступил крупный выгодный заказ и весьма от одной из фирм на новую коллекцию одежды «Весна-лето» следующего года. Специалисты «Феофана» произвели все необходимые расчеты и в соответствии с ними разработали бизнес-план, ко которому компания будет работать весь год; найдены фирмы-поставщики, с которыми заключили договора. Однако в процессе работы выяснилось, что по не зависящим от них причинам один из поставщиков не сможет выполнить свою часть договора – вовремя предоставить оригинальную фурнитуру для коллекции.

По распоряжению генерального директора Ирина нашла несколько других возможных фирм – поставщиков, но фурнитура, предоставляемая ими, оказалась либо менее качественной, либо более дорогой.

При выборе дорогой фурнитуры компания выходила за рамки установленного бизнес-плана и терпела бы убытки. Если же отдать предпочтение фурнитуре с умеренной ценой, но с заниженным качеством, терялась оригинальность моделей. Если же ждать товар от главного поставщика, то компания не укладывалась в установленные заказчиком сроки и терпела убытки.

Перед Ириной встал непростой вопрос: что делать?

Вопросы к ситуации:

1. Формулировка проблемы (одним предложением).

2. Альтернативные решения (2-3 варианта решения проблемы с описанием отрицательных и положительных аспектов).

3. План действий (выбор наиболее приемлемой на Ваш взгляд альтернативы, обоснование этого выбора и описание ситуации после реализации решения).

Решение задачи:

1. Формулировка проблемы

Выбор между ценой и качеством производимого товара.

2. Альтернативные решения

  1. Дождаться фурнитуру от первоначальных поставщиков
Плюсы: Минусы:
а) модели будут выполнены в задуманном ключе а) задержка заказов б) пострадаем имидж компании в) возможна потеря клиентов г) финансовые убытки  
  1. Сделать выбор в пользу более дешевой, но менее качественной продукции
Плюсы: Минусы:
а) затраты не превысят те, что заложены в бизнес-план а) коллекция будет готова в запланированные сроки б) пропадет оригинальность модели в) пострадает имидж компании г) финансовые убытки
  1. Заключить договор с поставщиками, чья продукция является качественной и приближенной к той, которая должна была быть предоставлена, но значительно более дорогой
Плюсы: Минусы:
а) сохранится оригинальность моделей б) коллекция будет готова к намеченному сроку в) поддержание имиджа компании   а) затраты превысят запланированные  

 

3. План действий

Компания должна найти средства для закупки более дорогой, но и более подходящей фурнитуры для коллекции, которая не изменит внешний вид и смысловую нагрузку, разработанную дизайнерами. Чтобы не отрывать средства от производства, можно взять кредит в банке и дополнительно обговорить сложившуюся ситуацию с заказчиком для поиска совместного решения вопроса. В любом случае при выполнении принятых обязательств фирма укрепит свой деловой имидж, положительно зарекомендует себя в глазах партнеров, сможет привлечь новых клиентов.


Тест.

1. Процесс принятия управленческого решения – это… (дайте определение и опишите суть процесса)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каком случае возникает необходимость принятия управленческого решения:

а) В случае ликвидации неблагоприятной управленческой ситуации

б) В случае достижения поставленных перед организацией задач

в) В случае удовлетворения потребностей организации

г) В случае улучшения существующей ситуации

 

3. Что является главным критерием эффективности при принятии важных управленческих решений:

а) Опыт работы руководителя.

б) Организационная структура предприятия

в) Наличие контролирующего параметра

г) Четкое представление целей, к которым стремится организация

 

4. Система экономических, правовых, социально-психологических отношений между изготовителем и потребителем, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции – это:

а) Технология управления

б) Повышение конкурентоспособности организации

в) Рыночные отношения

г) Разработка управленческого решения

 

5. Качество управленческого решения – это:

а) Совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя и обеспечивающих реальность его реализации

б) Необходимость ликвидации, уменьшения актуальности и решения проблемы управления

в) Решение, выраженное количественно и качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации

г) Обеспечение принятия эффективного решения с наименьшей степенью риска

 

6. Если менеджер легко генерирует самые разнообразные идеи в ограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить и уточнить, то такое решение принято называть…

а) Инертное управленческое решение

б) Рискованное управленческое решение

в) Импульсивное управленческое решение

г) Уравновешенное управленческое решение

 

7. Какой из перечисленных подходов к принятию управленческого решения заключается в переходе от качественных характеристик к количественным оценкам?

а) Директивный

б) Оптимизационный

в) Интеграционный

г) Функциональный

 

8. Какой принцип управленческого процесса подразумевает рациональную организацию процессов и характеризует оптимальность пути прохождения предметов труда?

а) Непрерывность

б) Параллельность

в) Прямоточность

г) Пропорциональность

9. Какие методы теории принятия управленческих решений не относятся к количественным?

а) Модель теории игр

б) Модель теории очередей или оптимального обслуживания

в) Методы экономического анализа

г) Методы содержательного анализа ситуации

 

10. Ситуационный анализ ориентирован на:

а) На эффективное управление конкретной ситуацией

б) На глобальные задачи организации

в) На долгосрочные и среднесрочные планы организации и ее подразделений

г) На разработку системы контрольных показателей

 

11. Какова особенность ситуационного подхода:

а) Решает сначала общие проблемы, затем переходит к частным (конкретным) проблемам

б) Решает сначала частные (конкретные) проблемы, затем переходит к общим проблемам

в) Решает только одну узкую, четко поставленную проблему

г) Он применяется при решении любых задач

 

12. Чем характеризуются условия неопределенности:

а) Достаточно полным количеством информации для организации действий

б) Отсутствием достаточного количества информации для организации действий

в) Отсутствием измеримой неопределенности для организации действий

г) Отсутствием качественной информации

 

13. Средний вид риска определяется величиной в:

а) До 5%

б) 5-10%

в) 11-20%

г) 50-55%

 

14. Какие факторы, снижают вероятность принятия качественного и эффективного управленческого решения:

а) Личностные пристрастия или лояльность руководителя к одному из сотрудников

б) Структуризация проблемы

в) Планирование деятельности организации

г) Функционирование системы ответственности

 

15. Сопоставьте этапы и функции управленческого решения и выстроите их в логической последовательности:

Этапы: Функции:

1) Подготовка УР а) формирование целей

2) Принятие УР б) оценка альтернативы

3) Реализация УР в) предварительный подбор лучшей альтернативы

г) выполнение решения

д) выбор допустимой альтернативы

е) выявление и анализ проблемной ситуации

ж) определение этапов, сроков и исполнителей решения

з) экспериментальная проверка альтернатив

и) обеспечение работ по выполнению решения

к) выявление полного перечня альтернатив

л) выбор решения

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.