Именно такая информация является основой материалов, которые причисляются к экологической журналистике.
Издания, в которых публикуют материалы экологической направленности, имеют как общую, так и специализированную направленность. Общие (или общественно-политические) СМИ традиционно определяют как освещающие в той или иной степени все стороны современной жизни: политику, экономику, международные отношения, социальную сферу, культуру. Аудитория таких изданий может быть самой различной. Экологическая тема – одна из возможных тем, затрагиваемых в такого типа изданиях. Но если невозможно себе представить общественно-политическую газету, в которой не было бы отдельной рубрики, посвященной, допустим, новостям экономики или новостям культуры, то далеко не в каждом издании отдельное и постоянное место уделяется экологическим новостям. Специализированные (тематические) СМИ – издания и программы, рассчитанные на аудиторию, объединенную определенным общим интересом. Это специализированные женские и мужские, научные и развлекательные издания, издания для автомобилистов, любителей домашних животных, фотографов, бизнесменов, программистов и других групп общества. Среди всех этих изданий занимает свою нишу и экологическая (или "зеленая") пресса [21]. Анализ содержания как общих, так и специализированных изданий, отражающих экологическую тематику на своих страницах, выявление их роли в формировании и отражении общественного экологического сознания дает основания сформулировать функции экологической прессы в целом: — информационная - предоставлять читателям информацию о реальном положении дел в экологической сфере как в планетарном, так и региональном масштабе; — просветительская - распространять знания о законах функционирования природной среды и человеческого общества, их оптимальном взаимодействии; — воспитательная — формировать у читателей нравственное, гуманное, религиозное отношение к природе, умение получать эстетическое наслаждение от восприятия красоты окружающего мира (эта функция тесно связана с просветительской); — организаторская — консолидировать усилия аудитории для решения экологических проблем; — контролирующая — добиваться от властных структур реализации принятых решений и выработки новых, способствующих улучшению окружающей среды и ее безопасности для человека; — рекреативная (восстановительная) — давать читателям возможность отдохнуть от социального, политического и экономического напряжения, расслабиться, восстановить свои силы. Согласно этим функциям экологическая пресса подразделяется на ряд направлений: политико-правовое и социальное, биоэкономическое, нравственно-эстетическое, экологическая безопасность и защита экологических прав человека. В рамках политико-правового и социального направления у читателей формируется представление об общепланетарном, глобальном характере экологических проблем, о роли всех стран в их решении, влиянии законов и общественного устройства на систему взаимодействия человека и природы, о правовых гарантах в этой сфере. Биоэкономическое направление формирует у читателей представление о необходимости взаимодействия экологии и бизнеса, вырабатывает у производственников и ученых отношение к природе не только как к сиюминутному сырьевому источнику, но и как к материальному условию дальнейшего социально-экономического развития страны. Нравственно-эстетическое направление воспитывает и взрослую, и детскую читательскую аудиторию, используя достижения таких форм духовно-практической деятельности, как философия, мораль, искусство, религия. Направление экологической безопасности способствует выработке научных и практических методик поведения человека в обычных и экстремальных экологических ситуациях. Направление защиты экологических прав человека формирует активную экологическую позицию россиян как необходимый элемент создания, консолидации гражданского общества на основе соблюдения экологических прав человека [2]. Поскольку экологические издания подпадают под раздел социализированных (тематических) СМИ, то их аудиторией становятся люди любой возрастной категории, объединенные определенным общим интересом, в данном случае – состоянием экологии. Существует также градация "зеленых" СМИ по следующим критериям: • по территории распространения: на региональные (краевые, районные, областные) и межрегиональные (международные); • по информационной насыщенности: на проблемные (затрагивающие только одну или несколько экологических проблем – биологическое разнообразие, химическая безопасность и т.д.) и общие (освещающие в той или иной степени все области экологии); • по типу подачи информации: на общедоступные и рассчитанные на специалистов в той или иной области; •по типу издателя: на издаваемые политическими партиями, правительственными структурами, международными экологическими организациями и фондами, научными объединениями, частными лицами; необходимо отметить, что большинство "зеленых" СМИ производятся общественными экологическими организациями. Что же касается основных тем, освещаемых экологической журналистикой, то исходя из опыта работы пресс-службы Центра Координации и Информации Социально-экологического Союза (ЦКИ СоЭС) можно определить несколько основных: 1. Тема "экология и здоровье" является наиболее популярной, "продаваемой". От экологических проблем, поставленных таким образом, отвернуться сложно. Отношение к этим проблемам различное. С одной стороны, существует мода на "обывательскую экологию": эту тенденцию одними из первых почувствовали рекламодатели (сначала западные, а потом и отечественные) – производители фильтров, кондиционеров, продуктов питания, косметики, а также фирмы, занимающиеся куплей-продажей квартир. С другой стороны, как ответ на такого рода "экологическую рекламу" появляется и антиреклама. Все более популярными становятся так называемые "разоблачительные" материалы, открывающие глаза обывателям на вред товаров, которые они покупают. 2. Тема, которую условно можно обозначить как экология мегаполиса, которая тесным образом перекликается с темой "экология и здоровье, становится в последнее время все популярнее. Среди многочисленных составляющих этой темы можно выделить несколько: проблема качества воздуха и воды, проблема утилизации твердых бытовых отходов (ТБО), проблема зеленых насаждений и их уничтожения. Часто информация о проблемах экологии мегаполиса подается в виде карт. 3. Тема экологического образования, к сожалению, является не очень развитой. Ни о какой системе экологического образования в современной российской прессе пока не существует. Целями материалов этого направления является привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам охраны окружающей среды, воспитание чувства любви к живой и неживой природе. 4. Тема экологического права, тесно связанная со всеми экологическими проблемами, в последнее время все чаще и чаще звучит на страницах российской прессы [21]. Люди должны знать не только об экологическом риске, но и об ответственности, которую перед ним несут государство и производители, а также сами граждане и о своих правах на благоприятную окружающую среду, гарантированную Конституцией РФ: «Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[19]. Нарушение экологических прав – неизменный компонент практически любой проблемы, связанной со спорными в экологическом отношении аспектами. Роль СМИ в этом случае – наглядно показать людям, на что они имеют право, как реально можно самим изменить ситуацию, в какие инстанции нужно обращаться. Во многих случаях нарушение гражданских экологических прав, экологические преступления – следствие коррумпированности властей. Вполне правомерно утверждать, что почти каждая экологическая публикация затрагивает интересы какого-либо чиновника, политика или промышленника. Ответные меры могут быть различными – вплоть до физического воздействия на журналиста или на источник информации [21]. Несмотря на то, что Конституция РФ гарантирует доступ к экологической информации: «Статья 24, ч. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом»[19]. 5. Тема ядерной и химической промышленности также является очень важной. Информация о радиоактивных и химических загрязнениях окружающей среды в результате внештатных ситуаций на военных и гражданских предприятиях долгое время засекречивалась. В результате такой государственной политики в катастрофическом положении оказались десятки регионов страны, где расположены места складирования химического оружия, полигоны ядерных испытаний, районы, прилегающие к атомным электростанциям и химическим предприятиям. Сегодня многие засекреченные папки с такой информацией открыт, а многие еще предстоит открыть. И в этом также задача экологических СМИ. Перечисленные темы – основные, но далеко не все экологические темы, освещаемые различными СМИ. Другими популярными темами, надо полагать, в ближайшее время останутся: глобальное изменение климата, деградация почв, потеря лесов и биологических видов. Все больше внимания будет уделяться проблеме биотехнологий и генной инженерии [21]. Стоит отметить, что за время существования экологической журналистики в России сложилась определенная система жанров экологических публикаций. Современные экологические публикации "выросли" из очерков о природе и научных статей, характерных для советской прессы 60-70-х годов. Рассказы и очерки о живой природе традиционно призваны были воспитывать любовь к своей земле, к живому, в особенности у молодежи. Сегодня очерк практически исчез с полос центральных газет, из теле- и радиоэфира. Современные СМИ выполняют преимущественно только одну из своих функций – информирование о событиях (в какой-то степени дополняя их анализом), а воспитательная (образовательная, просветительская) функция являются не актуальными. По данным Центра экстремальной журналистики, среди основных жанров, используемых СМИ для подачи экологических материалов, можно выделить следующие: • "горячая" новость (используется в случае каких-либо неординарных событий, таких как аварии на предприятиях, выбросы вредных веществ, повлекшие массовые отравления или смерти, природные катаклизмы, заявления официальных лиц и др.). • статья-справка (справочная информация о какой-либо проблеме, влияние тех или иных веществ на здоровье человека и т.д.; выполняет образовательно-просветительскую функцию). • интервью с экспертом (используется либо в том случае, когда сам интервьюируемый является предметом интереса публики, влиятелен и пользуется авторитетом, либо когда проблема уже сама по себе не является новостью, и в этом случае жанр интервью помогает посмотреть на данную проблему с другой стороны, представить новую точку зрения). Однако, "зеленые" СМИ довольно редко используют жанр интервью в чистом виде. Гораздо чаще можно встретить монолог - выступление того или иного чиновника или эколога на заданную тему. • репортаж (описание происходящего непосредственно с места события; пожалуй, сегодня это один из самых распространенных жанров экологической журналистики. • расследование (установление причины произошедшего (утечки вредных веществ, аварии). • анализ (не просто описание события или проблемы, но анализ причин и последствий, а также представление разных позиций)[14]. На сегодняшний день перед экологической журналистикой стоят следующие задачи: - рассмотрение экологических проблем в тесном единстве с общеполитической, экономической, социальной ситуацией в мире и в стране, а также в регионе, городе, каждом отдельном населённом пункте; - предложение решений проблемных ситуаций; - формирование в обществе атмосферы созидания, а не разрушения, что однозначно важно и для человека, и для природы; - формирование уважения к закону в природоохранительной области; - обучение аудитории основам экологического знания [20]. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|