Здавалка
Главная | Обратная связь

Результаты оценивания лабораторной работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Тема: Классы неорганических веществ

 

&Тезаурус темы

Оксиды –вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

Кислоты –сложные вещества, при диссоциации которых в водном растворе образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка.

Основания –сложные вещества, при диссоциации которых в водном растворе образуются гидроксид-ионы и ионы металлов (или ионы катион аммония).

Амфотерность – свойство веществ, при которых они проявляют свойств кислот и оснований одновременно.

Соли – сложные вещества, при диссоциации которых в водных растворах образуются катионы металлов (или катион аммония) и анионы кислотного остатка.

Средние соли –соли, представляющие собой продукт полного замещения гидроксогрупп в основаниях и катионов водорода в кислотах.

Кислотные соли –соли, образованные как продукты неполного замещения катионов водорода на атомы метала.

Основные соли –соли,образованные как продукты неполного замещения гидроксильных групп основания на кислотные остатки.

Лакмус –индикатор, который в кислой среде окрашивается в красный, в щелочной – в синий, в нейтральной – в фиолетовый цвет.

MЭкспериментальная часть

ОПЫТ № 1. Идентификация кислот и оснований

Реактивы

Раствор хлорида бария (5%-ный), раствор нитрата серебра (5%-ный), раствор карбоната натрия (10%-ный); для распознавания: раствор серной кислоты (10%-ный), раствор соляной кислоты (10%-ный), раствор гидроксида кальция (10%-ный); лакмусовый индикатор.

Оборудование

Пробирки.

Ход работы

1. Налейте в три пробирки по 2-3 мл растворов исследуемых веществ. Добавьте лакмусовый индикатор.

? Определите, какие из них являются кислотами, какое основанием. Укажите ионы, обусловливающие характер среды определяемых веществ.

 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2. В каждую пробирку налейте по 2-3 мл одной из кислот и добавьте по 1-2 мл раствора хлорида бария. Наблюдайте за происходящим.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и хлорида бария в молекулярной и ионной формах, назовите кислоту, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
     

 

3. Налейте в пробирку 2-3 мл неизвестной кислоты и добавьте 2-3 капли раствора нитрата серебра. Наблюдайте за происходящим.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и нитрата серебра в молекулярной и ионной формах, назовите кислоту, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
     

 

4. Налейте в пробирку 2-3 мл неизвестного основания и добавьте 1-2 мл раствора карбоната натрия. Наблюдайте за происходящим.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия основания и карбоната натрия в молекулярной и ионной формах, назовите основание, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
     

ОПЫТ № 2. Реакция нейтрализации

Реактивы

Раствор соляной кислоты (10%-ный), раствор гидроксида натрия или калия (10%-ный), лакмусовый индикатор.

Оборудование

Пробирка, пипетка для постепенного введения раствора гидроксида натрия (калия).

Ход работы

1. К 2-3 мл раствора кислоты, помещенной в пробирку, добавьте 2-3 капли раствора лакмуса.

? Как изменился цвет раствора?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

2. Затем к раствору прилейте по каплям раствор гидроксида натрия (калия).

?Напишите уравнение реакции взаимодействия кислоты и основания, назовите полученную соль, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
   

 

? Объясните наблюдаемые изменения цвета раствора

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

ОПЫТ № 3. Получение средней и кислой солей

Реактивы

Раствор гидроксида кальция (насыщенный), углекислый газ или чистая газированная минеральная вода.

Оборудование

Пробирка.

Ход работы

1. В пробирку с 3-4 мл раствора гидроксида кальция пропустите углекислый газ или добавьте минеральную воду в количестве, приводящем к первоначальным внешним изменениям раствора.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия углекислого газа и основания, назовите полученное вещество, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
   

 

2. Продолжайте добавлять минеральную воду или пропускать углекислый газ через раствор до тех пор, пока не будете наблюдать новые визуальные изменения.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия углекислого газа и полученного первоначально продукта, назовите полученное вещество, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
   

 

ОПЫТ № 4. Получение основной соли и гидроксида кобальта

Реактивы

Раствор средней соли кобальта, например CoCl2 (10%-ный), раствор щелочи (10%-ный).

Оборудование

Пробирка, пипетка для постепенного введения раствора гидроксида натрия.

Ход работы

1. В пробирку налейте 2-3 мл раствора соли кобальта и добавьте с помощью пипетки очень немного раствора щелочи до появления первоначальных внешних изменений, происходящих с раствором.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия соли кобальта и щелочи, назовите полученное вещество, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
   

2. К полученному измененному раствору при периодическом встряхивании добавьте дополнительное количество щелочи до полного изменения содержимого пробирки.

?Напишите уравнение реакции взаимодействия щелочи и полученного первоначально продукта, назовите полученное вещество, укажите наблюдаемые явления.

 

Уравнение реакции Наблюдаемые явления
     

 

? Вопросы для подготовки к блиц-опросу

1. Что такое оксиды? Какова классификация и номенклатура оксидов? (Приведите примеры)

2. Каковы основные способы получения и химические свойства оксидов? (Покажите на примере)

3. Что такое основания? Какова классификация и номенклатура оснований? (Приведите примеры)

4. Каковы основные способы получения и химические свойства оснований? (Покажите на примере)

5. Что такое кислоты? Какова классификация и номенклатура кислот? (Приведите примеры)

6. Каковы основные способы получения и химические свойства кислот? (Покажите на примере)

7. Что такое соли? Какова классификация и номенклатура солей? (Приведите примеры)

8. Каковы основные способы получения и химические свойства солей? (Покажите на примере)

 

Результаты оценивания лабораторной работы

 

№ п/п Критерий оценивания Кол-во баллов
максимальное фактическое
Правильно проведенный ход работы 0,5  
Правильное написание уравнений реакций 0,5  
Правильно выполненные расчеты 0,5  
Правильно сделанный вывод по работе 0,5  
Правильные ответы на вопросы по работе  
  ИТОГО

 

_____________________ ________________

(подпись преподавателя) (дата)

_____________________ ________________

(подпись студента) (дата)

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.