Здавалка
Главная | Обратная связь

Лабораторная работа для студентов ПСз-115

«Подготовка методических материалов для портфолио педагога-психолога ДОУ»

К психологу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попытки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он.

Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, рожденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интеллектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстративности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было.

 

Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, почему возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".

 

ПРЕДПОЛОЖИВ, ЧТО РЕЗКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛО НЕ ТАК ДАВНО, ПСИХОЛОГ ВЫЯСНЯЕТ, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ

 

Запрос мамы о возвращении спокойствия и послушания сына - это первичный запрос. Получив его и предположив, что резкое изменение в поведении ребенка произошло не так давно, психолог выясняет, что же случилось за это время. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что после летнего отдыха мальчик перешел в данное ДОУ из логопедического детского сада. По словам мамы, в раннем возрасте у него наблюдалась задержка развития речи, что явилось причиной направления его в коррекционное учреждение. Следует заметить, что Ваня очень старался на занятиях с педагога-ми-дефектологами, мама и папа тоже выполняли все их рекомендации по развитию ребенка. И в результате - резкий скачок в развитии: Ваня быстро достиг уровня возрастной нормы и даже превысил его. В логопедическом саду воспитатели ставили его в пример сверстникам практически во всех видах деятельности. "Он был лучшим" - по словам мамы.

Далее психолог предположила, что проблемы с поведением у ребенка стали следствием затянувшейся адаптации к новому образовательному учреждению, где не сразу и безоговорочно признали его способности. Агрессию ребенок выражал по отношению к тем, кто более успешен, чем он. Завышенное отношение родителей к способностям Ивана и, как следствие, неадекватная самооценка вызывали внутреннее несоответствие действительности. Ребенок привык быть «лучшим» среди заведомо слабых интеллектуально детей, ему трудно перестроиться на детскую аудиторию «возрастной нормы». Решение данной проблемы было построено совсем по-другому, нежели представлялось вначале, при первичном знакомстве. Адекватный запрос к психологу от мамы должен быть сформулирован следующим образом: «Помогите мне научить сына нормально общаться с детьми, адекватно реагировать на конкуренцию, без занижения его самооценки». Это и есть перевод первичного запроса в адекватный.

На следующем этапе специалисту необходимо сосредоточиться на правильности построения гипотезы, т. е. предположения истинных условий развития проблемной ситуации и путей их корректирования. При этом необходимо учитывать результаты психологической диагностики. Желательно, чтобы сбор диагностической информации осуществлялся из разных источников. В частности, в приведенном выше примере нужно побеседовать не только с мамой, но и с воспитателем, самим ребенком, а также посмотреть медицинскую карту: в ней могут быть важные данные -как часто болеет ребенок, не стоит ли на учете у какого-либо врача, как происходило развитие в раннем возрасте и т. д. Все это поможет выстроить четкую гипотезу проблемы.

 

НУЖНО ОБОБЩИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ВЫБОР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

 

Описывая этот этап, нужно обобщить полученные данные и сделать выводы, обосновывающие выбор коррекционно-развивающей программы. Предлагается приложить в качестве примера умения вести профессиональную документацию, психологические заключения на 1-2 детей. В зависимости от решаемой проблемы, поставленных целей и задач программа работы может быть короткой или продолжительной, построенной как на основе готовых известных технологий, так и с использованием авторских приемов. Если технологии известные, то достаточно указать их. Если программа предназначена для индивидуального случая - необходимо описать применяемые техники и обосновать целесообразность их использования. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1-2 типовых занятий, конкретизировать условия их проведения.

 

В ходе коррекционно-развивающих занятий педагогу-психологу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны промежуточные диагностические процедуры, которые нужно описать и указать их результат. На основе диагностики может понадобиться корректирование самой программы. Тогда следует внести в описание эти изменения и сопоставить их с начальными целями и задачами.

 

ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ ОБРАЗОМ, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ

Подводя итог, специалист должен выделить показатели результативности работы, проанализировать не только изменения, произошедшие в процессе решения проблемы, но и профессиональную деятельность психолога, что покажет его умение видеть причины успеха и возникающие сложности. Для логического завершения работы должны быть предложены рекомендации по дальнейшему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родители, сверстники) с ребенком, семьей, группой. Желательно дать рекомендации наиболее доступным образом, учитывая особенности восприятия разных людей.

 

Задание на лабораторную работу:

1. Изучить теоретический материал.

2. Создать свой пример кейса с вымышленной ситуацией (с его анализом).

3. Оформить отчет по лабораторной работе.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.