Лабораторная работа «Обучение лексике»
Задание 1.Перечислите сведения, которые составляют системную ценность слова конец. Для этого ответьте на вопросы. 1. Конец – исконно русское слово или заимствованное? 2. Сколько значений у этого слова? Есть ли значение, которое обладает выраженной страноведческой значимостью? Какое? 3. Входит ли это слово в состав фразеологизмов? Приведите примеры. 4. Имеет ли оно вариантные падежные формы? 5. Входит ли это слово в системные лексические объединения? Приведите пример. 6. Имеет ли оно синонимы и антонимы? 7. Есть ли омонимы и паронимы? 8. Оно является производным или непроизводным? 9. Каков морфемный состав этого слова? Задание 2.Выполните лингвометодический анализ следующих слов по плану. При необходимости обращайтесь к справочной литературе, указанной в задании. Класс, дружеский, единственный, здороваться, грустный, вечеринка, перестать, зачетка. План лингвометодического анализа значения русского слова 1. Определите абсолютную ценность слова: · содержание лексического понятия; · содержание страноведческого фона (лингвострановедческий комментарий). 2. Определите относительную ценность слова. Назовите (если они имеются): а) синонимы; б) антонимы; в) омонимы; г) паронимы; д) стилистическую / эмоционально-экспрессивную окраску слова. 3. Определите словообразовательную ценность слова: · назовите части слова: корень, окончание, приставки / суффиксы (морфемную структуру); · назовите родственные слова и место анализируемого слова в словообразовательном гнезде. 4. Укажите сочетательную ценность слова (если в русском языке имеются особенности сочетания данного слова с другими). Задание 3. Соотнесите известные вам способы семантизации лексики с приведенными ниже. Укажите, в чем отличие каждого вида семантизации. Используйте слова для справок. Формально-грамматическая ______________________________________ Содержательная ________________________________________________ Аспектная _____________________________________________________ Полиаспектная _________________________________________________ Внутриязыковая ________________________________________________ Контрастивная _________________________________________________ Объяснительная ________________________________________________ Демонстрирующая ______________________________________________ Непосредственная ______________________________________________ Опосредованная ________________________________________________ Выборочная ___________________________________________________ Полная _______________________________________________________ Системно-кумулятивная _________________________________________ Разовая _______________________________________________________
Слова для справок:сведения о грамматических свойствах; сообщение всей информации о некоторых свойства, части информации обо всех свойствах или о некоторых свойствах; ведения о разнородных свойствах; сведения о значении; с помощью показа предмета, явления или действия, которые обозначаются словом; с помощью толкования, перечисления и т.п.; сообщение всей информации обо всех свойствах; сообщение информации, минимально достаточной для конкретной ситуации; с учетом родного языка учащихся; заранее планируемое распределение во времени, порционное сообщение соответствующей информации; сведения о каком-нибудь одном свойстве или об однородных свойствах; без учета родного языка учащихся; с помощью отсылки к другому слова; сведения о слове сообщаются прямо. Задание 4. Напишите примеры слов, которые могут семантизироваться с помощью различных видов наглядности.
Задание 5. Ознакомьтесь с различными способами семантизации лексики и укажите наиболее оптимальные. 1) Известно, что некоторые близкие по значению русские слова и конструкции трудно объяснить учащимся. • Как вы объясните начинающим изучать язык разницу значений глаголов учиться–учить–изучать? • Как помочь учащимся не путать слова звать–называться? • Чем отличаются конструкции: Играть во что? – Играть на чем? • Как вы объясните различия между словами запомнить, напомнить, помнить, вспомнить? 2)Известны два способа семантизации лексики (раскрытия значения слов): переводный (с использованием родного языка учащихся или языка-посредника) и беспереводный. Скажите, какими из приведенных ниже особенностей характеризуется переводный и беспереводный способ семантизации лексики. • Активизирует внимание и восприятие учащихся в ходе ознакомления с новой лексикой. • Экономичен по времени. • Развивает языковую догадку учащихся. • Устанавливает непосредственную связь иноязычного слова с предметом или явлением действительности. • Полезен для семантизации абстрактных понятий.
3) Существует много способов семантизации слова, например: • Использование иллюстративной наглядности. • Мимика и жест. • Антонимы. • Синонимы. • Этимологический анализ (по словообразовательным элементам). • Объяснение новых слов при помощи перечисления (отношения частного к целому, отдельного к общему). • Объяснение с опорой на контекст. • Толкование (дефиниция). • Перевод на родной язык или на язык-посредник. Скажите, какой из этих способов: а) одноязычен, б) экономичен во времени, в) помогает установлению семантического гнезда слов, г) полезен для попутного развития навыка аудирования, д) удобен для семантизации абстрактных понятий, е) помогает избежать перевода, ж) не может быть использован для семантизации абстрактных понятий, з) полезен для развития навыков чтения, и) помогает раскрыть значение понятий, отсутствующих в родном языке учащихся или в языке-посреднике, к) развивает языковую догадку учащихся.
4) Какие из способов семантизации новой лексики предпочтительнее использовать: а) на начальном этапе, б) на продвинутом этапе обучения? Например, вам нужно познакомить учащихся со значением слов рука, старый, посуда, часы, бесконечный, нога. Какие способы семантизации этих слов предпочтительнее? Почему?
5) Преподаватель объяснил с помощью перевода слова природа, красивый, восприятие, мечта. Правильный ли способ семантизации он выбрал? Аргументируйте свое мнение, назовите несколько слов, для объяснения которых перевод был бы оптимальным способом семантизации.
6) С целью семантизации слов и словосочетаний – форма, киноактриса, иметь свои плюсы и минусы – преподаватель дал следующие микротексты. Скажите, какой способ семантизации лексических единиц он использовал в каждом случае в дополнение к контексту. а) – У тебя есть спортивная форма? – Спортивный костюм? Конечно. А у тебя? б) – Моя сестра хочет стать артисткой и играть в кино. – Значит, она хочет стать киноактрисой? в) Знаете ли вы эти знаки? + плюс х умножить - минус: разделить Кто-то рассказывал о своем друге: У него есть свои плюсы и минусы. Как вы думаете, что он хотел этим сказать?
7) Один и тот же прием семантизации лексики имеет свои особенности в зависимости от того, на каком этапе обучения он применяется. Сравните фрагменты занятия на начальном и продвинутом этапе обучения. Оба фрагмента посвящены семантизации слов при помощи контекста. Скажите, каковы особенности презентации лексики, предлагаемой в первом и во втором случае. • Преподаватель демонстрирует картинки и следующие подписи к нимдля семантизации глаголов мочь, уметь, слушать, слышать. Он умеет ездить на велосипеде. Он не может кататься на велосипеде, потому что у него болит нога. Он слушает преподавателя внимательно, но плохо слышит: студенты рядом разговаривают. • Преподаватель предлагает следующий текст в устной или графической форме для семантизации слов вещество и состоять: Окно, как мы видим, состоит из дерева, стекла и металла. Этот карандаш состоит из дерева и графита, а эта авторучка состоит из пластмассы и металла. Мы говорим: дерево, стекло, графит и пластмасса – вещества. Нам известны самые разнообразные вещества: мел, соль, сахар, вода. Химики говорят об органических и неорганических веществах.
8) Преподаватель предложил учащимся подобрать (назвать) антонимы к прилагательному искусственный. Учащиеся назвали три: естественный, природный, натуральный. Между тем в этом ряду могут быть названы, по крайней мере, еще два слова. Какие?
9) Для семантизации слова цветок два преподавателя использовали иллюстративную наглядность. Первый из них показал одну картинку с изображением розы, а второй – две с изображением розы и гвоздики. Чей выбор вам кажется более оптимальным? Почему? 10) Задача преподавателя: познакомить учащихся со значением слов перед чтением текста. Какие способы семантизации Вы выберете и почему? А. Рука, старый, пожилой, посуда, вуз, бесконечный, щи, биофак, Оля, размышлять, изюм, часы, злой, ГУМ, наступить (на ногу), круг, голубь, бровь, состоять (из чего?), рикша, плохо, БГУ, Сашенька, ау! Б. Утренник, дневник, вечерник, ночник, декретный отпуск, загс, зачётка, форточка, пара, мо́лодец, молоде́ц! Задание 6. В левую часть таблица впишите лингвистические принципы отбора лексики.
Задание 7. Объясните суть методических принципов обучения иноязычной лексике. При необходимости воспользуйтесь справочной и учебной литературой. 1) Принцип системности 2) Принцип функциональности 3) Принцип синтаксической основы обучения 4) Принцип ситуативно-тематической организации учебного материала 5) Принцип минимизации
Задание 8. Приведите примеры слов/словосочетаний с национально-культурным компонентом.
Задание 9. Приведите примеры коннотативной лексики.
Задание 10. Приведите примеры использования словообразовательного анализа для объяснения значений слова.
Задание 11. С целью формирования лексических навыков преподаватель использует следующие задания и упражнения. Укажите, на каких этапах формирования лексических навыков выполняются задания и упражнения в таблице. Задания и упражнения,
Модели уроков
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|