Здавалка
Главная | Обратная связь

Ему придают из несовершенств, и восхваляю Его столько, сколько у Него созданий, и



 

50 Ведь Слова Аллаха «Благословен Тот, в Чьей руке власть» не означают, что у Него только одна ру-ка.

51 В День воскресения, когда Аллах спросит ‘Ису, сына Маръям: «Говорил ли ты людям, чтобы они

поклонялись тебе и твоей матери как двум богам помимо Аллаха?» Иса скажет: «О Аллах, Ты чист от всего, того что не подобает относительно Тебя! Мне не следует говорить то, на что я не имею права? Если бы я это сказал, Ты бы узнал, ведь Ты знаешь скрытое в моей душе, а я не знаю то, что в Твоей Душе. Поистине, Ты ведаешь тайное и явное!»

~ 39 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

столько, сколько угодно Его душе, столько, сколько весит Его Трон и столько, сколько у Не-го слов»52.

 

Также доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, является иджмá‘ус-салаф.

 

Следовательно, необходимо уверовать в этот атрибут, в его явный смысл, без отрицания, тол-кования, придавания формы и без уподобления, и мы верим, что у Аллаха есть душа, подобаю-щая Его Величию.

 

Ø Четвертый атрибут: «Прибытие»

 

Прибытие—то есть то,что Аллах прибудет в Судный день для суда над Своими рабами,также утверждено Кораном, Сунной и иджмá‘ус-салаф.

 

Ведь Аллах сказал:

 

.٢٢ — رجفنا ةرىس

 

 

« и пришел твой Господь» (Рассвет, 22).

 

Также Он сказал:

 

.٢٠١ — ةرقبنا ةرىس

 

«Неужели они ожидают чего-либо иного, кроме как того, что Аллах придет к ним» (Ко-

 

рова, 210).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) описывая Судный день и суд Аллаха в длинном хадисе, сказал: «Когда никого,кроме тех,кто поклонялся Аллаху,не останется,придет к ним Господь миров»53.

 

Также доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, является иджмá‘ус-салаф.

 

Поэтому необходимо верить в этот атрибут, без отрицания и толкования, не придавая формы и не уподобляя. Мы верим, что Аллах прибудет подобающим Ему образом.

 

 

52Муслим (2726), Абу Давуд ( 1503).

53 Согласованный хадис, Аль-Бухари (7439), Муслим (183).

~ 40 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Сторонникам толкования, которые истолковали «прибытие» как прибытие Его повелений, мы отвечаем тем же, чем мы ответили в четвертом правиле.

 

Ø Пятый атрибут: «Довольство»

 

Довольство—этот атрибут,как и все остальные,подтвержден Кораном,Сунной и иджмá‘ус-салаф.

 

Всевышний сказал:

 

.٠٠٩ — ةدئاًنا ةرىس

 

«Доволен Аллах ими и они довольны Им» (Трапеза, 119).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине Аллах доволен Сво-

 

им рабом, когда он поест, он хвалит Аллаха за еду, а когда попьет, он хвалит Аллаха за питье»54.

 

Также доказательством в пользу того, что Всевышний описывается этим атрибутом, является иджмá‘ус-салаф.

 

Поэтому, необходимо верить в то, что у Аллаха есть этот атрибут, не отрицать его, не толко-вать его в отрыве от прямого смысла, не придавать форму и не уподоблять. Этот атрибут таков, каким его утвердил для Себя Аллах.

 

Что касается сторонников толкования, которые сказали, что под словом «довольство» имеет-ся в виду награда Всевышнего, то мы, также как и выше, отвечаем им четвертым правилом.

 

Ø Шестой атрибут: «любовь»

 

Любовь—этот атрибут утвержден Кораном,Сунной и единогласным решением праведныхпредшественников.

 

Всевышний сказал:

 

 

.٥٤ — ةدئاًنا ةرىس

 

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» (Трапеза,

 

54).

54Муслим (2734), Ат-Тирмизи (1816), Ахмад (3/100).

~ 41 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) в день битвы при Хайбар, сказал: «Я обя-

 

зательно вручу это знамя тому, кто любит Аллаха и Его Посланника, и которого любит Аллах и Его Посланник»55.

 

Также доказательством того, что Всевышний описывается атрибутом «любовь», является иджмá‘ус-салаф, Всевышний любит, что пожелает и кого пожелает, и Он любим правоверными.

 

Значит, мы верим в то, что у Аллаха есть атрибут «любовь», который является таким, как по-добает Ему, не отрицаем его, не толкуем в отрыве от его ясного смысла и не уподобляем.

 

Сторонникам толкования, которые истолковали его как «награда», мы отвечаем тем же, чем ответили в четвертом правиле.

 

Ø Седьмой атрибут: «Гнев»

Гнев—этот атрибут также утвержден Кораном,Сунной и иджмá‘ус-салаф.

 

Всевышний в отношении того, кто преднамеренно убил мусульманина, сказал:

 

.٩٣ — ءاسُنا ةرىس

 

 

«….и разгневался Аллах на него и проклял его» ( Женщины, 93).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Завершив творение, Аллах сде-

 

лал в Своей Книге, которая находится у Него на престоле, запись: “Поистине, милость Моя будет превосходить Мой гнев”»56.

 

Также доказательством того, что Всевышний описывается атрибутом «гнев», является идж-мá‘ус-салаф.

 

Соответственно, мы верим в этот атрибут, не отрицаем его, не истолковываем его, не придаем ему образ, не уподобляем его, мы верим, что этот атрибут указывает на истинный гнев, таким образом, как это подобает Всевышнему.

 

Сторонники толкования сказали, что тут имеется в виду месть Всевышнего, ответ им тот же, что в четвертом правиле.

 

И еще одним доказательством того, что слово месть не имеет отношение к атрибуту «гнев», является слово Аллаха:

 

55Согласованный хадис, Аль-Бухари (4210), Муслим (2406).

56 Согласованный хадис, Аль-Бухари (3194), Муслим (2715).

~ 42 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

.٥٥ — فرخزنا ةرىس

 

 

«Когда же они разгневали Нас, Мы отомстили им и потопили их всех» (Украшение, 55).

 

Всевышний показал в аяте, что атрибут «гнев» и месть имеют разные смыслы: слово «гнев» на арабском языке звучит как «‘гадаб» и является синонимом слова «áсафýнá», которое Все-вышний и использовал в этом аяте для выражения Своего «гнева», слово «отомстили» на араб-ском языке звучит как «интикáм», эти самые два слова и пришли в аяте, у каждого из этих слов свой смысл, и поэтому то, что они истолковали атрибут Аллаха «гнев» — «‘гадаб» как «месть»

 

— «интикáм» неправильно.

Ø Восьмой атрибут: «сильный гнев»

 

 

Сильный гнев—то есть великий гнев Всевышнего,приводящий к наказанию грешников.

 

Этот атрибут также утвержден Кораном, Сунной и иджмá‘ус-салаф.

 

Всевышний сказал:

 

.٢٨ — دًذي ةرىس )

 

 

«…Это потому что они следовали за тем, что сильно разгневало Аллаха» (Мухаммад,

 

28).

 

Из Сунны же мы видим, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!), взывая к Всевышнему с мольбой, говорил: «О Аллах,я прибегаю к Твоей благосклонности противТвоего сильного гнева, и прибегаю к Твоему избавлению против Твоего наказания»57.

 

Также доказательством того, что Всевышний описывается атрибутом «сильный гнев», явля-ется иджмá‘ус-салаф.

 

Соответственно, мы верим в этот атрибут, не отрицаем его, не истолковываем его, не придаем ему образ, не уподобляем его, мы верим, что этот атрибут указывает на истинный «сильный гнев»,таким образом,как это подобает Всевышнему.

 

Сторонники толкования сказали, что тут имеется в виду месть Всевышнего, ответ им тот же, что в четвертом правиле.

 

57Хадис передал Муслим (486), Абу Давуд (879), Ат-Тирмизи (3493).

~ 43 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Ø Девятый атрибут: «Нежелание, нелюбовь»

 

Нежелание, нелюбовь—этот атрибут проявляется в отношении тех,кто этого заслужи-вает. Он утвержден Кораном, Сунной и иджмá‘ус-салаф.

 

Всевышний сказал:

 

.٤٦ — تبىتنا ةرىس

 

 

«Аллах не пожелал их отправления» ( Покаяние, 46).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине Аллах не желает,

 

чтобы вы много говорили, чтобы вы много спрашивали, и чтобы вы растрачивали свое бо-гатство»58.

 

Иджмá‘ус-Салаф также является одним из доказательств того, что Всевышний описывается атрибутом «Нежелание, нелюбовь», и этот атрибут имеет истинный, подобающий Всевышнему смысл.

 

Поэтому, необходимо верить в этот атрибут, не толкуя его в отрыве от явного смысла, не при-давая образа не уподобляя.

 

Сторонники толкования сказали, что тут имеется в виду отдаление человека от милости Все-вышнего, но и тут мы возразим им тем, что сказали в четвертом правиле.

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

 

58 Аль-Бухари (5975). Ахмад (4/246).

 

~ 44 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

Некоторые хадисы, в которых упоминаются атрибуты Аллаха:

 

Шейх Ибну Куддáма Аль-Макдиси сказал:

 

11) В Сунне пришли следующие хадисы:

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Наш Господь—благословен ОнВсевышний — спускается каждую ночь к земному небу»59.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Твоего Господа удивляет юно-

 

ша, который не следует своим страстям»60.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Аллах смеется двум мужчи-

 

нам, один из них убил другого, а потом оба войдут в Рай»61.

 

Мы верим в эти хадисы и в подобные им достоверные хадисы. Мы не отвергаем эти хадисы и не отрицаем атрибуты Всевышнего, которые находятся в этих хадисах, не толкуем их в отрыве от их явного смысла, не уподобляем их и не описываем Всевышнего качествами и признаками, характерными для Его творений.

 

И мы знаем, что нет ни подобного, ни равного Аллаху, Он сказал:

 

.٠٠ يرىشنا ةرىس

 

«Нет ничего подобного Ему. Он — Всевышний, Всевидящий» (Совет, 11).

 

Что бы человеку ни пришло в голову, что бы он ни представил, Аллах все равно ни на что не похож.

 

Также к атрибутам Всевышнего относится то, что сказано в Коране:

 

.٥ — هط ةرىس

 

«Аллах — Милостивый утвердился на троне» (Тáхá, 5).

 

59 Согласованный хадис, Аль-Бухари (1145), Муслим (758).

60 Ахмад (4/151), Ат-Табарáни (17/853). Хадис недостоверный, он приводится в сборнике слабых хадисов у Шейха Албáни, за номером (2426).

61 Согласованный хадис, Аль-Бухари (2826), Муслим (1890).

~ 45 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Также Всевышний сказал:

 

.٠٦ — كهًنا ةرىس

 

 

«Обезопашены ли вы от того, Кто в небе» (Власть, 16).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Господь наш Аллах, которыйнад небесами. Да будет священным Твое имя!»62

 

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил рабыню: «Где Ал-лах?»Она ответила: «На небе».Тогда Пророк(Да благословит его Аллах и приветствует!)ска-зал: «Освободи ее!Поистине она верующая»63. Хадис передал Малик бин Анас, Муслим и другие имамы.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) спросил Хусейна: «Скольким богам ты поклоняешься?» Он ответил: «Семерым:шесть на земле и один над небесами».Пророк(Да бла-гословит его Аллах и приветствует!) спросил его: «Наказания какого бога ты боишься инаград какого из них ты желаешь?» Хусейн ответил: «Того,кто над небесами».Пророк(Даблагословит его Аллах и приветствует!) сказал ему: «Брось тех шестерых,которые на земле,

 

и поклоняйся Тому, Кто над небесами, и я научу тебя двум мольбам». Хусейн принял Ислам

и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) научил его говорить: «О Аллах,приведи

 

меня к пути истины и защити меня от зла моей души»64.

 

В книгах, написанных в начале Ислама, рассказано, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижники совершают земной поклон и думают, что их Бог на небе.

 

Абу Давуд передал в своем сборнике «Ас-Сунан», что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Расстояние между одним небом и другим составляет столько и столько…»Передавая слова Пророка(Да благословит его Аллах и приветствует!),Абу Давуддошел до его слов: «…и над этим находится Трон,и Аллах над всем этим»65.

 

Праведные предшественники (Да смилуется Аллах над ними!) сошлись во мнениях передать и принять этот и подобные ему хадисы как есть, они не отвергали их, не истолковывали, не упо-добляли и не приводили аналогию.

 

Имама Малик ибн Анас ибн Малик (Да смилуется над ним Аллах!) спросили: « О Абу Абдул-лах, «Аллах милостивый вознесся на Трон» (Тáхá, 5), как Он вознесся?» он ответил: «Смысл

62Хадис слабый, он приведен в сборнике Абу Давуд (3892), Аль-Хáким (1/344).

63Муслим (537), Абу Давуд (3282), Ахмад (5/447).

64Хадис хороший, он приведен в сборнике Ат-Тирмизи (3483), Ахмад (4/444).

65Хадис слабый, его передал Абу Давуд (4723), Ат-Тирмизи (3320), Ибну Хузайма (144).

~ 46 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

«вознесся» ясен, а как вознесся — непостижимо нашим умам, верить в это обязательно, а спра-шивать об этом бид‘а». Затем Имам повелел удалить этого мужчину из мечети.

 

 

✵✵✵✵✵✵✵✵✵

 

 

~ 47 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

Комментарии

 

Ø Десятый атрибут: Нисхождение Аллаха к земному небу»

 

Нисхождение Аллаха к земному небу—также является одним из атрибутов утвержденныхСунной и иджмá‘ус-салаф.

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Наш Господь спускается к

 

земному небу к концу третьей части каждой ночи и говорит: “Взывает ли ко Мне кто-либо, и Я отвечу ему”»66.

 

 

66 Согласованный хадис, Аль-Бухари (1145), Муслим (758). Передали со слов Абу Хурейры, что Послан-ник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: нисходит Господь наш, свят Он и велик, к нижнему небу в последнюю третью часть каждой ночи, говоря: «Кто обращается с мольбой ко Мне,

 

чтобы Я ответил ему, кто просит Меня (о чем-либо), чтобы Я дал ему (то что он просит), кто просит у Меня прощения, чтобы Я простил его?»В сообщении,которое передал Абу Джа‘афар,до-

 

бавлено: «Кто ищет у Меня средства к существованию, чтобы Я дал ему это,кто просит спасениеот вреда чтобы Я спас его».В другом сообщении от‘Атáа добавлено:«Разве нет больного, просящего

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.