Здавалка
Главная | Обратная связь

Их таким голосом, что Его услышат одинаково как далекий, так и близкий. Он скажет: “Я



 

царь, Я судящий и вознаграждающий”».Этот хадис передали имамы,сведущие в знании хади-сов, а также его цитировал Аль-Бухари.

 

В некоторых преданиях говорится, что Муса (Мир ему!) в ночь, когда он увидел огонь, устрашился его и испугался, тогда его Господь призвал его: «О Муса». Муса быстро ответил, обрадовавшись этому голосу: «Вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой! Я слушаю Твой голос, но не вижу, откуда Ты меня зовешь, где Ты?» Господь ответил: «Я над тобой, перед тобой, на пра-вой стороне от тебя, и на левой стороне». Тогда Муса узнал, что этот эпитет может принадле-жать только лишь Аллаху Всевышнему, и сказал: «Ведь это Ты, Господи Мой! Твою ли речь я слышу или речь Твоего Посланника?» Господь ответил: «Это Мои слова, о Муса»78.

 

¯¯¯¯¯¯¯¯¯

 

 

78 Это из рассказов израильтян. В отношении таких сообщений нам следует придерживаться следующего правила: «Мы не верим в них и не опровергаем их без доказательств.

 

 

~ 57 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

КОММЕНТАРИИ

 

Ø Пятнадцатый атрибут — «Речь»

 

Речь—это один из атрибутов Всевышнего,утвержденный Кораном,Сунной и единогласнымрешением праведных предшественников.

 

Всевышний сказал:

 

.١٦٤ ءاسُنا ةرىس

 

«Говорил Аллах с Мусой (слышимой) речью (которая состоит из букв и звуков, без посред-ников)» (Женщины, 164).

 

Всевышний сказал:

 

.٢٥٣ ةرقبنا ةرىس

 

«Среди них (посланников) есть те, с кем говорил Аллах» (Корова, 253).

 

Также есть хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Ко-

 

гда Аллах желает сообщить Свое повеление, Он говорит посредством Откровения79.

 

Также на этот атрибут указывает иджмá‘ус-салаф.

 

Следовательно, нам необходимо утвердить этот атрибут без искажения, без толкования, без придания образа и без сравнения. Мы верим в то, что это настоящая речь, которая является та-кой, как подобает Ему, что она зависит от Его желания, и что она состоит из букв и слышимых звуков.

 

Доказательство того, что Его речь зависит от Его желания, — это следующий аят, в котором Всевышний сказал:

 

.١٤٣ فارعلأا ةرىس

 

«И когда пришел Муса к назначенному Нами сроку и беседовал с ним Господь его. Он сказал: ―Господь, дай мне посмотреть на Тебя»(Ограды, 143).

 

Значит, беседа произошла после того, как пришел Муса, а это указывает на то, что Всевыш-ний пожелал с ним говорить, т. е. и назначенное время, и то, что Муса пришел к этому времени, указывает на то, что самой беседе предшествовало желание Всевышнего.

 

Доказательством того, что Речь Аллаха — состоит из букв, служит следующий аят:

 

79 Хадис сахих, Абу Давуд (4738).

 

~ 58 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

.١٢ ١١ هط ةرىس

 

«Когда он подошел к огню, раздался голос: «О Муса! Поистине Я твой Господь».(Тáха,11-12).

 

Эти слова80 действительно состоят из букв, и они — Речь Всевышнего.

 

Доказательством же того, что речь Аллаха — это голос (звуки), является следующий аят, в котором Всевышний сказал:

 

.٥٢ ىَري ةرىس

 

«…и воззвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для (тайной) бесе-

ды»(Марьям, 52).Как известно ни призыв,ни беседа,не могут быть без голоса(звуков).

 

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «В день воскресенья Аллах собе-

 

рет людей голыми и босыми и призовет их таким голосом, что услышит его одинаково и близкий, и далекий. Он скажет: Я Царь Я судящий и вознаграждающий»81.Из этого хадисатакже следует, что речь Аллаха слышна.

 

v Речь Аллаха — как говорят ученые — «кадúмун-нов’и»82 и «хадúсуль-áхáди»83

 

Смысл выражения «кадúмун-нов’и» заключается в следующем: поистине Всевышний всегда говорил и всегда говорит, т. е. Он описывается тем, что Он не переставал и не перестает быть таковым, Его речь не является появившейся после того, как ее не было, она была и есть посто-янно.

 

Выражение «хадúсуль-áхáди» означает, что отдельные речи являются новыми, возникшими потому, что зависят от Его желания, Он говорит, что пожелает, когда пожелает и как пожелает84.

 

80 То есть, фраза, которую он услышал: «О Муса! Поистине, Я твой Господь», — состоит из букв, так как она составлена из слов, а слова — из букв.

81Хадис достоверный, его привел Ахмад (3/495), Аль-Хáким (2/437).

82Что переводится как «древнего вида».

83Что означает: «новая в отношении отдельных моментов этой речи».

84 Если сказать по-другому, то нельзя сказать, что речь Аллаха новая, что она возникла, так как это ука-зывает на то, что Его речь появилась после ее отсутствия, а это, в свою очередь, противоречит атрибуту Всевышнего, так как атрибуты Аллаха безначальны, вечны и постоянны как и Сам Всевышний. Но с другой стороны, если рассмотреть Его речь относительно тех, с кем Он говорил, например с Мусой (Мир ему!), то такая определенная речь, описывается как возникшая, новая, так как она появилась в соответ-ствии с Его желанием, т. е. то, что Он говорил Мусе (Мир ему!), Он не говорил другому, и поэтому эта речь новая.

~ 59 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 

 

v В этом атрибуте последователям Сунны противоречат несколько групп, из которых мы упомянем только две.

 

Первая группа: «Аль-Джахмийя»85

 

Они утверждают, что «речь» — не атрибут Всевышнего, а только одно из созданий Аллаха, Он создает речь в воздухе или в том месте, откуда эта речь слышна, а то, что слово «речь» находится в словосочетании с именем Аллаха86, так это просто для того, чтобы показать, что речь — это творение Всевышнего, или указать на почитание этой речи, как говорят «Дом Алла-ха»87. На это мы ответим следующее:

 

1. Это противоречит единогласному решению праведных предшественников.

 

2. Это противоречит логике, так как речь — качество говорящего, а не что-то, что суще-ствует само по себе, отдельно от говорящего, а речь будет по сути таковой, если ска-зать, что она — одно из созданий Всевышнего.

3. Муса (Мир ему!) слышал Аллаха говорящим: «Поистине Я — Аллах, нет бога (до-

 

стойного поклонения) кроме Меня, так поклоняйся же Мне» (Тáхá, 14), следователь-но, невозможно, чтобы это сказал кто-то кроме Аллаха88.

 

Вторая группа: «Аль-Аш’ария»

 

Они утверждают, что речь Всевышнего — это смысл, существующий в Самом Всевышнем, т. е. сама сущность речи пребывает во Всевышнем, и этот смысл не связан с желанием Всевыш-него, а эти слышимые буквы и звуки, созданы для выражении и передачи того смысла, который находится во Всевышнем.89

 

Последователи Сунны в своем возражении им руководствуются следующими доказатель-ствами:

 

1. Их утверждения противоречат единогласному решению праведных предшественников в этом вопросе.

 

2. Их утверждения противоречат тем доказательствам, которые мы привели выше и кото-рые указывают на то, что речь Всевышнего слышна, а слышать можно только звук, смысл же, находящийся в самой сущности Всевышнего, услышать нельзя.

 

3. И последнее: это противоречит привычному, потому, что привычная речь — это та, ко-торую говорящий произносит, а не та, которую он держит в себе.

 

85Об этой и других сектах мы поговорим в конце книги.

86То есть в выражении «речь Аллаха».

87Речь идет о мечети.

88Не могла же Речь сказать: «Поклоняйся мне, я твой бог».

89Удивительно, что только не придумают люди только бы не следовать истине.

~ 60 ~


Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд


 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.