Раздел касающийся различных вопросов вероубеждения
Шейх Ибну Куддáма аль-Макдиси сказал:
21- Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!), Посланник Аллаха, последний из пророков и господин посланников. Вера раба Аллаха не будет истинной, пока он не уверует в то, что он Посланник, и не засвидетельствует, что он истинный Пророк. В Судный день не свершится суд над людьми без его заступничества. И никакая община не попадет в рай раньше его общины. В тот день он будет обладателем знамени благодарности Аллаху, обладателем бла-гословенного места и водоема, к которому будут приходить правоверные. Он имам всех проро-ков, их проповедник и их заступник.
Его община — лучшая из всех общин, а его сподвижники — самые праведные среди спо-движников всех пророков (Да будет мир им!). Самым достойным в общине Мухаммада является Абу Бакр Ас-Сыддик, за ним ‘Умар Аль-Фáрýк, за ним ‘Усмáн Зун-Нурайн, за ним ‘Али Аль-Муртазá (Да будет Аллах доволен ими всеми!). Об этом свидетельствует сообщение, переданное со слов Абдуллаха бин ‘Умара (Да будет Аллах ими доволен!), он сказал: «При жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) мы говорили: самый достойный — это Абу Бакр, за ним — ‘Умар, за ним — ‘Усмáн, когда это дошло до Пророка, он этого не отрицал».
Считается достоверным также сообщение, переданное со слов ‘Али, в котором он говорит: «Самым лучшим в этой общине после ее Пророка является Абу Бакр, за ним ‘Умар, а если бы я хотел, я назвал бы третьего»205.
Абуд-Дардá передал со слов Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) что он ска-
зал: «Никогда солнце не восходило и никогда оно не заходило над кем-либо праведнее, послепророков и посланников, чем Абу Бакр»206.
Он был самым достойным среди всех созданий стать халифом после Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). И это благодаря его благочестию и благодаря тому, что он был пер-вым среди мужчин, кто принял Ислам, а также потому, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) еще при своей жизни выбрал его из всех сподвижников и поручил ему руково-дить коллективной молитвой.
Об этом также свидетельствует то, что сподвижники единогласно выбрали его имамом му-сульман и присягнули ему как правителю мусульман. А иначе Всевышний не объединил бы их в единогласном принятии неверного решения.
После Абу Бакра следует ‘Умар (Да будет Аллах доволен им!), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что Абу Бакр рекомендовал его в качестве преемника.
205 Хадис сахих. Ибну Аби ‘Áсим (1235),Ахмад (1/106).
206 Хадис слабый. его привел Абу На‘úм в книге Аль-Хилья (10/301).
~ 118 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
После ‘Умара следует ‘Усмáн (Да будет Аллах доволен им!), благодаря его достоинствам и потому, что его выбрали «ахлу-ш-Шýра»207.
После ‘Усмáна, следует ‘Али (Да будет доволен им Аллах!), благодаря его достоинствам и благодаря тому, что люди его времени сошлись на его праведности.
Они являются праведными халифами и имамами, которых Аллах вел прямым путем, о кото-рых Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Следуйте моей Сунне, и сун-
не праведных халифов, ведóмых Аллахом правильным путем, которые будут после меня, и держитесь за нее клыками»208.
Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «После меня халифат продлится тридцать лет»209.Последним халифом,завершившим эти годы,был‘Али(Да бу-дет Аллах доволен им!).
¯¯¯¯¯¯¯¯¯
207 Члены совета, из числа старейших сподвижников Пророка (Да благословит его Аллах и приветству-ет!) которых назначил ‘Умар перед своей смертью, для избрания нового халифа. 208Хадис сахих, Абу Дауд (4607), Ат-Тирмизи(2678).
209Хадис сахих, Ахмад (5/221), Абу Давуд (4646), Ат-Тирмизи (2226).
~ 119 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
Комментарии
ØПрава Пророка и его сподвижников:
Лучшими из творений пред Аллахом являются посланники, затем пророки210, затем правди-вые мужи, затем павшие мученики за веру, а затем праведники.
О том, что вышеперечисленные являются лучшими из творений, нам поведал Всевышний. Он сказал:
.٦٩ – ءاسُنا ةرىس «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правед-
ными мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Ал-лах. Как же прекрасны эти спутники» (Женщины,69).
Лучшими из посланников считаются те, кого называют Улуль-‘Азами (т. е. твердые духом)211. Их пятеро: Нýх, Ибрáхúм, Мýсá, ‘Иса, и Мухаммад (Мир им и благословение Аллаха!).
Всевышний упомянул их в двух аятах, Он сказал:
«Вот мы заключили завет с пророками, с тобой (Мухаммад), Нýхом, Ибрáхúмом, Мýсой и ’Исой сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый договор» (Сонмы,7).
А в другом аяте Всевышний сказал:
210Разница между пророком и посланником состоит в том, что пророк — это тот, кого Всевышний изве-щает о чем-либо, а он, в свою очередь, извещает об этом другого, и если вместе с этим его послали к то-му, кто противоречит повелению Всевышнего, чтобы он довел до него послание Аллаха, то он послан-ник. А если же к нему не приходило откровение с новым посланием от Аллаха, и он всего лишь действу-ет согласно предписаниям закона Всевышнего, который ниспослан до него, и не послан донести его ко-му-либо как новое послание, т. е. как новый Божественный закон, то он пророк. Поэтому каждый по-сланник считается пророкам, но не наоборот.
211Так их назвали, потому что они больше всех перенесли трудностей и проявили стойкость.
~ 120 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
.١٣ — يروشلا ةروس
«Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нýху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрáхúму, Мýсе и ’Исе».(Совет,13).
Лучшим же из них является Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!), так как он сказал: «Я буду господином людей в судный день»212. Согласованный хадис.
Также об этом свидетельствует то, что они все молились в Ночь вознесения, стоя за ним, в то время как он руководил молитвой, и это только часть многочисленных доказательств.
Затем лучший из посланников — это Ибрáхúм, потому что он отец пророков213, и потому что его религия — это основа всех религий214.
Затем лучший из них — это Мýса, потому что он лучший из пророков потомков Исрáúла215, и шари‘ат, который Аллах послал Мýсе, — это основа их законов.
Затем Нýх и ‘Иса, невозможно выделить кого-то из них двоих, так как у каждого свои пре-имущества.
ØОсобенности Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует!):
Пророк Мухаммад отличается особенностями, о которых мы поговорим в том порядке, в ка-ком упомянул их автор.
1. Он «Печать пророков», так как Всевышний сказал:
.٤١ — بازدلأا ةرىس «Мухаммад не был отцом кого-либо из ваших мужчин, он только Посланник Аллаха и Печать пророков(последний из Пророков)»216(Сонмы,40).
212Согласованный хадис. Аль-Бухари (4712), Муслим (194).
213Потому что все посланники и пророки после него были его потомками.
214 Шейх Аль-‘Усаймин сказал: «и потому что его религия — это основа всех религий», по всей вероят-ности он имел ввиду, что все посланники и пророки после него были его потомками, будь то потомки его
сына Исхака или его сына Исма‘ила, поэтому его религия — это основа всех религий, и все религии, будь то иудаизм, христианство или Ислам, почитают Ибрáхúма.
215 Исрáúл — это пророк Я‘акýб (Мир ему!), так пророка Я‘акýба назвали на своем языке его сородичи, потому что он очень много поклонялся Аллаху, что и означает это слово.
216До Ислама у арабов был обычай усыновлять кого-то, он становился членом семьи и наследником, так же в свое время поступил и Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!): он усыновил Зайда бину Хáриса. Но затем Всевышний запретил это, объяснив, что даже если усыновить кого-либо, то он не будет
~ 121 ~ Комментарий к Лум’атуль-И’тикáд
2. Он «господин посланников», о чем свидетельствуют вышеупомянутые хадисы.
3. Вера раба не будет состоявшейся до тех пор, пока он не уверует в то, что Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует!) — Посланник Аллаха. Об этом свидетельствует аят, в котором Всевышний сказал:
«Но нет, клянусь твоим Господом, они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей217 во всем том, что произошло между ними» (Женщины,65).Другие же пророки посылались копределенным народам: каждый посылался к своему народу.
4. Без его заступничества в Судный день не свершится суд над людьми, доказательством этого были те хадисы, которые мы изучили в главе «Заступничество»
5. Его община будет первой, которая войдет в рай, о чем говорит хадис, в котором Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Мы последние и первые в Судный день»218. Об этом мы также говорили.
6. Обладатель знамени восхваления. Он будет держать это знамя в Судный день, а те, кто вос-славил Всевышнего, соберутся под этим знаменем. Об этом сказано в хадисе, который передал Абу Са‘ид Аль-Худари, где Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Я гос-
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|