Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль государственного сектора и чистого экспорта



 

Добавив государственный сектор в наш анализ, мы получим трехсекторную модель, в которой действуют три макроэкономических агента: домохозяйства, фирмы и государство. Государственные расходы является важным компонентом совокупных расходов (совокупного спроса). В отличие от домохозяйств и фирм, государственные расходы – это экзогенная величина или так называемый параметр управления. Государственные расходы не зависят от уровня дохода и всецело определяются макроэкономической, в первую очередь фискальной, политикой правительства.

Государственные расходы возникают в связи с необходимостью выполнения государством его многочисленных функций, основными из которых в современной экономике являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности, т.е. «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, защита свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей и обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т.д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая политика по защите окружающей среды)

Государственные расходы делятся на 2 группы:

1. государственные закупки товаров и услуг (например, расходы на строительство дорог, школ, больниц, выплата жалования чиновникам, учителям, врачам)

2. трансфертные платежи (например, пенсии, пособия по безработице, субсидии фирмам). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают перераспределение имеющегося совокупного дохода.

Государство может оказывать на экономику влияние прямое и косвенное. Прямое воздействие осуществляется через изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса, являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное воздействие осуществляется через изменение величины налогов и трансфертов, в том числе субсидий, поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов (рост налогов сокращает оба эти вида расходов, а рост трансфертов их увеличивает).

Для финансирования своей деятельности государство взимает налоги в законодательном порядке.

Налоговая функция имеет вид:

T=Tf+tY,

где Tf – налоги, независящие от дохода,

t – налоговая ставка.

Государственный бюджет утверждается парламентом на текущий финансовый год заранее, и основные статьи госрасходов остаются неизменными. Изменение размера расходов связано с длительной процедурой обсуждения в парламенте. Таким образом, величина государственных расходов в модели совокупных расходов принимается как постоянная.

Бюджетно-налоговая политика(фискальная политика) – деятельность правительства по изменению государственных расходов, налогов и государственного бюджета, имеющая своей целью обеспечение полной занятости при не инфляционном уровне ВНП.

Фискальная политика может осуществляться в двух направлениях: стимулирование и сдерживание.

Стимулирующая фискальная политика направлена на преодоление спада. Правительство должно увеличить госрасходы или снизить налоги. На результативность стимулирующей фискальной политики влияет эффект вытеснения. Если государственные расходы финансируются путем выпуска займов, то на денежном рынке возрастет процентная ставка. Это повлечет за собой снижение инвестиционного спроса, т.к. для предпринимателей возрастет цена кредита.

Сдерживающая фискальная политика проводится для ограничения подъема экономики. Государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Ценой спада производства и роста безработицы можно снизить инфляцию.

Как уже отмечалось, Кейнс создавал свою модель для закрытой экономики, однако его последователи распространили выводы модели на открытую экономику. Необходимость такого расширения модели «Кейнсианского креста» была связана с тем, что после Первой Мировой войны и особенно с начала 60-х годов происходит интернационализация мирохозяйственных связей, выразившаяся в расширении международной торговли (движения товаров и услуг) и усилении процесса переливов капитала (движении финансовых активов – акций и облигаций) между странами.

Добавим в анализ иностранный сектор. В результате получим четырехсекторную модель экономики. Расходы иностранного сектора являются важным компонентом совокупных расходов и известны как расходы на чистый экспорт. Чистый экспорт представляет собой один из видов взаимоотношений данной страны с другими странами (международной торговли). Чистый экспорт равен разнице между экспортом и импортом. Экспорт является автономной величиной, т.е. не зависит от уровня дохода данной страны, а определяется уровнем дохода в других странах (странах -торговых партнерах - прямая зависимость) и уровнем обменного курса (обратная зависимость). Экспорт представляет собой спрос иностранного сектора на товары и услуги данной страны. Поэтому чем выше уровень дохода в других странах, тем с большим желанием они будут покупать товары, произведенные в данной стране, т.е. экспорт возрастет. А чем выше обменный курс национальной денежной единицы, тем более дорогими и поэтому менее привлекательными они становятся для иностранцев, поэтому экспорт падает. Функция, экспорта, поэтому может быть выражена формулой:

Ех = Ех (Yf, e)

 

где Yf – доход в других странах, e – обменный курс денежной единицы данной страны.

Что касается импорта, одна его часть может не зависеть от уровня совокупного дохода данной страны и представлять собой автономный импорт, но другая его часть обязательно зависит от уровня дохода, поскольку рост национального дохода данной страны ведет к росту спроса на товары и услуги, в том числе и импортные, т.е. при росте дохода импорт увеличивается. Таким образом, импорт делится на автономный и неавтономный (индуцированный) и поэтому формула импорта может быть представлена:

Im = Im + mpm Y

 

где Im – автономный импорт, а mpm – предельная склонность к импорту. Заметим, что импорт зависит от величины национального, а не располагаемого дохода. Предельная склонность к импорту – это величина, которая показывает, на сколько увеличится (сократится) импорт при росте (сокращении) дохода на единицу:

 

mpm = Im / Y 0 < mpm < 1

Кроме того, импорт также зависит от обменного курса национальной денежной единицы. Причем зависимость прямая, т.е. чем выше обменный курс национальной валюты, тем более дешевыми и привлекательными становятся импортные товары для отечественных покупателей.

Поскольку чистый экспорт представляет собой разницу между экспортом и импортом, то функция чистого экспорта имеет вид:

 

Хn = Ех – Im = Ех – (Im + mpm Y) = (Ех – Im) - mpm Y

 

где (Ех – Im) – автономный чистый экспорт, а (mpm Y) – индуцированный импорт.

 

 

 

Наклон кривой планируемых совокупных расходов в четырехсекторной модели экономики меньше (она более пологая), чем в трехсекторной, поскольку он определяется величиной (mpc (1- t) - mpm), а при наличии индуцированных инвестиций величиной (mpc (1 – t) + mpI - mpm) (рис.2.6). Поэтому эффект мультипликатора в открытой экономике меньше, чем в закрытой.

Изменение величины автономного чистого экспорта сдвигает кривую планируемых совокупных расходов. Рост величины автономного чистого экспорта ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных расходов, а сокращение – вниз.

Рост величины предельной склонности к импорту меняет наклон кривой планируемых расходов и величину мультипликатора. Чем больше mpm, тем кривая более пологая, следовательно эффект мультипликатора меньше.

 

 

Заключение

 

Существует две модели в объяснение равновесия рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель предполагает низменность, фиксированность, предложения, как следствие задействованности всех необходимых ресурсов. При этом решающим моментом в этой модели является регулирование денежной массы, которая сказывается и на спросе и на уровне цен. Кроме того, принимается за аксиому, что производство создает доход, равный стоимости произведенных товаров. Особое место отводится процентной ставки, тогда как цены выполняют корректирующую роль, особенно в отношении сбалансированности инвестиций и сбережений.

Основные концептуальные положения классической модели можно свести к следующим: саморегулированность капиталистической системы хозяйства (движущим мотивом его выступает прибыль); государство не должно вмешиваться в хозяйственную жизнь, а лишь должно создавать условия для нормального функционирования рыночных механизмов; всемирная поддержка свободной конкуренции; ограничение расходов государства на развитие социальной сферы; неравенство – главный стимул для трудовой и предпринимательской активности; безработица – средство, позволяющее работающему человеку оценить свое элитарное положение. Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.

В 1929-1933 году общемировой кризис обнаружил глубокое несоответствие представлений классической модели развития рынка в функционирование капиталистического механизма реальности. Практика готовила почву для создания новой теории. Такой новой теорией стала концепция Кейнса.

Кейнсианская модель рыночного равновесия признает цикличность развития капитализма; отсутствие внутренних механизмов для саморегулирования развития капиталистического хозяйства; исключение прямой зависимости между ценами и уровней заработной платы; процентная ставка оказывает большое влияние на инвестиции, чем на сбережения. Ценным звеном в кейнсианской модели является обеспечение эффективного совокупного спроса. При этом рост спроса обуславливается имеющимися незадействованными ресурсами при неизменности общего уровня цен, что позволяет выводить экономику из кризиса и депрессивного состояния. Через эффективный спрос заметная регулирующая роль отводится доходам, а следовательно, и потреблению, и государственным расходам, и инвестициям.

В кейнсианской модели экономического равновесия используются две ее модификации: равновесие между доходами и потреблением, и равновесие между инвестициями и сбережениями. Главной макроэкономической проблемой становится совокупный спрос. Эта модель получила название модели «доходы – расходы». Другое ее название – простая кейнсианская модель или модель «Кейнсианского креста».

Экономика находится в равновесии, когда совокупный спрос и совокупное предложение совпадают. Классическая школа исходит из того, что предложение (производство) создает спрос и тем самым обеспечивает равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Кейнсианская школа исходит из того, что спрос формирует предложение и является главным фактором, обеспечивающим макроэкономическое равновесие. Согласно классическим воззрениям макроравновесие автоматически поддерживается гибкость цен, заработной платы и процентных ставок. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия предполагает равенство совокупных расходов (потребления, инвестиций, государственных закупок, чистого экспорта) ВНП при постоянстве цен. В условия закрытой экономики, без учета расходов государства макроравновесие достигается при равенстве потребительских и инвестиционных расходов величине ВНП или при условии равенства сбережений инвестициями.


Список литературы

1. Агапова Т.А. Серегина С.Ф. Макроэкономика. М.: “Дело И Сервис”,2004г.

2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика. М., «ДЕЛО», 2004г.

3. Иохин В.Я. Экономическая теория. М., «ЮРИСТЪ», 2005г.

4. Любимов Л.Л. Введение в экономическую теорию. Книга 2. М., «Вита-Пресс», 2006г.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М., «ИНФРА-М»,2004г.

 

 

 

 

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.