Транспортная задача открытого типа
При нарушении баланса производства и потребления имеет место открытая транспортная задача. При этом возможны два случая: 1. Суммарный объем производства превышает суммарный объем потребления: ( 7 ) 2. Суммарный объем потребления превышает суммарный объем производства: ( 8 ) В первом случае пункты потребления не в состоянии принять все поставки. Сведение открытой транспортной задачи к закрытой производится за счет введения фиктивного пункта потребления с объемом потребления, равным разности значений суммарных объемов производства и потребления: . ( 9 ) Стоимость доставки груза из i – го пункта производства в фиктивный пункт потребления фактически равна стоимость хранения единицы груза в i –м пункте производства. Во втором случае пункты производства не в состоянии полностью удовлетворить потребности пунктов потребления. Вводится фиктивный пункт производства с объемом производства: . (10) Стоимость доставки груза из фиктивного пункта производства в j – й пункт потребления фактически равна издержкам от недопоставки единицы груза в j – й пункт потребления. После введения фиктивного пункта производства или фиктивного пункта потребления открытая транспортная задача превращается в закрытую. Условие задачи Пусть имеется три пункта производства продукции с объемами производства а1 = 100 единиц продукции, а2 = 150 единиц, а3 = 80 единиц и два пункта потребления с объемами потребления . Необходимо составить оптимальный план перевозки продукции. В условии рассматриваемой задачи нарушен баланс производства и потребления, т.к. , а , Следовательно, мы имеем дело с транспортной задачей открытого типа. Чтобы свести ее к закрытой транспортной задаче, вводим фиктивный пункт потребления с объемом потребления 330 – 250 =80. Допустим, что стоимость хранения единицы груза в 1 – м пункте производства равна 3, во втором пункте – 5, и в третьем – 4. Расчетные данные для решения этой задачи приведены в табл. 4.
Таблица 4
Решение задачи приведено в табл. 5.
Таблица 5
Целевая функция: . Собственно стоимость перевозки продукции будет равна получаемому в результате оптимизации значению целевой функции с вычетом общей стоимости хранения избытка груза в пунктах производства: . (11)
2. 2 Многономенклатурная транспортная задача с частичной взаимозаменяемостью грузов
Допустим, что в условии задачи 2.1 изменяются условия приема грузов: станция принимает к отправке только 70 тыс. т. груза Т, а станция - груз Т в количестве не менее 50 тыс. т. Все остальные условия остаются прежними (см. табл. 11). При решении данной задачи ограничения о полном вывозе каждого груза из пунктов производства сохраняются (22). Изменяются ограничения о полном использовании погрузочных способностей станций (23), а также условие не отрицательности переменных (4). Условие, что станция принимает только груз Т эквивалентно введению дополнительных ограничений о невозможности поставок груза Д на эту станцию из пунктов : . (25) Такие перевозки блокируются назначением заведомо большой стоимости доставки единицы продукции (ячейки с «М» в табл. 13; при ценах на перевозку одной единицы продукции менее 12 (табл. 11) надежная блокировка таких перевозок достигается при М ≥ 100). Усложнение ситуации по станции в модели можно отразить как обязательные поставки груза Т ( см. п. 1.3 ): . (26) Таким образом, особенности математической модели многономенклатурной транспортной задачи при частичной взаимозаменяемости грузов состоят в учете одновременно некоторых обязательных поставок и некоторых невозможных поставок. Исходные данные для решения рассматриваемой задачи приведены в табл. 13.
Таблица 13
В отличие от табл. 11, в табл. 13 для станции указан только груз Т, который в данном случае является невзаимозаменяемым. Для станции отведено два столбца: первый – для груза Т, второй – для взаимозаменяемого спроса станции в объеме 294 – 50 = 244 тыс. т. В первом столбце возможность доставки груза Д вместо требуемого груза Т блокируется так же, как для станции (назначением стоимости перевозки единицы такого груза равной М). Станция принимает любой (взаимозаменяемый) груз. Таким образом, объем взаимозаменяемого спроса по всем станциям составляет 244 + 96 = 340 тыс. т., а объем невзаимозаменяемого спроса ( груз Т ) – 70 +50 = 120 тыс.т. Объем предъявленного к перевозкам груза Т составляет 80 + 120 + 160 = 360 тыс.т., что позволяет полностью удовлетворить невзаимозаменяемый спрос на этот груз. Решение данной задачи приведено в табл. 14. Таблица 14
Целевая функция Z = 1252.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|