Здавалка
Главная | Обратная связь

Прана-Мудра (Шанти-Мудра)




Много веков подряд искусство йоги передавалось от учителя к ученику в строжайшей тайне. В древних трактатах секретность учения сохранялась за счет неопределенности в выражениях и лаконичности формулировок.
В большинстве своем такие тексты совершенно нечитабельны без помощи опытного наставника. Такова "Гхеранда-Самхипш" (части 1,16,17,18,19), где мы находим следующее описание Варисары Дхаути, которое соответствует Шанкха- Пракшалане:
"Наполнить рот водой, потом проглотить ее медленно; после того как вода попадет в желудок, направить ее вниз и изгнать по прямой. Знание это должно сохраняться в секрете; оно очищает тело. Выполняя его аккуратно, ученик получит -здоровое тело. Если он будет делать его с легкостью, то очистит свое грязное тело и сделает его чистым".
Конечно же, такие скудные инструкции значительно сужали круг желающих попробовать вышеописанную практику, но даже несмотря на это, давалось строжайшее предписание: "Знание это должно сохраняться в секрете". Читаем дальше (I, 21):
"Этот метод Дхаути [Агнисара-Дхаути] должен храниться в строжайшем секрете".
(I, 22): "Это Дхаути должно оставаться в тайне и не должно быть никому раскрыто".
Тревога, близкая к одержимости, охраняла секреты йоги и озадачивала многих энтузиастов Запада. Неужели Великие Риши сознательно скрывали от людей свои удивительные знания?
Нет, конечно. Посвященные рассказывали, что если учение и хранилось в секрете, то вовсе не для того, чтобы скрыть его от людей, для которых запретные плоды всегда слаще доступных, а скорее наоборот, - уберечь их от опасности (так родители стараются прятать спички от своих любопытных отпрысков). Риши говорили, что если ученик по-настоящему стремится к изучению йоги, то он обязательно встретится со своим Учителем. Такая секретность обеспечивала индивидуальный подход к каждому инициированному. для которого учитель был мудрым поводырем.
И в наши дни ученикам в индийских ашрамах запрещено делиться друг с другом знаниями, полученными от учителя. Такая таинственность позволяет Мастеру индивидуально подходить к каждому практикующему. Метод персонального обучения вполне оправдан потому, что упражнение, которое подходит одному ученику, может быть совершенно недопустимо для другого.
Ученики безоговорочно доверяют своему Мастеру и поэтому согласны с установленными правилами. Кроме этого, атмосфера таинственности сближает их. То же самое происходит и в других влиятельных организациях, - излишняя болтливость не приветствуется. Многие эзотерические ордены охраняют свои секреты от посторонних глаз и ушей и открывают их лишь тем, у кого хватит мужества и личной силы для их освоения.
Некоторые техники засекречены еще потому, что не могут в данный момент быть правильно восприняты окружающими и поэтому должны выдержать проверку временем. И, наконец, недоступность - это попытка избежать искажений. Уберечь техники от деформации невозможно, если они Доступны всем без ограничений. Занимаясь тайно, ученик ЗДщищен от неадекватной реакции и враждебно настроенных людей. Ему дается огромная сила и вместе с ней приходит понимание того, что поступки намного важнее слов.
Будьте осмотрительны в разговорах о ваших занятиях. Не рассказывайте всем и каждому о том, что вы йогин, особенно в течение первых месяцев. Я считаю, что многие не преуспели в своих занятиях только потому, что говорили
о них друзьям и знакомым. Настоящие мастера, как правило, не многословны.
Может показаться, что популярность, которой пользуется йога в наши дни, должна положить конец этому периоду Д таинственности. Ничего подобного. И сегодня в Индии Д существуют ортодоксально настроенные мастера, которые выступают против бесконтрольного распространения искусства йоги. Насколько мне известно, практика, которая подробно описана в следующей статье, никогда ранее не была опубликована. Означает ли это, что мною нарушен закон секретности? Я так не считаю. В рукописи сказано: "Вы должны практиковать это втайне и без присутствия какого-либо свидетеля".
Вы уловили нюанс? Здесь не сказано, что техника этого упражнения должна скрываться, а только то, что сами занятия должны проходить без свидетелей. Если асаны можно выполнять в небольшом коллективе и это никак не отразится на их эффективности, то в случае с Прана-Мудрой ситуация несколько другая. Чье бы то ни было присутствие, пусть даже самого лучшего друга или человека, который тоже увлечен йогой, негативно отразится на ее результатах.
Прана-Мудра - это очень сложная пранаяма. Кроме чисто пранических задач (контроль над тонкими энергиями тела), в этом упражнении существует понятие "мудры" или символического жеста, которое воздействует на психику. Хочу заметить, что представленная вашему вниманию практика требует осторожности и четкого соблюдения инструкций.


Исходное положение


Согласно классическим канонам, это упражнение выполняется в Лотосе. Тем же, кто еще не освоил Падмасану, подойдет Сиддхасана или Ваджрасана. В качестве последней уступки (но только временной), могу порекомендовать заниматься, сидя на стуле. Руки находятся на коленях, ладонями вверх. Очень важно, чтобы позвоночник был прямым.


Упражнение


Прежде чем перейти к детальному описанию этой практики, я предлагаю вам внимательно рассмотреть фотографии (стр. 90,91,92), чтобы создать ментальный образ того, что вам предстоит освоить. Речь идет о пранаяме, совмещенной с движениями рук. Давайте в общих чертах рассмотрим технику выполнения Прана-Мудры.
На вдохе, который должен быть медленным и глубоким, руки поднимаются вверх. Когдалегкие наполнены воздухом, руки начинают раскрываться, как это показано на фото.
После задержки дыхания (с наполненными легкими) вернуть руки в их первоначальную позицию.
Тщательно выполняйте данные мною предписания во время всех фаз дыхания. Не спешите! Внимательно, шаг за шагом изучите инструкцию. Ваш труд не напрасен, и результаты будут просто ошеломительными.


Первый этап упражнения


(выполняется с пустыми легкими)
Упражнение начинается после полного выдоха с сокращением мышц живота. Остатки воздуха как бы выталкиваются. Это сокращение сопровождается Мула-Бандхой (сжатием анального сфинктера).
Отметьте про себя время задержки дыхания с пустыми легкими (достаточно и нескольких секунд) для того, чтобы сконцентрироваться, прежде чем начать Прана-Мудру. Дс начала вдоха руки неподвижно лежат на коленях, ладони развернуты вверх, а пальцы слегка растопырены. Вы готовы ко второму этапу.


Второй этап упражнения ( начало вдоха)


Дыхание при помощи диафрагмы (глубокое дыхание). Слегка расслабить живот и ослабить Мула-Бандху. Вдыхаем мягко, обращая внимание на то, как воздух медленно проходит через обе ноздри. Диафрагма опускается и оказывает легкое давление на органы брюшной полости. Поднимите руки, отодвиньте локти от корпуса; растопырьте пальцы. Ладони повернуты внутренней стороной к животу. По мере того, как дыхание переходит в абдоминальную фазу, руки продолжают двигаться вверх параллельно корпусу.


Третий этап упражнения


Межреберное дыхание (среднее дыхание). По окончании абдоминальной фазы ваши руки со слегка расставленными пальцами двигаются по направлению к солнечном) сплетению и останавливаются напротив Mammy-pa чакры. Ваше дыхание переходит в грудной отдел. Вдох сопровождается выпячиванием грудной клетки (ребра раздвигаются). Когда почувствуете, что ваши легкие уже наполнены воздухом, медленно поднимайте руки (попрежнему согнутые в локтях). Такое движение поможет вам гармонично раскрыться в грудном отделе. Ваши пальцы все это время находились в районе груди, и в завершении фазы межреберного дыхания они остановились на уровне ключиц;
локти еще дальше отодвинуты от корпуса. Руки согнуты в локтях и располагаются параллельно полу.


Четвертый этап упражнения


Ключичное дыхание (мелкое дыхание). Диафрагма опускается, а грудная клетка при этом поднимается. Вы можете вдохнуть еще немного воздуха, слегка приподнимая грудь в области ключиц.
Пока вы дышите таким образом, кисти рук двигаются вдоль шеи и лица. Затем мы раскрываем руки, образуя чашу:
ладони повернуты вверх, - мы как будто приветствуем рождающееся солнце. Финальная позиция выглядит следующим образом: локти находятся на уровне плеч, образуя прямую параллельно полу; кисти сориентированы вверх, мышцы растянуты и слегка напряжены; легкие до отказа наполнены воздухом.


Пятый этап упражнения


(Задержка дыхания с наполненными легкими). Вы остаетесь неподвижны в заключительной позе 4-го этапа и задерживаете дыхание столько, сколько сможете, но без чрезмерных усилий. Эта фаза главная. Мы еще вернемся к разговору о ней в разделе, посвященном концентрации.
Очень важно, чтобы во время задержки дыхания вы соблюдали советы, так щедро розданные мною ранее: спокойствие, непринужденность и концентрация.


Шестой этап (выдох)


Как только вы ощутите, что не в состоянии больше сдерживать дыхание, вдохнит-е несколько кубических сантиметров воздуха и начинайте выдох. Как я уже говорил он должен протекать медленно и без рывков. Все происходит так же, как и при полном йогическом вдохе, но с точностью наоборот. Сначала вы освобождаете верхнюю часть легких. Затем грудная клетка принимает свое естественное положение и, наконец, сокращая мышцы пресса, вы выталкиваете остатки воздуха из нижней части легких. Руки опускаются в конце
выдоха. То есть когда вы "выталкиваете" остатки воздуха при помощи мышц живота, ваши ладони должны лежать на коленях. Выполните Мула-Бандху и начните сначала.

Концентрация


1-2. Абдоминальная фаза (нижнее дыхание).
Ваше внимание сосредоточено на области живота во время движения кистей рук. Представьте, что сквозь ваши пальцы проходит невидимый пранический поток; он будто вливается в ваши органы и наполняет их новой жизненной силой. Особо сконцентрируйтесь, когда ваши руки будут проходить напротив солнечного сплетения.
3. Межреберная фаза.
Пока ваши руки двигаются в районе грудной клетки, представьте, как воздух проникает в легкие, надувая их как воздушный шар.
4. Ключичная фаза.
Сконцентрируйтесь на ощущении тепла, исходящего от
ваших рук в тот момент, когда они двигаются на уровне шеи и лица.
5. Задержка дыхания.
Основная фаза Прана-Мудры -это задержка дыхания, когда руки раскрыты, а ладони приветствуют солнце (совершенно не важно, воображаемое оно или настоящее). Это движение иллюстрирует йогическую концепцию о том, что любое движение тела тесно связано с разумом. И нет необходимости ссылаться на йогическую философию или даже на современную психологию, чтобы утверждать: психологическое состояние человека, а точнее - любые эмоции, проявляются на физическом уровне (на языке западной физиологии это звучит так: любое эмоциональное проявление имеет свой телесный эквивалент).
В животном мире это выражено особо ярко: собака
выражает свою радость энергичными движениями хвоста, кошка же, наоборот крайнее недовольство. Ну а мы, люди, можем при помощи жеста подчеркнуть значительность сказанного или, наоборот, исказить весь его смысл. Вы замечали, что иногда мим добивается большего успеха у зрителей, чем клоун, который разговаривает? Широко известно, что поза или мимика - это внешние проявления психики. Но ведь есть и обратный эффект: различные жесты обусловливают психическое состояние.
Хуфеланд, большой знаток человеческой природы, советовал: "Если вам грустно, изобразите улыбку и при этом смотрите в зеркало, - очень скорб физическое выражение отразится на психическом состоянии, и ваше настроение изменится к лучшему".
На принципе телесно-психической взаимосвязи и построена рассматриваемая нами часть упражнения. Сопровождающий задержку дыхания жест символизирует поклонение и искренний восторг.
Пока вы прислушиваетесь к психическому звучанию Мудры, глаза прикрыты. Представьте, что наблюдаете восход солнца. Оно будто поглаживает вас своими лучами и наполняет энергией космоса. Не нужно "интеллектуализировать" эту технику, - состояние приподнятости придет само по себе. Тело и разум должны быть спокойны и расслаблены. Подбородок приподнят, лицо направлено к солнцу (воображаемому или реальному). Мышцы шеи, плеч и предплечий слегка напряжены, а кисти рук и пальцы расслаблены. Психологический климат, сопровождающий первые занятия, будет усиливаться с каждым разом, поэтому я рекомендую повторять Прана-Мудру не менее пяти раз подряд.

 


Положение тела: сесть в Лотосе, руки на бедрах, ладони развернуты вверх, мышцы рук расслаблены. Лицо расслаблено, взгляд зафиксирован на кончике носа, но без усилий. Сокращением мышц живота вы выталкиваете остатки воздуха. Мула-Бандха.
В начале вдоха (его абдоминальная фаза). Пальцы находятся на уровне нижней части живота, расстояние между корпусом и локтями увеличивается. мышцы пресса ослаблены. Расслабить Мула-Бандху и сконцетри-ровагься на том. как нижняя часть легких медленно наполняется воздухом. Когда произойдет сокращение диафрагмы, пальцы продвигаются вверх. К солнечному сплетению. Па пом уровне и заканчивается абдоминальная фаза.


Концентрация во время выдоха


Выдыхая, сконцентрируйтесь на том, как опустошаются
ваши легкие; думайте обо всех частях тела, вдоль которых двигаются ваши руки.


"ОМ"


Упражнение сопровождается Пранавой. На вдохе вы как будто ощущаете вибрирующие звуки "О" и "М". Во время

Прежде чем перейти к среднему дыханию, необходимо отставить лот и. чтобы должным образом расширить среднюю и нижнюю часть ребер и грудной клетки. Во время этой фазы пальцы расположены параллельно рейрам. Руки поднимаются вверх все время, пока наполняются легкие и грудная клетка расширяется до максимального уровня...
... пальцы останавливаются на уровне ключиц. Так начинается ключичная фаза. то есть фаза верхнего дыхания. Кисти рук в процессе ее выполнения двигаются напротив шеи и лица. чтобы выйти в позицию...
задержки дыхания предпочтительнее сохранять внутреннюю тишину (то есть без "ОМ" для того, чтобы лучше сконцентрироваться на образе восходящего солнца. Можно также произносить про себя: ШАНТИ, ШАНТИ (ШАНТИ означает мир). Лучше произносить это слово на санскрите, несколько УДЛИНЯЯ первый слог (Шаннн-ти). Выдыхая, прислушивайтесь к внутреннему "ОМ". В начале, особенно в период обучения, вам будет слишком сложно одновременно выполнять движения руками, правильно дышать, концентрироваться на различных частях тела и, кроме того, слушать "ОМ ".


...которую демонстрирует эта фотография. С наполненными легкими задержите дыхание и позвольте вашему внешнему состоянию получить отражение на ментальном уровне. Выдохните и вернитесь в первоначальную исходную позицию.
Не торопитесь, всему свое время. Кроме того, ваши движения должны быть правильно распределены и выполнены грациозно,без рывков.
Для начала очень полезно заниматься перед зеркалом для того, чтобы контролировать правильность и изящество движений. Это очень важно; один грубый жест может негативно отразиться на психическом состоянии. Различные фазы упражнения должны быть сглажены. Когда вы хорошо усвоите движения, начинайте концентрироваться на частях тела и представлять, как ваши пальцы излучают прану. Пранаву ("ОМ"), осваивайте в последнюю очередь.


Эффект

Для того чтобы оценить это упражнение, достаточно выполнить его несколько раз, а потом подышать нормально, без сопутствующих движений руками. Вы мгновенно ощутите, насколько гармоничнее, глубже и радостнее дышать в Прана-Мудре. Концентрироваться на процессе дыхания намного легче потому, что мозг более восприимчив. Во время задержки дыхания приходит чувство ясности и необыкновенного покоя. Еще раз напомню, что это упражнение исключает чье-либо присутствие. Особенно в конце, когда на вашем расслабленном лице должно отразиться внутреннее состояние мира и покоя. Посторонние могут этому помешать. Именно поэтому мудрецы настоятельно рекомендуют, чтобы эта практика сохранялась в тайне. Не говорите о ней никому, не доверяйте ее даже своей супруге. Прана-Мудра- очень личная практика, и не стоит рисковать ее эффективностью только потому, что хочется поговорить. Единственное, что вы можете делать публично, это осваивать технику выполнения, но выполнив Прана-Мудру в одиночестве, вы поймете, что публичные занятия не позволяют выполнить ее в том эмоциональном состоянии, которое необходимо. Только настоящий Мастер своим присутствием может помочь сразу нескольким ученикам почувствовать необходимое эмоциональное содержание Прана-Мудры.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.