Здавалка
Главная | Обратная связь

ОБЪЕКТЫ И ОБЪЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЭНЕРГОУЧЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ



3.1. Важнейшим объектом автоматизации энергоучета на основе вышеизложенных принципов является объединенная энергосистема Республики Беларусь, включая областные энергосистемы (РУП-облэнерго) с их филиалами (ФЭС) и районами (РЭС) электросетей. В состав объединенной энергосистемы входят 6 РУП-облэнерго, которые в общей сложности содержат 24 ФЭС и 140 РЭС. АСКУЭ объединенной энергосистемы должна состоять из подсистем учета всех иерархических уровней субъектов и объектов энергосистемы, начиная с уровня межгосударственных перетоков и оканчивая уровнем подстанций 35-750 кВ (указаны по стороне высшего напряжения). В отдаленной перспективе АСКУЭ необходимо будет расширить до уровня подстанций 10 кВ.

Объединенная энергосистема республики граничит с энергосистемами пяти соседних государств (Россия, Литва, Латвия, Польша, Украина), имея с ними межгосударственные перетоки электроэнергии по 38 линиям (с Латвией по 1 линии 110 кВ, с Литвой по 15 линиям 35-330 кВ, с Россией по 11 линиям 35-750 кВ, с Украиной по 8 линиям 10-330 кВ и Польшей по 3 линиям 110-220 кВ). Таким образом уровень межгосударственных перетоков включает 38 линий и 152 точки учета (по 4 точки на каждую линию: основной и резервный учет на каждом конце линии).

Областные энергосистемы имеют как межгосударственные перетоки, так и перетоки друг с другом (межсистемные перетоки): РУП "Брестэнерго" - 29, РУП "Витебскэнерго" - 27, РУП "Гомельэнерго" - 30, РУП "Гродноэнерго" - 31, РУП "Минскэнерго" - 52 и РУП "Могилевэнерго" -31 переток (межсистемные перетоки в вышеуказанных цифрах учтены дважды). Итого 119 межгосударственных и межсистемных перетоков . Уровень межсистемных перетоков АСКУЭ включает 162 точки учета (по каждой линии одна точка учета на каждом конце линии).

Внутри каждой областной энергосистемы существуют помимо вышеуказанных перетоков перетоки между ее филиалами. В среднем на один филиал приходится 7-10 перетоков. Таким образом, уровень межфилиальных перетоков в АСКУЭ объединенной энергосистемы содержит около 240 точек учета.

Внутри каждого филиала имеются перетоки между районами электросетей. В среднем на один РЭС приходится 10-13 перетоков. Таким образом, уровень межрайонных перетоков в АСКУЭ объединенной энергосистемы содержит около 1800 точек учета.

В объединенной энергосистеме действует около 1300 подстанций на напряжение 35-750 кВ. В среднем на одну подстанцию приходится 12-14 точек учета (80% всех подстанций имеют менее 16 точек учета). Таким образом, уровень подстанционного учета в АСКУЭ объединенной энергосистемы содержит около 18000 точек учета (в это количество входят и все вышеперечисленные учеты).

Суммируя вышеизложенное, общее количество точек учета (с дополнением точек учета по генерирующим источникам и дублированных точек по межгосударственным перетокам) в широкомасштабной АСКУЭ объединенной энергосистемы республики, включая подстанции 35 кВ и выше, достигает 18500 шт. Для организации такой АСКУЭ необходимо 1300 УСПД (средняя стоимость 5000-6000 долларов США) и 18500 электронных трехфазных счетчиков учета активной и реактивной энергии (средняя стоимость 500-600 долларов). Таким образом, только часть инвестиций на приобретение средств учета (не считая измерительных трансформаторов и затрат на реализацию каналов связи и корпоративных вычислительных сетей с соответствующим программным обеспечением) для создания полномасштабной АСКУЭ энергосистемы составит около 20 млн. долларов.

Планируемая в ближайшей перспективе реструктуризация энергосистемы может повлиять на соотношения различных типов точек учета, но в целом мало изменит их общее количество. В отдаленной перспективе при создании различных типов энергокомпаний, образовании конкурентного оптового и , особенно, розничного рынков электроэнергии и его новых субъектов количество точек учета в АСКУЭ должно существенно увеличиться. При расширении АСКУЭ до уровня подстанций 10 кВ, учитывая все составляющие затрат, потребуются инвестиции до 50 млн. долларов.

АСКУЭ объединенной энергосистемы позволит эффективно решать задачи расчетов за электроэнергию с энергосистемами соседних государств, а также между всеми субъектами внутри энергосистемы, контролировать прохождение электроэнергии по всем технологическим цепочкам, оперативно составлять балансы по субъектам и объектам энергосистемы (вплоть до подстанции, ее секций и фидеров), выявляя все потери и утечки электроэнергии. Дальнейшее развитие целей, задач, структуры и функций АСКУЭ энергосистемы связано с созданием АСКУЭ потребителей (в перспективе АСКУЭ субъектов рынка электроэнергии), взаимодействующих по соответствующим каналам связи с АСКУЭ энергосистемы.

3.2.В структуре электропотребления объединенной энергосистемы Республики Беларусь потребление промышленными предприятиями составляет около 60%, населением 20% (из них 70% городским населением), непромышленными потребителями 11%, сельхозпотребителями около 7% и транспортом (городским и железнодорожным почти поровну) оставшиеся 2%. Поэтому следующими важнейшими объектами автоматизированного энергоучета являются промышленные предприятия.

От энергосистемы в республике питаются более 6000 промышленных и приравненных к ним потребителей, из них 350-400 крупных предприятий потребляют до 90-95% всей электроэнергии (по 60-70 предприятий на каждую областную энергосистему). В среднем такое предприятие имеет 8-10 точек коммерческого учета, размещаемых, как правило, на подстанциях на территории предприятия. Таким образом, АСКУЭ крупных промышленных предприятий содержат около 4000 точек коммерческого учета электроэнергии, а инвестиции в создание этих АСКУЭ оцениваются величиной в 8-10 млн. долларов (необходимость создания АСКУЭ промышленных предприятий, помимо АСКУЭ энергосистемы, вызывается ,в первую очередь, невозможностью контролировать в существующих схемах энергоснабжения большинство предприятий по прямым фидерам с питающих подстанций энергосистемы ). При развитии АСКУЭ для всей группы промышленных и приравненных к ним потребителей количество точек учета возрастет до 25000-30000, а необходимые инвестиции увеличатся до 50 млн. долларов.

Для эффективного взаимодействия промышленных потребителей с энергосистемой по оптимизации энергопотребления и управления нагрузкой, АСКУЭ предприятий должны решать не только задачи коммерческого учета, но и глубокого технического учета, доведенного до уровня каждого цеха и крупной энергоустановки. Количество точек технического учета, как правило, на порядок превышает количество точек коммерческого учета. В связи с тем, что требования к техническому учету менее жесткие, чем к коммерческому, для его реализации могут быть использованы более дешевые технические средства учета (в частности, индукционные электросчетчики с импульсными выходами и соответствующие системы учета).

Принципы и схемы построения современных АСКУЭ промышленных предприятий коммерческого и технического учета широко освещены в технической литературе (журналы "Промышленная энергетика", "Промышленные контроллеры и АСУ, "Современные технологии автоматизации", "Энергия и менеджмент")

3.3. Следующий по доли в электропотреблении сектор автоматизированного учета - бытовой сектор - городское и сельское население, проживающее в индивидуальных и многоквартирных жилых домах. Здесь электроэнергия расходуется для освещения, обогрева помещения, нагрева воды, питания холодильников, морозильников, электроплит и другой бытовой техники. В перспективе роль этого сектора в электропотреблении, как показывает мировой опыт, может возрасти до 50-60%, превысив промышленное потребление в 1,5-2 раза.

АСКУЭ энергоемкого городского жилого сектора должны строиться на современных трех- и однофазных электронных электросчетчиках, способных работать по многоставочным тарифам, и домовых (подъездных) УСПД, имеющих проводную связь с домовыми и квартирными электросчетчиками, а также выход в канал связи, для передачи данных в энергосбыт. Необходимо в перспективе проработать вопросы (технические и правовые) предоплаты за электроэнергию в жилом секторе с автоматическим отключением или снижением допустимой нагрузки должников с применением электронных электросчетчиков со встроенными (или внешними) контакторами и средствами предоплаты в виде электронных ключей или пластиковых карт.

От энергосистемы запитываются более 3,8 млн. бытовых потребителей (из них 2,8 млн., проживающих в многоквартирных домах), что требует при создании полномасштабной АСКУЭ-быт установки в перспективе эквивалентного количества однофазных электронных электросчетчиков (и дополнительно определенного количества домовых трехфазных электронных электросчетчиков). При средней стоимости надежного однофазного электронного электросчетчика в 60-80 долларов США инвестиции только на эти электросчетчики должны составить в масштабе республики 250-300 млн. долларов США.

При создании АСКУЭ-быт по электроэнергии следует иметь ввиду комплексный характер потребления энергоресурсов в жилом секторе (потребление, помимо электроэнергии, холодной, горячей и теплофикационной воды, а также газа). Поэтому АСКУЭ в жилом секторе также должны носить комплексный характер, а АСКУЭ по электроэнергии строиться наращиваемым способом, позволяющим подключать в перспективе все виды квартирных и общедомовых энергоресурсов.

3.4.Очередной по значимости сектор энергопотребления и автоматизации энергоучета - непромышленные (коммунальные) потребители - общественные здания, институты, предприятия общественного питания и бытового обслуживания, магазины, гостиницы, ларьки и т.д. От энергосистемы запитываются более 30 тыс. таких потребителей (общее количество точек учета более 50000 и это число увеличивается с каждым годом,). Затраты этих организаций на переоснащение учета оцениваются в 40-50 млн. долларов США .

Наиболее эффективный способ создания АСКУЭ указанных потребителей - автоматизация учета на базе предоплаты за электроэнергию с автоматическим отключением или снижением допустимой нагрузки должников с применением электронных электросчетчиков со встроенными контакторами и техническими средствами предоплаты в виде электронных ключей или пластиковых карт (и ,при необходимости, в случае установки на объекте нескольких электросчетчиков, использование малоканальных систем учета). Средством связи между АСКУЭ таких потребителей и энергосбытом может быть сам потребитель вместе со своим средством предоплаты, что исключает необходимость построения множества дорогих каналов связи (в отдаленной перспективе в качестве канала связи индивидуальных электросчетчиков непромышленных потребителей с энергосбытом могут стать каналы сотовой связи стандарта GSM).

3.5.Сельскохозяйственные потребители (в энергосистеме их более 4,4 тысяч, а точек учета более 40000) могут быть охвачены автоматизированным энергоучетом по типу близким, с одной стороны, к АСКУЭ промышленных потребителей, а, с другой стороны, к АСКУЭ непромышленных потребителей. В первую очередь автоматизации подлежат крупные потребители. Затраты на переоснащение учета этой группы потребителей также оцениваются в 40-50 млн. долларов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.