Здавалка
Главная | Обратная связь

ЭТО ЗАГОЛОВОК РАЗДЕЛА



Подбирайте слова для названия раздела так, чтобы они отражали идею, которая будет в нем развита или обоснована. Не забывайте о грамматическом сходстве заголовков в пределах одной главы. В дальнейшем раздел может быть разбит на подразделы или, если его части невелики, на нумерованные парагра­фы. Особо важные идеи подразделов следует предварять объяснениями. Так­же их можно выделить точками:

• первая мысль подраздела,

• вторая мысль подраздела.

Это заголовок подраздела

Здесь также важно подбирать слова, отражающие принципиальные поло­жения подразделов, и пользоваться единообразным, «параллельным» оформ­лением. Если необходимо или желательно деление подразделов, можно вос­пользоваться нумерацией параграфов.

1. Это нумерованный параграф.Первое предложение или фраза, открыва­ющая его, могут быть подчеркнуты, чтобы указать на сходство суждений в группе. Развитие мысли может потребовать большего объема, чем объем одного параграфа, однако постарайтесь ограничиться максимум тремя. - — Это подпараграф, выделенный горизонтальным тире, который ис­пользуется, чтобы разделить мысль параграфа на составные части.

• Мы редко структурируем содержание до такой глубины, но если вы все же делаете это, пользуйтесь именно таким приемом.

* * *

Кроме всех перечисленных способов разделения текста можно использо­вать звездочки и цифры в круглых скобках (5). Звездочки могут быть выставле­ны в ряд по центру страницы для обозначения перехода к выводу в особо длин­ных разделах. Цифры в скобках используются для выделения списков, когда число пунктов не превышает пяти, или для того, чтобы привлечь внимание чи­тателя к параграфу, содержащему особо важную мысль.

• Эти пожелания следует законспектировать на отдельном листе и всег­да держать перед глазами, когда вы работаете над документом.


6. Не переусердствуйте. Возможно, это самое главное правило. Желательно использовать заголовки, только если они действительно подчеркивают вашу мысль, если они помогают читателю разобраться в документе и запомнить его. Слишком мелкое структурирование документа на разделы и подраз­делы никому не нужно.

Если вы умело подберете заголовки, объединенные в удобное оглавле­ние, они точно передадут содержание вашего документа и станут еще одним исключительно полезным инструментом для читателя, с помощью которого он сможет ориентироваться в написанном и точнее поймет вашу мысль.

Подчеркивание

Другим популярным подходом к выделению идей в документе является подчеркивание суждений, объясняющих или обосновывающих утверж­дения ключевой линии (рис. 25). Иногда встречается подчеркивание и на более низких уровнях, но для этого используются другие варианты и формы подчеркивания.

Главная цель этого способа - обеспечить быстрое и легкое восприятие при чтении документа. Теоретически предполагается, что читатель может пробежать­ся глазами по выделенным местам и в основных чертах ознакомиться с аргу­ментацией документа и его главными положениями.

Используя этот подход, помните о том, что:

1. Вы должны строго следовать логике вопросов и ответов. Мысль, находя­
щаяся ниже, должна четко отвечать на вопрос, возникающий после ознаком­
ления с тезисом, расположенным выше в тексте. При грубом однозначном
подчеркивании нет места для языковых изысков и усложненных по
форме суждений. Эти «завитушки» разрушают ясную и последователь­
ную логику. Если вам необходимо развить какое-то суждение или углу­
биться в ситуацию, сделайте это во Введении или в заключительных
параграфах.

2. Вы должны экономно подбирать слова так, чтобы общая мысль была
распределена между ними, но не потеряна.
Многословие существенно
разрушает логику восприятия, особенно если читатель должен сложить
воедино, скажем, тридцать слов, чтобы схватить всю мысль в целом. По­
этому, если вы не уложились в дюжину слов в описании субъекта или
предиката, поработайте еще.

3. Вы должны быть беспощадны, ограничивая число подчеркнутых строк,
выражающих дедуктивную или индуктивную аргументацию.
Многие иг­
норируют это требование и в итоге бездумно выделяют при помощи под-
черкивания все мысли, не учитывая индуктивной или дедуктивной связи
между ними. Вы должны помнить, что в дедуктивной цепочке аргу-
ментов не более четырех звеньев, а в индуктивном множестве - не бо­
лее пяти членов.


Если вы обнаружили, что превышаете этот предел, значит, группа перегружена и следует «переформатировать» мысли как компьютер­ную дискету, стерев с нее все лишнее.

Рис. 25

ОТРАЗИТЕ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ В НАЗВАНИИ ДОКУМЕНТА

Напишите параграф или чуть более, содержащий описание ситуации...

Напишите один параграф или что-то около того, содержащий пробле­му и вопрос, которые вырастают из этой ситуации. Иногда вопрос неявно подразумевается автором...

Изложите главное суждение. Если в документе больше семи парагра­фов, изложите утверждения, входящие в ключевую линию:

• первое утверждение ключевой линии,

• второе утверждение ключевой линии,

• третье утверждение ключевой линии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.