Здавалка
Главная | Обратная связь

Признаки продвижения



 

Ученик подобен сосуду, который можно наполнить чем угодно. Обычные системы знаний, в том числе и дуалистические школы самопознания, так и поступают – они наполняют студентов новой информацией до краев, пока эти знания не начнут переливаться через край и наполнять другие жаждущие наполнения сосуды. Так ученик становится учителем.

Это процесс передачи, сохранения и умножения информации необходим для поддержания двойственного восприятия и успешного функционирования человека в его иллюзорном мире. Бессмысленное накопление информации, однако, не только не помогает на пути освобождения, но, наоборот, все более запутывает искателя и укрепляет двойственное мировоззрение. Невежество ведет во тьму, но в еще большей тьме оказывается человек, заблудившийся в знании.

Искусство правильного обращения с информацией становится все более актуальным по мере нарастания информационной лавины в наши дни. Один даосский учитель сказал, что от чтения многих книг человек сходит с ума и весь остаток своей жизни пересказывает содержание этих книг другим. Во времена древних даосов, однако, не было ни Интернета, ни телевидения, ни мобильных телефонов.

Принципиальное отличие недвойственного подхода в том, что он дает минимум необходимой информации, ориентируя ученика на правильное внутреннее действие, а не на собирание интеллектуального мусора. Смысл этого действия – в избавлении памяти от накопленного хлама, без чего свежесть и чистота восприятия невозможны. Очищение сознания происходит по мере того, как мы теряем интерес к получению новых впечатлений и собиранию бесполезных фактов.

Сильнейшая устремленность вглубь себя перестраивает всю работу психофизического механизма. Сознание, направленное к своему источнику, обретает покой и равновесие в самом себе. Для переживания собственной гармонии и самодостаточности ему нужно все меньше внешних стимулов, исходящих из внешнего мира. Находя опору в себе, мы можем быть уверены, что движемся в правильном направлении. На это указывают и конкретные изменения.

Признаки продвижения в практике:

 

· Сокращается количество необходимой пищи. Чувства голода при этом не возникает.

· Уменьшается время, необходимое на сон.

· Сновидения становятся осознанными, живыми и яркими, потом исчезают вовсе. Их сменяет переживание света во сне.

· Тело становится легким, в нем ощущается летучая энергия.

· Мы начинаем остро чувствовать людей. Одного взгляда на человека или даже фотографии достаточно, чтобы почувствовать его суть.

· Ослабевает или полностью исчезает необходимость в общении, одиночество становится приятным. Приходит ощущение полноты и самодостаточности.

· Полностью уходят страх и неуверенность в себе.

· Смысл когда-то прочитанных духовных книг становится ясен и понятен сам по себе.

· Появляется ощущение абсолютной уверенности в правильности цели. Не остается никаких сомнений, куда мы идем и зачем.

· Усиливается наше воздействие на среду. То, что мы говорим или думаем, начинает сбываться.

· Приходит переживание беспричинной радости от происходящего.

· Просыпается искреннее сострадание, желание помочь другим и появляются возможности для этого.

· Возникают проблески истинного бытия. Приходит желание двигаться без остановки и дойти до конца.

Одного садху англичане посадили в тюрьму, в одиночную камеру за бродяжничество. Когда пришел его срок выходить, он отказался. «Какие замечательные у вас здесь условия для садханы, - сказал он выталкивавшим его прочь тюремщикам. – Спокойно, тихо, никто не мешает, да еще и кормят!»

Насколько далеко мы ушли, очень просто проверить. Для этого лучше всего посидеть одному в пустой комнате. Если, подобно этому садху, нас нужно будет вытаскивать из комнаты за уши, мы можем себя поздравить. Если сила кармы начнет нас выталкивать, как пробку из бутылки шампанского, то, если это не поход в туалет, нужно четко осознать нашу мотивацию.

Перед тем, как выйти из комнаты, выясним, что, как и для чего мы собираемся начать делать. Потом пойдем глубже и ответим на вопрос «почему». Найдем глубинную причину, заставляющую нас совершить эти действия. Осознаем, чего нам не хватает, что мы стремимся получить от внешнего мира, чтобы заполнить внутреннюю пустоту. Наконец, выйдем из комнаты и начнем действовать, сохраняя достигнутое осознание.

Нужно ясно понимать, каковы подлинные, а не мнимые мотивы наших поступков. Почему мы делаем то или это? Какой именно страх или желание гонит нас вперед, как этот страх или желание проявляется в нашей жизни? Зная ответы, мы все меньше будем действовать автоматически, подобно запрограммированным обществом и воспитанием роботам. Через осознание мы получим доступ к свободному действию – действию, исходящему из нашей внутренней сути, а не навязанному извне.

Такое действие лишено мотивации – оно спонтанно и непредсказуемо, в нем нет страха. Это как броситься в первый раз в воду и поплыть. Мы не знаем, как мы это делаем, но вот мы плывем – смотрите!

Свободное действие – подлинное искусство жизни. Оно подобно непрерывной импровизации. Те, кто любят джаз, должны хорошо чувствовать этот принцип. Живя в мире спонтанного действия, мы готовы в любую секунду изменить направление движения. Ни к чему не привязаны, мы ни за что не хватаемся и не стараемся ничего удержать. Мы подобны ветру - движемся вместе с потоком перемен, и нас не угнетает непостоянство происходящего.

Наоборот, мы испытываем огромную радость оттого, что ничто не вечно под луной. Мы чувствуем великую неистощимую силу обновления. Новое приходит на смену старому для того, чтобы в свою очередь стать старым, и так без конца. Жизнь становится смертью для того, чтобы опять превратиться в жизнь.

Свобода

 

Свободный человек не ищет нового и не держится за старое. Он знает, что вселенная позаботится обо всем сама. Беззаботный, беспечально проводит он свои дни. Ему нечего делать в этом мире, где все и так происходит само собой. Ему не о чем волноваться, все тревоги и заботы он оставил далеко позади.

Спокойный, он не ценит себя, и поэтому является бесценным сокровищем. Он не ценит ни свою жизнь, ни здоровье, поэтому дух его крепок и тело не болеет. Он не ценит время, поэтому живет в вечности.

Его не волнует, что говорят или думают о нем люди. Это не может ничего ни прибавить, ни убавить к тому, что он есть. Слова людей для него подобны шороху ветра по траве. Их страхи и надежды – мыльные пузыри, лопающиеся на солнце.

Свободному человеку некуда идти, потому что везде он видит одно и то же. Неукротимый, он идет куда хочет, потому что во вселенной нет силы, способной его остановить. Его невозможно остановить, потому что он ни за что не держится.

Оставаясь в покое, он движется. Двигаясь, он не теряет покой. У него нет цели, и бесцельное времяпровождение является его единственным занятием. Наполненный до краев, он кажется пустым. Лишенный цели и смысла, он кажется знающим. Не имеющий пристанища, он везде как дома.

Он смотрит на вселенную в изумлении - как ребенок, впервые увидевший радугу. Он может управлять людьми и событиями без малейшего представления о том, как он это делает.

Плавая внутри матки вселенной, он пребывает в блаженном неведении по поводу чего-либо. Он ничего не знает ни о жизни, ни о смерти, потому что еще не родился и никогда не родится. Великий зародыш, он дает прорасти всему, что тянется к солнцу.

Люди ничего не знают о нем, потому что заняты исполнением своих желаний. Он хранит для них величайшую драгоценность, сам не ведая об этом.

Свободный человек смеется в радости и плачет в горе. Он ничем не отличается от других, и в этом его величие. Но ни на небе, ни на земле нет ничего, что могло бы его затронуть. Он живет там, где не восходит солнце и не светит луна. Его обитель – сердце струящейся тьмы.

 

 

Санкт-Петербург, 2006.

 


[1] Рамана Махарши – один из самых известных индийских святых 20 века.

[2] Джива – индивидуальная душа, воплощающаяся в разных телах.

[3] Садхана – духовная практика.

 

[4] Прасад – освященная еда, обычно сладости, предлагаемая прихожанам в храмах и ашрамах Индии.

[5] Садху - буквально «добрый человек» (санскр.), бродячий йогин.

[6] Представитель одного из монашеских орденов Индии. В данном случае, ордена удасин.

[7] Кутья - жилище отшельника.

[8] Слово «майя» происходит от санскритского глагольного корня «мā», что означает «измерять». Смысл здесь в том, что мы измеряем, делим на части, ограничиваем Бесконечное.

[9] Чапати - пресная лепешка.

[10] Сакшин (санскр.) – внутренний свидетель.

 

[11] Сай Баба из Ширди (183?-1918) – самый почитаемый святой Индии со времён Ади Шанкарачарьи. Считается одним из наиболее известных аватаров Даттатреи из числа воплощавшихся в XIX веке.

 

 

[12] Гуруджи – почтительное обращение к духовному наставнику.

[13] Самадхи – восьмая ступень йоги Патанджали, йогический транс, слияние практикующего с объектом практики.

[14] Сиддхи – сверхъестественные способности.

 

[15] Сатгуру – духовный наставник человечества.

 

[16] Яма и нияма – две первые ступени йоги Патанджали, кодекс поведения йогина.

 

[17] Пандит – ученый-брахман.

[18] Махалила – великая космическая игра Господа.

[19] Мантра Солнца.

[20] Мокша – состояние освобождения в индуизме.

[21] Ашрам – центр духовного обучения.

[22] Пуджа – ритуал служения божеству.

[23] Хаван - яма в земле, обложенная камнями, место жертвенного огня.

[24] Мауна – обет молчания.

[25] Бхарата – древнее название Индии.

[26] «Сутра Короны». Тоша.

 

[27] Саньяса – отречние от мирской жизни.

[28] Махариши Махеш Йоги – международный авантюрист, основавший движение Трансцендентальной медитации.

[29] Последователи В. Мегре, автора книг о таежной отшельнице Анастасии.

[30] Спанда (санскр.) – тонкаявибрация Абсолютного Сознания, посредством которой Оно познает Себя. Одно из основополагающих понятий кашмирского шиваизма.

[31] New Age (англ.) – «Новый век», общее название многочисленных возникших во второй половине 20 века школ внутреннего развития на Западе.

[32] Ауробиндо Гхош (1872-1950) – выдающийся индийский революционер, йогин и мыслитель.

[33] Свами Муктананда – известный индийский учитель 20 века, основатель всемирного движения Сиддха йога.

[34] Сиддха – буквально «совершенный».

[35] Падмасамбхава – великий йогин, принесший буддизм в Тибет в 7 веке нашей эры.

[36] Риши – легендарные мудрецы древней Индии.

[37] Юга – космический цикл творения.

[38] Парикрама - обход вокруг святого места.

[39] Асана – позиция тела в йоге.

[40] Мохандас Ганди (1869 -1948) – политический реформатор, основатель движения за независимость Индии.

[41] Кумбхака, Уддиияна Бандха – йогические техники задержки дыхания на вдохе и подтягивания мышц промежности.

[42] Гопи – пастушки, возлюбленные Кришны.

[43] Дживанмукта (санскр.) – освобожденный при жизни.

[44] Брахман – Высшая Реальность.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.