Здавалка
Главная | Обратная связь

Навстречу внутренней природе 1 страница



От автора

Предлагаемая читателю серия из четырех книг написана на основе лекций, прочитанных автором для начинающих астрологов в течение 1998 — 1999 учебного года в Новосибирском астрологическом центре «Уран».

Лекции читались так, чтобы они были понятны и слушателям, интересующимся психологией, но с астрологией не знакомым — за исключением отдельных примеров и замечаний. Автор ставил перед собой цель создания культурного философско-психологического контекста, включающего в себя как эзотерические понятия Востока, так и основные идеи современной западной психологии. В основу курса были положены оригинальные разработки автора в области высших архетипов и их проявлений в психике человека.

Большое внимание в курсе было уделено практическим проблемам человеческих взаимодействий, особенно в рамках семейных и психотерапевтических отношений.

С точки зрения астрологии, этот курс можно рассматривать как обширное общекультурное введение в целый ряд астрологических дисциплин: автор строит основы трансперсональной, атманической, синтетической, квантовой и психологической астрологий, а также астрологии личности.

____________

 

Автор выражает большую благодарность всем своим друзьям, ученикам и слушателям, вдохновлявшим его в течение наших встреч (и в процессе подготовки к ним!), и в первую очередь руководителю новосибирского астрологического центра «Уран» Наталье Чазовой, а также Ирине Бочаровой, Оксане Вдовиченко, Татьяне Ильиной, Людмиле Каневской, Владимиру Коробкину и Александру Скляренко. В подготовке материалов к публикации большую помощь мне оказали Владислав Ильин и Иван Рогожкин, а компьютерный набор стенограмм добровольно, бескорыстно и самоотверженно взяли на себя Наталья Гончарова и Лана. Им, а также моим постоянным литературным редакторам Елене Каменской и Мариане Шканчиковой эта серия книг обязана своим появлением на свет.

 

А. Подводный Москва, 15.6.2000 г.


Лекция 1
ПСИХОЛОГИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА

Здравствуйте, дамы и господа!

Сегодня мы с вами начинаем большое путешествие по весьма экзотическому миру человеческой психики, и постараемся вместе составить себе представление о том, что такое человеческая душа и каковы инструменты ее исследования.

Психология — наука о душе.Психология — слово само по себе ненаучное и противоречивое. «Психе» по-гречески означает «душа», то есть психология — это наука о душе. Однако наука не может заниматься объектом, который не определен; а о том, что такое душа, у нас есть, в лучшем случае, лишь интуитивное представление. Тем не менее, существует практика, которая называется «психотерапия». «Терапия» по-гречески означает «помощь», или «забота», то есть психотерапия — это помощь душе. Опять-таки, не вполне понятно, что это такое, но когда у человека болит душа и он приходит к вам с соответствующими словами, вам иногда ясно, что ему нужно и как именно следует ему помогать.

Другой вопрос — можно ли помочь душе? Можно ли помочь другому человеку? Это вопрос совершенно небанальный, если брать его в кармической или психологической глубине, потому что душа, особенно высокая душа, которая воплощается раз в несколько сотен лет, приходит с определенной программой, и сложности, которые она налагает на жизнь человека (и в том числе на его сознание), весьма большие, но его карма как раз в том и заключается, чтобы с ними справляться. С другой стороны, человек — существо социальное, и с этим тоже никто не спорит. Когда на моих массажных курсах скептики говорят: «Надо лечить свои болезни самому!» — я отвечаю, что даже волки, такие, казалось бы, хищные животные, вылизывают друг другу уши, поскольку у волка язык не достаточно длинный, чтобы достать до своего уха, поэтому даже волки, как видите, помогают друг другу, и аналогичные ситуации наблюдаются и в человеческой жизни.

Так вот, вопросы: «Что такое душа?» и «Что такое помощь?» — это очень небанальные вопросы, и прямых ответов и определений, здесь, по-видимому, нет, но зато существуют косвенные, или, как говорят, контекстные определения, заключающиеся в том, что эти слова употребляются в осмысленном тексте, и вы по смыслу этого текста догадываетесь, каким могло бы быть их значение. И мы с вами пойдем по этому пути, то есть на вопросы о том, что такое душа, психика и помощь, я по ходу лекций постараюсь дать косвенный ответ.

Лекции в жанре прорицания.Теперь несколько слов по поводу жанра этих лекций. Я долго думал, каков же, собственно говоря, этот жанр, и в конце концов я пришел к выводу, что его можно обозначить словом «пророчество», или, точнее, «прорицание». Когда я год назад читал здесь, в Новосибирске, лекции по психологии, то получил из зала такую записку: «У Вас есть все данные, чтобы стать пророком. Почему Вы им не становитесь?» Потом я познакомился с (весьма молодым по возрасту) автором этой записки; мы с ним хорошо поговорили, и я подумал: а что, в самом деле, надо становиться, раз данные есть. Поэтому я вполне серьезно говорю, что выступаю в жанре прорицания, но не в узком смысле слова, то есть не в жанре точного предсказания будущего. Надо сказать, что слово «пророчество» обычно понимается как прорицание, но это неправильно. Пророк — это человек, который вещает или несет с собой волю Божью, и он не обязательно предсказывает будущее. А я выступлю в роли прорицателя, но буду прорицать не какие-то конкретные события, а общие направления развития науки о душе.

Сейчас у нас кончается год 1998-й, подходит к концу век, и усиливаются не только мистические настроения, но и желание подвести итог бурного столетия, даже тысячелетия, а у кого хватает воображения — двухтысячелетней эры. Хотим мы этого или нет, но числа обладают огромной магией и влиянием на общественное подсознание, и созрела идея о том, что надо подводить итоги, надо делать выводы, надо не совсем пустым входить в следующее тысячелетие, а желательно — с определенным багажом. И это мнение, существующее в общественном подсознании, естественно, влияет на каждое индивидуальное подсознание. В частности, психологи, хотят они этого или не хотят, подводят итоги развития своей науки, тем более, что психология — наука молодая. Она в ее современном понимании родилась, как я понимаю, в конце ХIХ века, а до того была сплошь стихийная психотерапия — преимущественно телесно-ориентированная. Была философия, но никак не психология в том виде, как мы ее сейчас понимаем. За это время многое было сделано, и еще больше, пожалуй, открылось дыр, то есть всевозможного непонимания, но подводить итоги надо, и каждый психолог это делает сам для себя, и вот этим я тоже собираюсь заниматься. Разумеется, я не претендую на то, что подвожу объективные итоги психологии ХХ века — это было бы, во-первых, чрезвычайно самонадеянно, а во-вторых, неправильно методически. Я подвожу итоги психологии ХХ века в том виде, как лично я ее воспринял, то есть вы имеете перед собой совершенно субъективные заметки. У нас на пороге, как вам известно, эпоха Водолея: рождаются новые люди, рождаются новые дети — совсем-совсем другие, нежели мы сами, рождаются новые идеи и социальные структуры, появляется новая энергетика и зарождается новая культура. И наша задача заключается в том, чтобы культура, предназначенная для людей следующего тысячелетия, не строилась бы на пустом месте. Другими словами, наше поколение должно подготовить культурный мост, который свяжет людей второго и третьего тысячелетий, и, как мне кажется, наука о человеке будет играть в культуре будущего центральную роль. Человек и его психика — это самые сложные объекты во всей нам известной Вселенной, и если мы что-то поймем в том, как устроена психика и как с ней можно взаимодействовать, то мы что-то поймем и о Вселенной, а если не научимся, то, вероятно, погибнем. Такое у меня впечатление. Впрочем, я смотрю в будущее оптимистично, хотя меня за это и ругают иногда.

Психологические и гуманитарные идеи, на которые я опирался, подготавливая этот курс, относятся к различным течениям и традициям — восточным и западным, экзотерическим и эзотерическим. Я всюду искал актуальные для будущего человека подходы и методы, стараясь вычленить те идеи, которые казались мне перспективными, хотя сами обнаруженные мною концепции и теории мне, может быть, в чем-то не очень нравились — но я, как рыбак с неводом, выходил и ловил самую крупную рыбу, и ее потом разглядывал и смотрел ей в глаза. А она недовольно била хвостом и строила мне рожи, но я ее потом отпускал. Примерно так складывались мои отношения с различными психологическими и эзотерическими теориями, концепциями и практиками. Я старался быть некритичным, и, хотя критикой можно заниматься долго и убедительно, я не ставил себе такой цели. Я ставил себе целью найти новые идеи, новые архетипы, которые будут нужны людям будущего, и вот с некоторым уловом я сейчас перед вами стою.

Новая парадигма психологии.Итак, сейчас у нас время подведения итогов и создания новой парадигмы в психологии. Парадигма в науке — это основной способ видения, основной язык, или, по К. Кастанеде, положение точки сборки. Я не сомневаюсь в том, что скоро должна возникнуть новая парадигма человека — понимание человека как единого целого — не номинальное, не формальное, а содержательное и структурное. И каким оно (как мне представляется) будет, мы с вами и рассмотрим.

Итак, сейчас возникает и формируется новая парадигма человека и новое понимание человеческих отношений. Я вижу это понимание у молодежи, я вижу это понимание среди моих читателей — и в какой-то степени среди своих читателей я его, вероятно, и формирую, и оно и сейчас будет в центре моего внимания.

Психологическое консультирование.Мы много будем говорить о психологическом консультировании. Что я хочу сказать по этому поводу в целом? С моей точки зрения, искусство психологического консультирования — это важнейшая часть человеческой культуры. Если мы не понимаем, что люди приходят друг к другу за психологической и душевной помощью, если мы не умеем адекватно сформулировать свой запрос, правильно понять человека и дать ему то, что ему нужно, то мы не можем считаться людьми. Помогать, учить, советовать, толкать в ту или другую сторону, брать на себя чужую жизнь, ее трудности, ее карму, — как все это надо правильно делать? Что тут можно, а что нельзя? Однако мы не сможем дать содержательный ответ на эти вопросы — а они всегда конкретные, всегда животрепещущие, больные, и люди приходят к ним с большим эмоциональным напряжением — если у нас нет теоретического фундамента, в частности, понимания того, что такое карма, что такое душа, что такое своя жизнь и что такое чужая жизнь, потому что у большинства людей все это в голове переплетено и перепутано до невозможности. Что же касается структурирования кармы, то эта тема на Востоке разрабатывалась достаточно детально, но к нам попадает чаще всего в виде совершенно экзотерическом, а потому довольно бессмысленном.

Структура личности и структура кармы.На Востоке есть люди, которые сознательно воплощаются из одной жизни в другую, предсказывают, где они появятся, хорошо помнят свои прошлые воплощения, и видят воплощения других людей, и в некоторых случаях дают кармические комментарии, например, в таком роде: «Сейчас ты завязал кармический узелочек, который через пару воплощений у тебя начнет развязываться; а вот этот кусок твоей жизни — это созревающая карма, и существенные события случатся только через определенное время. А сейчас иная ситуация — созрела старая карма, и ты жнешь плоды старых ошибок, и поэтому бессмысленно огорчаться, что произошло нечто плохое по твоей актуальной вине, например, потому, что ты недоглядел. Ехал на машине, перед тобой упало дерево, и ты с размаху в это дерево въехал, машина вдребезги, но ты, слава Богу, жив остался, и думаешь: был бы я чуть поумнее, повнимательнее — и все бы обошлось. Нет, если карма созрела, разлеглось бы аналогичное дерево и на другом твоем пути или что-то похожее произошло, и все равно бы машины ты лишился». Но такой взгляд на карму содержателен при условии, что у человека, который эти мнения высказывает, действительно есть видение прошлых воплощений и подробностей кармы, и тогда он с полным знанием дела может давать подробные комментарии. Но спекуляции на эту тему, то есть рассуждения и предположения без реального видения, естественно, ничего не дают.

Так вот, моя мысль заключается в том, что структурировать карму это более или менее то же самое, что структурировать психику. И я думаю, что соответствующее знание сейчас приходит (хотя это будет наука или искусство, доступное, безусловно, не всем), и первые шаги в этом направлении делаются уже сейчас. И об этом я тоже буду вам рассказывать, и объяснять, в частности, как можно в таких вопросах использовать астрологию, что она дает, и чего не дает и в принципе не может, как я считаю, дать. Я думаю, что наступает время новой парадигмы мышления, которую часто называют эпохой Водолея, и она манифестирует себя определенными чертами, которые я вам собираюсь описать — так, как я их вижу.

Язык перелома эпох.Главная видимая примета эпохи Водолея заключается в том, что она обостряет и обнажает многие фундаментальные проблемы уходящей эпохи (эпохи Рыб), которые для самой уходящей эпохи казались принципиально нерешаемыми или были вовсе не поставлены, не сформулированы, не осознаны. Кризис перелома эпох довольно жестоко проходит не только по цивилизации в целом, как можно видеть по истории ХХ века, но также и по всем сферам знаний, профессиям, коллективам, отдельным людям и их судьбам и душам. Для того, чтобы помочь индивидуальному человеку перейти этот рубеж, я и пишу свои книги, провожу тренинги, читаю лекции — особенно эти. Но, конечно, я не претендую на объективность: у меня есть некоторое личное видение этих периодов и способов перехода от одной эпохи к другой, и это видение я накладываю на те проблемы, которыми занимаюсь. У другого человека может быть совершенно другое видение, в чем-то (или во многом) не согласующееся с моим, и это так и должно быть.

Как я уже сказал, мои лекции читаются в жанре прорицания. К чему будут относиться мои предсказания? В первую очередь, к парадигме, языку и концепциям психологии, которые, с моей точки зрения, перспективны и будут интенсивно развиваться дальше. Язык — это то, что нам помогает и одновременно существенно нас ограничивает, особенно если мы пользуемся устоявшимися, но уже не пригодными для наших целей значениями слов и понятий. Мне кажется, что психологический язык сейчас находится в состоянии ломки, в него внедряются качественно новые для него понятия, и их очень много, но я старался выбирать те, которые, с моей точки зрения, наиболее важны и перспективны.

Парадигма науки — это ее идеология и философия, и это — важнейшая часть любой науки, и даже если она не разработана, все равно ученый каким-то образом ее себе хотя бы подсознательно представляет, и это его подсознательное представление влияет на всю его деятельность. И я на вопросы философского осмысления психологических концепций и методик буду обращать большое внимание. Однако, еще раз повторяю, я излагаю вам лично мое видение, которое покажется кому-то важным, кому-то интересным, кому-то полезным, а кому-то — наоборот, и у меня нет никакой претензии на объективную истину.

И эта моя позиция — тоже одна из примет эпохи Водолея. Что такое истина? В рамках курса психологии уместнее говорить об индивидуальной, или психологической, истине. Для меня психологической истиной является то, что, с одной стороны, мне в данный момент кажется правдоподобным, а с другой стороны, мне реально помогает. И если оба эти условия соблюдены, то в каком-то приближении я считаю, что передо мной истина. В науке в аналогичном смысле говорят о моделях. Слово модель слишком научное, я редко его употребляю, но то, что я сейчас вам рассказываю и буду рассказывать дальше, для меня является психологической истиной, то есть представляется мне правдоподобным, хотя полной уверенности у меня нет, и я думаю, что мои воззрения в какой-то степени будут меняться. (Хотя, скорее всего, незначительно; например, сейчас идут переиздания книг, которые я писал в начале восьмидесятых годов. Я их перечитываю, и читатели дают мне конструктивную критику — но очень мало что мне хочется в этих книгах изменить. Правда, быть может, все дело в том, что я, будучи Тельцом, очень упрям.)

 

Новая парадигма.Итак: или парадигма эпохи Водолея. Каковы ее основные черты? Я охочусь за ними вот уже лет десять или даже больше, и кое-что поучительное обнаружил.

Непрерывность и дискретность. Первое, что бросается в глаза, — это превращение непрерывности в дискретность. Многие понятия, которые в эпоху Рыб смотрелись как принципиально не имеющие количественной оценки и оценивались лишь качественно — например, такие свойства человека, как доброта, честность, порядочность или мудрость — в эпоху Водолея будут рассматриваться более конкретно: она введет определенные шкалы (в эзотерике они известны давно и называются посвящениями), по которым будут измеряться эти принципиально «невычислимые» с точки зрения культуры эпохи Рыб качества. Эти шкалы и оценки не будут претендовать на объективность в том смысле, как мы это понимаем, то есть на научную объективность, но они будут устойчиво существовать и эффективно работать в определенном круге людей.

Вообще, понятие истины в эпоху Водолея будет пониматься несколько иначе, чем в эпоху Рыб: понятие объективной истины уступит место понятию групповой истины. В рамках понятия групповой истины, или истины данного коллектива, будет возможно четкое членение, то есть дискретизация тех качеств, которые в эпоху Рыб казались принципиально никак не дискретизируемыми, то есть их нельзя было никак разделить на уровни подобно тому, как это произошло в физике. Электрон, который в модели Бора, подобно планете, мог вращаться вокруг ядра на любом от него расстоянии, в квантовой модели оказался обладающим лишь небольшим числом определенных орбит, в рамках в которых он может существовать, а промежуточные положения оказались для него невозможными.

Шаги по ступеням вместо прыжка через пропасть. Итак, водолейская парадигма предложит нам квантование на месте непрерывности. С другой стороны, эпоха Водолея даст нам лестницу вместо прыжка. Например, в ситуациях, когда эпоха Рыб предлагала нам два уровня, эпоха Водолея предусмотрит целую градацию промежуточных ступеней. Подмастерье и мастер, мелкий человек и большой начальник, плебей и аристократ, мирянин и святой — вот обычные для эпохи Рыб градации, промежуточных ступеней между которыми культура не предусматривала, и переход от одной к другой совершался через гигантский прыжок или катастрофу. Эпоха Водолея, по-видимому, во всех этих ситуациях представит довольно хорошо разработанную лестницу, которую я в своих книгах не раз обозначал как эволюционную — хотя, конечно, возможны и другие подходы.

Астрология: подходы Рыб и Водолея. В качестве примера я могу рассказать, чем была для меня астрология, когда я только начинал ею заниматься, то есть в конце 70-х годов. У меня было тогда романтическое представление о том, что есть очень небольшое количество особых людей (их тогда действительно было несколько десятков было на всю страну), называющихся астрологами, которые владеют какой-то совершенно фантастической и требующей каждый раз особого озарения техникой. Они, глядя на чертеж гороскопа, делают прыжок от элементарных и весьма абстрактных толкований, которые приведены в учебниках астрологии, к совершенно конкретным выводам о моей жизни, и могут сказать мне, какая у меня судьба и что у меня в жизни будет. И вот сам этот прыжок, если хотите, озарение, позволяющее астрологу из множества мелких общих обстоятельств сделать конкретный и точный вывод, казался доступным лишь очень небольшому числу особо посвященных, в ряды которых я даже и не рассчитывал и не надеялся никогда попасть. Собственно говоря, правильно не надеялся — я и не попал.

Даже сейчас, то есть спустя почти двадцать лет занятий этой замечательной наукой, глядя на гороскоп и не имея дополнительной информации, я не могу сказать, как человек выглядит, описать, каков его характер и каковы его жизненные обстоятельства. Понимание гороскопа и человека в процессе астрологического консультирования у меня происходит в результате длительного диалога, когда мы вместе с клиентом догадываемся, что бы мог означать в его конкретном случае тот или иной аспект карты, и как бы он мог проявляться. Но и сам подход к консультированию у меня совсем не тот, что был принят в прежнюю эпоху.

Парадигма Водолея говорит, что есть много ступенек, в данном случае — постижения астрологии и обстоятельств жизни клиента, и что на первом уровне вы видите лишь какие-то общие характеристики, и с уверенностью говорите лишь общие вещи.

На втором уровне вы умеете задать клиенту правильные вопросы и можете конкретизировать некоторые данные гороскопа применительно к его жизни — астролог этого уровня, интерпретируя карту, не употребляет астрологических терминов. Астролог первого уровня не может консультировать без того, чтобы не произносить названия планет, аспектов, знаков Зодиака и т. д. Астролог второго уровня уже может говорить, не употребляя астрологических терминов; он уже намечает отдельные линии, хотя еще мало где конкретен.

Астролог третьего уровня уже говорит совершенно конкретно, но этой конкретности предшествует длительный и содержательный разговор с клиентом, выяснение многих обстоятельств его внешней и внутренней жизни и переложение их (астрологом) на астрологическую карту, выявление ее акцентуаций и уровней проработки планет, аспектов и т. д.

Здесь, на третьем уровне, астролог может выдать клиенту информацию на том же уровне точности и конкретности, который предполагался у адептов астрологии старой школы, но там она приходила в виде особого откровения, гениальной догадки, а здесь — как результат несколько необычной по форме, но все же постижимой психолого-символической работы, и как раз в этом стиле я писал свои учебники общей астрологии.

Структуризация хаоса. Итак, водолейская парадигма вводит дискретность там, где была непрерывность, и перебрасывает лестницу через зияющий провал. Что еще? Кроме того, она структурирует хаос во многих областях, относительно которых традиционно считалось, что это мутная водичка, в которой можно чисто случайно выловить какую-нибудь рыбешку: там выделяются определенные элементы, описываются связи между ними, вычленяются некоторые общие структуры. Это, в частности, мне хочется сделать с самим понятием «человек». Одним из самых больших своих достижений я считаю картину человека как оккультного организма, состоящего из семи тонких тел. Я думаю, что многие из присутствующих читали мои книги «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке» и «Тонкие тела», где эта концепция подробно изложена. Я считаю, что обычное деление человека на дух, душу и тело лишь условно может считаться структурным, потому что в нем, например, отсутствуют связи между этими, так сказать, элементами человеческого состава. Непонятно, как душа представлена в теле, непонятно, как тело представлено в душе, и соответственно дух там и сям (я уж не говорю о туманности самих значений этих слов, явно нуждающихся в уточнении).

Я предложу вам много структур, которые будут касаться человека, его психики, его индивидуальности, расскажу, как с этими структурами (имея их в виду, хотя, может быть, явно не описывая), работают современные психологи, и расскажу, как на эти структуры накладывается астрология и что она может дать психологу-практику. На наших лекциях я изложу подходы к психологии и астрологии и схемы, в которых возникает возможность астрологической интерпретации. Таких схем много, то есть сейчас можно уже говорить о десятке разных астрологий, каждая из которых дает существенную информацию о человеке и о его душе, но, естественно, что когда речь идет о столь сложных и тонких объектах, интерпретация существенно зависит от толкователя и его индивидуальных представлений о том, что такое человек и его душа.

Индивидуальная и групповая истина. Я продолжаю свой рассказ о новой парадигме в психологии и вообще в науке будущего, как я ее себе представляю. Одной из особенностей этой парадигмы будет то, что она будет принципиально субъективной. По-видимому, человечество отойдет от идеи истины как чего-то объективно существующего, в частности, существующего независимо от людей. Другими словами, истина будет пониматься как групповая.

Чтобы вам было легче понять, что я имею в виду, я могу привести пример. Года четыре назад я давал интервью московскому телевидению. Правда, зрителю было показано примерно две минуты из двухчасового интервью, но, я, видимо, сам себе яму вырыл, потому что пытался объяснить, что такое групповая истина и чем она отличается от объективной, и говорил в телекамеру приблизительно следующее: «Если вы последовательно стоите на той точке зрения, что истина существует только групповая, то вы должны признать, например, что две тысячи лет назад Земля была плоская и покоилась на трех слонах, которые стояли на гигантской черепахе, плававшей в огромном океане. А потом в какой-то момент Земля вдруг стала круглая, и космонавты, которые полетели в космос, действительно увидели, что она круглая. Но если вы попадете в какое-нибудь отдаленное племя, не слишком связанное с цивилизацией, где-нибудь в Африке, то оказавшись там, вы обнаружите, что Земля снова стала плоской». Этого моего рассуждения тележурналист совершенно не воспринял и отнесся к нему весьма настороженно, но именно в таком стиле, по-видимому, в будущем и будет пониматься истина. Я живу, я строю свою картину мира, у меня есть истина, которую я полагаю таковой, и которая у меня работает, и пока это так, ничего большего мне не нужно — если я не оказываюсь в рамках той или иной группы, где меня уже должны интересовать ее представления об истине и я должен соотносить их со своими взглядами на эту тему.

Иерархия и сеть. Если мы переходим к такому представлению об истине, то резко падает роль архетипа иерархии и возрастает роль архетипа сети. Что такое сеть? Сеть — это набор ячеек, которые существуют относительно автономно, но связаны друг с другом информационными или материальными связями; при этом у них нет прямого подчинения, а есть, если угодно, обмен опытом. Но ячейка, которая вырабатывает идею, интересную и полезную другим ячейкам, начинает пользоваться спросом, и к ней идут как бы за советом, она получает энергетическую поддержку и начинает более интенсивно развиваться. Но как только ее развитие и идеи, которые она развивает, перестают быть интересными для прочих ячеек сети, она перестает получать эту поддержку, и развивается дальше уже сама по себе. Это чем-то похоже на всемирную сеть Интернета в том виде, как она сейчас развивается. Через небольшое время, я думаю, сделки преимущественным образом пойдут через Интернет, и тогда вся финансовая система в мире претерпит очень сильные изменения; соответствующие изменения в сфере индивидуального и группового сознания выразятся в том, что мы прямо почувствуем эгрегоры и ноосферу в целом, и Планетарный Разум будет многими ощутим совершенно реально.

Когда вообще возможно существование сетевой структуры? Это совершенно понятно: это возможно, когда связи между элементами сети достаточно интенсивны. Весь ХХ век — это век интенсивного преодоления пространства. В начале века появилась возможность практически мгновенной передачи информационных сообщений через телеграф и телефон, развилась сеть железных дорог, появились самолеты, и Земля стала небольшой и связной, но я думаю, что процесс ее интеграции на самом деле только начинается, и, в частности, те изменения, которые произошли в нашей стране за последние двенадцать лет (с начала перестройки) — это очень малая часть тех изменений, которые нас ждут, допустим, в следующие двенадцать лет. Есть, конечно, люди, которые считают, что в основном все мы уже пережили, но я этого мнения не разделяю. Однако, может быть, начинается как раз самое интересное. (Скептическое оживление в зале.) Возникают не только горизонтальные связи, не только сетевые структуры, появляются и проявляются связи вертикального порядка, связи между тонким и плотным мирами. Самая известная такая вертикальная связь — это связь Бог — человек. Понятно, что человек и Бог — явления принципиально разной природы, о равенстве тут говорить не приходится; аналог этих отношений на языке эзотерики — это отношения плотного и тонкого миров. Совсем давно, в 90-м году я делал доклад на первой Всесоюзной конференции по астрологии, где утверждал, что в наше время отношения между тонким и плотным миром качественно изменились, что твердая корка, которая их разделяла, трещит и в ней всюду возникают трещины, сквозь которые прорываются информационные и энергетические потоки и сверху вниз, и снизу вверх. И вот те модели, которые я строю, описывают именно эти вертикальные взаимосвязи.

Эту мысль можно выразить на другом языке, сказав, что наступает время, когда каждый человек становится сам себе жрецом. Что такое жрец? В широком смысле это человек, который ведает каналом, связывающим тонкий мир с плотным. Если эти каналы существуют в небольшом количестве и к ним приставлен соответствующий обслуживающий персонал, то он называется жреческим институтом. Тогда, если мне нужно пообщаться с Богом, я иду к жрецу, даю ему записочку, а он передает ее Богу, и затем Бог через того же (или другого) жреца передает мне Свое указание. Однако сейчас связей между тонким и плотным мирами становится гораздо больше, так что профессия жреца-эзотерика теряет свое выделенное значение, становясь общедоступной. Тонкий мир обнаруживает свою структуру, что проявляется, в частности, в том, что слово «эгрегор» входит в широкое употребление, хотя когда я в семидесятых годах впервые его услышал, оно было абсолютной экзотикой. Вообще, эгрегор, по основному значению слова, — это ангел, но сейчас этот термин употребляется в расширенном значении, обозначая сущность в тонком мире, соответствующую любому человеческому коллективу. Так вот, сейчас эгрегоры материализуются, то есть становятся непосредственно ощутимыми людьми, находящимися в соответствующем коллективе, и люди начинают понимать и чувствовать, что кроме горизонтальных взаимодействий, которые идут в семьях, в парах, в деловых структурах, есть еще и вертикальные, прямые взаимодействия с эгрегором, и если его волю угадать, или, наоборот, навязать ему свою волю и свою этику и воспитать его должным образом, то все дела и горизонтальные взаимодействия идут гораздо более управляемым образом, существенно мягче и осмысленнее.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.