Здавалка
Главная | Обратная связь

Гуманитарные модальности 12 страница



Вообще это выражение принадлежит Фрейду. Он изучал сновидения и сказал, что сновидение — это царский путь в подсознание. Потом это подтвердил его ученик Карл Юнг — может быть, не прямо, но, по крайней мере, это видно по его работам, именно таков основной путь его мысли. Всю основную информацию, которую он извлекал и из клиентов, и философского порядка, он брал из сновидений. Потом, уже во второй половине ХХ века, явился чешский психиатр Станислав Гроф, который был одним из первых исследователей ЛСД, сильного психотропного препарата, и те состояния сознания, в которые входили его пациенты, и та информация о глубинных структурах подсознания, которую он получил в результате своих экспериментов, были настолько для него поразительными и сильными, что он сказал, что царский путь в подсознание — это ЛСД.

Я ни в коей мере не склонен колебать авторитет классиков, но хочу сказать, что если сновидения и ЛСД — это подчеркнуто измененные состояния сознания, то модальности высших архетипов можно наблюдать во всех случаях, и эти наблюдения дают возможность изучать психику и подсознание человека, в том числе, и в самых обычных состояниях сознания. И при этом мы можем получить гораздо более глубокую и гораздо ближе находящуюся к сути проблем человека информацию. Это, впрочем, мое убеждение, которое пока что является гипотезой, и насколько она окажется справедливой, судить вам.

 

Три уровня взаимодействия.Как я уже говорил, архетип переживается человеком через соответствующую ему модальность. При этом высшие архетипы обладают тем свойством, что они очень легко друг на друга накладываются, как в примере с обедом из трех блюд и с ящиком с камнями, песком и водой. Когда включен один архетип (я сейчас имею в виду высшие архетипы), на него естественно накладывается другой без смены основной модальности — тогда в ней (как бы в порядке уточнения или вариации) появляется субмодальность.

И здесь можно рассмотреть три уровня взаимодействия человека с другим человеком или ситуацией в целом.

Во-первых, всегда есть фон или контекст, или общий смысл ситуации, о чем человек специально не думает, но имеет в виду.

Во-вторых, есть непосредственное действие, например, реплика, или то, что Э. Берн называет трансакцией. Это слово, заимствованное из английского, слово неуклюжее, но в русском языке такого понятия, выражаемого одним словом, нет. Трансакция — это направленное воздействие одного человека на другого, некоторый импульс, идущий от первого ко второму — может быть, словесный, может быть, телесный — например, жест, улыбка или гримаса. Трансакция — это то, что в диалоге требует ответа или им является, можно так сказать.

И в третьих, у нас есть стиль поведения, который включает в себя интонацию речи, особенности жестов и мимики, тонкие подробности поведения человека, которые на первый взгляд не являются особенно информативными, но с психологической точки зрения имеют первостепенную важность.

Итак, существуют три уровня взаимодействия, общения, три уровня коммуникации. Заметьте, насколько удобно пользоваться заимствованными словами. Насколько русским людям удобно, я понял, еще изучая математику, потому что у нас свой алфавит, кириллица, и никогда не спутаешь формулу, состоящую из латинских букв, и пояснительный к ней русский текст. А бедные европейцы и американцы пишут формулы теми же буквами, что и свои собственные слова. Так и здесь: если бы я написал слово «общение», у вас были бы ассоциации, совершенно к делу не относящиеся. А «коммуникация» — иностранное слово, ясно, что употребляется как термин, и ничего лишнего вы не подумаете.

Структура коммуникации.Итак, мы различаем три уровня коммуникации: первый уровень — это фон, или ситуативный контекст. Второй уровень — это трансакция, то есть непосредственное воздействие одного человека на другого. И третий уровень — это стиль, в котором выполняется (и воспринимается) это самое воздействие. Надеюсь, вы понимаете, что все это психологически очень существенно.

Примеры ситуативного контекста: деловой, дружеский, любовный, исповедальный, личный, семейный, ритуальный. В рамках любого из этих контекстов ситуаций, как вы понимаете, возможны подробности и вариации.

Примеры конкретного воздействия, трансакции: человек говорит: «Я ухожу» или «Вы меня не поняли», или задает любой вопрос.

Примеры стиля: он может сказать это ссутулившись, глядя вниз, жестко, мягко, с вызовом и т. д.

А теперь мы возвращаемся к теме модальностей. К каждому из этих трех уровней общения относится своя модальность, причем они могут быть разными на разных уровнях общения.

Вот, например, дружеская ситуация в иньской фоновой модальности: компания сидит, расслабляется, никто не берет на себя ответственности, все чувствуют себя хорошо, слегка выпивают, лениво переговариваются. Наоборот, в янской фоновой модальности находится группа туристов, идущих по напряженному маршруту: перед ними стоят препятствия, и они их вместе преодолевают.

Трансакция, в частности, любая направленная к собеседнику реплика тоже всегда имеет определенную модальность. Конечно, сознательно мы об этом не думаем, но подсознание определенным образом приписывает модальности абсолютно всему, что происходит с нами и вокруг нас. Например, когда ваш друг, придя к вам в гости, в какой-то момент говорит: «Ну, я ухожу», — то возможны три варианта понимания его слов. Сама по себе эта фраза находится в модальности растворения, но в этой модальности есть три субмодальности, то есть растворяться-то он растворяется, но на какой фазе этого растворения он находится? Возможно, он собирается начать уходить, то есть обозначает субмодальность творения. А может быть, он уже собрался уходить, но вот еще чайку как раз ему сейчас самое дело выпить — такова субмодальность осуществления. А может быть, он уже решительно уходит: собирает свои вещи, целует вашу жену, берет в руки портфель и таки-да уходит, реализуя субмодальность растворения.

Таким образом, одна из этих трех модальностей времени психологически всегда акцентирована, и когда человек что-то говорит другому, он ее как бы подразумевает. Другой вопрос, насколько четко он ее выражает — но у него в подсознании она всегда как-то обозначена.

И точно так же в подсознании всегда обозначена иньская или янская модальность. Реплика: «Я ухожу», — вообще-то говоря, подразумевает модальность ян. Я это делаю, совершаю направленное действие, беру на себя ответственность и жду реакции. Тогда, говоря эту фразу, человек обычно смотрит вам в глаза. Он как бы вкладывает в вас свою реплику, имея в виду, что вы как-то отреагируете, причем предполагается прямая непосредственная реакция на эти его слова, например, ваш друг имеет в виду, что если вы что-то ему еще не сказали, то сейчас — самое время, и ждет вашей реакции. Таков янский вариант этой реплики. Однако при том, что эта фраза сама по себе имеет янский смысл, она может быть сказана по-разному. Человек может сказать это, лениво развалившись в кресле, показывая тоном и телесной позицией, что он уходит, но это — его состояние, и это совершенно не значит, что он что-то такое делает или собирается сделать. Он пребывает в состоянии ухода — в том смысле, что чего-то ждет. Например, он ждет, пока я наконец соображу, что должен сделать (например, подарить ему кольцо с бриллиантом) — и тогда он наконец уйдет.

Итак, я надеюсь, вам теперь понятно, что есть модальность фона, есть модальность воздействия, и есть модальность стиля, и они могут различаться одна от другой. И хороший коммуникатор и хороший психотерапевт отличаются тем, что интуитивно, полусознательно, а часто и сознательно все эти три модальности учитывают и почти осознают, то есть держат близко к сознанию. У нас в подсознании есть много слоев: есть слой, до которого надо докапываться неделю, а есть что-то совсем близкое, то, что вы, так сказать, наклонились, взяли — и оно в вашем распоряжении. Так вот, у хорошего коммуникатора эти три модальности — фона, действия и стиля — находятся или в сознании, или близко к нему.

Таким образом, правильно выбранная система «модальность — субмодальность» — это ключ к успеху в общении. Освоив эту премудрость, вы можете брать деловых людей и им ее за большие деньги преподавать — если у вас есть талант общения с этой публикой, то есть если у вас имеются в распоряжении модальности, комплементарные тем модальностям, которые сознательно и подсознательно включит компания бизнесменов, которые соберутся вас слушать. Если же вы окажетесь им некомплементарны, они вас забросают гнилыми помидорами или боевыми гранатами (как повезет), и на том дело кончится.

Умеете ли вы слушать? Знаете ли вы, когда и как перебивать? Умеете ли вы корректно перебивать? Слышите ли вы паузы? Есть люди, которые вообще не замечают пауз: не делают их сами и не слышат у других. Однако невнимание к паузам — показатель низкого уровня коммуникации, поскольку паузы — это главное в общении.

Когда юноша впервые в жизни объясняется барышне в любви и говорит: «Я тебя люблю!» — он не очень внимательно смотрит за ее реакцией. Но когда у него появляется опыт в любовных делах, он в первую очередь обращает внимание на длину паузы, которая пройдет между его сообщением и реакцией девушки: он знает, что чем длиннее пауза — тем перспективнее для него. Самый лучший спектакль — это когда в конце представления зал минуту сидит и не может открыть рот и поднять руки, чтобы похлопать. Вот эта пауза и есть признак истинного воздействия спектакля на публику.

У пауз тоже есть свои модальности. Умеете ли вы слушать паузы? Это вам вопрос для обдумывания дома. Человек перед вами молчит. Какие архетипы в это время над ним стоят, как они друг с другом взаимодействуют? Умеете ли вы сами делать паузы? В каких модальностях они звучат?

Когда вы взаимодействуете с человеком, всегда интересен такой вопрос: кто вы для него сейчас, в данный момент? Существуете вы для него или нет? Ибо если вы его перегружаете, то его подсознание в какой-то момент выключает его из общения с вами, и вы для него становитесь чем-то вроде неприятного фона. Другими словами, в его реальности вы такой маленький человечек, который что-то кричит, размахивает руками, но надо сильно вглядываться, чтобы его увидеть, и вслушиваться, чтобы понять — на нашем языке это означает, что вы для него находитесь в фоновой модальности. Если вы будете взаимодействовать с человеком только тогда, когда он вас реально слушает, а также давать ему время на переваривание информации, которую вы ему сообщаете, то ваши коммуникативные успехи будут существенно больше. А для того, чтобы это сделать, надо, с моей точки зрения, осознавать и корректировать модальности и субмодальности, потому что некомплементарность (намеренная, осознанная или неосознанная), то есть расхождение по архетипам — это и есть основа большинства конфликтов и недоразумений в общении.

 

Тренинг «Модальности и поведение».И поскольку я говорю о коммуникации, я хотел бы провести для всех желающих, а в первую очередь — для вас практические семинары по освоению основных модальностей, которые мы будем с вами изучать: глобальной, локальной, иньской, янской, творения, осуществления, растворения, модальностей тонких планов и некоторых других. А сейчас я хочу сказать несколько слов по поводу целей и планов этих семинаров, потому что независимо от того, будете вы на них присутствовать или нет, эти темы мимо вас все равно не пройдут. Жизненный семинар по ним идет у нас каждый день.

Итак, первое, чем мы будем заниматься — это вопросом понимания другого человека. Когда мы разговариваем с человеком, мы должны воспринять его социальную роль и ее социальную модальность и обратить внимание на прямое значение его речи — так, как будто она напечатана на машинке. Часто мы на это вообще не обращаем внимания, а ориентируемся исключительно на модальность интонации, хотя сама речь в своем, так сказать, номинальном значении, тоже имеет свою модальность. И мы с вами будем учиться различать модальности текста, который человек произносит, и интонации, которые он использует.

Мы будем анализировать модальности ситуаций и поведения людей на уровнях триады фон — действие — стиль, то есть рассматривать социальные, речевые и интонационные модальности — это первый пункт наших занятий.

А второй пункт будет заключаться в том, что мы будем учиться адекватному выражению себя. Представьте, что у вас есть некоторые мысли и чувства, которые вы хотите выразить. Для этого вы ищете или создаете определенный фон или контекст. Далее вы предпринимаете непосредственное действие — произносите значимые слова, реплики, делаете определенные жесты, входите, выходите, поворачиваете голову. И вы делаете это в определенном стиле, и у вас возникают интонация и телесное сопровождение, то есть жесты, которые несут прямую семантическую нагрузку Например, когда вы слушаете человека, вы, как правило, поворачиваете к нему свое ухо. Когда вы его хотите перебить, вы смотрите на него прямо и выводите голову вперед. Такие жесты воспринимаются как слова. Если, глядя на партнера, вы расслабляетесь, садитесь в кресло, он это воспринимает как приглашение выступить в активной роли: вы заняли иньскую позицию — значит он располагается в янской.

А есть такие маленькие жесты, типа движений пальцами, мимики и т. п., которые не воспринимаются как имеющие прямой коммуникативный смысл, а относятся, так сказать, к антуражу. Таковы многие легкие гримасы, подробности расположения тела в пространстве и т. д. Все это психологически очень значимые вещи, за ними стоят модальности, которые тоже надо уметь читать. Каждое положение тела выдает определенные модальности высших архетипов, которые мы тоже будем учиться правильно видеть и правильно выражать. Например, янской модальности соответствует положение тела, когда оно несколько наклонено вперед, а руки направлены или в сторону собеседника, или в каком-то определенном направлении. Наоборот, иньской модальности соответствует тело, отклоненное назад, неподвижное или делающее плавные расслабленные движения, как бы замыкающие пространство на себя. Ян открывает пространство, инь его закрывает. Адекватно выражая себя, помните, что ваше подсознание не дремлет, оно формирует вам фон, оно создает вам и стиль. Если вы хотите быть в янской модальности, и у вас есть, что называется, драйв, то есть очень сильное стремление, но по ситуации вы находитесь в иньской позиции, делаете вид, что вас особенно ничего не интересует, что вы ничего не хотите от собеседника, то и контекст, который вы формируете, и стиль, который вы используете, вас предадут. А если вы хотите произвести определенное впечатление, войти в роль как следует (каковое умение психологу, я считаю, абсолютно необходимо), то вы должны уметь за всем этим следить и уметь это нужным вам образом формировать, и этому мы будем учиться.

 

Переключение модальностей.Осознание моментов переключения модальностей чрезвычайно важно, потому что модальности переключаются моментально, как сигнал светофора, и тут же меняется психологическое качество ситуации.

Типичный пример — чередование локальной и глобальной модальностей. Нельзя слишком долго говорить о конкретных частностях. Внезапно возникает момент, когда сама ситуация потребует от вас обобщения, то есть перехода от локальной модальности к глобальной. Вот, например, женщина, живущая в несчастливом браке, приходит к своей подруге. Она жалуется ей на своего мужа, какой он не такой, как ей тяжело — в локальном стиле, с перечислением бесчисленных подробностей. Она может час жаловаться. Но потом все-таки приходит фаза растворения, ей уже пора отправляться домой, и ей захочется как-то завершить эту ситуацию, прийти к какому-то выводу. И она может сказать так: «А, все, что я говорила, это ерунда! Я очень его люблю!» И эти слова как раз и означают переход от локальной модальности к глобальной. Правда, после них подруга впадет в транс, потому что она как раз собиралась предложить (тоже в глобальной модальности), чтобы этого самого мужа дали ей самой в пользование на некоторое время, так как ее он вполне устраивает.

С другой стороны, человек, который слишком долго говорит в глобальной модальности, то есть говорит об объекте в целом, рассматривает его со всех сторон, но издали, а конкретно о его деталях и подробностях устройства ничего не сообщает, начинает через некоторое время вызывать у нас известные подозрения или раздражение. Мы не без оснований начинаем думать, что он нами манипулирует, что он ждет от нас, что мы наконец как-то отреагируем, включим локальную модальность и в ней что-то скажем или сделаем.

Представьте, например, что у вас есть квартира, которую вы хотите сдать. Человек, с которым вы разговариваете, особенного интереса к этой теме не имеет. Как вы можете себя вести? Вы можете настроиться на глобальный архетип и начать так: «Я купил квартиру. Купил за дорого. В хорошем районе, много денег потратил на отделку. У меня такие замечательные хоромы теперь!» Вот вы так минут пятнадцать поговорите, и он не выдержит, и спросит: «А санузел в ней раздельный?» — то есть задаст конкретный вопрос, включит локальный архетип и вот тут вы ему уже расскажете все: и о санузле, и обо всех комнатах по очереди, и о кухне, и о гарнитуре. Он же первый локальную модальность употребил — сам виноват, и теперь вы ему вполне синтонно отвечаете. И может быть, что вы теперь его локальной модальностью задавите и квартиру ему сдадите.

Существуют неписаные правила переключения модальностей, и когда какая-то модальность сильно включена, то культурный человек не станет ее ломать. Например, ваш партнер вам что-то оживленно рассказывает, он вошел в раж, он держит вас за пиджак или за руку и что-то очень возбужденно излагает, он в вас это буквально вбивает, и вам совершенно очевидно, что его нельзя сейчас перебить. Ему надо дать выговориться, надо дождаться, пока его ян несколько ослабнет. Когда это произойдет, то сам собой включится иньский архетип: партнер вдруг как-то стихнет, обмякнет, отпустит ваш пиджак и совершенно другим, мягким и неуверенным голосом спросит: «А ты-то сам как на это смотришь?»

Вообще, этот вопрос по своему непосредственному смыслу задан в янской модальности. Прямой вопрос всегда подразумевает янскую модальность, но интонация, в которой он был мною произнесен, была совершенно иньская. Вы это услышали?

Таким образом, находясь по-прежнему в янской модальности, ваш партнер сменил интонационную субмодальность на иньскую, и в этой ситуации вы понимаете, что дело идет к смене модальности, и можете начинать брать инициативу в свои руки.

В моменты переключения модальностей, например, ян на инь, творения на осуществление, осуществления на растворение для внимательного собеседника как бы звучат тонкие колокольчики. И осознание этих колокольчиков — очень важная тема, поскольку человеческое общение ломается главным образом потому, что мы не умеем правильно, культурно переключать модальности наших партнеров и даже свои собственные модальности. Мы не замечаем, что занимаемся самопрерыванием, а это один из самых распространенных признаков и причин невроза. Я думаю вы все замечали людей, которые вам что-то говорят, говорят, а потом в заключение: «А! Это все ерунда, забудь!» — и опять говорят, говорят, и потом опять: «Да ладно! Проехали!» — и так далее. Вы только-только начинаете включаться, только начинает разворачиваться интересное действие, как сам же человек его и ломает: «Что-то я устал сегодня». А ведь то, ради чего он старался, только началось, и сейчас останавливаться нельзя. Он создавал какую-то ситуацию, он чего-то от вас хотел, вы уже начинаете уступать, а тут вдруг оказывается, что ему ничего не нужно.

Такого рода рефлекс самопрерывания лечится с колоссальным трудом. Я всю свою сознательную жизнь занимаюсь стихийной психотерапией, у меня за эти годы появились свои представления о том, что такое психотерапия, и свой индивидуальный стиль: я, в основном, занимаюсь коррекцией модальностей. Но если послушать, что я говорю людям, с которыми взаимодействую, то чаще всего я говорю своим клиентам, что им не хватает энергии для того, чтобы реализовать свои планы. А когда клиент меня спрашивает, откуда взять энергию, я всегда говорю, что ему надо заниматься своим физическим и эфирным телами и почти всегда советую снизить темп речи.

Как правило, высокий темп речи — это прямое указание на неуверенность человека в том, что он говорит, на его сомнения в том, что он достаточно эффективен, последователен, энергичен. Когда вы повышаете темп речи, вы занимаетесь самопрерыванием в том смысле, что не даете своему партнеру воспринять ваши эмоции, чувства, ощутить ваш каузальный поток. Он вынужденно воспринимает вас чисто ментально, причем воспринимает с трудом и с сильными искажениями. Жизнь — это не ментальный поток, жизнь — это его обрамление: снизу от ментального тела находится астральное, сверху — каузальное, и не надо их сплющивать. Почему человек говорит быстро? Он не уверен в том, что его партнер отреагирует нужным образом, что он управляем. Пока я говорю, я как бы владею ситуацией, но партнеру надо принять сказанное мной к сведению, запустить в свое каузальное тело или эмоционально отреагировать, и на это тоже нужно время, причем некоторым людям достаточно длительное — но в это время человек для вас неуправляем и непредсказуем, поэтому его хочется прервать и снова заставить себя слушать.

В качестве иллюстрации я расскажу вам историю, которая очень ясно показывает, что правильно выбранная модальность — это ключ к успеху. Давным-давно, еще во времена совершенно глухого социализма, у меня была приятельница, историк по образованию. Она должна была сдавать вступительный экзамен в аспирантуру, экзамен по истории. Экзамен, как сейчас говорят, самый крутой. И еще она еврейка была по национальности, и это не прибавляло ей шансов на поступление. Но у нее была гармоничная астрологическая карта. Выучить тот объем информации, который ей предстояло сдать, не представлялось возможным. Было ясно, что необходимо создать магическую ситуацию. И она это понимала. Ей попался вопрос: «Аграрная политика КПСС». Она в своей памяти что-то наскребла по сусекам, но понимала, что ее знания не тянут на достойную отметку, не говоря уже об опасности дополнительных вопросов. «И представь себе — рассказывала она мне впоследствии, — я увидела перед собой эти каменные лица, через которые светился эгрегор Великой Партии, а он чужих не должен впускать, это должны быть идеологически выдержанные люди — кандидаты исторических наук! Вот он стенку мне и выстроил. А на меня как будто озарение пришло, я на секундочку сошла с ума и как будто не я, а что-то через меня сказало такую фразу: «Аграрные проблемы возникали в истории нашей партии не один раз. Но, что для нее характерно, она не только всегда находила совершенно правильный теоретический подход к их решению, но и эффективно воплощала его в жизнь!» И тут произошло чудо. Лица комиссии изменились, в них показалось человеческое выражение, они почти заулыбалась и я быстро, безо всяких дополнительных вопросов, получила пятерку». Так была точно найдена модальность, которая открыла моей приятельнице вход в эгрегор: в аспирантуру она поступила.

А теперь я возвращаюсь к теме волевого переключения модальностей, которые используете вы и ваши партнеры. Каким бывает это переключение? Оно бывает культурное и дикое, прямое и косвенное. Например, вы можете прямо перебить человека и сказать: «Ты сейчас помолчи, я говорить буду!» Это прямое, но не очень культурное, я бы сказал, переключение партнера с янской модальности на иньскую. Однако вы можете подождать, пока он сделает паузу, понимая при этом, что паузы бывают разные. Бывают паузы, когда партнер имеет в виду, что вы как-то отреагируете, то есть частично сам переключается на модальность инь. А бывают паузы, когда он собирает силы для следующей янской атаки — в этот момент вам лучше помолчать.

Таким образом, бывает смена модальностей тактичная, деликатная, а бывает грубая и резкая. И для каждого типа модальностей для существуют свои приемы работы с ними (поддержания или изменения), которые нужно рассматривать отдельно по каждому архетипу. И здесь большую помощь может оказать гороскоп: зная карту человека, можно многое сказать о том, какие модальности в каких ситуациях для него более органичны, а какие — менее.

Однако все модальности высших архетипов прорабатывать необходимо. Со знаками Зодиака это обстоит не так строго: есть знаки, которые прорабатывать необходимо, а есть знаки, которые не так критичны в этом отношении. Например, Скорпион не прорабатывать нельзя: посмотрите на дом, куспид которого у вас стоит в Скорпионе. Если Скорпион не прорабатывать, то в соответствующей сфере своей жизни этом доме вы будете непереносимы, вы будете злобным и безжалостным тарантулом, хотите вы этого или нет. А если не прорабатывать Близнецы, то в сфере своей жизни, соответствующей дому с куспидом в этом знаке, вы будете, может быть, легкомысленными, непоследовательными или болтливыми, но в этом ничего страшного, в конце концов, нет.

Однако модальности высших архетипов — это не то, что можно позволить себе не прорабатывать.

Управление другим человеком — это в очень большой степени волевое переключение модальностей, которые он использует. Есть такой анекдот: разговаривают два милиционера. Один говорит: «Я вчера предотвратил случай тяжелого изнасилования!» — «И как же?» — «Уговорил!»

Как уговорить человека сменить модальность? Или, и это порой еще более тяжелая проблема, как самому уговорить себя сменить модальность в ситуации, когда вас уже, что называется, несет?

Помните, у нас был разговор о Томе и Лилит? Пока я излагаю вам архетип как философскую категорию, а модальность как грамматическую форму, у вас может возникнуть впечатление, что это абстрактные понятия. Но, я надеюсь, вы хорошо усвоили, что любое абстрактное понятие, любой символ, который вы вначале воспринимаем по Лилит, в какой-то момент, когда мы начинаем им пользоваться, становится сущностью, то есть начинает вести себя так, как будто он живой и, в частности, он ревнует к своему использованию. Так бывает всегда. Например, если вы привыкли к янскому архетипу, не думайте, что вы так же легко, как щелчком переключателя, сможете сменить его на иньский. На секунду вы, может быть, и переключите ян на инь (и то, скорее всего, получится плохо), а потом ситуация повернется так, что все равно включится ян. Каждому архетипу соответствует упрямая, своенравная и нуминозная сущность.

Нуминозный — это термин, который использовал Юнг для описания свойств архетипов. Это слово означает «свойственный божеству», причем чаще всего грозному божеству, то есть употребляется в смысле: «грозный, приводящий в священный трепет». Чем выше ваша энергетика, тем чаще вы сталкиваетесь именно с такими, то есть грозными, нуминозными явлениями архетипов, и каждый раз это сильное переживание. Если вы осознаете такого рода эффекты и вовремя и тактично строите свои отношения с архетипами, то они у вас делаются как бы дрессированными и (по крайней мере, частично) послушными вашей воле.

 

Освоение архетипов и модальностей.Какие цели преследует изучение архетипов и освоение их модальностей? В первую очередь это расширение и структуризация восприятия мира в целом, а особенно людей и социальных ситуаций, увеличение числа параметров и аспектов, по которым вы воспринимаете людей и видите различные ситуации. Вы начинаете видеть их шире, глубже, в каком-то смысле объективнее.

Существует какой-то абсолютный минимум информации, необходимый человеку для того, чтобы идентифицировать разных людей. Представьте, что к вам пришел в первый раз какой-то человек, вы с ним познакомились. Чтобы потом его узнать, вы что-то о нем должны запомнить. Кто-то запоминает тембр речи, кто-то выражение глаз (хотя не вполне понятно, что это такое), кто-то запоминает цвет лица, кто-то форму носа, и так далее. Обычно, если вы возьметесь описывать человека, то по одним сенсорным модальностям вы расскажете много, по другим — почти ничего. (Сенсорные модальности — это модальности восприятия, соответствующие органам чувств; обычно говорят о визуальной (зрительной), аудиальной (слуховой), кинестетической (телесной), обонятельной и вкусовой модальностях).

Есть люди, у которых визуальная (зрительная) модальность работает активно, и они дадут подробное описание, как был одет их новый знакомый, какого у него цвета волосы, какой длины волосы, какого цвета глаза, какой формы нос, губы и т. д. — у них взгляд художника. Есть люди, у которых внутренний акцент стоит на эмоциональной модальности, они хорошо помнят, в каком эмоциональном состоянии был их собеседник, как менялось его настроение в течение встречи. У кого-то хорошая память вербального (словесного) типа: такой человек хорошо помнит конкретные слова, которые произносил партнер (память писателя, поэта).

У каждого есть свои акценты памяти, и проработка архетипов означает, кроме всего прочего, улучшение памяти по соответствующей модальности, и пока этого не происходит, можно смело сказать, что данный архетип другом человека еще не стал.

Освоение модальностей основных архетипов ведет к уменьшению (субъективного) драматизма внешних и внутренних конфликтов. По моим наблюдениям, правильное манипулирование внешними и внутренними модальностями существенно уменьшает болезненность самых разных ситуаций. Причина этого, по-видимому, связана с тем, что когда человек выходит на высокие архетипы, у него идет идентификация с мирозданием и с Адамом Кадмоном. Помните, я рисовал схему к трансперсональной астрологии? (Рис. 3.2) На ней изображены сверху — Адам Кадмон, под ним — индивидуальный прототип, а внизу — сам конкретный индивид, и каналы связи между ними, символизируемые четырьмя стихиями. Так вот, когда человек живет как бы сам в себе, на балансе индивидуального прототипа и индивида, то есть в рамках взаимодействия стихий Земли и Воздуха, это индивидуальное существование. А выше, в сфере действия стихий Огня и Воды, находится трансперсональное существование: здесь Адам Кадмон взаимодействует с индивидуальным прототипом. Можно сказать, что Адам Кадмон крутит свои сюжеты как бы опосредованно: он воздействует на индивидуальные прототипы, а прототипы — на индивидов. И поэтому тяжелее всего человек переживает трагедию, когда он один. Вообще, когда человеку кажется, что он в мире — один, он несчастен. И тема одиночества — это тема отрезанности от трансперсонального уровня, когда Огонь и Вода как будто исчезают из гороскопа. А когда у человека есть возможность через архетипы (необязательно высшие, может быть, через какие-то общечеловеческие) выйти к Адаму Кадмону, то его жизнь становится мистерией. Он переживает ее вместе со всеми, находясь в рамках универсальных программ, которые устроены таким образом, что смягчают страдания участников: у них как будто выделяется специальный глобальный эндорфин.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.