Здавалка
Главная | Обратная связь

Часть 2. О провидении Творца



Глава 1
Общее описание провидения Творца

[1] Хорошо известно, что все творения, как высшие, так и низшие, были сотворены, поскольку Высшая Мудрость видела в них необходимость и пользу для общей цели творения. И все их природные законы были установлены Высшей Мудростью так, чтобы они наилучшим образом соответствовали намерению, с которым были сотворены. И по той же самой причине, по которой созданы творения, надлежит, чтобы они и продолжали существовать все время, пока в них есть польза для всего Творения, как мы упомянули. И поэтому Господин, благословен Он, Сотворивший все эти творения, не преминет также и надзирать над ними и поддерживать их существование в желанном Ему состоянии.

[2] Мы уже говорили (часть 1, глава 5), что началом всех творений являются трансцендентные силы, и из них развиваются материальные объекты. И материальные вещи во всех своих деталях соответствуют тому, что переходит на них из высших сил во всех их аспектах, и нет большого или малого в материальных вещах, не имеющего причины и корня в каком-нибудь аспекте трансцендентных сил.

И Господин, благословен Он, надзирает над всем этим в порядке создания, а именно – сначала над трансцендентными силами и над всем, что развивается из них, как оно есть; и также Он надзирает над служителями, назначенными Им над реалиями, как мы упомянули там, поддерживая их существование и их функции и непрерывно давая им силу для выполнения их действия.

[3] Однако поскольку род человеческий отличен от всех других видов тем, что ему дан выбор и возможность приобретения совершенства или ущербности, и в этом аспекте он – активный и воздействующий, а не воздействуемый, поэтому и надзор над человеком обязан отличаться от надзора над другими видами, ведь необходимо надзирать и надсматривать над деталями его действий, воздавать ему согласно его путям и плоду его действий. Получается, что надзору подвергаются все его действия и их порождения, и после этого, в свою очередь, надзирается над ним соответственно порождениям каждого из данных действий и воздается мера за меру, как мы упомянули раньше.

По отношению к любым другим видам, кроме человека, это не так. Ибо представители других видов не действуют сами, но получают воздействия. Они существуют только для того, чтобы поддерживать существование данного вида в целом, согласно тому, что заложено в его духовных корнях. Провидение будет поддерживать существование данного корня и его ответвлений согласно природе и закону этого корня. Но над человеческим родом, представители которого активны и воздействуют, как мы упомянули, необходим детальный надзор согласно тому, что повлекут их деяния, не более и не менее. И мы еще расширим объяснение этого далее, с Б-жьей помощью.

Глава 2
События, происходящие с людьми в этом мире

[1] Мы уже говорили, что цель творения человеческого рода состоит в том, чтобы он удостоился и достиг истинного блага – приобщения к Б-гу – в Будущем мире. Таким образом, конец всех странствований человека – покой в Будущем мире.

Но Высшая Мудрость постановила, что следует и подобает, чтобы сначала человек пребыл в этом мире, будучи связанным и ограниченным природными законами этого мира. И это будет настоящим и достойным приготовлением к достижению желанной цели. И согласно этому принципу установила Высшая Мудрость все аспекты этого мира, чтобы они служили подготовкой к тому, что будет потом в мире, являющемся целью – Будущем мире.

[2] Это приготовление вращается вокруг двух полюсов: один – индивидуальный и второй – общий. Индивидуальный – это вопрос приобретения человеком совершенства своими деяниями, а общий – подготовка всего рода человеческого в целом к Будущему миру.

И объяснение этого вопроса таково. Поскольку человеческий род был создан с добрым началом и злым началом и свободой выбора, то не исключена возможность, что какие-то индивидуумы будут хорошими, а какие-то – плохими. И в конце концов, плохие должны быть отвергнуты, а хорошие собраны вместе, и будет сделана из них одна общность, которой предназначен Будущий мир и постигаемое в нем истинное благо.

[3] Закон свободы воли вынуждает возможность того, что какие-то части человеческого рода будут хорошими, а какие-то – плохими. Этот же самый закон вынуждает ту же возможность также и в действиях каждого отдельного человека. Возможно, что все деяния индивидуума будут хорошими, или все плохими, а может быть, что часть их будет хорошими, а часть – плохими. И это одна из причин, задерживающих вышеупомянутое собирание совершенных. Ибо в одном и том же человеке могут быть хорошие и плохие стороны; принять же во внимание только часть их, а остальные отбросить, даже если принятые во внимание составят большинство, было бы неправедным судом. Ведь, согласно правосудию, за все действия должно быть воздано, за большие и за маленькие, много их или мало.

Поэтому постановила Высшая Мудрость разделить воздаяние – как награду, так и наказание – на два периода и на два места, то есть, что все деяния будут разделены на большинство и меньшинство. И большинство будет судиться отдельно, в месте и во время, подобающие ему, а меньшинство – отдельно, в месте и во время, подобающие ему.

Однако истинное воздаяние и основная его часть будет в Будущем мире, и наградой будет оставление удостоившегося человека вечным для приобщения к Благословенному навеки, а наказанием – отвержение его от истинного блага и исчезновение.

И Суд об этом будет согласно большинству деяний. Но для добрых дел злодея и для нехороших дел праведника, в качестве меньшинства, существует этот мир с его успехами и бедами. В нем получит злодей воздаяние за меньшинство заслуг, которые у него есть, в виде успехов в этом мире; а праведник – наказание за свои грехи в виде страданий. Таким образом суд приобретет общую цельность, и останется для Будущего мира то, что подобает этому совершенному состоянию. А именно, что останутся только праведники без примеси злодеев среди них, и в них (праведниках) самих не будет препятствий (т.е. грехов) для будущего наслаждения; а злодеи будут отвергнуты и исчезнут без того, чтобы остались у них какие-либо претензии.

[4] И еще постановил Благословенный в Своей доброте умножить шансы сынов человеческих достигнуть цели: чтобы существовал еще один вид очищения для тех, кому возможно очищение, то есть, для тех, в ком зло весьма усилилось, но не настолько, чтобы их приговор был – совершенное истребление. Это очищение – совокупность наказаний, наиболее известным из которых является суд в аду (геиноме). Имеется в виду наказать грешника по его грехам таким образом, что после получения наказания не будет на нем более «долга» за плохие деяния, которые совершил, и он сможет после этого получить истинное воздаяние за свои остальные, добрые дела.

Получается, что, благодаря этим наказаниям, реально истребляемых будет очень мало, ибо это будут только те, в ком зло усилилось в такой большой степени, что невозможно никоим образом найти им место остаться при истинном воздаянии и вечном наслаждении.

Таким образом суд разделяется на три части. Основная его часть – в мире после воскресения, как мы упомянули; но деяния, за которые следует воздать ранее, – есть из них такие, воздаяние за которые будет получено в этом мире, а есть – в мире душ. Детали же этого суда известны одному лишь Истинному Судье, ибо Он знает истинную сущность деяний человека и их следствий во всех их аспектах и частностях; Он знает, за какое из них следует воздать в одно время и одним путем, а за какое – в другое время и другим путем. Мы же знаем только пути этого управления в общих чертах: на чем оно основано и вокруг чего обращается. Как мы объяснили, цель всего этого – собрать Собрание совершенных, которые будут достойны вечного приобщения к Б-гу, да будет Он благословен; и чтобы это было заключено как следует – понадобились все эти предварительные вещи, чтобы подготовить завершение, как мы упомянули.

[5] Если углубиться еще более в этот вопрос, то будет видно, что кроме определения (наказания за грехи) законом и правосудием, как мы упоминали, оно имеет основание еще и в сущности человека.

Мы уже объяснили, что добрые дела усиливают в душе и теле человека совершенство и превосходство. С другой стороны, плохие деяния усиливают в человеке мутность и ущербность – все это в точной мере соответствует самим деяниям: не больше и не меньше.

Праведник преумножает в себе в большой мере сияние и превосходство. Но, с другой стороны, в нем может быть какая-то примесь тьмы и мути из-за его плохих поступков. И все время, что есть в нем эта примесь, не готов он и не достоин приобщаться к Б-гу.

И поэтому Он в Своей Высшей доброте постановил, чтобы существовало для человека очищение: страдания. Свойство страданий – устранять в человеке эту мутность, чтобы он остался чистым и ясным, готовым к получению блага в подобающее время. Количество страданий, необходимых для очищения человека, зависит от меры мутности, которую человек заполучил своими деяниями. И возможно, что одни лишь телесные страдания не смогут устранить муть от человека, и понадобятся ему душевные страдания. Во всем этом есть много деталей, и невозможно человеческому разуму объять их все.

[6] Законченные же злодеи – это те, в которых в результате их злых дел укрепилась столь большая муть и столь великая тьма, что действительно разрушились они душой и телом и сделались недостойными никоим образом прилепляться к Благословенному.

И возможно, что найдется в их руках немного добрых дел. Однако это дела, которые, будучи положенные на чашу весов справедливости Всевышнего, не могут склонить эти весы в сторону истинного блага для тех, кто их совершил, ни по их количеству, ни по их качеству. Ведь, если бы они перевешивали, то эти люди уже не считались бы законченными злодеями, а находились среди очищающихся до состояния готовности к благу.

Но для того, чтобы не было ущербности в правосудии, если эти (добрые) дела останутся без воздаяния, было установлено, что будет дана награда за них в этом мире, как мы упомянули. И получается, что заслуга эта иссякает и оказывается не в состоянии укрепить в злодее какое-либо истинное достоинство.

[7] Но есть еще одна очень важная деталь в этом вопросе. В будущем Собрании совершенных, о котором мы говорили, не имеется в виду, что все будут на одной ступени и постигнут одно и то же. Но дело в том, что отмерила Высшая Мудрость, докуда может доходить последний край, то есть, самая меньшая мера в приобщении к Благословенному и наслаждении Его совершенством. И соответственно этому установлено, что всякий, чьи деяния достигнут этой минимальной меры, сможет числиться среди этого Собрания и окажется среди остающихся навечно получать наслаждение от Него. Но тот, кто даже этого не достигнет, будет совершенно отвергнут и истреблен. И чем больше заслуги человека, тем более велик и возвышен будет он в этом Собрании.

Глубина замысла Творца состоит в том, что человек сам будет полным владельцем своего блага, как в общем, так и в частном. То есть, не только, что удостоится блага лишь после того, как достигнет его своим трудом, но даже та частная доля, которая будет дана ему, будет в точности соответствовать его деяниям.

Получается, что человек займет именно ту ступень, которую избрал и на которую поставил себя. И будут в этом Собрании высшие и низшие, великие и малые, но только сам человек явится причиной своего возвышения или принижения, так что у него вообще не будет никаких претензий к другому.

[8] Относительно этого корня существует еще один важный аспект суда над действиями (человека): следует рассудить, порождением каких из них будет возвышение человека в вышеупомянутом Собрании совершенных, и необходимо определить меру этого возвышения. Ибо существуют действия, которые согласно Высшему точному и праведному закону не доставят человеку возвышения в Будущем мире, а будут отплачены в этом мире. И тогда останется такой человек среди приниженных в вечности, среди малых в том Собрании. Они немного напоминают упомянутых выше (злодеев), которые получают свою награду в этом мире и уничтожаются в Будущем мире, но отличаются от них большим различием. Это различие заключается в том, что у законченных злодеев вся сила их добрых дел воплощается в награде этого мира, и они вовсе не достигают вечности. Этих же их действия приводят к вечности, и, даже если им придется пройти через очень большое духовное очищение, во всяком случае, есть у них доля в Будущем мире. Но из-за испорченности их деяний исполненные ими заповеди делают возможным для них получение малой доли, о которой мы сказали, и многие их заслуги воздаются в этом мире. И если бы по закону выходило, что им воздавалось бы за эти заслуги в Будущем, а не в этом мире, то эти люди находились бы на одной из высоких ступеней в Собрании совершенных.

[9] Все, сказанное до сих пор, проясняет проблему страданий праведников и безмятежности нечестивцев в этом мире. Мы видим также, что наказание душ является частью приготовления к истинному воздаянию в Будущем мире. Однако добро, получаемое праведниками в этом мире, имеет другое происхождение, что мы объясним, с Б-жьей помощью, далее.

Все, что мы объяснили, соответствует второму, общему полюсу приготовления, (то есть, приготовлению всего человечества в целом к Будущему миру). Но приготовление каждого человека в отдельности происходит по отличному от этого пути, который мы объясним, с Б-жьей помощью, сейчас в отдельной главе.

Глава 3
Об индивидуальном провидении

[1] Мы уже говорили о том, что порученное человеку служение зависит от того, что в мире сотворены добро и зло, и человек помещен между ними, чтобы выбрать добро.

Но категории добра, как и категории зла, весьма многочисленны. Ведь всякое хорошее качество относится к добру, и наоборот – плохое. Например, гордость – из категорий зла, а скромность – добра; милосердие – из категорий добра и в противоположность ей – жестокость; умеренность и довольство своим уделом – из категорий добра, и обратное этому качество – из категорий зла; и так во всех остальных деталях качеств.

Высшая Мудрость отмерила все детали качеств, которым следует быть возможными в природе человека согласно основной Цели, произвела все эти качества во всех их аспектах, их причины и следствия и все, что их сопровождает, и установила их возможность в человеке.

Однако, чтобы все эти вещи имели место, были необходимы различные состояния людей, служащие для них испытанием. Эти состояния должны создать пространство для проявления всех деталей категорий зла, и преодоления их человеком, чтобы держаться хороших качеств.

Например, если не будет богатых и бедных, то в человеке не будет места ни для милосердия, ни для жестокости. Но сейчас, поскольку они есть, будет испытываться богатый своим богатством: проявит ли он жестокость к бедному, нуждающемуся в нем, или же пожалеет его; и также будет испытан бедный: будет ли довольствоваться тем, что у него есть, и возблагодарит Всевышнего, или наоборот. И еще будет богатство испытанием для богатого: возгордится ли из-за него, потянется ли за суетами мира, оставив служение Творцу, да будет Он благословен, или со всем своим богатством он будет скромен и покорен и презреет суету этого мира, избрав Тору и служение. И так во всех других частностях.

Высшая Мудрость разделила все эти аспекты между представителями рода человеческого, как посчитала в глубине своего замысла подходящим и достойным. Получается, что у каждого человека есть особая доля в испытании и войне со злым началом, и это – его назначение и его ноша в этом мире. Он же должен выстоять в этом испытании, как оно есть. Его деяния будут судимы правосудием Всевышнего, согласно ноше, которая была на самом деле дана человеку во всех ее аспектах, с предельной точностью.

Это подобно слугам царя, которые все находятся в его подчинении, и все они вместе должны исполнить службу его царства: он дает каждому из них какую-то часть работы, так что общими усилиями будут завершены все необходимые ему части. И на каждом из слуг лежит исполнение той части службы, которая передана ему, и по тому, как он исполнит порученное дело, воздаст ему царь.

Но мера этого разделения и его пути выше нашего постижения. Только Высшая Мудрость, вознесенная над всяким разумом, отмерила их и установила их самым совершенным образом.

[2] Все объекты этого мира притягиваются и проецируются по цепочке: от их существования в трансцендентных силах до их существования в материальности, как мы объяснили выше в части 1, гл. 5. Поэтому корень всех деталей испытания человека находится в трансцендентных силах, согласно соответствующим им реалиям исправности и порчи, как мы писали выше. И по их состоянию там они судятся и определяются, чтобы распространиться и реализоваться в материальности в соответствующих им объектах. И это разделение охватывает все детали бытия по их уровням.

Высшая Мудрость приняла во внимание все эти детали испытания и согласно их истинной сущности установила то, что наиболее подходяще и достойно, и это ясно согласно основам, о которых мы говорили.

[3] Согласно этому принципу, удачи этого мира и его беды существуют для того, чтобы человек был испытан определенной долей испытаний, которую Высшая Мудрость посчитала подходящей для данного человека.

[4] Но существует еще и другая причина удач и бед, основанная на суде и воздаянии. Высший Судия постановил, что одним из следствий деяния самого человека станет помощь от Благословенного – облегчить ему достижение совершенства и спасти его от преткновений, как сказано (1 Шмуэль 2:9): «Шаги благочестивых Своих будет хранить».

Но, конечно, в этом также есть множество ступеней. Ибо может быть такой человек, что, согласно деяниям, которые он уже совершил, ему будет полагаться по закону небольшая помощь от Творца, и другой, относительно которого постановят, что Он премного поможет ему и весьма облегчит ему достижение совершенства, и третий, который удостоится наибольшей помощи.

И так же – наоборот: может быть такой, которому по закону не полагается помощь с Небес, но ему будет нетрудно достичь совершенства, и другой, кому по приговору умножатся препятствия, и понадобятся ему большие усилия и великое усердие, чтобы достигнуть совершенства, и третий – законченный злодей, перед которым будут запирать все двери исправления, и в своем злодействе он будет отторгнут. И есть во всем этом весьма многочисленные детали и детали деталей.

Получается, что, может быть, удостоится человек и постановят ему удачу в этом мире, чтобы помочь ему в его служении, чтобы ему было легко достичь искомого совершенства, не преодолевая препятствий.

А может быть, что будут постановлены ему по его деяниям убытки и беды, которые встанут перед ним как стена, и отделят его от совершенства, так что потребуются от него большие усилия и большой труд, чтобы преодолеть эту преграду, укрепиться при всех своих заботах и все-таки достичь совершенства.

И обратно этому – злодей. Возможно, что постановят ему удачу, чтобы открыть перед ним врата гибели, в которые он будет повергнут; а возможно, что постановят ему беды, чтобы воспрепятствовать совершению злодейства, которое он замышляет. Это может случится, когда сочтет Высший Правитель, что по какой-то причине этому злодейству не следует исполниться. Об этом молился Давид (Теилим 140:9): «Не дай, Ашем, сбыться желаниям нечестивца, осуществиться его злым замыслам!»

Все это Творец делает в Своей чудесной мудрости, согласно тому, что следует для блага всех Его творений, и Он судит все творения по их состояниям, каковы они поистине. То есть, к примеру, не подобно положение того, кто не испытывает затруднений, и, тем не менее, безалаберно относится к своим обязанностям, положению того, кто не исполняет порученного ему дела, будучи в стеснении и испытывая давление. Их приговор не будет одинаков, но каждый будет судим, согласно тому, что он собой представляет на самом деле: по ошибке он делает или злонамеренно, принужден или действует по своей воле. И Он знает истинное положение всего, действий и мыслей, и судит их по правде.

[5] Из этого принципа проистекает еще одно следствие в области страданий. Ибо возможно еще существование праведника, за которым числятся грехи, или среднего человека (бейнони), имеющего равную долю грехов и добрых дел, и будет постановлено пробудить их к раскаянию. Тогда пошлют им с Небес страдания, чтобы обратили внимание на свои поступки и проанализировали их. Но эти страдания – не страдания искупления, которые мы упомянули выше, цель которых искупить грехи в этом мире, а страдания пробуждения, чтобы пробудить сердце к раскаянию. Ибо наказания созданы только для случая, когда отсутствует раскаяние; но Всевышний желает, чтобы человек не грешил, а если согрешит – раскается, а если не раскаялся – очистится наказаниями, чтобы не пропал. И поэтому придут сначала страдания для пробуждения, и если не пробудится ими человек, тогда будет наказываться страданиями очищения, и об этом сказал Элиу (Ийов 36:10): «И откроет их уши для наставления, и скажет, чтобы возвратились от зла».

[6] И необходимо знать, что дан предел злодействующему, до каких пор позволят ему злодействовать в его дурном выборе. И когда достигнет он этой границы – не будут медлить с ним совсем, и сгинет с лица земли. Наши Мудрецы, благословенна их память, назвали это «переполнением чаши» (Сота 9а). И об этом сказало Писание (Ийов 20:22): «Когда наполнится его достаток, станет ему тесно».

И до того времени возможно, что злодей будет постоянно преуспевать по причине, указанной выше: открыть ему врата гибели. И об этом сказали наши благословенной памяти Мудрецы (Йош 38б): «Приходящему оскверниться – открывают». Но когда он дойдет до этого предела – уже достиг гибели и сгинет, и тогда возгорится гнев Всевышнего, и падет на злодея пагуба, в которой будет уничтожен.

[7] Еще необходимо знать, что Высшее Провидение берет в расчет все обстоятельства, связанные с каждой деталью: как то, что предшествует ей, так и то, что следует после. Относительно каждого элемента рассчитывается его воздействие на всю общность, и берется в расчет, каким образом каждый элемент соотносится с другими в структуре Творения в целом.

В суде каждого человека принимается во внимание его уровень и положение относительно того, что предшествовало ему (его предки), того, что последует за ним (его потомки), и того, с чем он связан сейчас (современники или земляки или люди его круга). И после того, как все это принято в расчет, будет установлена его доля служения и испытаний, как мы упомянули выше, и будет дана ему ноша, чтобы служить перед Творцом.

{Но ты видишь, что это относится только к суду в этом мире. Это то, о чем я сказал, что будет установлена человеку его доля служения, а именно: в каком положении он будет в этом мире. И этому положению будет соответствовать его ноша.

Но в Будущем мире человек судится только по его делам, согласно положению, в котором он был, и об этом сказал пророк (Ехезкель 18:20): «Сын не понесет греха отца»}.

Так если, например, удостоится человек, что постановят ему величие и богатство, его дети родятся богатыми, и, если обстоятельства не изменятся, останутся богатыми и знатными, и так же – наоборот. Получается, что это богатство досталось детям только со стороны бытности их сынами тех отцов.

Но истинная сущность дела такова, что человек удостаивает своих детей пятью вещами, перечисленными нашими Мудрецами (Эдуйот 2:9). И возможно, что человек родится с добром со стороны того, что его отец уже имеет его, и также возможно, что со стороны заслуги отца постигнет его добро в какое-то время или наоборот. И с другой стороны, возможно, что будет постановлено ему спасение или добро из-за потомства, которое в будущем произойдет от него. Возможно также, что человеку будет постановлено добро или зло в этом мире из-за места, котором он живет, или из-за его окружения.

[8] И, кроме всего этого, есть еще один аспект, вытекающий из упомянутых двух частей управления: индивидуального и общего.

Когда Высшая Мудрость воззрела на все, что необходимо для исправления того вида, из которого составится упомянутое выше Собрание совершенных, то увидела, что весьма подобает, чтобы одна часть людей оказалась в состоянии помочь другой части и воздать им благо.

То есть, не только тот, кто своими силами достигнет совершенства, окажется среди входящих в Собрание обитателей Будущего мира. Но также и тот, чьи деяния позволят ему наслаждаться совершенством, будучи в зависимости от другого, более достойного, чем он, войдет в эту общность. Но он будет в ней на нижней ступени – ступени зависящего от другого.

Выходит, что только тот будет отвергнут от совершенства, кто окажется недостойным наслаждаться ни сам по себе, ни будучи зависимым от другого; и получается, что спасение велико, и умножатся наслаждающиеся. Однако те, кто сами наслаждаются и дают наслаждаться другим, будут, конечно, самыми великими в этом Собрании, и они будут главами, а вынужденные зависеть от них будут подчинены им и нуждаться в них.

И чтобы было место этому большому исправлению, связала Высшая Мудрость изначально людей один с другим. Об этом наши Мудрецы сказали (Швуот 39а): «Все евреи ответственны друг за друга». И из-за этого получается, что все они связаны один с другим и не обособляются каждый сам по себе. И мера добра всегда превышает, и если наказываются друг за друга из-за греха, то тем более помогут один другому заслугами.

Согласно этому принципу установлено, что праведника могут постичь беды и страдания, и это будет искуплением его поколения. И обязанность праведника – принимать с любовью страдания, которые случатся ему для пользы его поколения, как принимал бы с любовью страдания, которые следовали бы ему самому по себе. Этим он воздает добро своему поколению, которое искупает, а сам он очень возвышается, и становится одним из глав в собрании обитателей Будущего мира, как мы упомянули.

В этой категории страданий существует еще один вид более высокий, чем упомянутый выше. Ибо упомянутый выше вид состоит в том, что праведник будет бит за свое поколение, которое было достойно большого наказания и близко к уничтожению или гибели, и он своими страданиями искупает их, спасает их в этом мире и помогает им также и в Будущем мире.

Но есть еще страдания, которые дают наиболее благочестивым, уже достигшим собственного совершенства. Их цель – помочь всей совокупности сфер управления достичь конца – совершенства.

Разъяснение этого вопроса таково. Уже согласно первому порядку, установленному для управления миром и его превращений, человек должен был вытерпеть незначительные страдания, чтобы он и весь мир вместе с ним достигли совершенства. Это обстоятельство порождается и проистекает из утаения Света Всевышнего и сокрытия Его Лица, являющегося одной из фундаментальных основ человеческого бытия, как мы упомянули выше.

И тем более, когда приумножились повреждения в мире из-за великих и сильных грехов, которые были совершены в нем, еще более приумножилось сокрытие и утаение добра: мир и его обитатели очутились в низменном и дурном положении, и теперь необходимо, чтобы посредством превращений, которые устраивает Его чудесная Мудрость в мире, его элементы достигли исправления.

И одна из основ этих превращений состоит в том, чтобы люди получили наказания, соответствующие их злодейству, пока не будет удовлетворен Атрибут Правосудия.

И установил Господин, благословен Он, что совершенные и значимые смогут исправить за других, как мы упомянули, и Атрибут Правосудия поразит их, вместо того чтобы поразить весь мир.

Но, поскольку они сами по себе совершенны и достойны добра и страдают только за других, безусловно, Атрибут Правосудия удовлетворится малой мерой наказания их, вместо большого наказания для грешников. И, кроме того, из-за этого их заслуги увеличиваются и их сила умножается, что еще больше увеличивает их способность исправить извращенное другими. А именно: они исправят не только свое поколение, а и все повреждения мира с тех пор, как появились в нем грешники, и доныне. И, конечно, они будут после этого в Собрании совершенных первыми из первых и самыми близкими к Благословенному.

[9] Все, о чем мы говорили до сих пор со стороны правосудия, объясняется еще и со стороны истинного порядка действительности.

Ибо из-за грехов в людях и в мире умножается и усиливается скверна, что влечет за собой утаение Его Света, который будет все больше скрываться. И по мере устранения этой скверны и очищению созданий от нее, Его Свет будет снова постепенно раскрываться.

Страдания очищают скверну в человеке и общине. С помощью страданий праведников эта грязь счищается и удаляется из всего творения в целом, и, ступень за ступенью, мир приближается к совершенству.

[10] В управлении этим миром существует еще один принцип . Высшая Мудрость установила умножить спасение еще и тем, что одна и та же душа придет в мир несколько раз в различных телах и таким образом сможет в один раз исправить то, что испортила в другой, или завершить то, что еще не завершила.

Но в конце всех переселений души, при Грядущем Суде, она будет судима согласно всему, что произошло с ней во всех переселениях и во всех положениях, в которых она находилась.

И возможно, что какие-то события в жизни человека, чья душа переселяется, произойдут в результате его деяний в предыдущем воплощении. И положение этого человека в мире определится, согласно этому, и соответственно установленному для него положению, будет возложена на него ноша, как мы упомянули выше.

Суд Благословенного выверен над каждым человеком, как он есть, во всех его аспектах, то есть, во всех деталях его положения. В Будущем мире, который есть истинное добро, не возложат на человека вину, которой он поистине не провинился. Но в этом мире будет возложена на него ноша и назначение, отмеренные Высшей Мудростью, и согласно этому будут судимы его деяния.

Детали аспектов переселения душ многочисленны. Человек будет судим, согласно тому, что он собой представляет в этом переселении и тому, что было в предыдущем, – все по истинному и прямому закону. Об этом сказано: «Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все Его пути – суд, Б-г верный, и нет кривды; праведен и прям Он» (Дварим 32:4).

Творения же не обладают знанием, способным вместить Его мысли и глубину Его замысла. Наряду с другими общими принципами, нам известен лишь этот общий принцип, что одним из источников случающегося с людьми в этом мире является переселение душ, происходящее по законам и правилам, которые Творец установил для совершенствования всего человечества.

[11] Согласно всему тому, что мы объяснили, в этом мире существуют различные, сменяющие друг друга причины происходящих с людьми хороших и дурных событии.

Но дело обстоит не так, что каждое происходящее событие следует изо всех этих причин. Но каждая из этих причин порождает в этом мире определенные события: некоторые случаи вытекают из одной причины, а иные из другой.

Но Высшая Мудрость, знающая все и постоянно наблюдающая надо всем, что подобает для исправления всего творения, взвешивает в глубине своего замысла все эти вещи вместе, и, согласно этому, управляет миром во всех его деталях.

Ибо в действительности невозможно всем этим причинам всегда производить свои порождения в равной степени, так как многократно одна из них будет отрицать другую. Например, возможно, что по заслугам отцов некоему человеку причитается богатство, по его личным действиям – бедность, а по общему разделению – или богатство, или бедность. И даже согласно самим деяниям: сделает человек одно действие, будет постановлено, что придет к нему какое-то добро, а за другое действие будет постановлено, что он будет лишен этого добра.

Но Высшая Мудрость взвешивает и решает все в наилучшую сторону, и посылает каждому человеку ситуации, являющиеся продуктами различных комбинаций этих причин. То есть, каждое событие порождается своей группой причин, но не может произойти с человеком событие, которое не будет следствием одной из вышеупомянутых причин. Все же частности невозможно человеку знать, и мы уже знаем много, если знаем правила всех этих вещей по их видам, как мы упомянули.

[12] Но следует знать, что есть два вида происшествий, случающихся с людьми: один вид – происшествия целевые, и второй – промежуточные.

Целевыми называются события, постанавливаемые человеку, как полагающиеся ему по одной из упомянутых причин, а промежуточными – события, которые происходят с ним для того, чтобы через них случилось с ним другое, полагающееся ему событие. Об этом сказано (Йешая 12:1): «Возблагодарю Тебя, Ашем, ибо Ты разгневался на меня», что по словам наших Мудрецов (Иерусалимский Талмуд, Орайот 3:4)относится к человеку, чья корова сломала ногу и упала, а он нашел под ней клад. Или же через промежуточное событие человек избежит случая, которому не следует постичь его, как в примере с человеком, который опоздал на корабль, а корабль утонул в море (Нида 31а). Эти промежуточные события могут происходить для самого человека, а могут быть и для нужд другого человека, чтобы через них случилось с ним добро или зло.

Так же как Высшая Мудрость отмерит то, что должно постигнуть человека, отмерит она и средства, через которые это постигнет его. Так что все получится установленным с предельной точностью для достижения истинного блага.

Глава 4
Об Израиле и народах мира

[1] Одна из глубоких концепций в Его управлении миром – это концепция статуса Израиля и народов мира. Со стороны человеческой природы они кажутся совершенно одинаковыми, но со стороны Торы они весьма отличаются, и отделены друг от друга, как два совершенно разных вида. Сейчас мы разъясним этот вопрос в достаточной мере и объясним, в чем они схожи, и в чем различны.

[2] Первый человек до греха находился в необычайно вознесенном состоянии по сравнению с тем, что есть человек сегодня, и этот вопрос мы уже объяснили в части 1, гл. 3. В этом состоянии человечество занимало очень почетную ступень, подобающую его возвышенному вечному достоинству. И если бы Первый человек не согрешил, то совершенствовался бы и возвышался, переходя с уровня на уровень.

И в том благом состоянии надлежало ему породить определенное число потомков. Это число отмерено Мудростью Творца, согласно истинности того, что подобает для совершенства наслаждающихся Его благом. И все эти будущие поколения наслаждались бы вместе с Адамом тем благом.

Всевышний постановил также, что все поколения, которые должен был Адам породить, разделяются на отдельные уровни. То есть, что будут среди них главные и второстепенные, «корни» и «ответвления», происходящие один из другого в определенном порядке, как деревья и их ветви; и количество «деревьев», и число «ветвей» отмерено с предельной точностью.

Но, согрешив, Первый человек опустился на очень низкую ступень, и вошла в него большая мера тьмы и мути, как мы уже упомянули, и весь человеческий род низвергся со своей ступени и занял очень низкую ступень, не подобающую возвышенному и вечному уровню, предназначавшемуся для него изначально. Человек стал соответствовать лишь много более низкой ступени, и в этом качестве породил потомство в мире, все – на упомянутой низменной ступени.

Однако, несмотря на все это, со стороны своего истинного корня человеческий род не потерял высшего аспекта из тех аспектов, которыми обладал к моменту совершения греха. Первый человек не был отвергнут насовсем, настолько, что не сможет вернуться на высшую ступень, но актуально он находится на низшей ступени, обладая потенцией подняться до ступени высшей.

Господин всего предоставил порождениям Первого человека, существовавшим в то время, выбор: [возможность] укрепиться и постараться поднять себя с низменной ступени и вознести себя на высшую ступень. Он положил им для этого время, которое Высшая Мудрость сочла подобающим для этого усилия таким же образом, как полагает нам сейчас время достигнуть совершенства и ступени в собрании обладателей Будущего мира, как мы упомянули выше. Ибо всякому старанию должен быть положен предел.

[3] И посчитала Высшая Мудрость подобающим разделить это старание для «корней» и для «ветвей». То есть, чтобы сначала было время старания для «корневых» порождений Адама, а потом – для относящихся к «ветвям». Ибо тогда весь человеческий род имел еще шанс возвратиться в первоначальное положение и исправить испорченности, которые в нем появились. А по порядку управления следовало, чтобы сначала «корни» и главы порождений человека укрепились на исправленной ступени, и тогда бы на ней находились и они, и их «ответвления», ибо ветви всегда тянутся за корнем.

Время этого старания для «корней» было ограничено, и тот из живших в ту эпоху людей, кто удостоился раскрытия ворот и кто смог достичь этого – подготовить себя как следует, мог стать одним из благих и драгоценных «корней». Тогда он был бы подготовлен к возвышенному уровню, который подобает человеку в хорошем, а не в испорченном состоянии. Он бы достиг также и того, что ему было бы дано произвести подобающих ему потомков, то есть, уже занимающих ту ступень и то положение, которых он уже достиг в бытности «корнем».

Эта эпоха простиралась от Первого человека до времени Разделения (строительства Вавилонской башни). И все то время не переводились праведники, всенародно изрекающие правду, например, Ханох, Мэтушелах, Шем и Эвер, и предупреждающие всех о необходимости исправления.

И поскольку во время Разделения «переполнилась чаша» людских грехов, Праведный Судия постановил, что следует закончить время «коренного» старания, и что конец всех вещей будет установлен в соответствии с тем, что подобает им как «корневым» объектам на основании того, что уже произошло до этого момента. Тогда воззрел Он на всех людей, определил все ступени, которые нужно установить для этих людей согласно их деяниям, и установил эти ступени в их «коренном» качестве, как мы упомянули.

И вот по тому, как они были расположены, было постановлено, что они произведут потомство, обладающее качествами, которые были сочтены подобающими данному «корню» (- праотцу). И все они оказались установленными видами в мире, каждый – со своими законами и природой, как все другие виды творений, и было дано им производить потомство согласно их природе и их аспектам, как и всем другим видам.

И вот согласно Высшему Суду оказалось, что все они достойны оставаться на низменной ступени человечества, на которую опустились Первый человек и его потомство из-за греха, но отнюдь не на более высокой [ступени]. Один только Авраам был избран в своих деяниях, возвысился и удостоился стать отмеченным и драгоценным Древом, соответствующим высшей ступени человечества, и было дано ему произвести «ответвления» в соответствии со своей природой. Тогда-то и разделился мир на семьдесят народов: каждый – на известной ступени, но все вместе – в аспекте их человеческой сути – в низменном состоянии; а Израиль (порождение Авраама) – в его в возвышенном состоянии.

И после этого были закрыты Врата «корней»-праотцев и начались обращение и управление в «ветвях»-потомках, в каждой «ветви» – по ее природе. Выходит, что, хотя на первый взгляд мы кажемся себе равными предкам, на самом деле это не так: до Разделения было время «корней»-праотцев человечества и все события происходили в этом качестве, а когда этому времени пришел конец, все было установлено по закону, и началось другое время – время «ветвей», в котором мы до сих пор находимся.

[4] Но по Своей великой доброте и благоволению постановил Творец и позволил даже «ветвям» других народов при желании своим выбором и своими деяниями выкорчевать себя из своего «корня» и войти в общность «ветвей» нашего отца Авраама, мир ему. То есть, Всевышний сделал Авраама отцом всех переходящих в еврейство (герим) и сказал ему (Берешит 12: 3): «И благословятся тобой все племена земли». Но если они не постараются достигнуть этого, то останутся под своим «коренным» деревом, соответствующим их природе.

[5] И необходимо знать, что, как все человечество разделяется на «коренные древа» и их «ответвления», как мы упомянули, так же и в каждом «дереве» самом по себе различимы главные ветви, от которых происходят и разделяются все остальные детали.

Древо Авраама содержит 600 000 главных ветвей. Это те, кто вышли из Египта и составили народ Израиля; по ним же была разделена Земля Израиля. А все пришедшие после них считаются деталями и порождениями этих главных ветвей. Именно им (600 000) была дана Тора, и тогда это дерево стало называться созревшим.

Святой, благословен Он, содеял великое благо всем народам тем, что задержал суд над ними до времени дарования Торы и обошел с Торой всех, дабы приняли ее. И если бы они приняли ее тогда, за ними еще сохранялась бы возможность подняться с низменной ступени. Но поскольку не захотели, их суд свершился тогда до конца, и закрылись перед ними врата на засов, который невозможно открыть; и только одно осталось каждому человеку из этих «ветвей»: самому перейти в еврейство и по своему выбору войти под древо нашего отца Авраама.

[6] Приговор заключался не в том, чтобы уничтожить все эти народы, но оставить их на той низменной ступени, о которой мы упомянули. Этому виду человечества не подобало бы существовать, если бы не грех Первого человека; он-то своим грехом и повлек его существование. Но, поскольку есть в них человеческий аспект, хотя и низменный, пожелал Святой, благословен Он, чтобы было у них нечто похожее на то, что подобает истинному человечеству, а именно: чтобы была у них душа, похожая на души сынов Израиля, хотя ее уровень много ниже уровня душ сынов Израиля, и чтобы и у них были заповеди, с помощью которых они добивались телесного и духовного успехов, также согласно тому, что соответствует их природе. И это – заповеди потомков Ноаха. Все эти вещи были приготовлены с начала творения на случай, если человек согрешит, так же как были созданы условно (т.е. «на случай») все другие виды вреда и наказания, как сказали наши благословенной памяти Мудрецы.

[7] Но в Будущем мире не будет никаких других народов, кроме Израиля. А душам праведников народов мира будет дано существование в качестве добавочного и прилагаемого к Израилю, и они будут вторичны по отношению к нему, как одежда вторична по отношению к человеку. И в этом качестве они получат то, что полагается им из блага, и по своей природе они не смогут достичь большего (совершенства).

[8] В час, когда мир разделился таким образом, поставил Святой, благословен Он, семьдесят служителей из рода ангелов, чтобы они были назначены над этими народами, смотрели бы за ними и надзирали бы над их делами.

Таким образом, Всевышний осуществляет над этими народами только общий надзор. Ангел же, назначенный над народом, будет осуществлять над ним частный (детальный) надзор силой, которую передал ему Господин, благословен Он, для этого. И об этом сказано (Амос 3:2): «Только вас Я признал из всех народов Земли».

Однако, из-за этого не исчезнет, упаси Б-г от подобной мысли, знание Им этих деталей, ибо перед Творцом все известно заранее и открыто с самого начала. Но дело в том, что Он не надзирает и не воздействует (напрямую) на их детали. И это станет понятным, с Б-жьей помощью, из дальнейших объяснений.

[9] Как мы упомянули, Господин, благословен Он, поставил исправление всего творения и его возвышение в зависимость от деяний Израиля. Он как бы подчинил Свое управление их действиям: освещать и воздействовать или скрыться и спрятаться, не дай Б-г, согласно их деяниям. Деяния же народов мира не прибавят и не убавят в сущности творения и в раскрытии или сокрытии Всевышнего, но лишь повлекут самим себе пользу или убыток для тела или для души и прибавят силы своему ангелу или ослабят его.

И хотя Святой, благословен Он, не надзирает детально над народами, все же существует возможность того, что Он осуществляет детальный надзор над ними для нужд одного или многих из Израиля. Это имеет место в качестве «промежуточных» случаев, которые мы объяснили в предыдущей главе.

Глава 5
О путях Провидения

[1] До сих пор мы объясняли законы Провидения. Сейчас же поговорим о путях Провидения. Этот вопрос разделяется на две части: первая – осуществляемый Творцом надзор, и вторая – Его воздействие.

[2] Относительно Его надзора мы уже знаем, что Он, благословенно Его Имя, знает все, и в Его знании вообще нет никакого недостатка, будь-то о будущем, о настоящем или о прошлом; и все, что было и будет, уже провидено Им извека, и не скрыто от Него ничего. И все сущее открыто перед Ним, известно Ему во всех своих аспектах и совершенно не скрыто от него.

Но мы называем «Его надзором» над вещами то, что Он судит их и выносит о них постановления, ограниченные рамками времени, в течение которого Он хочет их обновления. Мы еще поговорим об этом, с Б-жьей помощью, далее.

[3] А Его воздействие – это реализация Его воли, в том порядке и в той последовательности, которые Он желает. И поскольку Он выстроил Свои творения в определенную иерархию порядка и развития одного из другого, соответственно Своему желанию, так же как Он возжелал такую цепную последовательность в бытии вещей, так Он желает ее и в поддержании их существования и их функционировании. И в этом же порядке Он поддерживает существование всех деталей Бытия и воздействует на них и на отношения между ними.

Творец воздействует на ангела, а ангел – на ангела низшей ступени, и так ступень за ступенью, пока последний ангел не произведет действие в материальном: поддержит или обновит существование чего-либо согласно постановлению Творца.

Но осуществление всего Бытия на всех ступенях – только от Б-га. Ибо Он Своей силой осуществляет творения и их развитие одно из другого, каждое – по-своему. Воплощение же действий в материю, согласно вышеупомянутому порядку объектов и их отношений, происходит по ступеням, как мы упомянули.

[4] И заложил Господин, благословен Он, в природу каждого слуги – стоять на своем посту и отважно выполнять то, что вверено ему. Он может быть смещен со своего поста только согласно порядку, установленному Творцом.

Например, ангел, управляющий деревьями будет стараться и прилагать силу, чтобы держать свои деревья. Но когда выйдет от Всевышнего постановление, ангел, назначенный над ветрами, усилит ветер, соответственно постановлению. Ангел, управляющий деревьями, будет отодвинут, и некоторое число деревьев будет вырвано силой ветра.

И есть во всем этом развитая иерархичность и большая детализация. Ибо есть ангелы, назначенные над материальной природой, поддерживающие все части материальных явлений в пределах их естественных законов; и над ними – ангелы, реализующие постановления о награде и наказании, побуждающие ангелов природы устраивать все дела согласно этим постановлениям. Во всем этом есть множество деталей, согласно чудесным тайнам Его управления.

[5] Однако Творец Сам надзирает надо всем: низшими и высшими, «корнями» и «ветвями», и всегда направляет к всеобщему совершенству, и к этому ведет все Творение. И в разных частях Творения происходят разные процессы согласно их готовности: одно отталкивают, а другое приближают, одно очищают, а другое оставляют в покое; каждую часть постигает то, что должно постигнуть, чтобы установить все Творение в совершенстве.

[6] И Всевышний по Своему желанию изменяет порядок мироздания в любой момент, когда захочет, и делает знамения и чудеса в различных вещах по Своему желанию, как посчитает нужным для пользы Творения соответственно обстоятельствам и времени. А как же быть с тем, что сказали наши Мудрецы (Берешит раба 5): «Условия поставил Святой, благословен Он, всему, сотворенному в Шесть дней творения, (что они не будут отклоняться от путей, которые предписал им Творец)»? Это высказывание не означает, что Всевышний ничего не изменит с тех пор, ибо, конечно, Он полностью изменяет всегда, когда захочет. Но дело в том, что в момент творения Он показал и дал знать всем корням творений их природу и их истинную сущность и цель, во имя которой были созданы, к чему должны они будут придти в своих воплощениях и каков будет конец их. И постигли они и познали, что все движется к цели истинного блага, возжелали и возрадовались. Об этом сказали Мудрецы в другом месте (Рош ашана 11а; Хулин 60а): «Все творения были созданы с их согласия». Но когда Творец дал им знать их истинную сущность, закон и все их превращения на самом деле, Он показал им также, что одно из необходимых условий их совершенства, чтобы через них произошли известные чудеса для всего Израиля или для праведников из Израиля в различные времена.

Все сказанное выше касается высших «корней». После того, согласно всему этому, из этих «корней» последовательно развились и зафиксировались в подобающем им виде материальные явления; над ними были поставлены служители, поддерживающие их по природному закону. И когда Всевышний пожелает, Он прикажет служителям, и те перестанут выполнять свое назначение, и материальные явления изменят течение своих природных процессов согласно приказу.

Приказ же может придти к ним различными путями. То есть, говоря иносказательно, как указ царя или как окрик сердящегося правителя, как сказано (Теилим 106:9): «Он прикрикнул на море Суф, и оно высохло, провел их через бездны, как по пустыне», и тому подобными путями, согласно обстоятельствам каждого времени.

Глава 6
О порядке Провидения

[1] Устроил Господин, благословен Он, что все управление миром – как суд над обладающими свободной волей людьми, так и то, что подобает обновлять в мире и его обитателях, происходит в порядке, похожем на функционирование земного царства. И так сказали Мудрецы (Брахот 58а): «Небесное царство похоже на земное». А именно – в небесном Царстве есть суды высших и низших рангов со всеми их процедурами и законами. Ибо устроил Он различные суды духовных существ на известных уровнях и в известных порядках, перед которыми будут представлены все вопросы, подлежащие суду; их постановлениями будет определяться все происходящее. Как сказал Даниэль (Даниэль 4:14): «Дело это (принято) по решению ангелов и по желанию святых».

[2] Творец присутствует во всех этих судах, воздействует на них и дает им понять истинное содержание вопроса, чтобы свершился праведный суд. И есть суды, во главе которых Святой, благословен Он, как сказано (1 Мелахим 22:19): «Видел я Ашема, Сидящего на Своем Троне, и все Небесное воинство стоит возле Него справа и слева». Объяснили Мудрецы (Танхума, Шмот 14): «Эти склоняют [суд] вправо – в сторону оправдания, а эти склоняют [суд] влево – в сторону обвинения». И сказал Даниэль (Даниэль 7: 9-10): «Пока не были установлены кресла, и Предвечный воссел, ... суд сел и книги раскрылись».

Но основа всего этого такова. Мы уже объяснили выше, насколько точен суд над каждым человеком. Ибо, вообще говоря, к каждому человеку есть множество исков, вытекающих из различных причин, по которым он будет судиться разнообразными судебными процедурами; и также, в частности, во всяком его деянии найдется предосудительный аспект и несколько различных сторон, ибо все явления мира на самом деле состоят из многих частей и проистекают различными путями.

Но все эти аспекты раскрываются в этих высших судах по правде, и каждому из воинства, находящегося в том суде, открывается, согласно его сущности, один из аспектов, так что всем вместе открываются все аспекты, и ни один из них не остается неизвестным, и тогда все будет взвешено согласно всем этим истинным аспектам, и вынесен подобающий приговор.

Однако окончательное решение примет глава того суда. И если это один из судов, где Господин, благословен Он, пожелал восседать там во главе, то, несмотря на то, что Ему все известно заранее, Он дает возможность всем Своим слугам – воинству, что пред Ним – высказать свои доводы согласно тому, что открывается им по правде из аспектов дела, и Он завершит суд подобающим образом, как мы упомянули.

[3] Из этого принципа вытекает, что Святой, благословен Он, судит мир не со стороны Своего знания, а согласно порядкам, которые Он возжелал и установил для этого. Один из этих порядков таков: не судить никакого дела ни в каком суде, пока перед ним не предстанут служители, назначенные над разбираемым явлением. А именно: Творец по Своему желанию назначил служителей из вида ангелов, чтобы надзирали над всеми явлениями, бытующими в мире, и эти ангелы придут в Высший суд и засвидетельствуют о явлениях, которые они постигли и которые открылись им, и тогда эти явления предстанут перед судом.

Я уже упомянул несколько раз, что все эти вещи не вытекают из Его знания, ибо ни одна из этих вещей не нужна Ему, так как Ему все известно изначально; но так решил Он и постановил в Своей чудесной Мудрости.

И согласно всем этим порядкам управляется мир. И на эти процессы и явления намекает Писание в своих параболах, как сказано (Берешит 11:5): «Ашем спустился посмотреть на город и башню, которые строили люди»; «И пришли ангелы, чтобы предстать пред Ашемом» (Ийов 1:6); «Глаза Ашема обозревают всю Землю» (Зехарья 4:10); «Это те, кого Ашем послал бродить по Земле» (там же, 1:10) и другие, подобные им: все это сказано о путях управления согласно порядкам, которые Он установил. Ангелы, назначенные надзирать над вещами в мире и свидетельствовать о них, называются «глазами Ашема». И когда Он открывает Себя в одном из судов для того, чтобы судить какой-то вопрос, например, дело строителей Башни в свое время, Тора говорит, что «Ашем сошел посмотреть». Таким же образом объясняются все подобные выражения.

Однако следует уразуметь, что подобие между всеми этими вещами и земным царством только в порядках. В образе же исполнения нет истинного подобия, ибо в материальных явлениях постижение и все остальные процедуры происходят относящимся к ним способом, а в духовных – согласно тому, что относится к ним из постижения и их аспектов.

[4] Господин, благословен Он, поставил и обвинителя, и это – Сатан, о котором сказано: «И пришел также и Сатан между ними» (Ийов 1:6). Его назначение – возбуждать дела в судах, и когда он взыскует, судьи принимаются за дело и начинают судить. Одно из проявлений качества доброты Всевышнего заключается в том, что человек не привлекается к суду, пока не обвинит обвинитель, хотя грехи грешника открыты перед Ним.

Но и обвинению обвинителя поставил Он законы и установил порядки, как и когда будет иметь место, как сказали наши Мудрецы, благословенна их память (Берешит раба 91): «Сатан обвиняет в минуту опасности», и как сказали (Брахот 55б): «Три вещи заставляют вспомнить о грехах человека ...» и многочисленные подобные детали.

[5] У всех этих аспектов суда, в общем и частном, есть свои установленные законы и порядки, как постановила Его Мудрость о времени суда и его аспектах. Например, сказано Мудрецами (Рош ашана 16а): «В четыре момента судится мир», и как сказали (там же): «Царь входит судиться первым, прежде чем возгорится гнев»; «Урожай судится дважды»; и существуют различия между «до приговора» и «после приговора», и многие другие подобные детали.

Глава 7
О воздействии звезд

[1] Мы объяснили в первой главе, что корень всех материальных объектов – в трансцендентных силах. В них укоренены все эти объекты всеми путями, какими должны быть укоренены, и после этого они должны спроецироваться и протянуться к материальности в должной форме.

Для этого предназначены небесные сферы и их звезды. Через них и их вращение протягиваются и проецируются в материальность все те явления, которые укоренены и приготовлены вверху, в духовности, и преобразуются здесь в подобающую форму.

Число звезд и их иерархия по всем их подразделениям были установлены согласно тому, что сочла Высшая Мудрость нужным и подобающим для упомянутого перевода (из духовности в материальность). И от звезд исходит сила, поддерживающая существование материальных тел, которые под ними; через них сущность материальных объектов переводится из высших, «корневых» аспектов в их нижние аспекты.

[2] Однако Творец, благословенно Его Имя, установил в этих звездах еще одну функцию. Она заключается в том, что также и все события, происходящие с материальными и все, что их постигает, после того как приготовлены вверху, будут притянуты с помощью звезд вниз в должной форме. Например, жизнь, богатство, мудрость, потомство и т. п. – все эти вещи приготовлены вверху, в «корнях», и с помощью звезд переводятся вниз, в «ветви», в подобающей форме. Это осуществляется через определенное распределение и комбинации звезд и их известных циклов.

Все происшествия, случающиеся с различными видами материальных объектов, распределились по звездам. Все материальные явления оказались связанными под властью звезд по своим порядкам, чтобы в материальных происходило обновление согласно тому, какое воздействие произойдет из этой системы в соответствии со связью, которой будет с ней связан каждый индивидуум.

[3] И этому порядку подчинены также и все люди, и с ними в результате воздействия этой системы происходят разные события . Однако возможно, что порожденное звездами будет отменено высшей стоящей над ними силой. И об этом сказали (Шабат 156а): «Над Израилем нет звезд». Ибо сила постановления Всевышнего и Его влияние одолевают силу, заложенную в воздействии этой системы, и результат определится Высшим влиянием, а не воздействием системы звезд.

[4] Однако законы этого воздействия звезд также ограничены согласно тому, что сочла подобающим Высшая Мудрость. Часть его путей известна из наблюдений, и их-то и постигают астрологи. Но не вся сущность этой системы открывается с помощью наблюдений, и поэтому астрологи могут постичь только часть будущего, и тем более, что возможна отмена порождений воздействия звезд, как мы упомянули. Об этом сказали наши Мудрецы (Берешит раба 5:2): («Написано в книге пророка Ишайи (47:13): “Пусть предстанут... наблюдатели небес, созерцатели звезд, предвещающие по месяцам из того,что произойдет с тобой”. Сказано: «из того», а не «все».»)

Глава 8
О деталях Провидения

[1] Еще из того, что мы можем различить в провидении Всевышнего, что все порядки провидения и его пути – это прямота суда и четкость закона, как сказано (Теилим 45:7): «Скипетр Твоего Царства – скипетр прямоты». И написано (Мишлей 29: 4): «Царь правосудием установит землю».

И однако мы знаем поистине, что желание Святого, благословен Он, только делать добро, и Он любит Свои творения, как отец любит своего сына. Но по причине самой любви следует держать сына в строгости, чтобы в конце концов одарить его добром, как сказано (Дварим 8:5): «Ибо, как отец наказывает своего сына, Ашем, твой Б-г, наказывает тебя».

Получается, что правосудие и закон сами по себе проистекают из источника любви, и наказание Всевышнего – не удар врага и мстителя, а наставление отца, желающего добра сыну, как мы упомянули.

Из этого принципа вытекают два следствия: первое, что само наказание будет «подслащено» и не будет тяжелым и жестоким, ибо любовь «разбавит» суд милосердием; и второе, что иногда, в необходимый момент, перейдет Господин, благословен Он, через черту закона полностью и будет действовать милосердно, как сказано (Шмот 33:19): «И помилую, кого решу помиловать, и пожалею, кого решу пожалеть».

И получается, что Святой, благословен Он, возжелав свободный выбор человека и справедливость закона воздаяния, чтобы заплатить человеку по его делам, ставит как бы Свое управление в зависимость от действий человека, и воздает человеку добром или злом только по его делам.

Но на самом деле Господин, благословен Он, не подчинен никакому закону и не нуждается в ни в ком другом. Он не принуждается ничем, и поэтому, когда захочет использовать Свою вознесенность над всем, будет действовать и управлять по Своей воле, совершенно без вынуждения или задержки. Однако, когда Он управляет согласно правосудию, будет действовать согласно упомянутой зависимости (от человеческих действий); но когда Его Мудрость сочтет подобающим перейти черту закона, Он использует Свою вознесенность и единство Своей власти, не вменит в вину преступление и исправит Своей великой силой все, что было испорчено.

Таким образом, существуют два вида провидения: провидение Правосудия Всевышнего и провидение Власти и Единства. И двумя этими путям Господин постоянно надзирает над Своими созданиями. Ибо Он постоянно надзирает провидением Правосудия, судя каждое действие, и надзирает провидением Власти, Своей силой и мочью поддерживая существование Творения, чтобы оно не было разрушено из-за людских злых деяний.

[2] И еще необходимо знать, что Его воздействие разделяется на два вида: один из них – воздействие на тело, а второй – на душу. Сущность воздействия на тело мы уже объяснили, а именно, то, что относится к успеху человека и его спокойствию в этом мире. А воздействие на душу – то, что относится к разумению, знанию и близости человека к Всевышнему, к ценности и достоинству его души.

Ибо истинное хорошее состояние этого мира состоит в том, чтобы люди приобщились к мудрости и занимались служением Творцу, и чтобы Истина была открыта и ясна, и чтобы зло было преследуемо и повержено, а обман отброшен. Чтобы в мире не существовало никакого другого служения, кроме служения Б-гу, и все хорошие качества наличествовали бы и пересиливали, а плохие были бы отдалены и презренны. И соответственно этому умножатся спокойствие и тишина, не будет страданий, болезней и повреждений, и Господин, благословен Он, открыто поместит Свою Славу в мире и будет радоваться своим созданиям, и Его создания будут радоваться и ликовать перед Ним.

А обратное всему этому – когда люди влекутся за страстями, презирают мудрость и далеки от нее, когда вовсе не обращаются к служению или мало утруждают себя им, когда истина повержена на землю, зло пересиливает и преуспевает, и велики обман и заблуждение. Когда мир полон чуждыми служениями (идолопоклонством), хорошие качества исчезают, а плохие – множатся, и соответственно этому недостает тишины и нет спокойствия, а страдания и повреждения многочисленны. Господин, благословен Он, скрывает Свою Славу от мира, и мир крутится, как будто оставленный на волю случая и отданный природе; Святой, благословен Он, не радуется Своим созданиям, и люди не радуются перед Ним, и не знают, что это такое – радость творений перед своим Творцом. В такое время злые усиливаются, а добрые – унижены.

Выходит, что в каждом из этих состояний все аспекты, как относящиеся к телу, так и относящиеся к душе, получают воздействие от Всевышнего.

[3] Уже было объяснено в части 1, гл. 4, что состояние человека в этом мире таково, что материальность и тьма – основные в нем, а свечение лишь присоединяется и принимает в нем участие, и от него – сознание и разум. И в начале дней человека глупость его велика, а знание мало, но по мере взросления отрока умножается его знание.

Но в действительности, причина всех этих реальностей – в воздействии Всевышнего, ибо соответственно получаемому человеком воздействию, будут находиться в нем реалии в общем и частном. Корень же всего этого – сияние Его Лица или его сокрытие, которые, как мы объяснили выше в ч. 1, гл. 4, являются корнями существования добра и зла во всяком месте. И воздействие проистекает согласно сиянию Лица или его сокрытию, согласно тому, что установит Высшая Мудрость. Воздействие сияния порождает изобилие, чистоту и благородство, а воздействие сокрытия – нехватку, грубость и низменность.

Реальность существующих объектов и подобающее им управление составлены из этих аспектов сложным образом, ибо в одном и том же объекте могут находиться аспекты недостаточности с одной стороны и аспекты достаточности с другой, аспекты грубости и аспекты прозрачности, аспекты низменности и аспекты благородства.

Поэтому в воздействии, которое оказывается на каждую вещь, сияние и сокрытие должны совмещаться, согласно желаемому результату и тому, что коренится в этом воздействии.

И согласно порядку, который будет установлен, и месту в иерархии, в котором будут укоренены эти аспекты в воздействии, таков будет результат во всех его категориях и границах. Это – великий закон всех объектов и событий в любом месте.

[4] Когда мы посмотрим на всю совокупность состояний мира с момента его сотворения: на то, что уже произошло в нем, и на то, что предсказали пророки, мы обнаружим в нем четыре ступе







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.