Здавалка
Главная | Обратная связь

Конечно, этот вопрос тесно связан и с повышением квалификации наших работников именно в сфере иностранного языка. Это задача в том числе и для наших филологов.

Благодаря усилиям декана ВШМ А.Л.Костина на уставные цели СПбГУ в декабре 2012 г. поступили пожертвования в сумме 155 282 500 руб. С октября 2011 года по настоящий момент для развития образовательных программ и научных исследований по направлению «Юриспруденция» от декана юридического факультета Н.А.Шевелёвой и НПР коллектива юридического факультета поступило пожертвований в общей сумме 127 000 руб. (договоров пожертвования заключено на общую сумму 174 000 руб., часть работников перечисляет средства ежемесячно).

Декан химического факультета И.А.Балова сделала три пожертвования по 50 000 руб., всего 150 000 руб. для формирования стипендиального фонда для выплаты именной стипендии М.В.Ломоносова для студентов, обучающихся по направлению «Химия». Её примеру в декабре 2012 последовали ещё четверо НПР коллектива химического факультета, сделавшие пожертвования в общей сумме 110 000 руб. Декан С.И.Дудник и 9 преподавателей — членов коллектива философского факультета СПбГУ в декабре 2012 года внесли пожертвования в общей сумме 144 100 руб. на уставные цели СПбГУ.

Однако это пока усилия немногих! А нужны — многих, и в первую очередь — выпускников СПбГУ!

6. Задачи следующего этапа.

Следующий этап Программы развития СПбГУ: переход от этапа формирования новых ресурсов, объединения уже имеющихся и создания нормативной базы для обеспечения эффективного использования таких ресурсов — к следующему этапу их эффективного использования для конкуренции в мировом университетском пространстве.

6.1.Структура контингента студентов.

Характерной чертой лидирующих университетов является высокая доля обучающихся в магистратуре и аспирантуре. Так, в Гарварде их доля составляет 66% (бакалавров, соответственно, 34%), в МТИ — 60% (40%), и в КалТехе — 56% (44%). Это связано в том числе и с тем, что студенты магистратуры и особенно аспиранты в современных университетах играют роль основных «рабочих рук» при проведении исследований. В СПбГУ доля магистрантов и аспирантов только 20%, а преобладают студенты бакалавриата и специалитета (80%). Таким образом, доля студентов, непосредственно вовлеченных в исследовательскую работу, у нас значительно ниже, чем у университетов-лидеров.

Программой развития предусмотрен рост доли магистрантов и аспирантов таким образом, что к 2020 г. мы достигнем показателя 55%, как сегодня у КАлТеха. Замечу, что это не может произойти само собой, путем формального повышения числа мест в магистратуру. Высокая доля магистрантов означает, что в университетскую магистратуру поступают выпускники разных вузов, понимая все преимущества именно нашего Университета и делая осознанный выбор.

Для этого в первую очередь нужно совершенствовать наши образовательные стандарты! Например, надеюсь, что журналисты после нашей встречи с руководителями СМИ (работодателями) разработают соответствующие программы, которые станут привлекательны для экономистов, политологов, физиков и т.п. Мной такое поручение декану уже сформулировано — открыть дополнительные программы уже в этом году, а магистерские — в следующем. Аналогичные поручения по развитию магистерских программ вносятся и в трудовые договоры с другими деканами.

6.2.Репутация образования и интернационализация обучения.

Этот показатель в мировых рейтингах свидетельствует о репутации и популярности вуза в глазах абитуриентов и работодателей разных стран. Доля иностранных обучающихся в общем числе обучающихся в лидирующих вузах составляет от 21% (Гарвард) до 27 (МТИ и КалТех). При этом число иностранцев в бакалавриате везде составляет около 10%, тогда как среди студентов магистратуры и аспирантов их доля существенно больше (Гарвард — 26%, МТИ — 38%, и КалТех — 40%). Эти результаты вряд ли достигнуты Гарвардом и МТИ путем увеличения «министерского плана приема». Именно привлекательность бренда и соответствующих программ является причиной такого спроса на их программы.

В нашем случае интерес иностранцев к программам более высокого уровня также выше, но показатели СПбГУ таковы: 7% в магистратуре и аспирантуре, 2% в бакалавриате, а в целом — только 3%. К 2020 году по графику Программы развития доля иностранных студентов должна составить всего 10% от общей численности.

В связи с этим еще одна задача – пересмотреть показатели интернационализации обучения в СПбГУ и разработать план мероприятий по повышению доли иностранных студентов.В этом году мы направили заявку на прием 467 иностранных студентов на 1 курс (это самая большая вузовская заявка в России) при планируемом приеме российских граждан в 4200 чел.

Следует разработать адресную программу мероприятий по продвижению наших образовательных программ, и главный шаг на этом путипересмотр в сторону увеличения количества образовательных программ на иностранных языках. Программа развития предполагает, что к 2020 году число таких программ в СПбГУ должно достичь 30.

В ближайшие 3-5 лет нам необходимо сделать так, чтобы не менее 80% образовательных программ могли быть реализованы на английском языке, в случае если на них поступят иностранные студенты.

Коллеги! Прошу обратить внимание, что в трудовые договоры с деканами факультетов включены обязательства по организации разработки образовательных программ на английском языке. Но в решении этой задачи требуется участие каждого преподавателя. Поэтому по просьбе деканов (первым такое предложение высказал декан математико-механического факультета Г.А.Леонов) такие требования уже вносятся и в трудовые договоры с заведующими кафедрами. Замечу, что эта обязанность уже заложена во многих договорах с работниками в коллективе наших менеджеров, которые продвинулись в области интернационализации значительно дальше других.

Конечно, этот вопрос тесно связан и с повышением квалификации наших работников именно в сфере иностранного языка. Это задача в том числе и для наших филологов.

6.3.Научная репутация и качество научной деятельности.

Эта сторона деятельности университетов оценивается в большой степени по тому, как результаты научной деятельности распространяются и воспринимаются в академическом сообществе.

Число публикаций в наиболее знаменитых научных журналах Science и Nature у нас в 200 раз ниже, чем у Гарварда, в 100 раз ниже, чем у КалТеха, и в 80 раз ниже, чем у МТИ. Все наши научно-педагогические работники опубликовали в 2011 году статей в журналах, индексируемых в Web of Science:

· в 3 раза меньше, чем работники МТИ,

· в 5 раз меньше, чем КалТех,

· в 18 раз меньше, чем Гарвард.

Если сравнивать с университетом Хельсинки, который входит в первую сотню всех трех мировых рейтингов, то и здесь наш показатель ниже в 5 раз, как и в случае с КалТехом.

В течение 2011 года каждый работник в Гарварде опубликовал в журналах, индексируемых в Web of Science, в среднем 7,8 статей, МТИ — 5,5, КалТеха — 1,5, а наши коллеги — 0,27 статьи (показатель в таблице И.А.Горлинского выше , но он учитывает и публикации, например, в «Вестнике СПбГУ. Серия «Право», который мало читают даже в России!). Замечу, что у университета Хельсинки этот показатель также не слишком высок — 0,97 статьи на одного НПР.

Публикации — это показатель интенсивности нашей научной деятельности. Если он ниже, чем у конкурентов, значит темпы наших исследований отстают. Поскольку наши исследователи в ходе первого этапа реализации Программы развития получили новые современные ресурсы для проведения исследований, естественно ожидать получения новых результатов и значительного роста публикационной активности.

Рост числа публикаций к 2020 году запланирован до 6400, или в среднем около 2 публикаций на одного НПР в год, а число публикаций в высокорейтинговых журналах должно вырасти как минимум до уровня 2150. Я думаю, что в ближайшее время надо ставить вопрос об увеличении этих показателей в нашей Программе развития. Мне кажется, что мы можем их достичь!

Среднее число цитирований одной статьи для всех трех университетов-лидеров составляет 15-16. Одна статья наших исследователей цитируется в среднем 3 раза. Полагаю, что существенное влияние на это оказывает язык публикации.

И тот факт, что число наших публикаций в разы больше, чем в Горном университете или Политехе (который уже сравним с нами по размерам), меня, например, не успокаивает. А так наши публикационные показатели выглядят в сравнении с двумя московскими вузами — нашим традиционным конкурентом МГУ и быстро развивающейся ВШЭ (данные за 2011 год):

  МГУ СПбГУ ВШЭ
Общее число публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science, за 2011 г. 3 378
Число статей, опубликованных в 2006-2010 гг. в журналах списка Thomson Reuters 15 590 4 528
Данные по цитированию 2006-2011 гг. 62 185 17 158
Доля публикаций с хотя бы одним иностранным соавтором за 2006-2010 гг. 36,1% 47,2% 94%

Надо уточнить, что невысокие показатели ВШЭ связаны с профилем этого вуза, и определенная часть публикаций просто не отслеживается Web of Science.

МГУ впереди по общему числу публикаций и по числу статей, опубликованных в 2006-2010 гг. в журналах списка Thomson Reuters. Примерно так же обстоят дела и с цитированием, что, в общем, естественно — с учетом существенно большего числа научно-педагогических работников. К сожалению, информация о точном числе научно-педагогических работников недоступна, открыта только численность ППС.

Мы опережаем МГУ по доле публикаций с хотя бы одним иностранным соавтором. Но у ВШЭ этот показатель существенно выше — 94%!

Аналогичные показатели университета Хельсинки в 2011 году:

Общее число публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science за 2011 г. 4 698
Число статей, опубликованных в 2006-2010 гг. в журналах списка Thomson Reuters 21 829
Данные по цитированию 2006-2011 гг. 784 406
Доля публикаций хотя бы с одним иностранным соавтором за 2006-2010 гг. 51,5%

Надо отметить, что при невысокой по сравнению с мировыми лидерами публикационной активностью каждого отдельного исследователя университета Хельсинки, данные по цитированию почти вдвое выше, чем у МТИ (хотя и почти вдвое ниже, чем у Гарварда). Это говорит о высоком качестве публикуемых статей. Статей в Science и Nature у финнов тоже не слишком много по сравнению с лидерами — всего 78 за период 2007-2011 гг., но и это в 15 раз больше, чем у нас.

Значительная часть наших работ печатается в русскоязычных журналах, отчего малодоступна для зарубежных пользователей. Доля научных публикаций на иностранных языках в общем количестве научных публикаций научно-педагогических работников должна возрасти до 44% к 2020 году.

Полагаю такие темпы развития недостаточными, данный показатель должен достичь такого уровня уже к 2015 году, а в 2020 году не менее 80% статей должны быть написаны и опубликованы на английском языке. Поддержку этих показателей также следует обеспечить с помощью программы стимулирования публикационной активности и через эффективные трудовые договоры не только с деканами и заведующими кафедрами, но и с конкретными преподавателями.

6.4.Начиная с 2013-2014 гг., ускоренными темпами должны расти:

· количество научных публикаций научно-педагогических работников;

· количество научных публикаций научно-педагогических работников в журналах списка Web of Science;

· доля научно-педагогических работников, публикующих статьи в журналах, входящих в наукометрические базы Web of Science, Scopus и РИНЦ;

· доля научных публикаций на иностранных языках.

Запланирован рост как общего числа статей, так и доли публикаций на иностранных языках в престижных международных журналах.

На стимулирование этой деятельности сейчас целевым образом направляется 110 млн руб. в год, которые выплачиваются в виде премий, рассчитываемых по опубликованным и понятным всем участникам правилам. В дальнейшем эти правила будут изменяться с учетом требований Программы развития и международных рейтингов. Более того, сейчас речь идет только о централизованном ресурсе. У каждого декана в руках есть стимулирующие фонды, которые также необходимо использовать в этих целях.

Кроме того, необходимо отметить, что с 2012 года в Университете проводятся открытые конкурсы на проведение научно-исследовательских работ за счет средств СПбГУ. Оценка заявок проводится Экспертной комиссией СПбГУ с привлечением внешних экспертов.В состав этого органа приглашены академики РАН С.Г.Инге-Вечтомов, Ю.В.Наточин, А.И.Русанов, В.Г.Пешехонов, Ю.К.Толстой, члены-корреспонденты РАН М.В.Ковальчук, Г.А.Леонов, М.Б.Пиотровский, член-корреспондент РАО Ю.П.Зинченко, иностранный член Латвийской Академии наук Р.А.Эварестов. В состав комиссии также вошли известный экономист и государственный деятель А.Л.Кудрин, директор Санкт-Петербургского института истории РАН В.Н.Плешков, лауреат премии президента РФ С.В.Кривовичев и председатель совета молодых ученых СПбГУ Д.Н.Разеев, руководитель Россотрудничества К.И.Косачев. В состав Экспертной комиссии вошли также 4 известных зарубежных ученых, которые в настоящее время в качестве победителей мегагрантов являются научными руководителями организованных ими же научных лабораторий: заведующий кафедрой нанофизики и фотоники Саутгемптонского университета (Великобритания) Алексей Витальевич Кавокин (руководитель Исследовательской лаборатории оптики спина им. И.Н.Уральцева), заведующий лабораторией геномного разнообразия Национального ракового института Национального института здоровья (США) Стефан Джеймс О’Брайен (руководитель лаборатории биоинформатики им. Ф.Добржанского), профессор Женевского университета (Швейцария) Станислав Константинович Смирнов (руководитель Междисциплинарной исследовательской лаборатории им. П.Л.Чебышева СПбГУ) и директор-учредитель Института океанологии Общества им. Лейбница (Германия) Йорн Тиде (руководитель лаборатории «Геоморфологические и палеографические исследования полярных регионов и Мирового океана» СПбГУ).

Определены следующие основные направления работы Экспертной комиссии Санкт-Петербургского государственного университета:

· ежегодная оценка хода реализации Программы развития и формирование предложений по ее изменению с учетом необходимости продвижения Университета в международных рейтингах;

· предложения по приоритетам развития международных контактов Университета, участия в международных проектах, вплоть до определения конкретных персон или вузов-партнеров;

· ежегодное определение направлений приоритетных научных исследований, в том числе для конкурсного финансирования из университетского бюджета и экспертиза проектов заявок (на основе заключений внешних экспертов);

· предложения по приоритетам развития сотрудничества Университета с российскими организациями, участия Университета в российских консорциумах, вплоть до определения состава наших российских партнеров;

· анализ портфеля образовательных программ Университета и предложения по его изменению через практическое осмысление перечней компетенций, заложенных в университетских образовательных стандартах.

Нам нужно совершенствовать эти конкурсные процедуры и далее, но нужно и помнить, что ещё 5 лет назад распределение средств на научные исследования проводилось в тайне от большей части универсантов, без какого-либо конкурса за закрытыми дверями в кабинете проректора по научной работе.

6.5. Начиная с 2013-2014 гг. вовлечение молодёжи в науку должно усиливаться. Быстрее должны увеличиваться доли студентов магистратуры и аспирантов, выполнивших научную работу на модернизированном в течение последних 5 лет научном оборудовании. Это, в свою очередь, должно привести к росту доли магистрантов и аспирантов в общей численности обучающихся по программам высшего и послевузовского профессионального образования.

Отдельно следует сказать о росте количества кандидатов наук моложе 35 лет и докторов наук моложе 40 лет в общей численности научно-педагогических работников, имеющих такие ученые степени. Отмечу, что для решения этой задачи часть стимулирующих фондов коллективов факультетов формируется именно в зависимости от выполнения в данном коллективе установленных показателей. Надеюсь, что деканы и проректоры доводят эту информацию до сотрудников.

Также я напомню, что в 2012 году мы обеспечили служебным жильём 60 научно-педагогических работников Университета. Квартиры были им предоставлены на основании анализа достижений в научной и образовательной деятельности. Кроме того, с каждым из них заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее решение дополнительных научных и учебно-методических задач.

Теперь ресурс служебных квартир будет использован при проведении конкурсов на замещение должностей научно-педагогических работников. В объявлениях о проведении конкурсов, наряду с учебными, научными, учебно-методическими задачами, которые будут поставлены перед будущим работником, будет указано, что в случае необходимости ему может быть предоставлено служебное жильё, по решению ректора. Для этого будут использованы оставшиеся квартиры в здании на ул. Халтурина и квартиры в жилом комплексе «Университетский Петергоф», который будет сдан в 2013-2014 гг. и в котором Университету будет передано 40 квартир (из них 19 однокомнатных, 20 двухкомнатных и 1 трехкомнатная).

6.6.Активное использование новых современных материально-технических ресурсов должно привести к росту доли научно-педагогических работников, ведущих научную работу в рамках финансирования по федеральным целевым научно-техническим программам, грантам российских и зарубежных фондов, а значит — к привлечению дополнительных средств на научные исследования в Университете. Это одна из актуальнейших задач деканов факультетов. По предложению деканов такие обязанности также могут быть включены в трудовые договоры с другими работниками.

Замечу, как много среди вышеперечисленного — задач для деканов факультетов (председателей ученых советов факультетов). Вместе с тем, до сих пор на заседаниях ученых советов факультетов, учебно-методических и научных комиссий как бы(!) решаются хозяйственные и финансовые вопросы. А вот вопросы развития научных направлений, образовательных программ, реализации стратегических проектов (таких, как мегагранты) — не обсуждаются.

6.7.Создание современной инфраструктуры.

6.7.1. Проектирование Первого кадетского корпуса.

Важным шагом в развитии инфраструктуры Университета стало решение В.В.Путина о передаче СПбГУ комплекса зданий Первого кадетского корпуса. Приказ № 1796 министра обороны о передаче земельного участка и комплекса зданий СПбГУ был подписан 5 октября 2011 года, акты о передаче зданий — в конце 2011 года. Университету перешел земельный участок площадью 87 078 кв. метров, а также 7 учебных корпусов, культурно-досуговый центр, клуб, столовая и ряд вспомогательных сооружений.

Среди приобретений и спортивная инфраструктура: футбольное поле 60 на 90 метров, крытая спортивная площадка, тренажерный зал и зона со спортивными снарядами. Получение такого инфраструктурного ресурса представляет собой значительный успех в проведении политики воссоздания территориального единства Университета, его концентрации на Васильевском острове. Не случайно посвящение в студенты первокурсников 2012 года было проведено на новой университетской территории.

За 2012 год удалось провести обследование объектов, что позволило объявить конкурс на проектирование ремонтных работ. Теперь важно реализовать правильные решения по освоению и развитию всего комплекса в интересах развития Университета. От деканов факультетов получены предложения, которые позволят сформировать техническое задание на проектирование. Кроме того, надо учитывать, что весь комплекс является архитектурным памятником, что вносит в любые планируемые работы «реставрационную» составляющую.

Параллельно будут решены интеграции наружных инженерных сетей нынешнего Главного городка СПбГУ и полученных зданий бывшего Первого кадетского корпуса, а также проведено проектирование ремонта здания по адресу Биржевая, д.6 для обеспечения возможности устройства там помещений для общественных организаций Университета.

6.7.2. Среди инфраструктурных задач также:

· завершение строительства кампуса ВШМ в Михайловке в 2014 г. и начало там учебного процесса менеджеров, а в связи с этим — освобождение зданий в пер. Декабристов для геологов.

· Проектирование здания бывшего НИФИ для размещения там биологов.

· Проектирование капитального ремонта зданий по Среднему пр. 41, куда также будут переезжать наши геологи. Это здание имеет объединенную инфраструктуру с комплексом зданий по 10-й линии, д. 33. После окончания ремонта наш своеобразный «институт наук о Земле» сможет сосредоточиться в одном месте!

6.7.3. Проект университетской клиники.

Подписано соглашение между СПбГУ и компанией AVA Peter, владеющей сетью клиник «Скандинавия», о реализации проекта создания медицинской университетской клиники. Уже начато строительство на выделенном участке земли на улице Ильюшина в Приморском районе. В течение полутора-двух лет здание будет готово, и начнется оформление лицензий на медицинскую деятельность. Клиника будет представлять собой современный медицинский, образовательный и научно-исследовательский центр, в котором будет осуществляться обучение студентов-медиков с использованием самого современного оборудования, будут проводиться передовые исследования в различных областях науки (химия, физика, математика, менеджмент, психология и т.п.), а их результаты станут основой для создания новых медицинских технологий. Создание медицинской клиники также предусмотрено Программой развития СПбГУ.

6.7.4. Социальная политика.

Важным фактором повышения привлекательности СПбГУ в глазах действующих и потенциальных работников должны стать социальные гарантии. Так, например, в 2011 году на эти цели в Университете было израсходовано 106 млн рублей, а в 2012 году — 124 млн руб. В эти объемы входят и расходы на содержание социальной инфраструктуры, и расходы на ДМС, и расход на поддержку системы организации питания (университетское подразделение), а также материальная помощь и расходы, которые несет Университет в связи с тем, что в студенческих общежитиях проживают работники Университета. Не думаю, что в стране есть еще вузы, выделяющие столько средств на реализацию социальных проектов.

6.7.5. Поликлиника.

Важное звено в этой работе — предоставление медицинских услуг. В этой области также успешно предприняты определенные шаги по решению структурных и правовых вопросов для поликлинического обслуживания универсантов. В феврале 2012 года университетом получена лицензия на осуществление медицинской деятельности по адресу ул. Кораблестроителей, д.20. Лицензия на медицинское обслуживание по адресу Университетский пр., д.35 (Петродворец) была получена еще в 2011 году. Завершается процесс лицензирования СПбГУ в отношении медицинской деятельности по адресу 8 линия ВО, д.77 (20.12.2012г. прошло заседание лицензионной комиссии Росздравнадзора, на котором СПбГУ выдана новая медицинская лицензия).

Таким образом, 20 декабря 2012 года полностью завершено лицензирование СПбГУ по медицинской деятельности, а медицинская помощь будет оказываться Университетом непосредственно (структурное подразделение «Поликлиника СПбГУ»). С этого же дня прекращается медицинская деятельность МАНО «Поликлиника СПбГУ». При этом уже сейчас активно ведется процесс закрепления медицинских работников поликлиники в СПбГУ, и профессиональный коллектив будет полностью сохранен.

6.7.6. Рабочие места для преподавателей и научных работников.

Важным фактором развития кадровых ресурсов является создание комфортных условий для работы. Эта идеология заложена, в частности, в концепцию ресурсных центров СПбГУ. Пользователь ресурсного центра, будь то маститый ученый или студент магистратуры, в равной мере получает комплекс услуг по использованию современного оборудования. На это ориентированы правила использования ресурсов, сконцентрированных в ресурсных центрах, и деятельность их персонала.

6.7.7. Кроме того, комфортные рабочие места создаются для преподавателей и научных работников.

В 2011 году было закуплено 1500 компьютеров (рабочих станций) и более 1000 единиц другой оргтехники, они распределены по заявкам от коллективов учебно-научных подразделений для того, чтобы у наших научно-педагогических работников расширились возможности по использованию цифровых технологий и услуг интернета в учебном процессе. Возможности для создания таких рабочих мест будут последовательно расширяться по мере реализации наших инфраструктурных проектов, равно как и доступ к информационным ресурсам крупнейших научных издательств.

6.8. Открытый университет

В ведущих университетах мира политика открытости является важным инструментом для концентрации ведущих ученых и привлечения молодых кадров. В Программе развития в числе прочих поставлена задача «создание и обеспечение функционирования /…/ системы, обеспечивающей доступ к интеллектуальным и информационным ресурсам Санкт-Петербургского университета всем заинтересованным потребителям». Многие в нашем Университете не понимали и не принимали введения такого раздела в Программу. Но теперь в соответствии с этой задачей Университет последовательно развивает внешнюю открытость своей деятельности.

Мы открыто публикуем информацию о нашей текущей жизни, о планах, о проблемах, о принимаемых решениях. На интернет-портале СПбГУ отражены наши интеллектуальные достижения: экспертные заключения; отзывы и рецензии на кандидатские, докторские и магистерские диссертации; трансляция в интернете защит диссертаций и многое другое.

6.8.1. Начиная с 2010-2011 гг., систематически публикуется информация о содержании деятельности университетского менеджмента. Для этого в структуре портала в 2010-2011 годах созданы и функционируют несколько специальных разделов. Так, на странице «Деканские совещания» любой универсант, равно и как любой сторонний пользователь, может регулярно узнавать, какие проблемы обсуждаются и какие вопросы решаются на еженедельных встречах ректора с лидерами научно-педагогических коллективов. Регулярно и открыто на сайте размещаются информационные сообщения о заседаниях и решениях Ученого совета СПбГУ.

6.8.2. В обязанности деканов и проректоров (закрепленных в трудовых договорах), так же как и в обязанности ректора, входит проведение приемов граждан и проведение совещаний с последующей публикацией информации.

6.8.3. Кроме информации об основных событиях и управленческих решениях, интернет-портал СПбГУ предоставляет возможность виртуального контакта пользователей с представителями руководства Университета. Предназначенный для этой цели ресурс «Виртуальная приемная Санкт-Петербургского государственного университета» реализует возможность консультирования обучающихся, сотрудников и всех желающих с проректорами, деканами и начальниками управлений СПбГУ, он действует с сентября 2011 года. Уже в первый месяц работы количество посещений в месяц составило 700, а число просмотров выставленных материалов — 4 500. Спустя год среднее количество посещений в месяц составляет 24 630, а среднее количество просмотров — 73 952. Эти данные отражают актуальность представляемой на ресурсе информации, интерес к ней пользователей.

6.8.4. На страницах интернет-портала СПбГУ регулярно публикуются обращения граждан и организаций к ректору, материалы о приеме ректором граждан.

6.8.5. Фактически в плоскости двух разделов Программы развития (Экспертный и Открытый университет) студентам и иным обучающимся, как отдельной категории граждан, адресован совместный электронный проект Санкт-Петербургского государственного университета и Интернет-газеты «Фонтанка.ру» — «Юрисконсульт для студентов», который предполагает возможность консультирования университетскими экспертами обучающихся, нуждающихся в повышенной правовой защите. Ресурс «Юрисконсульт для студентов» начал работу с 2010 года, и за время его деятельности среднее в месяц количество посещений составило 14 585, а за год материалы ресурса просматривают в среднем 131 203 человека. В 2013 году такой проект будет реализован для преподавателей и администраторов образовательных учреждений.

6.8.6. Представители студентов и других универсантов, работодателей, общественности привлекаются к участию в работе постоянных и временных комиссий СПбГУ. По установленному в нашем Университете правилу, в состав всех государственных экзаменационных комиссий должно входить не менее 25% специалистов, не являющихся работниками Санкт-Петербургского государственного университета. В состав аналогичных комиссий в магистратуре должно входить не менее 25% работников Университета, не принимавших участия в реализации соответствующей образовательной программы. Представители СМИ, в частности агентств Фонтанка.ру и Регнум.ру, были приглашены и участвовали в заседаниях приемной комиссии в период кампании по приему в СПбГУ.

6.8.7. При проведении масштабных ремонтных работ и закупок представители профкома и студентов по их желанию включаются в состав тендерных комиссий и комиссий по приемке работ.

6.8.8. Вы знаете, что у нас (в одном из немногих вузов страны) публикуются сведения о среднем уровне заработной платы. За три года среднее значение выплат научно-педагогическим работникам составило:

Год ср. зарплата НПР ср. зарплата 10% наименее оплачиваемых НПР ср. зарплата 10% наиболее оплачиваемых НПР децильный коэф.
37 540 12 865 98 095 7,6
42 500 14 824 92 455 6,2
55 100 20 320 133 290 6,6

Замечу, что темпы роста заработной платы низкооплачиваемых научно-педагогических работников были выше, чем у высокооплачиваемых (для сравнения см. вопрос и ответ о средних зарплатах в «Электронной приемной МГУ»: http://www.question.msu.ru/2250).

Аналогичным образом росла средняя заработная плата по всем категориям работников Университета (в 2010 г. — 24 992 руб., в 2012 г. — 37 880 руб.).

Обозначенными задачами список наших дел не исчерпывается. Уже объявлен третий конкурс мегагрантов, и от универсантов поступают предложения по созданию мегалабораторий под руководством всемирно известных ученых. Вскоре в стране будет объявлен конкурс на создание тысячи лабораторий, в работу которых закладываются организационно-управленческие принципы, доказавшие свою эффективность в ведущих научно-образовательных центрах мира. Задач много, и логика развития науки и образования в стране будет постоянно ставить перед нами новые.

Из бывшего в прошлом конгломерата слабо взаимодействующих структур (факультетов и институтов) Университет постепенно превращается в единый организм, уникальный разнообразием своих направлений. Конечно, при таком разнообразии наряду с системой управления материальными и финансовыми ресурсами необходима и система координации нашей научной и образовательной деятельности. Для этого в настоящее время в структурах факультетов создаются институты, директора которых должны организовать скоординированную работу по нескольким близким научным и образовательным направлениям.

Имеющиеся ресурсы — для всех универсантов: и общие ресурсные центры, и общий, создаваемый всеми эндаунмент-фонд, и открытость для всех универсантов важнейшей информации, и возможность всем обращаться в «Виртуальную приемную» и тем самым влиять на движение вперед!

Главное: помнить, что любые задачи могут быть решены, только если мы все вместе и каждый из нас будем стремиться внести в их решение всю свою энергию, свой интеллект, свой педагогический и исследовательский талант.

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.