Здавалка
Главная | Обратная связь

Изготовление кукол-марионеток



Для изготовления куклы-марионетки потребуются следующие материалы:

1. Небольшой камешек или красивая бусинка

2. Капсула от "Киндер-сюрприза"

3. Вата (или синтепон)

4. Чулки или трикотаж телесного цвета

5. Белая ткань 50 х 50 см

6. Цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см

7. Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос)

8. Нитки, иголки, ножницы

9. Толстая длинная игла

 

10. Толстая нить (лучше ирис)

11. Украшения.

Занятие по изготовлению кукол-марионеток проводится совместно с родителями. Это, с одной стороны, поможет улучшить взаимодействие между родителями и детьми, а с другой стороны, укрепит (или нормализует) взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто воспитатели жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. С помощью шитья кукол, изготовления кукольного театра для группы можно увлечь родителей этим важным процессом. В процессе изготовления куклы


очень важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть, он даже что-то пришил сам.

Ведущий рассаживает родителей и детей за большим общим столом и просит разложить на нем все те материалы, которые родители принесли из дома. Затем ведущий включает спокойную музыку, предлагает родителям и детям зажать в кулачке бусинки, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно уже сбылось. Далее бусинка помешается в капсулу от "Киндер-сюрприза", и ведущий просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем ведущий предлагает родителям обсудить со своим ребенком образ того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет "королевской" или "простой" крови; какой у него будет характер и т.д. Далее ведущий объясняет родителям и детям, как шьется кукла.

1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого кап-
сула от "Киндер-сюрприза" (с начинкой) плотно обора-
чивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна
быть большая голова, значит нужно сделать "кокон" по
больше (использовав больше ваты или синтепона). После
того как основа головы готова, сверху она обтягивается
чулком телесного цвета и сшивается на "затылке" куклы.
Затем поверх облицованной основы снова обтягивается
чулком телесного цвета или другой тканью для лица (кук-
лу можно сделать темнокожей, розовой и т.д.). Важно,
чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался
"хвостик" из ткани или чулка не менее 5 см. Итак, голо-
ва готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в
последнюю очередь.

2. Изготовление "нижнего платья". Для этого возьмите бе-
лую ткань 50 х 50 см, найдите середину кусочка. На сере
дине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в
нее "хвостик", который остался на голове куклы. Далее
необходимо пришить "нижнее платье" к "шее" куклы.



Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


91


 


3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой
ткани размером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается
середина и вдевается "нижнее платье". Далее ткань рас-
правляется и также пришивается к "шее" куклы. По бо-
кам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовле-
ния рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее
нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и
оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить
руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты,
можно подумать об украшении куклы: сделать ей при
ческу, дополнительные детали костюма. Все, что подска-
жет воображение изготовителей куклы. На этом этапе
важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное
участие в процессе.

4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее "подвя-
зать". Для этого берется толстая длинная игла, заправлен
ная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помо-
щью иглы голова куклы протыкается в области висков.
Таким образом кукла повиснет на нитке, пропущенной
сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна
быть не больше 12—15 см (для того, чтобы ребенку было
удобно ее "водить"). Концы нити (иглу к этому времени
нужно вытащить) связываются. Для того чтобы ' подвя-
зать" руки, потребуется еще одна толстая длинная нить.
Один ее конец привязывается к запястью правой руки
куклы, а другой конец нити привязывается к левому за
пястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее "оживить": взять в руки и начать "водить". Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе родитель помогает ребенку учить "ходить" куклу.

Можно придумать специальные ритуалы "оживления".

Изготовление куклы-марионетки (без отделки) занимает примерно 50 минут. Если родители не успели дошить куклу или хотят сделать особую отделку или прическу, они могут сделать это дома. Важно только договориться с родителями, чтобы на следующее занятие ребенок пришел с го-


товой куклой. По взаимному желанию родителей и ведущего можно договориться о создании кукольного театра, в работе которого принимали бы участие и родители, и дети.

Знакомство с куклой

Общение с куклой-марионеткой предполагает выполнение трех важных правил:

1. Кукловождение осуществляется двумя руками. Это важно
для координации правой и левой руки.

2. Кукла ходит по "земле", а не летает по воздуху (некоторые

куклы, конечно, могут летать, но с перерывами).

3. Поскольку в кукле мгновенно отзывается каждое движе-
ние кукловода, он должен внимательно следить за движе-
ниями куклы (оживляя куклу, нельзя, например, смот-
реть в окно).

Несколько занятий можно посвятить обучению ребенка тому, как управлять куклой. Детям 4,5 лет уже доступно самостоятельно водить куклу, если они будут внимательно наблюдать за тем, что они делают. Важно, чтобы ребенок не просто "дергал" за нитки, но и чувствовал "реакцию" куклы на свои действия. Для того чтобы ребенок был более внимательным и лучше водил куклу, можно предложить ему "проиграть" через куклу различные эмоциональные состояния.

Ведущий говорит: "Сегодня мы научим наших кукол ходить, говорить, играть друг с другом. Мы увидим, что куклы, так же как и люди, могут быть веселыми и грустными, радостными и сердитыми; они могут плакать и улыбаться. Куклы могут ходить медленно и быстро (при этом ведущий иллюстрирует свои слова действиями куклы), они могут бегать и прыгать, а когда кукла устанет, она может сесть или лечь. Мы с вами — волшебники. И от наших действий зависит то, что будет делать наша кукла. Чтобы нашей кукле было хорошо, мы будем внимательно следить за тем, что с ней происходит. И постараемся сделать так, чтобы ее движения были красивыми, чтобы ей было удобно и приятно жить в Сказочной стране, которую мы создадим для наших кукол".

Далее, очень важно отработать с детьми все движения куклы, когда она находится в различных эмоциональных состояниях. При этом ведущий "задает" то состояние, в котором


92


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


93


 


находится кукла, а ребенок показывает, что делает кукла в этом состоянии, какона себя ведет. Например, ведущий говорит: "Вот наши герои-куклы пришли на солнечную полянку и стали собирать цветы... Они были очень веселые и радостные... они прыгали и танцевали". В это время дети показывают, как вели себя куклы. Если у кого-то не получается выразить через куклу предлагаемое состояние, ведущий помогает ему.

Ведущий может продолжать: "Вот налетел сильный ветер, и наши герои прижались друг к другу, чтобы им не было холодно... А в это время Лесное существо утащило корзинку с ягодами, которые собрали наши герои. Когда ветер стих, куклы обнаружили, что корзинки нет, и очень рассердились (дети показывают, как куклы сердятся). Они стали повсюду искать свою корзинку (дети показывают, как куклы ищут корзинку) и вдруг нашли ее под кустом. Они обрадовались и стали водить хоровод..."

Ведущий может придумывать всевозможные ситуации, в которых куклы могут "испытывать" различные чувства и действовать в соответствии с ними. "Проживая" вместе с куклой различные состояния, ребенок в значительной степени обогащает и свой мир чувств и эмоций. Кроме того, "оживляя" таким образом куклу, дети учатся лучше понимать внутренний мир другого человека. И самое главное, дети видят, как от их действий зависит жизнь их куклы. А это, в свою очередь, развивает у них чувство ответственности за свои действия перед собой и другими людьми.

"Оживляя" куклу, разные дети демонстрируют различные реакции. Подвижные, гиперактивные дети плохо следят за тем, как отражаются на кукле их действия. Они могут просто "дергать" за веревочки, и их кукла будет совершать хаотичные бессмысленные действия. Это может происходить потому, что ребенку еще сложно хорошо водить куклу, а он хочет быстро всему научиться, не прилагая больших усилий. В этом случае можно "присоединиться" к ребенку и вместе с ним некоторое время спокойно и внимательно водить куклу, пока Вы не почувствуете, что ребенок успокоился и понял, что нужно делать, чтобы у него получилось.


Иногда дети сами "играют" вместо кукол, при этом кукла просто висит у него на руке. Здесь важно переключить внимание ребенка с него самого на куклу. Своим примером показать, что играет только кукла, а помощь ей в этом оказывают Ваши руки. Необходимо отслеживать те моменты, когда ребенок "отключается" от куклы, "переключается" на самого себя, и возвращать его снова к вождению куклы. Постепенно ребенок поймет, что от него требуется, и начнет с интересом наблюдать за куклой, совершенствуя свои действия.

Есть дети, которые не сразу переключают внимание с одного действия куклы на другое. Они могут, несмотря на то что ситуация изменилась и кукла уже должна действовать по-другому, продолжать действовать по-старому. Это может происходить или из-за того, что они увлеклись и осваивают определенный тип движений куклы (при этом они могут Вас даже не слышать), или потому, что не знают, как, через какие действия можно выразить заданное состояние. Такому ребенку тоже необходимо помочь — показать, как кукла может двигаться в данной ситуации.

Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание не просто для ребенка. Поэтому ведущему потребуется много терпения, выдержки, такта и находчивости для того, чтобы научить детей "оживлять" кукол. Вы заметите, по мере того, как ребенок совершенствует язык взаимодействия с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными и уравновешенными, а малообщительные, замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными.

"Оживляя" куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит "себя в руках", учится адекватно выражать свои чувства.

Хочется отметить, что кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых, склонных к аутизму детей. Также марионетки могут быть применимы в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.


94


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


95


 


Пальчиковые куклы

Таких кукол дети 5,5-6 лет могут изготовить самостоятельно, а детям 4-5 лет нужна Ваша помощь. Для того чтобы сделать куклу, потребуется: плотный цветной или белый картон, не очень плотный картон (или бумага для рисования), ножницы, цветные карандаши или фломастеры, быстро сохнущий клей или прозрачная липкая лента (скотч).

Когда дети приходят в Сказку, ведущий объявляет им, что сегодня они будут сами придумывать и творить сказочных героев. На полу расстилается большая клеенка или ставится большой общий стол. Дети занимают места за столом или вокруг клеенки. Место ведущего — это ширма или стул с высокой спинкой, накрытый темной тканью. Когда дети займут свои места, ведущий прячется за ширмой или стулом. Теперь из-за ширмы (или спинки стула) на детей смотрит пальчиковая кукла (предварительно изготовленная ведущим). Кукла говорит: "Привет, маленькие волшебники! Меня зовут... (Кукла называет свое имя.) Я знаю, что вы уже умеете творить чудеса. Мне так грустно жить одному в кукольном театре. Я вас очень прошу — придумайте и сделайте мне друзей. А как их делать, я вам сейчас покажу. Но сначала закройте глаза и представьте себе того героя, которого вы будете делать". После этого ведущий выходит к детям и ставит куклу на стол.

Каждый ребенок кладет около себя ножницы, клей (или скотч), фломастеры, лист плотного и тонкого картона. Ведущий показывает, как сделать голову куклы. Сначала дети рисуют голову на листе плотного картона. У всех кукол длинная шея. Длина "шеи" чуть меньше длины указательного пальца ребенка, примерно 4,5 см. Ширина "шеи" примерно 1-1,5 см. Дети рисуют только голову куклы: тот образ, который они себе представили.

Если детям сложно нарисовать то, что они задумали, — ведущий помогает им.

Когда кукла с длинной "шеей" вырезана, необходимо изготовить "держатель" для куклы. Его ребенок потом наденет на указательный палец. Для этого каждый ребенок берет лист тонкого картона (или бумаги для рисования). Ведущий


помогает каждому ребенку отмерить прямоугольник 5x6 см. Дети вырезают прямоугольник. Для маленьких детей лучше заготовить "держатели" заранее. Прямоугольный кусочек картона сворачивается в трубочку (большей стороной) и скрепляется либо клеем, либо скотчем. Получается трубочка, которую ребенок может надеть на указательный палец.

В надетую на палец "трубочку-держатель" ребенок вставляет голову куклы. "Шея" куклы оказывается между пальцем и "трубочкой-держателем".

По желанию ребенка куклу можно обогатить дополнительными элементами. Например, сделать кукле одежду из картона или ткани, корону, шляпу, усы и т.д.

Когда все дети сделали куклы, каждый по очереди заходит за ширму или стул и представляет свою куклу: как ее зовут, что ей нравится, где она живет и т.д. За ширмой дети учат куклу "ходить", поворачиваться в разные стороны и т.п.

Некоторые дети могут захотеть сделать две или три куклы.

Опыт показывает, что даже самые подвижные, "непоседливые" дети увлекаются процессом изготовления кукол и после этого становятся более уравновешенными.

Варианты изготовления кукол

Кроме изготовления "друзей для куклы" ведущего, дети могут изготовить таким образом:

— своих помощников в сказочном путешествии и в дру
гих делах

— кукол для постановки сказки. (В этом случае каждый
выбирает себе персонаж конкретной сказки и изго
тавливает его.)

— декорации к спектаклю. (Важно, чтобы декорации
были не больше самих кукол, иначе детям сложно бу
дет их удержать.)

Теневые куклы

Куклы для теневого театра изготавливаются из черного или темного картона. Они используются преимущественно для работы над детскими страхами. Работу с теневыми куклами хорошо проводить в середине курса сказкотерапии, когда дети "освоятся" в Сказке, получат положительный опыт.


96


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


97


 


Занятие по изготовлению теневых кукол начинает ведущий с короткого вступления.

Ведущий: "Мы с вами уже бывали в Сказке, и нам встречались разные существа — и добрые, и злые. Одни нам помогали, а другие были опасны. Вам было страшно в наших путешествиях? А бывает так, что вы чего-то испугались или боитесь?"

Обычно дети рассказывают о своих страхах. Одни говорят, что у них кто-то живет под кроватью и выходит только ночью. Другие говорят, что когда они остаются одни, кто-то невидимый начинает ходить по дому. Некоторые из детей конкретно говорят, кого они боятся: Бабы-Яги, цыган, злых тетенек, которые забирают непослушных детей. Часто конкретная боязнь (цыган, милиционера, лешего) формируется у детей с помощью "взрослых, которые таким образом стараются откорректировать" их поведение. Как правило, каждый ребенок чего-нибудь боится. Это естественно и нормально. Опасения (если они не охватывают личность целиком и не завладевают всеми мыслями человека) предохраняют человека от многих необдуманных поступков. Если страх владеет сознанием ребенка большую часть времени — необходима серьезная психотерапевтическая работа.

В обычных условиях, в условиях детского сада, работа с теневыми куклами — это профилактика страхов. Работая с теневой "куклой-страхом", ребенок получает опыт самостоятельного решения своей, пока еще небольшой, проблемы. Обычно "страх" невидим. Ребенок, как и взрослый, испытывает чувство страха, предвосхищая опасность. В ситуации, когда "страх" видим (в нашем случае это теневая кукла), ребенок легче владеет ею. Теневая кукла, таким образом, является материальным воплощением "страха". Он, материализуясь в кукле, лишается своей эмоционально пугающей составляющей. Ребенок может делать со своим "страхом" все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом психокоррекционный смысл теневых кукол. Психодиагностический смысл теневых кукол заключается в определении, конкретизации того, чего боится ребенок.


Итак, после того, как дети расскажут, чего они боятся, ведущий дает каждому лист картона и ножницы. Ведущий говорит: "Сейчас вы можете вырезать или вырвать руками из этой волшебной бумаги то, чего вы боитесь". Дети вырезают разные "страхи". Одни имеют свое конкретное имя и четкую форму (некоторые дети даже могут захотеть сначала нарисовать свой страх-карандашом, а только потом вырезать его). Другие "страхи" не имеют четкой формы и названия. Важно, что ребенок вынес свой страх во вне. А это значит, что он в большей части его преодолел.

Сзади к вырезанной кукле прикрепляется липкой лентой толстая нить (15—20 см) для того, чтобы ребенку было удобно держать свою куклу. Психологический нюанс: таким образом мы взяли страх под контроль, "посадили на цепь".

Когда все куклы готовы (ребенок может сделать не одну, а несколько кукол- "страхов", если он захочет), ребенок может спроецировать свою куклу на экран. Экран делается из листа ватмана, укрепив его между двумя стульями, или из большой коробки, заменив дно коробки листом ватмана. За экраном ставится лампа. Каждый ребенок подходит к экрану и играет со своей куклой. Он видит, что кукла подвластна его движениям. Он чувствует, что кукла, с одной стороны, живая и, может быть, страшная, а с другой стороны, он управляет ею.

После того как дети исследуют возможности своей куклы и научатся управлять ею, можно посадить их вместе с куклами перед экраном. Это "зрительный зал". Дети по очереди выходят "на сцену", проецируют свою куклу на экран и рассказывают, проигрывают, показывают ее историю. Затем можно спросить у детей, кажутся ли им по-прежнему куклы такими страшными. Обычно к концу занятия изменяется отношение к кукле — "страх" перестает быть страшным.

Это важный момент для ребенка: сегодня он сам, своими средствами изменил отношение к тому, что его раньше пугало. Даже если страх не совсем исчез, важно то, что ребенок научился управлять своим чувством. Ведущий комментирует: "Все страшное уходит, когда мы перестаем его бояться. Наши куклы сделали свое дело — они показали нам нашу силу. Это были не сказочные герои, а то, что мы сами

Сказкотерапия»


98


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


 


себе придумали. И сейчас сделайте с этими страшилками то, что хотите".

Многие дети рвут "страхи". Но есть дети, которые уже "сроднились" со своими куклами и не хотят их уничтожать. Некоторые дети, имея несколько кукол, уничтожают их избирательно. Ведущий может предложить детям сложить оставшиеся куклы в Волшебный ларец (коробку). Ларец будет храниться в сказке, и из него никто не сможет выйти. Если ребенок не хочет уничтожить какую-либо куклу, это может быть связано с тем, что ему нужно еще некоторое время, чтобы преодолеть какой-то свой страх. Имеет смысл вернуться к этому на других индивидуальных или групповых занятиях.

6. Постановка (разыгрывание) сказок

Наверное, многие из Вас, милые читатели, любят театр. Хорошо разыгранное действие захватывает, создает ощущение сопричастности к событиям. В психотерапии даже есть специальное "театральное" направление — психодрама. Безусловно, "проживание" под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Сказкотерапия не могла обойти стороной прием драматизации.

На нынешнем этапе развития сказкотерапии мы используем несколько видов постановок сказок:

* спектакли, поставленные при помощи пальчиковых
кукол,

* спектакли теневою театра,

* спектакли-экспромты, в которых участвуют куклы-мари
онетки,

* театрализованные игры,

* сказки на песке (с использованием метола "Sand-pky").

Во всех случаях предполагается разыгрывание психокор-рекционных, психотерапевтических или обучающих сказок. Сказкотерапевтические постановки не допускают "мучительного выучивания" ролей и длительных репетиций. Во главу угла ставится идея ЭКСПРОМТА. Ибо в нашей жизни, как известно, нет "черновиков"...








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.