Здавалка
Главная | Обратная связь

Я группа приемов связана с изображением растений.



Для того чтобы выйти из медитации, нужно сделать 2—3 глубоких вдоха и выдоха.

Волшебный Цветок.

Дети сидят на корточках. Ведущий говорит: "В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, Добрая Волшебница посадила Волшебные Цветы. Шло время, и появились небольшие бутоны (дети складывают руки над головой, изображая бутоны). Их согревало солнышко, а Добрая Волшебница поливала Цветы живой водой. И в один прекрасный день Волшебные Цветы распустились. Их красота была удивительна (дети встают на ноги, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад). Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на Волшебные Цветы. Ведь Добрая Волшебница наделила Цветы удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они могли подарить радость любому, кто смотрел на них. Шло время, Цветы становились все краше, а сила их возрастала. Так в волшебном лесу появились прекрасные Волшебные Цветы, которые дарили радость и доброту всем, кто мог пройти в это заповедное место".

Комментарий,

Медитации с превращением в растения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Кроме того, позитивные образы и содержание актиивизируют в ребенке потенциальность, делают его добрее и восприимчивее.

4-я группа приемов: упражнения с тканью

Волшебная паутинка. Для занятий необходима прочная прозрачная ткань разных цветов. Можно использовать прочный трикотаж или тюль. Размер ткани не менее 1,5 х 1,5 метра.

Ведущий говорит детям: "В нашей сказке есть волшебная Паутинка. Ее сплела для нас Добрая Фея, хозяйка этой страны. С помощью Паутинки можно делать удивительные превращения. Тому, кто по ней пройдет, она подарит сильные и крепкие ноги".

Дети вместе с ведущим встают вокруг ткани, берут ее двумя руками и туго натягивают. Ткань поднимается над


полом на 15—20 см. Дети, поочередно меняясь, по одному по ней ходят, преодолевая сопротивление ткани. Такое упражнение развивает чувство опоры, внутренней стойкости, стабильности, координацию движений, укрепляет мышцы ног. После серии таких упражнений дети лучше владеют своим телом.

После ходьбы Паутинка может покачать ребенка. Кто-то из детей оказывается в центре Паутинки, садится на нее, и остальные дети вместе с ведущим начинают медленно поднимать и покачивать его. Это упражнение помогает ребенку ощутить чувство любви и доверия. Кроме того, это сплачивает детей, помогает им чувствовать ответственность друг за друга. По очереди все дети могут покачаться на Паутинке, и она им подарит силу и радость.

Брыкание. Для этого упражнения потребуется ассистент. Ткань натягивается между ведущим и ассистентом как сетка на теннисном столе. Играет подвижная музыка. Ткань располагается близко к ногам детей. Их задача — оттолкнуть от себя ткань ногами, "отбрыкаться". После того как они "отбрыкались" ногами, они "брыкаются" руками, головой, плечами, всем телом. Дети могут при этом кричать, ругаться. Важно, чтобы они вкладывали в "брыкание" всю свою силу. Ведущий подбадривает их эмоционально и голосом, "подливает масла в огонь". Ведущий может сказать: "Представьте, что вы волшебные лошадки, которых заперли в загоне. Они брыкаются и хотят ногами сломать стены загона". Комментарий.

Это упражнение очень эффективно для отыгрывания подавленных, отрицательных, эмоций и агрессии. Если дети чересчур возбуждены, они могут таким образом выплеснуть свое возбуждение, и дальше с ними можно будет спокойно работать. Опыт "брыкания" позволяет найти мирный путь проявлению детской агрессии.

Паутинка может быть натянута и над ребенком. Ребенок садится на корточки под натянутую Паутинку. Он говорит детям и ведущему, как Паутинка должна себя "вести".

Она может туго и плотно прилегать к ребенку. Или, по его желанию, может быть над ним, не касаясь его. Он может


118


Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


119


 


сидеть под Паутинкой, ложиться, вставать. Паутинка может то плотно облегать его, то едва касаться. Когда ребенок захочет, он может выйти из-под Паутинки. Для сопровождения необходима тихая спокойная музыка. Ведущий должен быть спокойным и терпеливым. Он внимательно следит за действиями и желаниями ребенка. И своим примером показывает, демонстрирует детям уважение к чувствам и желаниям того, кто находится под Паутинкой. Комментарий.

Взаимодействие с Паутинкой символизирует взаимодействие ребенка с Миром. Если ребенок бездействует, Паутинка может плотно сдавить ею, вынуждая проявлять активность. Ребенок может "ощупывать" Паутинку изнутри (как цыпленок, который вылупляется из яйца). В этом упражнении оживляются и проявляются глубокие бессознательные модели поведения. Некоторые дети ложатся под Паутинкой и больше ничего не хотят делать. Этому не нужно препятствовать и мотивировать ребенка на какие-либо действия. Так ребенок проживает чувство покоя и доверия, которою ему не хватает в жизни. Другие дети, наоборот, требуют, чтобы Паутинка их плотно облегала, а когда их желание исполняется, они начинают с силой ее отталкивать. Так ребенок освобождается от подавленной агрессии и выражает свой протест психологическому давлению на нею (такое давление он может ощущать дома или в детском саду). Есть дети, для которых- важно, чтобы Паутинка их не касалась. Правда, такая реакция встречается редко. Она может быть вызвана какими-либо бессознательными переживаниями или ранними впечатлениями.

Упражнение с Паутинкой можно использовать и в индивидуальной работе с ребенком. Интерпретация действий ребенка требует от ведущего особою такта, опыта и осторожности, потому что в этом упражнении затрагиваются очень глубокие пласты бессознательною.

Приемы с эластичной тканью, сшитой в кольцо

Для занятий потребуется эластичный прочный трикотаж или ткань на лосины. Кусочки ткани сшиваются таким


образом, чтобы получилось полотно длиной 3 метра, шириной 40 см. Затем концы полотна сшиваются. Получается кольцо из ткани шириной 40 см.

Дети становятся вместе с ведущим внутрь кольца, рав-номерно распределяясь по окружности, и, облокотившись на ткань, расслабляются. Круг поддерживается за счет веса тела каждого. Каждый находит для себя в круге удобное положение и точку опоры.

Комментарий.

С помощью такого приема формируется групповая энергия, сплоченность, чувство поддержки и доверия.

Далее ведущий может сказать: "А сейчас мы превращаемся в сказочное море. В море волна накатывает и откатывает". Звучит спокойная музыка. "А теперь мы водоросли. Волна играет водорослями, они колышутся и трепещут". Можно задавать детям различные образы, которые помогли бы им расслабиться и испытать чувство общности и взаимного доверия.

С такой тканью можно проводить различные подвижные игры. Например, один из детей — водящий. Он выходит за пределы круга и пытается вновь в него войти, а дети его не пускают. Если это ребенок застенчивый и неуверенный в себе, ведущему необходимо подыграть ему и дать возможность быстро войти в круг. Это укрепит у него чувство уверенности.

Важно наблюдать за тем, какую стратегию выбирает ре-бенок для того, чтобы войти в круг. Он может быть агрессивен; может стараться перехитрить всех, усыпив их бдительность; может пробиваться, как танк, все время в одно место; может исследовать весь круг, ища слабое место; может играть . в "игрока", прорываясь на участке того ребенка, который не сможет его не пропустить. То, как ребенок действует, какой стиль поведения выбирает, во многом определяет его стратегию преодоления трудных ситуаций в жизни. Чем впоследствии будет "брать" человек: умом, вежливостью, силой, терпением и пр. Эти наблюдения важны для того, чтобы лучше понять внутренний мир ребенка, его скрытые качества. В эту игру можно играть и чуть изменив условия. Водящий должен будет не войти в круг, а выйти из него.



Истоки волшебства


Направления сказкотерапии


121


 


Путаница. Все стоят в кругу и держатся за ткань. Задача детей, не выпуская ткань из рук, запутаться — сделать не круг, а другую неструктурированную комбинацию. Когда все несколько раз "запутывались и распутывались", ведущий может спросить, как детям было лучше, когда они были запутанными или распутанными.

Комментарий. Эта игра не только снимает напряжение, но и имеет символическое значение. Дети стоят в кругу, и их связывает ткань. Ткань это символ той невидимой связи, которая существует между людьми в жизни. Любое действие каждого ребенка немедленно отражается на общем состоянии круга. Место каждого стоящего в круге важно и незаменимо. Так же, как и место каждою человека в жизни незаменимо (любой человек имеет свои особенности, которыми он "раскрашивает" свое место). Когда круг находится в спокойном состоянии, важно, чтобы дети ощутили гармонию, сбалансированность взаимодействия внутри круга. Этот прием помогает ощутить, прожить детям сбалансированное и разбалансированное взаимодействие (путаница). Игра в путаницу это символ того, что происходит со связью между людьми в ситуации конфликта. Связь порвать невозможно, как нельзя выходить из круга, и поэтому человек оказывается в очень неудобном для себя положении. Связь перестает дарить чувство гармонии. Упражнения с зеркалом. Страна ЗеркалияРассматривание себя в зеркале формирует у ребенка адекватные представления об образе и возможностях своего тела. Попав в волшебную страну Зеркалию, ребенок может рассматривать, ощупывать, исследовать возможности своего тела (для таких занятий необходима либо зеркальная стена, либо большие зеркала, в которых ребенок мог бы видеть себя целиком). В волшебной стране Зеркалии каждый ребенок может увидеть себя со стороны. Он может посмотреть, как он выглядит, когда гримасничает, высоко тянется, встает на цыпочки, садится на корточки, разводит руки, поднимает ноги, бежит на месте и т.д. Важно, чтобы ребенок хорошо рассмотрел себя в различных позах и движениях. При этом


 

ведущий не дает никакой оценки его действиям (он не говорит — "гримасничать плохо" и пр.).

Танцы

Танец — это телесное выражение различных эмоциональных состояний. Он раскрепощает и наполняет человека новой силой. Танцуя, ребенок или взрослый начинает чувствовать свое тело и лучше владеть им.

Для танцев потребуется подвижная, зажигательная, веселая музыка. Ведущий может сказать: "Сегодня мы с вами попали в Сказочную страну, жители которой очень любят танцевать. Они очень мало говорят и общаются друг с другом не словами, а лишь танцуя. Представьте себе, как они здороваются, покажите, как это происходит (дети вместе с ведущим показывают, как можно поздороваться в танце). А теперь мы превращаемся в жителей этой сказочной танцевальной страны и начинаем танцевать!"

Ведущий включает музыку и дает детям различные задания:

* сейчас мы танцуем, потому что нам очень весело. Мы
веселимся

* а сейчас мы танцуем, как будто мы грустим

* а теперь мы на что-то сильно рассердились и танцуем,
как будто мы очень сердитые. Мы злимся, топаем ногами
и машем руками

* но вот злость наша прошла, и мы танцуем радостно

* а теперь нам дали волшебный воздушный шарик, и мы
тянемся и взлетаем вслед за ним

* а сейчас мы танцуем, как будто сильно хотим в туалет

* а теперь мы танцуем свободно и легко

* а сейчас мы танцуем, как солнечные лучики на лесной
поляне

* а теперь мы танцуем, как легкий ветерок

* вот мы превращаемся в ручеек и танцуем, как маленькие
ручейки

122 Истоки волшебства

Ведущий может давать детям различные эмоциональные и образные задания. Это позволяет детям отыграть подавленные негативные эмоции, более целостно прожить положительные состояния. И самое важное, танцы с различными эмоциональными и образными установками помогают детям находить адекватное телесное выражение эмоциям, чувствам, состояниям. Дети учатся владеть своим телом, становятся более свободными и уверенными в себе.

Наблюдение за тем, как дети танцуют, дает богатую информацию об их внутреннем мире. Есть дети, которые постоянно следят за ведущим или другими детьми, как те двигаются. Таким детям сложно самим найти адекватное телесное выражение чувствам. Такое явление может наблюдаться и у замкнутых детей, и у гиперактивных. В этом случае задача ведущего — показать детям пример выражения различных состояний через танец.

Есть дети, которые живут в танце. Они могут закрывать глаза, когда танцуют. Они ни на кого не смотрят. Такая реакция может проявляться не только у открытых детей, но и у внешне замкнутых отстраненных детей. Таким образом, в танце ребенок может раскрыться с совершенно новой, неожиданной стороны. Для некоторых детей танец, телесный язык — единственная дорожка, по которой можно подойти к их внутреннему миру.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий — любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать... Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.