Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Элементы практической сказкотерапии



Создание сказочной среды. Введение ребенка в Сказочную страну

Р

азвитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и непосредственно соприкоснется с ней. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает "сказочные законы" — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама "сказочная жизнь" побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссориться, производить вокруг себя разрушение — сказка исчезнет, а вместе с ней мо-гут погибнуть и добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.



Элементы практической сказкотерапии


Создание сказочной среды


125


 


Поэтому для сказкотерапевтических занятий необходима особая среда защищенности и тайны. Это облегчит процесс "переноса" в Сказочную страну.

Для занятий желательно иметь зал не менее 20 кв. метров (чем больше зал, тем больше возможностей передвижения).

Ведущий может стать Волшебником и создать вокруг себя Волшебную страну. Для начала надо сесть поудобнее, закрыть глаза и представить себе, каким должен стать зал после того, как Вы превратите его в уголок Волшебной страны. Когда у Вас сформируется образ зала, приступайте к его оформлению, помня о том, что:

1) занятия лучше проводить при неярком освещении. Лучше,
если верхний свет будет выключен. На окнах хорошо иметь
плотные портьеры, не пропускающие свет. С помощью
них Вы сможете регулировать освещенность зала в зависи-
мости от тех событий, которые будут разворачиваться в
Вашей Волшебной стране. В углу комнаты можно поста
вить небольшую лампу. На стенах зала появятся тени, ко-
торые создадут ореол тайны и волшебства. Однако, если
Вы собираетесь проводить занятия с маленькими детьми
(2,5 — 4,8), понаблюдайте за их реакцией: есть дети, ко-
торые вначале боятся приглушенного света. В этом случае
занятие лучше проводить при привычном им освещении,

2) зал для занятий лучше освободить от привычной детям
мебели и игрушек. Если обычную обстановку невозмож-
но изменить, то лучше закрыть, задрапировать ее ширма
ми и тканями. Дети, входя в привычную комнату и не
узнавая ее, уже настроены на восприятие нового и нео-
бычного,

3) в оформлении зала должны присутствовать сказочные эле-
менты. Хорошо использовать блестящие, легкие ткани, де-
корации. Сказочные элементы, которые Вы внесете при
оформлении, являются не только деталью интерьера, но и
непосредственными действующими лицами. Если дети уви-
дят картинку с изображением сказочного города, то жела-
тельно им там побывать. Важно, чтобы этот город не ос-
тался только условной частью оформления. Если на стене
появился рисунок Жар-Птицы, это определяет ее участие


в сказочном путешествии. Каждый предмет, который дети увидят в зале, может принимать участие в сказочном процессе. В зале не должно быть лишних предметов и игрушек, для того чтобы не отвлекать и не рассеивать внимание детей. Кроме того, важно, чтобы все сказочные пред-меты или герои появлялись перед детьми постепенно, дети не должны видеть их сразу. Если по сценарию Вашего занятия запланирован поход в конкретное сказочное государство и Вы уже установили в зале соответствующие декорации, спрячьте их до того времени, пока дети по "сказочной дорожке" не подойдут к этому государству ("спрятать" декорации можно, накрыв их тканью). Таким образом, дети, входя в зал, видят ряд "холмиков", накрытых тканью — Волшебная страна еще "спит". Ребенок попал в ситуацию новизны и тайны. А это, в свою очередь, усиливает его интерес. Даже самые отстраненные дети будут заинтригованы. Обогатит сказочное впечатление специально подобранная медитативная, уравновешивающая, расслабляющая музыка.

4) костюм ведущего. Важно, чтобы Ваш костюм чем-то отличался от обычного. Можно надеть корону, накидку, сказочное платье, или что-то, делающее непривычным Ваш обычный костюм (в этом Вам поможет глава об имидж-терапии). Среди вспомогательных предметов ведущего могут быть волшебный посох, корзина, клубок и другие предметы (в зависимости от сценария занятия). Ведущий может проводить занятия и от имени куклы. Например, куклы-марионетки.

Итак, зал подготовлен. Но Волшебная страна "оживет" только тогда, когда в нее войдут дети. И это будет происходить таинственно и необычно.

За минуту до начала занятий включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки. Затем Вы можете выйти к детям и сказать: "Ребята, сейчас мы с вами пойдем в сказочную Волшебную страну. Вы слышите эти звуки — Сказка ждет вас. Но войти в Волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко,


 

 


126 Создание сказочной среды


 


не нарушая покоя в Волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в Волшебную страну, оглядимся вокруг и прислушаемся (пауза). А теперь... (шепотом) — пошли!.."

Инструкцию желательно говорить тихим и мягким голосом. Однако нужно следить за тем, чтобы все дети ее услышали. Через инструкцию ведущий передает детям определенный настрой, вводит детей в "режим" активного восприятия. Подобное состояние сонастроенности с внешним миром важно для человека. Находясь в нем, он хорошо чувствует, что происходит вокруг, и может гибко и своевременно корректировать свои действия в соответствии с изменениями во внешнем мире.

Итак, до начала занятия ведущий настраивает детей на сказочное путешествие, открывает дверь и тихо-тихо (чтобы не "вспугнуть" сказку) вместе с детьми заходит в зал. Когда все вошли, ведущий может незаметно надеть свой сказочный костюм (корону или накидку). В зале тихо играет музыка, верхний свет выключен, светит только лампа из угла (важно, чтобы свет от нее не падал детям в глаза), и благодаря этому на стенах могут мягко двигаться тени. Пару минут никто ничего не говорит — дети только прислушиваются к тому царству звуков, в которое они попали. Потом ведущий может спросить у детей, что они слышат и о чем им рассказывают сказочные звуки. После короткого обсуждения (не больше 3—5 минут) сказочных звуков ведущий приглашает детей к Месту превращений.

Вот пример стихотворного приветствия от имени Папы Карло (стихи Д.Фролова):

Я вас приветствую! Входите! И не стесняйтесь, проходите! Хоть я друзьями и богат, Но вас я видеть очень рад!

Меня, конечно, вы узнали? Я — Папа Карло. Вы читали И про меня, про Буратино, О милой девочке Малышне?


У нас — Волшебная страна! Мы приглашаем вас, друзья! Вы очень кстати прибежали, Мы вас давно уж поджидали!

Сегодня мы, ребята, с вами Пойдем волшебными путями По нашей сказочной стране И побываем там — везде!

В волшебной Книге потайной Найдем мы Ключик Золотой И с ним пересечем порог По карте сказочных дорог.

Все сказки мира здесь живут! И их герои — тоже тут. Вы попадете в их владенья, И вам должно хватить уменья Все испытания пройти, Не сбившись с верного пути!

Здесь есть колдуньи и драконы, Они по сказкам вам знакомы? Хитрющие есть существа, Вы знаете их имена?

Вы бедных встретите зверей, Принес им горе злой злодей. Вы помогайте им везде, Они не бросят вас в беде!

Вы к добрым феям попадете, В гостях немного отдохнете, Они откроют вам секреты И верного пути приметы.

Пусть каждый выберет себе Свой путь по Сказочной стране, У нас, ведь, Пушкин здесь бывал, Вот как об этом он писал:



Элементы практической сказкотерапии


Создание сказочной среды


129


 


"Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей"...

Хочу я вас благословить И напоследок всех спросить: "Готовы вы пройти везде? Друг другу помогать в беде?

Готовы с силой зла сразиться?

И за несчастных заступиться?"

Тогда — вперед!

Все — заодно!

Цветок Волшебный ждет давно!

Монолог, безусловно, можно сокращать, дополнять, делать после вопросов паузы, чтобы дети могли ответить.

Место превращений.

Для того чтобы ребенок лучше "воспринимал" то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал ВХОЖДЕНИЯ в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать "превращение" ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращений.

В одном из углов располагается задрапированный темной тканью стул. На него можно поставить "Волшебный цветок" (светильник из световолокна в виде цветов) или "Волшебный камень" (какой-нибудь красивый блестящий достаточно большой кристалл), или что-то другое (что подскажет Вам фантазия). Если Вы выбрали "Волшебный цветок", то можно рассказать о нем детям так: "В этой Волшебной стране есть цветок, его подарила одна добрая и мудрая Фея. Когда к нему подходит добрый человек, цветок начинает светиться и передает часть своей волшебной силы тому, кто протянет к нему руки. Если подойти к этому цветку, протянуть над ним руки (но не дотрагиваться до него) и закрыть глаза, то можно превратиться в кого угодно. В того, кого пожелаешь. Сейчас мы можем тихонечко подойти к


Волшебному цветку, встать вокруг него так, чтобы не мешать друг другу; протянуть над ним руки, закрыть глаза и превратиться в тех существ, которых вы задумали". Или:

Страна чудес и добрых фей

Не место для простых людей.

Но вы проникните туда

Как сказочные существа.

Теперь глаза зажмурим все: Представьте каждый сам себе Родное существо из сказки — Предмет своей любви и ласки.

И образ вашего героя К вам в сердце сразу перейдет, И в путешествии по сказке Успех и радость принесет!

Пока ведущий это говорит, дети подходят к цветку, а ведущий (незаметно) включает светильник (кнопка включения светильника должна быть спрятана в складках материала).

Когда дети закрыли глаза и протянули руки над цветком, ведущий говорит: "Глубоко вдохните и полностью выдохните, Волшебный цветок дает нам волшебную силу, и мы превращаемся в тех сказочных существ, в которых задумали превратиться. Еще раз глубоко вдохните и выдохните. Тот, кто уже превратился, может открыть глаза, сделать глубокий вдох и выдох, расправить плечи. Попробуйте начать двигаться как тот герой, в которого Вы превратились. Только делайте это так, чтобы не мешать превращаться другим. Ну как, все превратились?.. Тогда давайте знакомиться!" Ведущий и "сказочные существа" садятся на пол в кружок недалеко от цветка.

У ведущего может быть ассистент, переодетый в какого-либо сказочного персонажа. После превращения дети подходят и садятся около него в кружок. Ассистент представляется детям и расспрашивает их, кто они такие (что любит тот персонаж, в которого они превратились, какой у него характер, как он ходит, летает, прыгает и пр.). Если ассистента у ведущего нет, то он может сам взять на себя

Сказкотерапия»



Элементы практической сказкотерапиц


Создание сказочной среды


131


 


функции сказочного существа, встречающего детей после превращения у цветка (или использовать для этого куклу-марионетку),

На этом этапе важны два момента:

1) Необходимо познакомиться с персонажами, в которых превратились дети. (Кто сегодня пришел в сказку? Какая история у персонажа: откуда он пришел, что он обычно делает, что любит, что не любит, какой у него характер и пр. Можно предложить ребенку пройтись, как ходит его персонаж и т.д.) Каждый ребенок говорит о своем персонаже примерно три фразы (важно не затягивать знакомство, чтобы не снизить интерес детей к происходящему). Этап знакомства с персонажами Очень важен. Обычно дети перевоплощаются в тех героев, характер и способ поведения которых для них наиболее значим в данный момент. Ребенок, познавая Мир, примеряет на себя многие модели поведения. Он может подражать взрослым (родителям, любимым педагогам, родственникам); может перенимать манеру поведения героев художественных или мультипликационных фильмов; а может подражать людям, которые являются носителями поведения различных профессий (космонавт, диктор телевидения, милиционер, солдат и т.п.); часто дети стремятся быть похожими на героев сказок (Принцесс, Принцев и др.)- Чем больше моделей поведения "освоит", проиграет ребенок, тем гибче и разнообразнее впоследствии будут его взаимодействия с окружающими.

Многие дети каждое новое занятие придумывают разных героев для превращения (на одном занятии мальчик был Принцем, на следующем занятии он превратился в Волка (доброго и мудрого), потом он превращался в Лиса, Волшебника и других персонажей, которые ни разу не повторились). Важно узнать у ребенка характер и предпочтения его героя. Потому что иногда дети выбирают для превращения таких персонажей, образ которых для нас, взрослых, может быть двусмысленным. Например, один мальчик превратился в Дракона. На первый поверхностный взгляд — образ не очень позитивный. Однако в представлении этого мальчика


Дракон был очень сильным и добрым, он мог кого угодно защитить от любых злых сил. Кроме того, Дракон, благодаря своей многоголовости, был очень умным и хитрым — он мог, не вступая в драку, перехитрить любого обидчика. Итак, тот образ, который ребенок выбирает для перевоплощения, расскажет нам, какие внутренние вопросы решает для себя ребенок в данный момент. Если ребенок из занятия в занятие выбирает для превращения один и тот же образ — значит он, по каким-либо причинам, очень значим для ребенка. Может быть, таким образом ребенок тренирует важную для него манеру поведения; может быть, многократно проживая события под маской этого образа, ребенок освобождается от чего-то; а может, с помощью образа ребенок бессознательно сигнализирует мудрому взрослому о какой-то проблеме. Так или иначе, анализ персонажей, в которых превращаются дети, очень психодиагностичен. Если Вы ведете серию занятий по сказкотерапии и используете в своей работе превращения детей в различные персонажи, то имеет смысл результаты Ваших наблюдений систематизировать в таблице качественного анализа (таблица составляется на каждого ребенка на отдельных карточках):

Фамилия, имя

 

Дата Персонаж Характеристика Реакции
       

В первую графу по вертикали Вы записываете даты занятий. Во вторую графу Вы вписываете имя персонажа, в которого превратился ребенок. В третью графу Вы записываете



Элементы практической сказкотерапии


Создание сказочной среды


133


 


краткую характеристику, которую дал ребенок своему герою (если ребенок демонстрировал походку своего героя — запишите характер этой походки: мягкая, тяжелая, неуверенная и т.д.). В последнюю графу Вы заносите наблюдаемые Вами в процессе занятия наиболее типичные (в конкретном занятии) реакции ребенка. Например: "Был очень активным, помогал другим", или "Старался держаться в стороне, наблюдал" и т.д.

Для количественного анализа и систематизации своих наблюдений Вы можете использовать "Протокол сказкоте-рапевтического занятия". Систематизируя свои наблюдения, Вы получаете возможность проанализировать серию занятий и понять внутренний мир каждого ребенка. Кроме того, Вы сможете сделать выводы относительно того, как влияют на ребенка занятия по сказкотерапии.

Итак, Вы познакомились с персонажами, в которые превратились дети (а после занятий сделали по этому поводу соответствующие выводы). Второй момент, на который важно обратить внимание в общении у Волшебного Цветка — это

2) рассказать детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. В процессе каждого занятия по сказкотерапии Вы будете решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания. Или: сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки. Или: развитие памяти, коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и пр. Вы подберете хорошие упражнения, которые позволят Вам успешно решить поставленные задачи. Теперь важно связать все задуманные Вами упражнения в единый сказочный сюжет и сделать для каждого упражнения сказочную "упаковку". В этом случае дети почувствуют, что они не просто играют "в сказку" или выполняют интересные упражнения, а исследуют пока незнако-мый им Мир. И упражнения, которые они выполняют, это не развивающие игры, а условия жизни в Сказочной стране.

Сказочный герой, который встречает детей у Цветка, знакомится с ними и может просить у детей помощи. Он может рассказать детям о беде, которая с ним приключилась незадолго до того, как они пришли. И говорит, как


можно ему помочь. Он обязательно предупреждает детей об опасностях и трудностях, которые их могут ожидать, если они по его просьбе отправятся в путь. Он рассказывает им, куда и как надо идти, что нужно делать и пр. Напутствуя детей, сказочное существо может дать им различные волшебные предметы в помощь: золотой клубочек, волшебную палочку и пр., но при этом он определенно и твердо оговаривает правила использования этих волшебных предметов и ситуации, в которых они могут быть использованы (иначе дети могут не захотеть из трудных ситуаций выбираться самостоятельно, уповая на волшебные предметы).

Таким образом, сказочный герой, встречающий детей у цветка, рассказывает детям о том, что они будут сегодня делать в Сказочной стране. Либо это будет прогулка по Волшебной стране; либо помощь сказочному существу; либо знакомство с жителями Волшебного Города, которые умеют делать что-то необычное (например, сочинять или рисовать сказки, придумывать кукол, ставить спектакли).

Итак, дети вошли в сказку, превратились в кого хотели, получив задание от сказочного существа, почувствовали себя полезными и незаменимыми. Следующая часть занятия — путешествие, приключения, задания — согласно предварительно составленному сценарию. Но об этом далее.

Можно "ввести" ребенка в сказку и другим способом. Если у Вас нет сказочного Волшебного Цветка, или Вам просто не нравится такой способ "посвящения" в сказку (у каждого из нас свой стиль работы), можно "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель". Для этого нужно:

1. Небольшие дуги-воротики или детские стулья (примерно

12 штук).

2. Плотная длинная ткань или одеяла.

3. Маленькая лампа.

4. Небольшой кусок неплотной ткани, для того чтобы
закрыть лампу.

Дуги-воротики расставляются друг за другом, образуя тоннель. Сверху они накрываются одеялами или плотной тканью. Итак, у нашего тоннеля есть вход и выход. На расстоянии примерно 60 см от выхода помешается на полу или



Элементы практической сказкопгерапии


• Сценарии занятий


135


 


на низкой подставке небольшая лампа. Лампа устанавливается так, чтобы свет от нее был виден ребенку, только когда он заползет в тоннель. Чтобы свет не бил в глаза ребенку, сверху лампа накрывается тканью. Таким образом, ребенок может "войти" в сказку через "Волшебный Тоннель". Важно, чтобы по окончании занятия дети "вышли" из сказки тем же способом, каким и вошли. Если они "вошли" через Волшебный Цветок, то они через него и "выходят". Если они "вошли" через "Волшебный Тоннель" (или через другой волшебный "лаз"), то они "выходят" через него из сказки. В сказку и из сказки есть только одна "дверь". Это некоторый "сказочный" закон, который определенным образом нормирует ребенка.

В ходе курса сказкотерапии можно комбинировать способы "введения" в сказку в зависимости от целей занятий. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.

Сценарии занятий.

Два первых путешествия

Сценарий первый

Задачи занятия:

* познакомиться с детьми

* отработать позитивное взаимодействие детей друг с
другом

* проработать мотив взаимопомощи и ответственности

* определить уровень произвольной памяти и внимания

Необходимые материалы:

* костюм Волшебника (накидка, шляпа, борода)

* костюм Ворона (темная накидка, маска или картон-

ный клюв)

* костюм Птицы Рух (блестящая накидка и корона)

* тюль разных цветов (голубой, желтый, зеленый, красный)

* сказочная бутылочка с молоком (можно в корзинке)

* детские стульчики.


Занятия можно проводить с ассистентом, который будет играть поочередно: Волшебника, Раненого Ворона, Птицу Рух.

Добрый Волшебник: "Я вижу, что в мою сказку пришли сегодня удивительные существа: добрые, смелые, готовые помочь друг другу, которые наверняка умеют внимательно слушать и наблюдать за тем, что происходит вокруг них. Таких существ я с радостью пущу в свой Сказочный лес. Но знаете ли вы, что прогулка по Сказочному лесу может быть не только приятной, интересной, но и опасной? (Дети кивают головой.) Значит, не растеряетесь в Волшебном лесу? Тогда идите. Но помните, что в Сказочном лесу все добрые существа помогают друг другу. И еще: будьте внимательны — ведь в сказке иногда все изменяется очень быстро..."

Дети прощаются с Волшебником и выходят на "Лесную дорожку". Ведущий расстилает на полу зеленую ткань, включает музыку и говорит:

"И вот мы вошли в Волшебный лес. Слышите, как переговариваются друг с другом птицы? О чем они говорят? (Дет придумывают, о чем творят птицы друг с другом.) Посмотрите — у нас под ногами волшебная лесная дорожка. Помните, Волшебник говорил, что в сказке может все быстро изменяться? Вот и эта дорожка живая. Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке (дети, сняв тапочки, изображают, как они идут по мягкой травке); а сейчас мы с вами идем по песку, он становится все горячее и горячее... ой! он просто обжигает ноги!., а вот волна накатилась на песок и скрыла его — мы с вами идем по теплой воде... и вот мы вышли на лесную тропинку, мы идем по иголочкам, маленьким шишечкам, сучкам..."

Пока дети увлечены ходьбой по "живой" лесной тропинке, незаметно для них (но заметно для ведущею) появляется Раненый Ворон (ассистент). Он ложится в стороне, откидывает одну руку — "крыло" и потихонечку начинает стонать. Дети замечают его и останавливаются. Некоторое время они не решаются подойти. Тогда Ворон начинает сильнее стонать: "Пить, пить!". Наконец, самый смелый из ребят подходит к Ворону, а за ним и все остальные. Кто-то из ребят спрашивает: "Кто ты? Что с тобой случилось?" Ворон


136


Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


137


 


тихим голосом отвечает: "Я Ворон Воронович. Подстрелил меня злой колдун стрелой заговоренной. Стрелу-то я клювом вытащил, а рана осталась... Нет сил лететь дальше... пить..."

Пока Ворон это говорит, Ведущий в другом конце комнаты ставит стульчик и накидывает на него голубую ткань. Дети оглядываются в поисках источника воды и замечают "родник" (стульчик под голубой тканью). Все бегут к нему. Если все бросили Раненого Ворона и побежали за водой, ведущий может сказать: "Как же так?! — нельзя Ворона бросать одного. Кому-нибудь нужно остаться!" Кто-нибудь из детей остается у Ворона (для последующего анализа интересно — кто). Остальные дети подходят к "роднику", складывают лодочкой руки и набирают в них воду. Ведущий говорит: "Да-а, нелегко воду в ладонях унести, она вся сквозь пальцы проходит!.. Что же делать? Но раз в сказке вы первый раз, подскажу я вам средство верное. Чтобы волшебная вода не выливалась, нужно сделать общую чашку. Встаньте в кружок, протяните ручки вперед, сложите их лодочкой и сделайте общую чашу из ваших рук. А теперь наберите в нее воды. И тихонечко, так чтобы не повредить чашу, отнесите Ворону воду. Дети, неся общую чашу, должны сдерживать свое желание побыстрее добежать до Ворона и напоить его. Если кто-то будет торопиться первым напоить Ворона, чаша сломается, и придется снова идти к "роднику"... а раненый Ворон все это время будет ждать...

Когда Ворон напился, ему стало лучше, но рана его так быстро зажить не может. Ворон говорит: "Спасибо вам, добрые существа! Кабы не вы, не миновать мне смерти. Но чтобы рану от стрелы заговоренной мне заживить, нужно молоко Птицы Рух. А самому мне к ней сейчас не добраться... слаб я". Дети переглядываются между собой, а потом кто-то говорит: "А давай, Ворон, мы сходим к Птице Рух". Другие дети подхватывают это предложение.

Ворон: "Спасибо вам, мои дорогие. Да только труден путь к Птице Рух". Дети говорят, что они не боятся. Ворон: «Пойдете вы вон по той тропинке и выйдете к болоту, перейдете через болото — лес дремучий начнется. Перелезете через буреломы — к озеру выйдете. Переплывете через озеро —


 

увидите розовый свет. Пойдете туда. Там Птица Рух и живет. Да только не любит она гостей непрошеных. Поэтому запомните волшебное заклинание, которое вы должны сказать все вместе (иначе оно силу не имеет). Слушайте и запоминайте:

"Птица Рух, Птица Рух, — Ранен твой любимый друг!"

Вам нужно сказать заклинание три раза, и тогда она к вам выйдет. Расскажите ей про меня и попросите ее передать мне волшебного молока. Не забудьте заклинание! А то птица Рух не поверит вам, и может быть беда... Повторите его для верности три раза. (Дети повторяют.) Теперь я за вас спокоен. Счастливого пути! Спасибо каждому из вас за помощь. Торопитесь, а то...»

Пока Ворон объясняет ребятам, как идти, ведущий убирает (незаметно) "родник" и снова кладет на пол "лесную дорожку". Дети, попрощавшись с Вороном, осторожно идут по лесной дорожке, на пяточках, на носочках, на внешней стороне стопы, ступают полной стопой. Наконец, они приходят к болоту.

По болоту идти тяжело, ноги засасывает тина, — вместе с ведущим дети идут, с трудом вытаскивая из болота ноги. Но вот, наконец, и кончилось болото. Все выходят на лесную опушку, садятся отдохнуть. Но долго отдыхать нельзя — Ворон ждет. Надо идти дальше через дремучий лес.

Дети вместе с ведущим входят в лес, руками раздвигают ветки, перелезают через воображаемые буреломы. Но вот лес кончился, и показалось большое озеро. Ведущий быстро убирает с пола "лесную дорожку" и кладет на пол голубую ткань. Дети переправляются через озеро, показывая, как они умеют плавать.

Пока дети плавают, ассистент в другом конце комнаты переодевается в костюм Птицы Рух, ставит стул, накидывает на него розовую ткань и прячется за стул (или ширму). Когда дети выходят из "озера", они обращают внимание на розовую ткань. Они догадываются, что это и есть дом Птицы



Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


139


 


Рух. Дети вместе с ведущим осторожно подходят поближе и начинают вспоминать слова заклинания. Оказывается, что трудности сказочных дорог заслонили в их памяти слова заклинания. Но постепенно (иногда с небольшими наводящими подсказками ведущего) им удается восстановить текст заклинания. И когда все вместе они произносят его три раза, перед ними появляется Птица Рух.

Птица Рух: "Кто зовет меня? Кому нужна моя помощь? Здравствуйте, сказочные существа". Дети рассказывают Птице Рух, что произошло с ее другом Вороном (для ведущего важно запомнить, как они рассказывают и что им больше всего запомнилось), и просят у Птицы Рух ее волшебного молока. Птица Рух приносит молоко и говорит: "Кто отважится нести мое молоко через весь нелегкий путь? (Если кто-то один из детей вызывается, ему отдается молоко, если вызывается одновременно несколько человек, то Птица Рух загадывает загадку. Кто первый ее отгадает, тот и понесет молоко.)"

Загадка Птицы Рух:

"Отважное сердце,

Острый клюв,

На помощь летит,

Когда его ждут" (Ворон}

Получив молоко, ребята прощаются с Птицей Рух и отправляются в обратный путь. После того как они приносят Ворону молоко, он выпивает его, раны заживают. Он встает, полный сил.

Ворон: "Спасибо вам, добрые существа! Если бы не вы, погиб бы я здесь! Не побоялись вы дороги трудной. И теперь, когда вам нужна будет моя помощь, — зовите. Я прилечу. А теперь прощайте, мне пора. Позади вас сказочное волшебное озеро, которое даст вам силы перед дорогой домой. Искупайтесь в нем! Прощайте!" Ворон улетает.

Пока Ворон говорил, ведущий накинул на пол голубую ткань. После того как Ворон улетел, дети бросаются в "воду", резвятся в ней вместе с ведущим, брызгаются. Ассистент в это время переодевается в Волшебника, снимает чехол с Цветка и садится рядом с ним.


Нарезвившись в воде, дети замечают Волшебника и подходят к нему. Они рассказывают ему, как они путешествовали, как помогали Ворону и пр. Ведущему важно зафиксировать или запомнить, что они говорят, кто и что говорит, т.к. все это свидетельствует о том, что было наиболее значимо для детей.

После того как дети рассказали о своих приключениях, Волшебник хвалит их и говорит: "Да, не ошибся я в вас! После таких приключений вы стали сильнее и умнее. Но теперь вам пора домой. Подойдите к Цветку, протяните над ним руки и превращайтесь в самих себя. Счастливого пути!"

Дети превращаются в самих себя. Волшебный Цветок гаснет. И ребята потихонечку выходят из зала. Занятие закончено.

Комментарий к занятию.

Продолжительность занятия 37 минут (при желании время занятия можно сократить или увеличить).

Первое занятие всегда связано с психодиагностикой, а в нашем случае — с наблюдением за поведением детей. Даже если Вы очень хорошо знаете ребенка, можете предсказать любой его шаг, в "сказочной" ситуации он может повести себя самым неожиданным образом. Занятие построено таким образом, чтобы задачи, возникающие перед ребенком, постепенно усложнялись.

Первое упражнение "Ходьба по разным типам почвы" направлено на общую энергетизацию организма, "заземление" и развитие воображения. Наблюдая за детьми в этом упражнении, важно обратить внимание на следующие моменты:

* степень "включенности" ребенка в процесс,

* сам ребенок представляет себе разные видь! почвы или
смотрит, как делают другие (т.е. насколько ребенок
"включает" свое воображение),

* ребенок выполняет задание или просто совершает про
извольные движения,

* насколько быстро ребенок переключается с одного за
дания на другое (скорость реакции внимания).



Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


141


 


Следующий этап — знакомство с раненым Вороном. При первой встрече с Вороном дети могут проявлять различные реакции: они могут долго стоять, не решаясь подойти, или наоборот — сразу кинуться ему на помощь. Некоторые дети, видя, как все помогают раненому Ворону, сами ложатся на пол, требуя к себе внимания. При этом они могут сказать, что яд из стрелы попал и в них. Из этой ситуации можно выходить по-разному. Например, можно сказать, что яд, попавший не в Ворона, а в другое сказочное существо (каким, собственно, и является ребенок), выйдет только тогда, когда ребенок найдет в себе силы (а он их обязательно найдет!) и отправится вместе со всеми в поход за молоком. Яд не действует, когда ребенок активно движется и совершает доброе дело, но если же он будет продолжать лежать, тогда никто не знает, что может случиться... В том случае, если такая ситуация возникла потому, что ребенок "проверял" Вас (несознательно исследовал Вашу реакцию), такого объяснения достаточно. Если причины у подобной реакции другие (боль, существенный недостаток внимания в семье, усталость) , Ваша реакция должна быть другой (в зависимости от ситуации).

Для сплочения группы важно упражнение с общей "чашей воды". В этом упражнении ребенок учится соотносить свой внутренний ритм и желания с ритмом и желаниями других. "Чаша воды" становится символом сбалансированности внутренних ритмов нескольких человек.

Для проверки уровня развития произвольной памяти и внимания Ворон дает детям запомнить заклинание. Особенно важно, чтобы воспроизведение текста было отсрочено как по времени, так и эмоционально (после других эмоционально насыщенных переживаний: переход через болото, лес, озеро). Чем больше занятий проводится с детьми, тем более сложные тексты можно давать им для запоминания.

Особенно ценный материал для анализа дадут рассказы детей о своих приключениях (это то, что они рассказывают Волшебнику в конце занятия). Ребенок прежде всего расскажет о том эпизоде, который для него наиболее эмоцио-


нально насыщен. И Вы, таким образом, поймете, что для него наиболее важно и актуально.

Превращение у Цветка в самих себя тоже может показать интересные моменты. Некоторые дети никак не могут или не хотят превращаться в самих себя. Это может происходить по следующим причинам:

* для ребенка в данный момент его развития очень важно
перенять свойства и манеру поведения сказочного персо
нажа, в которого он превратился. В этом случае с ним
нужно поговорить индивидуально (после занятий) о том,
что его сказочный герой может жить только в сказке, по
тому что там всем понятен язык и действия этого героя.
Если он попадет на улицы нашего города, то ему придется
туго — ведь он не знает, как себя вести в нашей жизни.
Он не сможет узнать маму и папу, чем их очень расстроит.
Но у Волшебного Цветка этот герой может подарить ре
бенку те качества, которые ему особенно нужны. Кроме
того, в следующем сказочном путешествии ребенок снова
может, если захочет, превратиться в этого же героя,

* ребенок не хочет, чтобы заканчивалось занятие. В этом
случае полезно переключить его внимание на что-нибудь
интересное,

* ребенку явно не хватает дома внимания, эмоционального
тепла и принятия. В этом случае потребуется серьезная и
квалифицированная психологическая работа с родителя
ми. Возможно — семейная терапия.

Ни один самый тщательный сценарий не выполним на 100%. Одно и то же занятие с разными детьми будет проходить по-разному. Сказкотерапия — это живой, творческий процесс, который будет обогащаться как детскими находками, так и Вашими озарениями. На этих страницах невозможно описать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях. Также невозможно описать и все причины, которые порождают ту или иную ситуацию (для этого потребуется отдельная книга). Поэтому только Ваш жизненный и профессиональный опыт и, самое главное, интуиция подскажут Вам, как выходить из той или иной ситуации.

142


Элементы практической сказкотерапии



Сценарии занятий


143


 


Однако есть основной принцип — не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не вписывать ребенка в сценарий занятия. Ведь сказка — это место, свободное от условностей. В Вашей власти неожиданно менять ситуацию, проявлять оригинальное поведение. Итак, если ребенок "не вписывается" в сценарий — предложите ему альтернативный выход из ситуации, переключите его внимание (ваше неожиданное "ку-ка-ре-ку" тоже может быть творческим решением ситуации). Главное помнить о том, что каждое занятие "живое" и в нем всегда есть место экспромту.

Сценарий второй

Задачи занятия:

* развитие воображения

* развитие произвольной памяти и внимания

* совершенствование коммуникативных навыков

Необходимые материалы:

* костюм Волшебника

* Волшебный Посох

* ткани: зеленая, голубая, черная

* ширма

* стулья

* костюм Ворона

* костюм охотника Нибумбума

* костюм Дракона.

Добрый Волшебник: "Здравствуйте, сказочные существа! Кто пришел сегодня в мою сказку? (Дети представляют своих персонажей.) Как хорошо, что пришли. У меня случилась беда: пока я прилег отдохнуть (возраст, знаете ли), прилетел Дракон из соседней Сказочной страны и унес мой Волшебный Посох. А Посох-то мой таков: в чьи руки попадет такие и дела делать будет. В добрых руках он помогает творить доброе волшебство, а в злых руках может и зла наделать. Представляете, что может наделать Дракон, имея мой Посох?! Беда еще и в том, что сам я не могу туда дойти без Посоха, Стар ведь я. Что делать — не знаю..."


Дети, ссылаясь на то, что у них уже есть опыт сказочного путешествия, предлагают свои услуги в походе за Посохом.

Волшебник: «Ну спасибо вам, добрые сказочные существа, что откликнулись на мою беду. А теперь послушайте, как идти в Драконово царство. Сейчас встанете вы на сказочную дорожку, возьметесь за руки, закроете глаза и сделаете 5 шагов вперед. Все вокруг вас изменится. А когда глаза откроете — окажетесь в Заколдованном лесу. Лес тот проверять вас станет — умеете ли вы превращаться в разных зверушек, обитателей лесных. Знаю я, что сможете вы превратиться и в лису, и в медведя, и в зайца, показать, как они ходят — поэтому я за вас спокоен. А из Леса выйдете вы к обрыву высокому — дальше дороги нет. Вот тогда, прямо и не знаю, как быть: ведь даже если вы умеете летать — крылья ваши не раскроются: пропасть-то волшебная. Через нее может только сам Ворон Воронович перелететь... Да ведь вы с ним знакомы! А как позвать его на помощь, знаете?.. Подскажу я вам слова волшебные, запоминайте:

"Друг наш, Ворон, прилетай! Из беды нас выручай!"

Слова эти только всем вместе можно говорить, не то Ворон не услышит. Как дальше идти в Драконово царство — у Ворона Вороновича расспросите. Ну, в добрый путь!"

Дети прощаются с Волшебником, берутся за руки, закрывают глаза и делают 5 шагов. Ведущий тем временем набрасывает на пол "лесную дорожку".

В Заколдованном лесу дети под музыку (желательно подвижную) изображают разных животных: зайца, лису, юлка, медведя, лягушку, змею и других. Изображая животных, дети стараются говорить так же, как и они (ведущий участвует в превращениях, просит детей "озвучивать" животных). Вот, наконец, (через 5—7 минут), Заколдованный лес закончился.

Ведущий убирает "лесную дорожку" и ставит в конце комнаты 2 стула на расстоянии 1,5—2-х метров друг от друга (в ширину). Это — один край пропасти. На другом конце комнаты он таким же образом устанавливает стулья. Это — другой край пропасти.


144


Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


145


 


Дети подходят к тому краю "пропасти", который ближе к ним. И начинают совещаться, вспоминать заклинание, с помощью которого нужно вызвать Ворона. Наконец, заклинание воспроизведено, прилетает Ворон и переносит детей по одному через "пропасть" (интересно наблюдать реакцию детей на перелет: кто-то старается первым попасть на другую сторону "пропасти", а кто-то побаивается перелетать через "пропасть" на Вороне). Когда все дети оказываются на другой стороне пропасти, Ворон спрашивает детей, чем он еще может им помочь. Дети просят Ворона показать им дорогу в Драконово царство.

Ворон: "Сам я ни разу не летал в царство Драконово, но знаю, что если переплыть через вон то большое озеро, то за озером, в лесу живет охотник Нибумбум. Он много раз охотился в Драконовых лесах. Да только Нибумбум — человек особенный — как вы к нему отнесетесь, так и он к вам. Испугается его кто-то — вмиг он страшным станет, а кто не испугается и с добротой подойдет — того добром отблагодарит. Идите, мои храбрые путешественники. А обратно пойдете — можете меня позвать, а можете Посох Волшебный использовать. Махнете им три раза — и мостик через пропасть появится. До свиданья! Скатертью дорога!"

Пока Ворон говорит, Ведущий в другом конце зала раскидывает на полу голубую ткань — это "озеро". Дети прощаются с Вороном и переплывают через "озеро". Оно большое, поэтому они плывут долго. Тем временем ассистент незаметно переодевается в костюм Нибумбума.

После переправы через "озеро" ведущий меняет голубую ткань на зеленую — и дети входят в лес, где живет Нибумбум. Играет музыка с пением птиц, дети прислушиваются к голосам птиц, говорят, о чем, по их мнению, птицы поют. Ведущий: "Смотрите, сколько на этой поляне цветов, спелых ягод, грибов". Дети показывают, как они собирают воображаемые цветы (какие), ягоды (какие) и грибы.

Неожиданно появляется Нибумбум. Сначала он кричит: "Э-ге-ге-ге", — и как будто прислушивается к эху. Потом говорит строго: "Кто это в моем лесу хозяйничает? В заповедной зоне веселится?!" (Задача Нибумбума произвести довольно


грозное впечатление, а задача детей не поддаться этому впечатлению.) Кто-то из детей вспоминает слова Ворона и говорит: "Не бойтесь, Ворон ведь сказал — как мы к нему, так и он к нам". Дети смело подходят к охотнику и рассказывают, куда они идут и зачем.

Нибумбум: "Да-а, нелегко у Дракона забрать Посох, ведь сам-то он вам его не отдаст. Верно? В битву с ним вступать — он одолеет. Что же делать?" (Дети предлагают, генерируют идеи — как добыть Посох у Дракона.) Задача ведущего и Нибумбума, собрав детские идеи, подвести детей к тому, что нужно сделать, чтобы взять Посох.

Нибумбум: «Давайте попробуем Дракона перехитрить. Дракон большой, с ним справиться сложно? А с кем бы вы легко справились? — Например, дети говорят, что с маленьким жучком или с мышкой. — Значит, нам нужно заставить превратиться Дракона в мышку (или другое маленькое существо). Как придете в пещеру Дракона, услышите его храп. Но в пещеру не ходите. Скажу я вам заклинание, как Дракона разбудить, да так разбудить, чтобы он не очень злым проснулся, чтобы с ним можно было разговаривать. Слушайте и запоминайте:

"Ветерок! Ты всех сильней! Сон Драконовый развей".

А когда вы услышите, что Дракон перестал храпеть, произнесите второе заклинание:

"Эй, Драконище, проснись! На поклон к гостям явись!"

Только заклинания говорите дружно, все вместе. Когда выйдет к вам Дракон, не пугайтесь. Поздоровайтесь и скажите, что, мол, охотник Нибумбум рассказывал, что ты, Дракон, только в больших существ умеешь превращаться. А вот в маленьких не можешь. Ты не можешь превратиться в мышку, а мы можем. А значит — мы сильнее волшебники, чем ты. И тут вам надо всем, кроме одного, превратиться в мышек, показать Дракону, что вы сильнее его. Дракону обидно станет, что вы сильнее его, и он тоже превратится в мышку. Тогда тот кто не превратился в мышку, должен быстро вбежать в


146


Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


147


 


пещеру и схватить посох. А уже с Посохом вам никакой Дракон не страшен. Ведь Посох в добрых руках Добро делает, а Добро всегда сильнее Зла. Как Посох получите, с его помощью сделаете с Драконом, что пожелаете.

Ну а теперь... заклинания запомнили? (Дети повторяют заклинания.) Теперь от моего леса сделаете 10 шагов с закрытыми глазами на носочках, потом 10 шагов с закрытыми глазами на пяточках и 5 шагов с закрытыми глазами как обычно — полной стопой. Все вокруг вас изменится, и вы увидите пещеру Дракона. Доброго пути!»

Пока дети выполняют инструкцию Нибумбума (Ведущий следит за тем, чтобы они все сделали правильно), ассистент ставит ширму и накидывает на себя плащ Дракона. Когда дети заканчивают ходьбу, он за ширмой начинает храпеть. Дальше все происходит так, как и предсказывал Нибумбум. Когда дети получают Посох, они начинают совещаться — что же им сделать с Драконом (здесь варианты решения непредсказуемы). Например, дети приказывают Дракону превратить свое логово в большой цветущий сад и ухаживать за цветами (т.е. выбор меры пресечения для Дракона зависит от фантазии детей). В любом случае Дракон, показав, что он выполнит приказание детей, удаляется за ширму, чтобы распространить приказ детей на все свое царство.

Тем временем ведущий говорит, что Ветер легкий (который забрал сон у Дракона) прилетел и хочет с детьми потанцевать. Играет подвижная музыка, и дети кружатся в танце вместе с Ветерком. А ассистент, тем временем, за ширмой переодевается в Волшебника и садится рядом с Цветком. Когда танец с Ветерком заканчивается, дети взмахивают Посохом, и он переносит их к Волшебнику. Волшебник, увидев Посох, радуется и благодарит ребят, а они рассказывают ему о своих приключениях.

Далее дети превращаются в самих себя у Волшебного Цветка. Занятие закончено.

Комментарии к занятию.

Занятие построено так, что задали, встающие перед детьми, постепенно усложняются. Сначала им предстоит принять ответственное самостоятельное решение — пойти за


Посохом в царство Дракона. Важно то, что дети отправляются за Посохом не только для того, чтобы помочь Волшеб-нику, но и для того, чтобы Дракон не смог делать злые дела. В данном случае дети как бы берут на себя ответственности за всю Сказочную страну, принимают на себя функцию Спасителей, Поскольку путешествие заканчивается удачно, у ребенка появляется собственный жизненный, опыт преодоления препятствий и взаимопомощи. Кроме того, ребенок бессознательно запечатлевает тот факт, что ответственность влечет за собой не только трудности, но и огромное чувство удовлетворенности, когда дело сделано. Таким образом, в результате нескольких удачных сказочных путешествий у ребенка формируется чувство уверенности в своих силах.

Ходьба с закрытыми глазами. С помощью этого приема можно решить две задачи:

* Развитие координации движений и "представления о "схеме тела".

* Усиление сказочного впечатления. Изменения в зале для
занятий происходят не на глазах у детей, и это усиливает сказочный эффект. Кроме того, это дает возможность ведущему или его ассистенту незаметно поменять положение или внешний облик.

Превращения в животных. Обычно дети с удовольствием превращаются в животных, копируя их манеру поведения и звуки. Это упражнение не только развивает их воображение, но и может служить хорошей "упаковкой" для физкультурных упражнений на различные группы мышц.

Важная ситуация для наблюдения — перелет с Вороном через "пропасть". Как дети выстраиваются в очередь на переправу через "пропасть", уступают ли они друг другу или каждый стремится быть первым. Есть дети (ответственные лидеры), которые наводят порядок, устанавливают очередность переправы, а сами летят последними. Причем в обычной жизни они могут и не проявлять таких качеств, а проявлять качества прямо противоположные (это могут быть и "тихони", и "неуправляемые" дети).



Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


149


 


Если Вы хотите дать каждому ребенку возможность проявить свои организаторские качества (особенно это касается мальчиков), Вы можете перед тем, как войти в Сказку, заключить с ребятами договор: «Для того, чтобы отправиться в сказочное путешествие, нам нужно выбрать "Главного". Того, кто в этом путешествии будет следить за тем, чтобы каждый делал свое дело; если потребуется защищаться от кого-то (в сказке всякое бывает) — то он взял бы на себя командование. В ходе нашего путешествия мы будем прислушиваться к тому, что говорит нам "Главный", выполнять его советы». Дальше можно с детьми обсудить, какими, на их взгляд, качествами должен обладать "Главный" (обычно дети говорят: "добрый, справедливый, сильный, красивый" и пр.). Важно зафиксировать, какое качество назвал каждый ребенок, т.к. это имеет психодиагностический смысл. Часто дети называют те качества, которые являются для них наиболее ценными. Или те качества, которых им не хватает в близких людях (особенно это относится к неблагополучным детям). После этого Вы сообщаете, что каждый, кто хочет, может побыть "Главным". Если группа большая, можно выбирать двух "Главных". "Главного" выбирают на каждом занятии заново. Выборы можно проводить с помощью жребия (при этом Вы можете объяснить детям, что такое шанс, случай). Однако на первом и втором занятии "Главного" Вам лучше назначить под любым "сказочным" предлогом (или просто с позиции Вашего авторитета). «Мне бы очень хотелось, чтобы в этом путешествии "Главным" был Вася». В этом случае хорошо выбрать активного и "хулиганистого" ребенка, для того чтобы дать ему возможность "прожить" чувство ответственности за всех (бывает так, что жребий такому ребенку долго не выпадает, он начинает нервничать и отключаться от сказочного процесса. Если же дать ему возможность побыть "Главным" в самом начале, Вы заметите, как меняется его поведение). Выбор "Главного" имеет смысл проводить, когда детям уже больше 5 лет и в группе есть несколько детей, которые конкурируют друг с другом.

Итак, реакции детей на переправе через "пропасть" — во многом отражают их поведение в трудных ситуациях. Кто-


то может заявить, что он может переправиться сам (в этом случае Ворону не нужно спорить с ребенком). Можно "лететь" рядом с ним, чуть придерживая за руку). Кто-то может испугаться лететь с Вороном (в этом случае ведущему необходимо организовать поддержку других детей, которые сказали бы: "Не бойся, мы тебя ждем!"). Некоторые дети "виснут" на Вороне, требуя немедленной переправы (в такой ситуации Ворону необходимо рассказать о своих чувствах: как ему тяжело и неприятно; и переправить не тех, кто на нем "висел", а другого ребенка). Ситуаций на "переправе" может возникнуть много, главное творчески подойти к их разрешению.

Купание в "озере" и сбор ягод на "поляне" — упражнения, развивающие воображение и двигательную координацию.

Встреча с охотником Нибумбумом. Образ Нибумбума важен тем, что он как бы ставит детям "зеркало" их реакциям и поведению. Нибумбум зорко следит за тем, как и на что реагируют дети. Если они капризничают, он начинает ныть и гримасничать, если они начинают на него нападать или прячутся, он разыгрывает строгость и т.д. Образ Нибумбума помогает понять ребенку важную вещь: как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Страх притягивает к себе опасность, доброта — помощь.

Для развития произвольной памяти и внимания полезны различные "заклинания", которые должны запомнить дети. Текст заклинаний может меняться. Однако важно отсроченное воспроизведение.

В царстве Дракона. Встреча с Драконом — это встреча с персонифицированным злом. Поскольку реально драться с Драконом детям не под силу, нужно придумать другие способы решения задачи. Важно, чтобы дети сами высказывали свои идеи, как справиться с Драконом. И если детские идеи окажутся интереснее Вашей сценарной заготовки — пусть будет реализована детская идея.

Сценарную заготовку лучше применить тогда, когда дети зашли в тупик. Только в этом случае Нибумбум может предложить превращение в мышку. Не исключено, что кто-нибудь из детей сам додумается до Вашей идеи (ведь многие дети знают



Элементы практической сказкотерапии


Сценарии занятий


151


 


сказку про Кота в Сапогах). Поиск средства для того, чтобы обезвредить Дракона, способствует, с одной стороны, развитию творческого мышления ребенка, а, с другой стороны, помогает ребенку самостоятельно работать со своим страхом (Дракон — страшное существо, кроме того, он еще обладает и Волшебным Посохом, поэтому, придумав, как справиться с Драконом, ребенок запечатлевает в бессознательном не только победу над страхом, но и уверенность в том, что в дальнейшем он самостоятельно сможет справиться с ним).

Любой сценарий сказочного путешествия содержит в себе основные элементы сюжета сказки: расставание с домом, встреча с помощниками, борьба со злом и победа, возвращение домой. Основываясь на этом, Вы можете сочинить другие сценарии сказочных путешествий. При этом герои, которые встретятся на пути, могут быть известны детям из сказок (Баба-Яга, Кощей, Волк и др.), а могут быть и неизвестны детям (как Нибумбум). Неизвестных детям героев легче наделять качествами, необходимыми Вам для проработки. Например, герой, который совершает только плохие поступки, может быть перевоспитан детьми (при этом герой рассказывает историю, как он стал таким плохим и как ему, плохому, на самом деле трудно живется — никто с ним не играет, все боятся и пр.). От лица героев сказки дети легко воспринимают нормирование (правила поведения), с удовольствием выполняют задания на развитие памяти, внимания, речи.

Если у Вас нет ассистента, Вы можете использовать кукол-марионеток. Обычно дети легко включаются в такую игру.

Однако занятия по сказкотерапии можно проводить не только в виде сказочных путешествий по Волшебной стране. Когда дети окажутся в сказке (либо через Цветок, либо чет рез Тоннель), можно с ними рисовать, ставить спектакль, изготавливать кукол, сочинять сказки, рассказывать им сказку под музыку и многое другое.


Методы регистрации







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.