Здавалка
Главная | Обратная связь

Протокол сеанса индивидуальной



Сказкотерапевтической песочной

Терапии

Ф.И._________________________ _^

Дата_______________________________

Выбран песок - сухой, влажный (подчеркнуть) Состояние пациента (возбужден, утомлен, тревожен и пр.)

 

 
Тема песочной картины  
Выбор 1. фигурок 2.
3. 4.
5. 6.
7. 8.
9. 10.
11. 12.
13. 14.
 

Песочный лист

 


 



Новые разработки


Постаповка сказок на песке


171


 


Особые пометки, замечания

В протоколе мы фиксируем выбор игрушек, схематично зарисовываем ландшафт, помечаем расположение фигурок на песочном листе.

Для удобства записи и последующей интерпретации схематическое изображение песочного листа мы делим на три части: левую, центральную, правую. Если Ваш пациент — левша (или "переученный на правшу" левша), "правая" и "левая" части меняются местами. В протоколе вы можете сделать пометки об этом.

Объекты ландшафта и фигурки, которые попадают в ЛЕВУЮ часть песочного листа, символизируют процессы, желания, события уже ПРОЖИТЫЕ, остающиеся в прошлом, а также имеющийся ОПЫТ, взаимоотношения с матерью, ситуацию в семье, дома, эмоционально-чувственную сферу жизни нашего пациента. Словом, все, что связано с ИНЬ-скими процессами в нашей психике.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ часть песочного листа символизирует АКТУАЛЬНОЕ НАСТОЯЩЕЕ. Фигурки и объекты ландшафта, распо-


ложенные в центральной часта, отражают состояние пациента ."здесь и сейчас": что для него важно, беспокоит, радует и пр.

ПРАВАЯ часть символизирует ЯНЬ-ские процессы внут-реннего мира. То, что оказывается в правой части, расскажет нам о будущем, социальной ориентации, социализации, образе будущего, взаимоотношениях с отцом, с друзьями, сослуживцами и пр. Это могут быть потенциальные нереализованные, еще не прожитые, планы, ситуации, взаимоотношения. А также опасения и тревога, связанные с будущим.

Кроме этого, мы разделим песочный лист по горизонтали: на ВЕРХНЮЮ и НИЖНЮЮ части.

Фигурки и объекты ландшафта, смещенные к ВЕРХУ, будут описывать процессы иррациональные, фантазийные, надежды, прежние ассоциации, актуальные мысли, образы будущего и пр.

То, что смещено к НИЖНЕЙ части, отражает сферу реальной деятельности, нечто сделанное или воплощаемое.

Все, что "попадает" в центр песочной картины, описывает процессы, связанные с ЭГО нашего пациента, тенденцию к самоактуализации.

Особенно важно зафиксировать фигурку, которая появляется на песочном листе ПЕРВОЙ (не обязательно первой в песочнице окажется игрушка, выбранная первой из коллекции фигурок). Как правило, она символизирует образ, на который осуществлен перенос ЭГО, с которым бессознательно идентифицирует себя человек. Местоположение первой фигурки на песочном листе укажет нам положение "точки эго" в пространстве внутреннего мира нашего пациента. Где находится "точка самоосознавания": в прошлом, настоящем или будущем? Дома или в социуме? Какая сфера жизни на данный момент является наиболее актуальной для бессознательного?..

Для удобства нами введена "дробная" запись: в числителе — порядковый номер выбора фигурки из коллекции, в знаменателе — очередность появления фигурки на песочном листе.

Например, обозначение 3/1 — означает, что фигурка под номером 3 появилась первой на песочном листе. 1/2 — фигурка под номером 1 появилась второй и т.д.


172


Новые разработки


Постановка сказок на песке


173


 


Иногда фигурки закапывают. В этом случае рядом с цифровой записью нужно поставить значок "стрелка вниз". Закопанные в песок: предметы символизируют ВЫТЕСНЯЕМОЕ В БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ или то, что еще неосознано. Могут закапывать камни (как потенциальные части личности), монстров (как вытесненное напряжение), ключи (как символы потенциальных путей, открытий и пр.) и многое другое. Об этих фигурках важно подробно расспросить пациента: что это, по каким правилам живет, почему закопано и пр.

Много интересной информации нам передадут водоемы. Они бывают "открытые" и "закрытые".

В отличие от "закрытого", "открытый" водоем "вытекает" за пределы песочного листа, символизируя открытость определенному процессу, тенденцию к расширению собственных границ и пр. Важно, в какой части песочного листа оказался "открытый" водоем: правой или левой, а также куда "течет" вода. Это нам покажет вектор бессознательной ориентации человека на данный момент. К чему он склонен сейчас: к исследованию прошлого, домашних ситуаций, или стремится преобразовать свое настоящее и будущее.

Горы и другие возвышенности, проявленные на песочном листе, символизируют бессознательные тенденции к самоутверждению, реализации. Фигурки, оказавшиеся на возвышенности, имеют особую значимость для автора картины.

Бывает, что горы и реки разделяют песочную картину на две и более частей. Это может символизировать разные аспекты личности, "автономные" внутренние миры, ряд жизненных ситуаций, которыми озабочен автор картины.

Когда пациент дает понять, что завершил картину, мы просим его рассказать о ней:

• что это за мир, Сказочная страна,

• какие существа ее населяют, какой у них характер, что
они умеют, откуда они пришли в эту страну (важно под
робно расспросить о каждой фигурке),

• в каких взаимоотношениях они находятся между собой,

• всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране,
если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало
лучше, что можно изменить?


какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?

Последние два вопроса стимулируют нашего пациента вносить изменения в картину. Фантазировать, проецируя свои желания на будущее песочной страны. И здесь важно не просто воображать, а реально делать, менять — ибо фигурки легко переставляются, вносятся новые, убирается то, что больше не нужно.

Некоторые люди ничего не желают менять в своей картине. Они говорят, что их все устраивает, им хочется оставить все "как есть". Это может быть связано с переносом на песочный лист состояния внутренней стабильности. В этом случае человек желает "остановить мгновенье", усилить, полностью прожить найденное и спроецированное на песочный лист состояние. То есть данная картина не содержит неразрешенного внутреннего конфликта, напряжения (хотя наблюдателю она и может показаться "проблемной"). Для нашего пациента сейчас эта песочная "диспозиция" выражает состояние динамического равновесия.

Когда наш пациент говорит, что есть существо (или существа), испытывающее дискомфорт в песочной стране, мы спрашиваем: "А что можно сделать для того, чтобы ему стало лучше?" Здесь важно, чтобы человек не просто фантазировал, а реально драматизировал свои фантазии на песке. После каждого изменения в картине мы можем спрашивать: "А что было дальше? А что будет, когда герой придет туда, куда он направляется?" и т.п. Игра продолжается до тех пор, пока уязвленный вначале герой не станет победителем или пациент не скажет: "Теперь всем хорошо". Это сигнал того, что имевшееся на начало сеанса внутреннее напряжение "проработано" на бессознательно-символическом уровне.

Ваш пациент говорит: "Этому герою очень плохо здесь, но ничего сделать нельзя". Можно предложить ему помощь: "Мы же с тобой в сказке, а в Сказочной стране невозможного не бывает. Давай подойдем к волшебному шкафу, где живут фигурки, и посмотрим — может быть, среди них есть те, кто нам поможет. Бывает, что помощники прячутся — их сразу не заметишь. Но сейчас мы будем с тобой очень внимательны". Ежели и после этого Ваш пациент удручен, не может



Новые разработки


Постановка сказок на песке


175


 


найти себе помощника — это означает, что проблема глубока и потенциальное бессознательное ее решение еще "не созрело". В данном случае можно построить работу по "защите" страдающею существа. "Ну что ж, и в сказке, и в жизни бывают ситуации, когда кажется, что помочь никто не может. Давай подумаем, как наш герой может себя защитить". Таким образом, мы усиливаем психологическую резистентность, "включаем" бессознательные защитные механизмы. Быть может, на 3—5 сеанс наш пациент уже сможет найти помощников уязвленному герою.

Один 5-летний мальчик, страдающий эпилепсией, все время строил в большей части песочного листа Сказочную страну, окруженную юрами, забором, рвом с водой. В этой стране жили существа, занимавшиеся созидательной деятельностью. В меньшей части песочного листа жил злой дракон. Обычно он спал. И в это время люди могли делать свои дела. Но когда он просыпался (а это было всегда непредсказуемо) , то налетал на мирную страну и все разрушал. Не спасали ни горы, ни ограда. Когда дракон улетал, оставшиеся в живых люди, восстанавливали свою страну. На вопрос "Могут ли жители этой страны как-то защитить себя? Может, им нужно обратиться к Волшебнику?", мальчик отрицательно качал головой. В течение 5 сеансов дракон методично все разрушал. Складывалось ощущение, что ребенку нравится рушить то, что он сам и создавал. Наконец, мальчик сказал, что, если люди хотят справиться с драконом, им нужно найти Волшебный Камень (в картине появился камень — он был закопан). Конечно, на этом сеансе люди камень не нашли, и. дракон опять все разрушил. В следующий раз, мальчик заявил, что к камню может подойти только один герой и, когда он коснется камня, он узнает заклинание, способное остановить дракона. "Не победить, а остановить", — подчеркнул ребенок. И вот герой нашел камень, дотронулся до него и услышал заклинание. Когда на страну вновь налетел дракон, мальчик, держа фигурку дракона в одной руке а героя в другой, стал шептать заклинание (это был сложно воспроизводимый набор звуков). Было видно, как он переживает, как непросто остановить дракона. Оказалось, что


"просто прошептать" заклинание недостаточно. Его нужно произносить твердо. Дракон улетел, не успев серьезно повредить страну. После этого мальчик выглядел очень уставшим. На следующий день пришла его мама и сказала, что с ребенком происходит "что-то странное". Дома он стал "кукситься", что обычно предвещало начало припадка, при этом шепча какие-то непонятные слова. Маму, конечно, это очень напугало. Но оказалось, что вслед за этим припадка не последовало. Ребенок свернулся калачиком и заснул! Он пришел к тому, чтобы произвольно гасить приступ эпилепсии.

Этот эпизод показывает динамику бессознательной работы над заболеванием. Конечно, дорогой Читатель, Вам сразу стало ясно, что образ дракона — это болезнь, приступ. Долгое время он безнаказанно разрушал позитивную сферу жизни. Важно, что ребенок сам пришел к заклинанию и его форме. Это лишний раз подтверждает тот факт, что мы очень мало знаем о бессознательном и его возможностях, и, конечно же, иллюстрирует эффективность игры в песок.

Специалистам, начинающим практиковать сказкотера-певтическую песочную терапию, совсем не обязательно заниматься интерпретацией песочных картин. Достаточно уже того, что Вы выступаете организатором психотерапевтической среды и позволяете своему пациенту самостоятельно поработать над своей проблемой, поговорить "с самим собой".

В протоколе на "песочном листе 2" зарисовывается картина на конец сеанса, если, конечно, она менялась.

Если Вы работаете с неговорящими детьми и взрослыми, язык песочной картины поможет Вам глубже понять внутренние процессы этих людей.

По окончании сеанса пациент САМ разбирает песочную картину. Таким образом закрепляется приобретенный на символическо-бессознательном уровне опыт.

Для оценки результативности Вашей работы можно использовать также тест Люшера (через каждые 3—5 сеансов) и, конечно, фотографии песочных картин.



Новые разработки


Постановка сказок на песке


177


 


миролюбие спокойствие лидерство вовлеченность креативность сотрудничество гибкость

Групповая форма

Групповая форма сказкотерапевтической песочной терапии предполагает проективную психологическую диагностику системы межличностных отношений в группе, исследование совместимости ее членов и стиля взаимодействия. А также коррекцию и формирование моделей позитивной коммуникации (общения друг с другом).

Психотерапевтическая группа обычно состоит из 4 человек (по количеству сторон в песочнице). Если Вы имеете дело со сложными пациентами (агрессивные, гиперактивные дети, подростки-девианты и пр.), лучше составить группу из 3-х человек — Вы будете четвертым.

На групповых занятиях мы фиксируем в Протоколе не расположение фигурок на песочном листе, а стиль поведения участников сеанса.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.